Этап урока | Время (мин) | Ход урока | Формирование УУД | Примечание слайды |
1.Организационный момент. | 1 | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Задубровская Елена Владимировна. Сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне. А теперь нашим гостям. Настройтесь на работу. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию Познавательные УУД: желать включиться в учебный процесс по предмету. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | Слайд №2. |
2. Минутка чистописания. | 3 | -Возьмите листочки. Запишите число, классная работа. - Чтоб в тетради был порядок, и буквы все дружили в ней, объявляется минутка чистописания. На слайде записаны слова: МАТЬ МОЛОТ СЕСТРА ЩЕНЯТА ДОЧЬ ЖЕНА - Назовите слова, в которых есть мягкие согласные звуки (МАТЬ, СЕСТРА, ДОЧЬ, ЩЕНЯТА). -Найдите среди них трёхсложноеслово (ЩЕНЯТА). - В этом слове назовите буквы, обозначающие мягкие согласные звуки (НЩ). - Запишите эти буквосочетания. - Не забудьте про правила посадки за партой при письме.
| Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
| Слайд № 3-4. |
3. Словарная работа. | 4 | -Переходим к повторению словарных слов. Фотодиктант. Взаимопроверка. "5" - нет ошибок "4" - 1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибок - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? -Молодцы. Продолжаем. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей; определять успехи и трудности.
| Слайд № 5. |
4. Актуализация знаний. | 7 | - К какой части речи относятся эти слова? - Что вы знаете об имени существительном? - Что называется именем существительным? - Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.- неодуш., собств. - нариц., имеют роды, изм. по числам и падежам) - Что значит, изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам) - Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением) - Какая часть слова изменяется при изменении по падежам? - Сколько падежей в русском языке? - Назовите их с вопросами. - Послушайте интересные сведения -Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей - Ученики в Финляндии 15 падежей - Дети в Венгрии 22 падежа - У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет. - Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво. | Познавательные УУД: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
|
|
5. Постановка проблемной ситуации. | 2 | -Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о дочери и сестре. – Найдите однородные члены в этом предложении. - Назовите, к какой части речи они являются? - Определите род? -Выделите в них окончания. - Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? -Какие у вас есть предположения, гипотезы? - Вижу, затрудняетесь. - Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| Слайд № 6. |
6. Открытие новых знаний. | 5 | - Сейчас мы проведём с Вами исследовательскую работу. А результаты исследования будем заносить в таблицу (карточка № 1). - На доске записаны слова (Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь).. Прочитайте их. - Что общего? (Существительные в единственном числе, в именительном падеже). - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания (по ходу работы заполняется карточка и таблица на доске): - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. (Вода, земля) - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. (Юра, Витя) - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь) - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море) - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце) Карточка № 1 Сущ. ж. р. | Сущ. м. р. | Сущ. м. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. ж. р. | Вода | Юра | Конь | Окно | Степь | Земля | Витя | Стол | Море | Дочь |
|
|
|
- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
- Формулировка темы урока.
| 1 | - Сформулируйте тему урока. (Склонение имён существительных). - Сегодня мы с вами научимся определять эти склонения имен существительных. |
|
|
- Работа по новой теме.
| 3 | И последний этап нашего исследования – составим памятку. Как определяем тип склонения? АЛГОРИТМ - часть речи
- выделяем окончание
- определяем род
- определяем склонение
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
|
- Физминутка.
| 2 | -А сейчас попробуем устно определить склонение имён существительных. Не забываем пользоваться памяткой. -Если Вы услышали сущ. 1-го скл. Вы должны присесть, если 2 скл. – наклониться вперед, 3 скл. -должны потянуться. Рыбка, нос, мышь, слон, сумка, печь, деревня, село, рожь, камыш, речь, книга. -Молодцы. Вы справились. |
|
|
- Развитие умений.
| 9 | - Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал (карточка № 2). Прочитайте задания на карточках. Начинайте выполнять задание Уровень 1. Спиши существительные. Укажи склонение. Дупло, ночь, яблоко, море, родник, погода, поляна, помощь. Уровень 2. Выпиши существительные 3 склонения. Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь. Уровень 3. Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных. Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной. Самопроверка. - Проверьте себя. Если есть ошибки, аккуратно исправьте. (Проверяем, комментируя с места). - Кто доволен своей работой? - Молодцы!
| Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
|
- Домашнее задание.
| 1 | Выучить таблицу – опору. Подберите по три слова к каждому склонению на тему: «Тела природы».
|
|
|
- Итог урока.
| 2 | - Итак, с каким законом русского языка мы познакомились? Подведем итог. - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать? - Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? Оцените себя. У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску. - Молодцы, я вижу, что урок вам понравился. Оценивание обучающихся. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
|