Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Критериальное оценивание на уроках русского языка.
Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Критериальное оценивание”.
Урок русского языка в 1 В классе
тема: “Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов ”.
Цель: сформировать представление о словах - названиях предметов, признаках предметов и действий предметов.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться классифицировать и объединять слова в тематические группы: названия предметов и явлений, признаки предметов и явлений, действия предметов и явлений.
Метапредметные:
Познавательные формировать способность понимать учебную задачу урока, выделять главное, делать выводы, сопоставлять и сравнивать полученную информацию.
Коммуникативные формировать умение самостоятельно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, формировать умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог.
Регулятивные формировать способности планировать и контролировать учебные действия, находить и исправлять допущенные ошибки, оценивать свои достижения на уроке и успешно использовать их в решении учебных задач.
Личностные формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Сегодня на уроке мы с вами работаем в группах. Прошу договориться между собой и распределить каждому члену группы его роль и выбрать себе карточку, определенного цвета: “Лидер группы” (тот, кто отвечает за дружную и спокойную работу группы), “Спикер или докладчик” (тот, кто в устной форме представляет решение группы), “Чтец” (человек, получающий материал и читающий задания всей группе), “Секретарь” (тот, кто ведёт все записи группы).
- Выбор сделан, начинаем наш урок.
2. Уважаемые “чтецы”, каждой группы, возьмите у себя на столе карточку жёлтого цвета и прочтите для своей группы слова, которые там записаны:
Ледник, побелка, работник, выдумка, переработанный, морозец, след, синева, беленькая, ледниковый, последний, морозный, синие, леденеет, задумчивая, белеет , посинеют, думают, следят , работают, заморозят.
- На какие группы мы их можем разделить?
- Эти слова можно разделить на группы однокоренных слов.
- Для каждой команды я предложу выписать определенную группу однокоренных слов и выделить в этих словах корень.
- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:
- Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
- Уметь находить общую часть слов.
- Уметь правильно выделить корень.
- Посмотрите, в вашем рабочем листе для каждой группы есть свой корень слова. Возьмите рабочие листы, обсудите и запишите туда, все однокоренные слова, которые вы можете выбрать из списка. (Для каждой группы свой корень слова: -работ-, -бел-, -дум-, -лед-, -след-, -син-, мороз-).
- Давайте проверим получившиеся группы слов.
- Оцените умения своей группы в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:
Уметь объяснить (лексическое) значение слова. | |
Уметь находить общую часть слов. | |
Уметь правильно выделить корень |
- Раскрасьте квадраты соответствующими цветами:
красный- мы не поняли, нам нужна помощь;
жёлтый - сомневаемся, не уверены в своих знаниях;
зелёный - знаем, умеем, можем помочь друзьям и другой группе.
- Какой вывод мы можем сделать, всё ли так хорошо у нас получилось при выполнении этого задания? Над чем нам с вами стоит ещё поработать?
II. Постановка темы и целей урока.
1. Посмотрите на те слова, которые вы записали у себя в задании (на доске общая сводка всех групп).
- На какие три группы ещё можно разделить эти слова?
- Что общего у слов ЛЕДНИК, МОРОЗЕЦ, ПОБЕЛКА, ПОЛЁТ, ВЫДУМКА, СЛЕД, СИНЕВА? На какие вопросы они отвечают и что называют?
- Что общего у слов ЛЕДНИКОВЫЙ, БЕЛЕНЬКИЙ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ, СЛЕДУЮЩИЙ, СИНИЙ? На какие вопросы они отвечают и что называют?
- Что общего у оставшихся слов? На какие вопросы они отвечают и что называют? (на доске вопросы)
2. На доске добавляются вопросы к каждому столбику слов и их определения.
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться на уроке?
На доске оформляется схема:
СЛОВА-НАЗВАНИЯ | ||
ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ | ПРИЗНАКОВ (ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ) | ДЕЙСТВИЙ (ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ) |
КТО? ЧТО? | КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? | ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? |
ледник | ледниковый | леденеет |
побелка | беленькая | белеет |
работник | переработанный | работают |
выдумка | задумчивая | думают |
след | последний | следят |
синева | синие | посинеют |
морозец | морозный | заморозят |
- Сегодня на уроке мы должны научиться различать и распределять слова на три группы: предметы и явления, признаки предметов и явлений и их действия.
III. Работа над новым материалом.
1. Прочитайте слова, записанные в вашем рабочем листе в задании 2.
Туман, кукушка, раннее, кукует, поднимается, стелется, густой, лесная,солнце.
- Опираясь на получившуюся схему, прошу вас определить, какие из данных слов в задании № 2 называют предметы, какие - признаки предметов, а какие - их действия.
- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
- Давайте попробуем создать критерии по которым мы сможем выполнить его.
В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:
- Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
- Уметь правильно задать к слову вопрос.
- Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово.
- Руководствуясь данными критериями, выполните задание.
- Распределите эти слова в три столбика в своих рабочих листах?
предмет | признак предмета | действие предмета |
туман кукушка солнце | раннее густой лесная | кукует поднимается стелется |
- Оцените умения своей группы (другим способом) в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:
Уметь объяснить (лексическое) значение слова. | |
Уметь правильно задать к слову вопрос. | |
Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово. |
- Поставьте галочку напротив того пункта, выполнение которого у вас вызвало затруднение.
- Какой вывод мы можем сделать? (Возможно, нам нужно учиться правильно задавать вопросы.)
- Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Какие слова отвечают на вопрос Что?
- Какие слова отвечают на вопрос Что делает?
- Какие на один из вопросов Какой? Какая? Какое? Какие?
2. Посмотрите ещё раз на слова из этого упражнения.
- Как вы думаете, что объединяет некоторые из них? (их можно связать по смыслу и составить предложения. Каждое предложение должно выражать какую-либо законченную мысль).
раннее густой лесная | туман кукушка солнце | кукует поднимается стелется |
- Я хочу усложнить вам это задание. Распространите эти предложения при помощи слов для справок: в еловом лесу, от него, громко.
- Что у нас получилось?
От него стелется густой туман.
Громко закуковала лесная кукушка.
В еловом лесу поднимается раннее солнце.
- Можно эти предложения назвать текстом? (нет, они не связаны между собой по смыслу).
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять предложения местами).
- Как правильно поменять предложения, чтобы получился текст? (Нужно, чтобы все предложения между собой были связаны по смыслу. Тогда этот текст можно будет озаглавить).
В еловом лесу поднимается раннее солнце. От него стелется густой туман. Громко закуковала лесная кукушка.
- Можем ли мы записать получившийся текст? Хватит ли нам для этого знаний?
- Какие правила нужно соблюдать при записи текста? Давайте сформулируем требования.
Текст каждой новой работы начинать с красной строки . | |
Первое слово в предложении записывают с заглавной буквы. | |
В конце каждого предложения ставят точку(либо вопросительный, или восклицательный знак) | |
Следующее предложение в тексте продолжать писать на той же строчке, где закончили, не заходя за поля.Соблюдать правила переноса слов. | |
Записи выполнять аккуратно. |
- Посмотрите в свой рабочий лист: ученик 1 класса записал этот текст в тетрадь. Я прошу поработать вас сегодня экспертами и оценить его работу с помощью тех критериев, которые необходимо соблюдать при записи текста.
- Проверьте внимательно и с помощью соответствующих знаков, сделайте отметки в правом столбике.
- хорошо знает и применяет
! - не выполняет это правило
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Предлагаю каждой группе загадку (карточка белого цвета), прошу выполнить задание по плану. (У каждой группы план работы и таблица для выполнения задания).
План работы:
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Впишите отгадку в соответствующий столбик.
- Заполните таблицу подходящими по смыслу словами.
Предмет | Признак предмета | Действие предмета |
Загадки:
С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. | Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. |
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной - …. | Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? |
Хочешь – верь. Или не верь. Есть в лесу сохатый зверь. Словно вешалки рога, Очень грозен для врага. Шум в лесу. Что там стряслось? То бежит огромный ... | Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый .. |
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … |
- На какие вопросы нам удалось ответить сегодня на уроке? На какие группы мы научились распределять слова?
- Уважаемые лидеры, оцените работу вашей группы в целом, поставив знаки “плюс” или “минус” в соответствующих строках.
Работали все вместе, было тихо, не мешали другим группам. | |
Между собой общались вежливо, не перебивали друг друга. | |
Отвечали четко, могли доказать свой ответ |
Домашнее задание: в корпоративной почте открыть письмо, пройти по ссылке: "Домашнее задание", выполнить предложенное задание на платформе “Открытая школа”, не забыть представиться и нажать кнопку отправить учителю.
IV. Рефлексия.
Шестиугольный метод обучения
Игра: детям раздаются шестиугольники, на которых записаны основные термины сегодняшнего урока, также шестиугольники различаются по цвету, для того чтобы ученикам 1 класса легче было ориентироваться. Детям предлагается собрать из шестиугольников, так называемую кластерную карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет, признак предмета, действие предмета. Закрепление.
Урок подготовлен к проведению 12 апреля в День космонавтики....
Предмет, признак предмета, действие предмета
Урок дан для закрепления понятий на материале, посвященном Дню космонавтики....
«Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».
Урок русского языка во 2 классе на тему «Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».Цели урока: обобщить знания об имени существительном, имени прила...
«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».
Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова.
Овладение умением различать слова называющие предмет, признак предмета, действие предмета....
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Познакомить детей со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов....