конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ивушкина Ольга Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Слова с непроизносимыми согласными»

Цель урока: объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных

Задачи:

  • образовательные: сформировать умение различать слова с непроизносимой согласной в корне, подбирать проверочные слова;
  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме. 

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-представлять информацию в виде схемы (алгоритма). 

Регулятивные УУД: 

-умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД: 

-умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

-работать в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: 

-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, исследовательские.

Формы работы: фронтальная;  парная, групповая; индивидуальная.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология оценивания, игровая технология

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, алгоритм,  кружки 3 цветов, карточки с буквосочетаниями, лист самооценки, презентация , словарь Ожегова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

 

Организует проговаривание девиза урока

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока.

- Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.

(Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.)

- Для чего нужно выполнять эти правила?

- Назовите девиз урока.

(Слайд 1.) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

 (Открытию нового знания)

- На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Мы – исследователи! Сегодня объектом нашего исследования будет слово. Откройте тетради, запишите дату, вид работы. Желаю вам удачи хорошего настроения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации.

 Организует минутку чистописания.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Записывают буквы, соблюдая закономерность.

Работают в паре

Выполняют задание, на группировку слов по орфограммам. Вспоминают изученные орфограммы

Оценивают свою работу в листе самооценки

- А в слове мы исследуем звуки и буквы. Минутка чистописания:  запишите буквы, продолжив закономерность.

(Слайд 2)   Дд  Тт  Лл.

 Помните, что писать надо красиво, аккуратно, соблюдая правильную посадку.

- Какая буква «лишняя?» (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)

Оцените свою работу.

Поработайте в паре.  Разделите слова на две группы:  

в…селье,  сугро… , пл…сать , моро… , праз…ник.

(Слайд 3)По какому признаку разделили слова на 2 группы?

1 столбик: слова с безударными гласными,

2 столбик: слова с парными согласными,

  веселье                  сугроб

  плясать                  мороз

                 праздник

-Как проверить безударную гласную в корне?

 -Как проверить парную согласную в корне слова?

Слово праздник – лишнее.

 Оцените работу в паре.

3. Постановка учебной задачи

Цель: выявление учащимися места и причины затруднения

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию

Работают со словарём.

Формулируют тему урока.

Ставят цели.

Словарная работа

Что такое праздник? Посмотрите в словаре (день торжества) Произошло от древнерусского слова «праздь» - нерабочий день. Запишите это слово.  Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили? (написание и произношение различны)

Послушайте и запомните стихотворение-подсказку.

Если в праздник «Д» забыть,

Может праздника не быть.

(Слайд 4)

- Подберите однокоренные слова, запишите, выделите корень, подчеркните  выделенную букву. Что же это за орфограмма? (Непроизносимая согласная в корне слова) -Кто сформулирует тему нашего урока?

(Слайд 5)

(Тема урока «Слова с непроизносимыми согласными» )

–  Какую цель ставим?  (Узнать, какие согласные считаются непроизносимыми, как проверить непроизносимые согласные)

Физминутка для глаз

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организует работу в группе

Организует самопроверку выполненного задания.

Организует  побуждающий диалог

Выставляет на доску карточки с буквосочетаниями 

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ЛНЦ [нц], СТН [сн]

Организует работу учащихся по составлению алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

Работают на карточках.

Вставляют пропущенные слова по смыслу.

Анализируют слова, делают вывод о непроизносимых согласных.

Сверяют свой вывод с правилом в учебнике.

Записывают слова.

Оценивают работу на этом этапе урока.

Работают в группе, подбирают проверочные слова.

Называют алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными

(Слайд 6 )

- Какой праздник  приближается?    (Новый год)

На Новый год все поздравляют друг друга. Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление.

 - Объединитесь в группы. Распределите роли. Работу заканчиваете по моему сигналу

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Дорогой друг!

Поздравляем тебя с ……!

Будь, как ….., красивым!

Будь ,  …….,  милым!

Будь всегда  ………!

                         Твои друзья.

праздником

солнце

прелестным

счастливым

(Слайд 7)

Из каких частей  состоит поздравление? (Обращение, основная часть, подпись).

Какие слова вы вставили? Исследуйте эти слова. Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми?

Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных».

Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется?  (в слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется)

Произнесите второе слово. Что заметили? (в слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется)

Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)

Найдите несоответствие в четвёртом слове. (в слове «счастливым» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)

Сделайте вывод.

 Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу  три согласных. Один звук из них может не произноситься. (-лнц-  -здн-, -стн- -стл-, ).  Буквы согласных   Д Т Л называются непроизносимыми.

 Иногда согласные  играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Откройте учебник на странице 115, прочитайте правило.

Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Подчеркните согласные. Оцените свою работу.

(Слайд 8)

Физминутка

2. Продолжаем исследование.

- Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?  

(Нужно подобрать к этим словам однокоренные  слова так, чтобы согласный  звук произносился отчётливо).

- Подберите проверочные слова, сделайте вывод.

- А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило.

 - Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными ( листы лежат на парте)

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:

1.Определяем наличие стечения согласных.

2.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

3.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

4.Записываем слово.

Физкультминутка

Организует выполнение упражнений в игре

Выполняют упражнения согласно правилам игры

«Игра «Хлопай - топай»

Учитель называет слова. Если в слове встретится непроизносимый согласный звук, то все дети хлопают, вытянув руки вперед. Если в слове встретилась другая орфограмма, дети топают

Известный, серьезно, тетрадка, грустный, грустишь, капуста, капустный, радостный, сердечко, сердце, праздник, опоздать, поздно.

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Решают типичные задания с проговариванием алгоритма вслух

Отгадывают загадку, записывают словосочетание и подбирают проверочное слово, используя алгоритм

Оценивают работу ученика у доски.

Работа в паре.

Рассказывают друг другу правило

Кто приходит в каждый дом 
В Новый год с большим мешком? 
Шуба, шапка, красный нос, 
Это Дедушка … (Мороз)

-  Посмотрите на нашего Деда Мороза.

(Слайд 9)

Какое у него выражение лица? Какая улыбка?

Радостная улыбка

- Какой мешок у него за спиной?

Гигантский мешок

- Используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово, запишите словосочетание. ( ученик работает у доски)

- Как проверить непроизносимый согласный расскажите друг другу правило.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: применение нового способа действия , самоконтроль, самопроверка

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует самостоятельную работу и самопроверку по эталону

Самостоятельная работа на карточка. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Оценивают свою работу.

(Слайд 10)

Предлагает вам Дед Мороз поработать на карточках. Выберите себе уровень по силам.

Разноуровневые задания.

1 уровень

 1. Образуйте от существительных имена прилагательные.

    прелесть  -     _____________________

    грусть  -      ______________________

    известие -    _______________________

2 уровень

2.   Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.

                                                                                                        

 капус.ный                                                      звёзды   

 чес.ный                                                        капуста                         

 звёз.ный                                                         честь

-  У кого были затруднения? В каком шаге вы ошиблись? 

7.Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

-    Какова тема нашего урока?

 (Слова с непроизносимыми согласными)

 -   Какую цель ставили перед собой?

-    Достигли мы цели? (ответы детей)

-    Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать  однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

- Где полученные знания можно применить?

-  Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Посчитайте баллы в листе самооценки.

- Выставление оценок. 

(Слайд 11)

-   Если вы считаете, что выполняли работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте елку зелёными шарами.

-   Если вы выполняли работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку жёлтыми  шарами.

-  Если вы ошибались в работе, вам не понятна тема, украсьте елку красными  шарами.

-  Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияет огнями.

8. Домашняя работа

Организует инструктаж по выполнению домашней работы

Задают уточняющие вопросы

Выучить правило: с.115 - 116, упр. 228 ( к словам с непроизносимым согласным подобрать проверочное слово)

Творческое задание: составить новогоднее поздравление для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....

Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Отлично, Спасибо за работу, Ольга Ивановна!