Урок русского языка 4 класс. Склонение имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Панкратова Елена Владимировна

Презентация+конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

  1. Ф. И. О. учителя Задубровская Елена Владимировна
  2. Класс: 4 Дата: 28 января 2015 год Предмет: русский язык
  3. Тема урока: Три склонения имени существительного.
  4. Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
  5. Задачи:  обучающие: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;  познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивающие: развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывающие: воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
  6. Тип урока: Ознакомление с новым материалом
  7. Оборудование:  презентация к уроку,  карточки.

Этап урока

Время

(мин)

Ход урока

Формирование УУД

Примечание слайды

1.Организационный момент.

1

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Задубровская Елена Владимировна. Сегодня урок русского языка у Вас проведу я.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне. А теперь нашим гостям. Настройтесь на работу.

Личностные УУД:

мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать учебную ситуацию

Познавательные УУД:

желать включиться в учебный процесс по предмету.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию

Слайд №2.

2. Минутка чистописания.

3

-Возьмите листочки. Запишите число, классная работа.

- Чтоб в тетради был порядок,  
и буквы все дружили в ней,
объявляется минутка чистописания.  

На слайде записаны слова:

МАТЬ

МОЛОТ

СЕСТРА

ЩЕНЯТА

ДОЧЬ

ЖЕНА

- Назовите слова, в которых  есть мягкие согласные звуки (МАТЬ, СЕСТРА, ДОЧЬ, ЩЕНЯТА).

-Найдите среди них  трёхсложноеслово (ЩЕНЯТА).

- В этом слове назовите буквы, обозначающие мягкие согласные звуки (НЩ).

- Запишите эти буквосочетания.

- Не забудьте про правила посадки за партой при письме.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Слайд № 3-4.

3. Словарная работа.

4

-Переходим к повторению словарных слов. Фотодиктант.

Взаимопроверка.

"5" - нет ошибок

"4" - 1 ошибка

"3" - 2 ошибки

"2" - 3 и более ошибок

 - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой?

-Молодцы. Продолжаем.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом;

умение находить и исправлять ошибки в работе соседа; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности.

Слайд № 5.

4. Актуализация знаний.

7

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что называется именем существительным?

- Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.- неодуш., собств. - нариц., имеют роды, изм. по числам и падежам)

- Что значит, изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам)

- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением)

- Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами. 

- Послушайте интересные сведения

-Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей

- Ученики в Финляндии 15 падежей

- Дети в Венгрии 22 падежа

- У китайцев существительные  не склоняются и падежей в грамматике нет.

 - Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои  шесть падежей, чтобы говорить  и писать легко, грамотно и красиво.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Постановка проблемной ситуации.

2

-Прочитайте предложение.

Старая женщина волновалась о дочери и сестре.

– Найдите однородные члены в этом предложении.

- Назовите, к какой части речи они являются?

- Определите род?

-Выделите в них окончания.

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

-Какие у вас есть  предположения, гипотезы?

- Вижу, затрудняетесь.

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Слайд № 6.

6. Открытие новых знаний.

5

- Сейчас мы проведём с Вами исследовательскую работу. А результаты исследования будем заносить в таблицу (карточка № 1).

- На доске записаны слова (Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь).. Прочитайте их.

 - Что общего? (Существительные в единственном числе, в именительном падеже).

-  Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания (по ходу работы заполняется карточка и таблица на доске):

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. (Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

 Карточка № 1

Сущ.

ж. р.

Сущ.

м. р.

Сущ.

м. р.

Сущ.

ср. р.

Сущ.

ж. р.

Вода

Юра

Конь

Окно

Степь

Земля

Витя

Стол

Море

Дочь

- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Формулировка темы урока.

1

- Сформулируйте тему урока. (Склонение имён существительных).

-  Сегодня  мы с вами научимся  определять эти склонения имен существительных. 

  1. Работа по новой теме.

3

И последний этап нашего исследования – составим памятку.

Как определяем тип склонения?

                               АЛГОРИТМ

  1. часть речи
  2. выделяем окончание
  3. определяем род
  4. определяем склонение

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1.  Физминутка.

2

-А сейчас попробуем устно определить склонение имён существительных. Не забываем пользоваться памяткой.

-Если Вы услышали сущ. 1-го скл. Вы должны присесть, если 2 скл. – наклониться вперед, 3 скл. -должны потянуться.

Рыбка, нос, мышь, слон, сумка, печь, деревня, село, рожь, камыш, речь, книга.

-Молодцы. Вы справились.

  1. Развитие умений.

9

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал (карточка № 2). Прочитайте задания на карточках. Начинайте выполнять задание

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

 Дупло, ночь, яблоко, море, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Самопроверка. 

- Проверьте себя. Если есть ошибки, аккуратно исправьте. (Проверяем, комментируя с места).

- Кто доволен своей работой? 

- Молодцы!

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Домашнее задание.

1

Выучить  таблицу – опору.

Подберите по три слова к каждому склонению на тему: «Тела природы».

  1. Итог урока.

2

- Итак, с каким законом русского языка мы познакомились?

Подведем итог.

-  Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

 - Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

Оцените себя.

У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску.

- Молодцы, я вижу, что урок вам понравился.

Оценивание обучающихся.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс

Слайд 3

Я тетрадь свою открою, И наклонно положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь .

Слайд 4

Выполнить задание и найти буквы мать молот сестра щенята дочь жена Условия для поиска букв: выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки; среди них найти трехсложное слово; из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки Буквы Н , Щ . Продолжить ряд: нщ Нщ НЩ нщ …

Слайд 5

Фотодиктант

Слайд 6

ПРОВЕРЬ! ЗАЯЦ ЗЕМЛЯНИКА ГОРОХ ГОРОД ДЯТЕЛ ОЦЕНИ СЕБЯ! «5» – НЕТ ОШИБОК «4» – ОДНА ОШИБКА «3» – ДВЕ ОШИБКИ «2» – ТРИ И БОЛЕЕ ОШИБОК

Слайд 7

Историческая справка

Слайд 8

Старая женщина беспокоится о сестре и дочери. ж. р. ж. р. Пр. п. Пр. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...

Урок русского языка "1 склонение имён существительных"

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....

Урок русского языка "Три склонения имён существительных"

Урок создан по технологии проблемного обучения....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...