окружающий мир - рабочая программа 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Самойлова Алла Дмитриевна

окружающий мир - рабочая программа 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И.Руденко посёлка Монино

Щёлковского муниципального районаМосковской области

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 2

им. С.И. Руденко

п. Монино ЩМР МО

____________(Т.Г. Ковалева)
«___»__________ 2017 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

(базовый уровень)

Класс 2

Составитель: Самойлова Алла Дмитриевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017  год


Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 2 им. С.И. Руденко п. Монино ЩМР МО и авторской программой А. А. Плешакова «Окружающий мир», (М.: Просвещение, 2012).

Учебник для 2 класса  начальной школы, Плешаков, А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование основ гражданской идентичности, чувства радости за свою родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному умению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
  7. формирование этических потребностей,  ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата4
  4. формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способ поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),  сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающий;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и о особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве );
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Содержание учебного предмета

Где мы живём? (4 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе(осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  

Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины  посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана.

Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Заключение. Что мы узнали и чему научились за год.


Календарно-тематическое  планирование

№№ уроков

Наименование разделов и тем урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки (и/или коррекция)

Где мы живем (4 ч)

Родная страна

01.09-08.09

Город и село. Проект «Родной город (село)»

01.09-08.09

Природа и рукотворный мир

11.09-15.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

11.09-15.09

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа

18.09-22.09

Явления природы

18.09-22.09

Что такое погода

25.09-29.09

В гости к осени (экскурсия)

25.09-29.09

В гости к осени (урок)

02.10-06.10

Звездное небо

02.10-06.10

Заглянем в кладовые Земли

09.10-13.10

Про воздух...

09.10-13.10

...И про воду

16.10-20.10

Какие бывают растения

16.10-20.10

Какие бывают животные

23.10-27.10

Невидимые нити

23.10-27.10

Дикорастущие и культурные растения

07.11-10.11

Дикие и домашние животные

07.11-10.11

Комнатные растения

13.11-17.11

Животные живого уголка

13.11-17.11

Про кошек и собак

20.11-24.11

Красная книга

20.11-24.11

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

27.11-01.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

27.11-01.12

Жизнь города и села(10ч)

Что такое экономика

04.12-08.12

Из чего что сделано

04.12-08.12

Как построить дом

11.12-15.12

Какой бывает транспорт

11.12-15.12

Культура и образование

18.12-22.12

Все профессии важны. Проект «Профессии»

18.12-22.12

В гости к зиме (экскурсия)

25.12-28.12

В гости к зиме (урок)

25.12-28.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

10.01-12.01

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

15.01-19.01

Здоровье  и безопасность (9ч)

Строение тела человека

15.01-19.01

Если хочешь быть здоров

22.01-26.01

Берегись автомобиля!

22.01-26.01

Школа пешехода

29.01-02.02

Домашние опасности

29.01-02.02

Пожар!

05.02-09.02

На воде и в лесу

05.02-09.02

Опасные незнакомцы

12.02-16.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

12.02-16.02

Общение (7 ч)

Наша дружная семья

19.02-23.02

Проект «Родословная»

19.02-23.02

В школе

26.02-02.03

Правила вежливости

26.02-02.03

Ты и твои друзья

05.03-09.03

Мы — зрители и пассажиры

12.03-16.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

12.03-16.03

Путешествия(18 ч)

Посмотри вокруг

19.03-22.03

Ориентирование на местности

19.03-22.03

Ориентирование на местности. Закрепление

02.04-06.04

Формы земной поверхности

02.04-06.04

Водные богатства

09.04-13.04

В гости к весне(экскурсия)

09.04-13.04

В гости к весне (урок)

16.04-20.04

Россия на карте

16.04-20.04

Проект «Города России»

23.04-28.04

Путешествие по Москве

23.04-28.04

Московский Кремль

30.04-11.05

Город на Неве

30.04-11.05

Путешествие по планете

30.04-11.05

Путешествие по материкам

14.05-18.05

Страны мира. Проект «Страны мира»

14.05-18.05

Впереди лето

21.05-25.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

21.05-25.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

21.05-25.05

ИТОГО:

68 часов


Коррекционный лист


СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

от 30.08.2017 года № 1

_______________ М.М.Сыч


СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

_________________ (А.А.Лугина.)

«____» _____ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс

Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс...

УМК "Школа России", окружающий мир,рабочая программа, 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» 3 класс (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2012. ...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы . ПНШ.

Рабочая программа по  окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" 1-4 классы. Составлена в соответствии с ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты. Включает развернутое т...

Окружающий мир Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  по окружающему миру. Школа ""2100"...

Перспектива Окружающий мир Рабочая программа 3 класс

Календарно-тематическое  планирование по программе "Перспектива" предмет окружающий мир 3 класс...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...