Перспектива Окружающий мир Рабочая программа 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" предмет окружающий мир 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir_3.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47»
г. Владикавказ
РСО - Алания
Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
Предмет: окружающий мир 3 класс
Учитель: Матвеева Г.А.
Программа: Перспектива. Окружающий мир. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников А. А. Плешакова; М. Ю. Новицкой. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Пояснительная записка
Программа «Окружающий мир» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы реализации учебной программы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Место предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека:
1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме;
2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов | Резервные часы |
1. | Радость познания | 12 часов | |
2. | Мир как дом | 20 часов | |
3. | Дом как мир | 24 часа | |
4. | В поисках Всемирного наследия | 12 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Практическая работа | 5 | 5 | 4 | - | 14 |
Проект | 2 | 1 | 3 | - | 6 |
Экскурсия | 1 | 1 | 2 | ||
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся
1.Умения, связанные с познавательной деятельностью
Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны знать:
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
Учащиеся должны уметь:
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п урока | Тема урока | Цели | Планируемые достижения учащихся | УУД и результаты УУД | Материально-техническое оснащение | Количество часов | Сроки | ||||||||||||
«Радость познания» ( 12 часов ) | |||||||||||||||||||
1. | Свет знания. | Дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания; объяснить, что научные открытия должны использоваться на благо человека. | Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. | Познавательные: осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения Регулятивные: планировать свои действия в течение урока; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации. | Уч.: с. 3-7 РТ: с. 3-5 ЭПУ | 1 | |||||||||||||
2. | Как изучают окружающий мир. | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира | Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира. | Познавательные: характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира; узнавать и называть предметы оборудования; Личностные: проявлять интерес к изучению окружающего мира | УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ Секундомер, Рулетка, микроскоп | 1 | |||||||||||||
3.
| Как изучают окружающий мир. | Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира | Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира | Познавательные: Характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты, оборудование и способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструмент; Регулятивные: Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом. | УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ Секундомер, Рулетка, микроскоп | 1 | |||||||||||||
4. | Книга – источник знаний. | Познакомить с видами справочной литературы, прививать любовь к чтению. | Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название | Познавательные осознавать значение книг в жизни человека; проявлять внимание к способам презентации интересующих детей книг в жанре «научно-популярная литература»;выделять существенную информацию из литературы разных типов. | УЧ.: с. 12-15, РТ: с.12-13, ЭПУ Словари энциклопедии | 1 | |||||||||||||
5. | Отправимся на экскурсию. | Познакомить с видами музеев, правилами поведения в музее. | Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии | Познавательные задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий; Регулятивные:проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в целом — о России и других странах мира | УЧ.: с. 16-19, РТ: с.14-17, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
6. | О чём расскажет план? | Познакомить с понятиями «план местности», «масштаб»; научить детей читать карту. | иметь представление о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане; различать условные обозначения на плане; характеризовать планы; изучать и читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности; чертить простейший план и указывать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы). | Личностные:проявлять интерес к чтению планов и их практическому использованию ;осознавать значение планов в нашей жизни; Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Коммуникативные:включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов. | УЧ.: с. 20-23, РТ: с.18-21, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
7. | Планета на листе бумаги | Познакомить учащихся с картой мира; дать понятие «материк», «часть света»; научить детей читать карту. | Научить различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы | Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Коммуникативные:Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока. | УЧ.: с. 24-27, РТ: с.22-23, ЭПУ Глобус Карта мира | 1 | |||||||||||||
8. | Страны и народы на политической карте мира | Познакомить учащихся с политической картой мира; научить детей находить страны и столицы на карте. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры. | Познавательные Осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности; Личностные:Проявлять чувство гордости за свою Родину. | УЧ.: с. 28-31, РТ: с.24-25, ЭПУ Политическая карта мира | 1 | |||||||||||||
9. | Путешествуя, познаём мир. | Познакомить учащихся с правилами туризма; прививать интерес к путешествиям и туризму. | Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты. | Личностные:понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Регулятивные:моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил | УЧ.: с. 32-35, РТ: с.26-27, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
10. | Транспорт. | Познакомить учащихся с классификацией транспорта в зависимости от места движения; повторить правила дорожного движения. | Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных | Коммуникативные:Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения. | УЧ.: с. 36-39, РТ: с.28-31, ЭПУ П. № 14 | 1 | |||||||||||||
11. | Средства информации и связи. | Познакомить учащихся с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться. | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации | Регулятивные:проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | УЧ.: с. 40-43, РТ: с.32-33, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
12. | Проверочная работа по теме « Радость познания» | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу. | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки | 1 | |||||||||||||
«Мир как дом» (20 часов) | |||||||||||||||||||
13. | Мир природы в народном творчестве. | Познакомить учащихся с представлениями людей о строении мира. | Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края. | Познавательные Осознавать символическое значение изображений окружающего мира; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; Коммуникативные:строить понятные для партнёров высказывания. | УЧ.: с. 45-49, РТ: с.34-35, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
14. | Из чего состоит всё.
| Закрепить понятие «тела», познакомить учащихся с жидким, твёрдым и газообразном состоянием тел. | Научить различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты | Личностные:Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания; Познавательные В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Сравнивать объекты по различным признакам. | УЧ.: с. 50-53, РТ: с.36-39, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
15.
| Мир небесных тел | Познакомить учащихся с астрономическими понятиями «солнце», «звезда», «планета». | Научить характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Сравнивать объекты по различным признакам; Регулятивные:Проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений; Коммуникативные:Признавать свои ошибки, озвучивать их. | УЧ.: с. 54-57, РТ: с.40-41, ЭПУ П. № 13 | 1 | |||||||||||||
16. | Невидимое сокровище | Познакомить детей с составом и свойствами воздуха; учить быть наблюдательными, бережливыми. | Научить характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов. | УЧ.: с. 58-61, РТ: с.42-43, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
17. | Самое главное вещество. | Познакомить учащихся с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми. | Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады | Регулятивные:Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Личностные:Формировать личностную ответственность за свои поступки | УЧ.: с. 62-65, РТ: с.44-45, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
18. | Природные стихии в народном творчестве | Познакомить детей со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве. | Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с. 66-69, РТ: с.46-47, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
19. | Кладовые Земли | Познакомить учащихся с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». | Научить различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Познавательные Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | УЧ.: с. 70-73, РТ: с.48-49, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
20. | Чудо под ногами | Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность. | Научить характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады. | Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с. 74-77, РТ: с.50-51, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
21. | Мир растений | Ознакомить учащихся с классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений. | Научить различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей | Коммуникативные:Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Классифицировать объекты по заданным критериям | УЧ.: с. 78-81, РТ: с.52-55, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
22. | Плодородная земля и растения в народном творчестве | Познакомить учащихся с изображением плодородной земли в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям. | Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях. | Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию; Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Личностные:Осознавать необходимость бережного отношения к природной среде. | УЧ.: с. 82-85, РТ: с.56-57, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
23. | Мир животных | Ознакомить учащихся с классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор; учить дружной работе в группе. | Научить различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения. | Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц. | УЧ.: с.86-89 , РТ: с.58-63, ЭПУ П. № 21 | 1 | |||||||||||||
24. | Животные в народном творчестве | Познакомить детей с изображением животных в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям. | Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных в творчестве. | Регулятивные:Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Строить монологическое высказывание. | УЧ.: с.90-93 , РТ: с.64-65, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
25. | Невидимые нити в живой природе. | Ознакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. Использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных | Познавательные Классифицировать объекты по заданным критериям; Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания; Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач. | УЧ.: с.94-97 , РТ: с.66-67, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
26. | Лес – волшебный дворец. | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «лес»; расширять кругозор; развивать речь, воображение. | Научить характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. | УЧ.: с.98-103 , РТ: с.68-69, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
27. | Луг – царство цветов и насекомых | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «луг»; расширять кругозор; развивать речь, воображение. | Научить характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.104-109 , РТ: с.70-73, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
28. | Водоём – дом из воды | Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «водоём»; расширять кругозор; развивать речь, воображение | Научить характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.110-115 , РТ: с.74-77, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
29. | Как сохранить богатства природы | Рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. | Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. | Личностные:Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; Иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики; Коммуникативные:В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Формулировать ответы на вопросы; | УЧ.: с.116-119 , РТ: с.78-81, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
30. | Охрана природы в культуре народов России и мира | Рассмотреть образцы творчества народов, показывающие роль природы в их жизни; прививать бережное отношение к природе. | Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира. | Личностные:Быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Планировать свои действия в течение урока; Коммуникативные:Строить монологическое высказывание | УЧ.: с.120-123 , РТ: с.82-83, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
31. | Проверочная работа по теме « Мир как дом». | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу | Уметь применять полученные знания при работе с текстом. | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом | Индивидуальные карточки | 1 | |||||||||||||
32.
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Мир как дом». | Обобщить знания учащихся по данному разделу. | Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела. | Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Познавательные Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Формулировать ответы на вопросы. | 1 | ||||||||||||||
«Дом как мир» (24 часа ) | |||||||||||||||||||
33. | Родной дом – уголок Отчизны. | Познакомить учащихся с устройством старинного дома; дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами; воспитывать любовь к Родине через любовь к своему дому. | Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Коммуникативные:Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | УЧ.: с.3-7 , РТ: с.3-5, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
34. | Свой дом – свой простор. | Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине. | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Познавательные В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.8-11 , РТ: с.6-7, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
35. | В красном углу сесть – великая честь. | Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине. | Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.12-15 , РТ: с.8-9, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
36. | Побываем в гостях. | Познакомить детей с устройством жилищ разных народов, обычаями гостеприимства. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье. | Личностные:Формировать представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.16-21 , РТ: с.10-13, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
37. | На свет появился – с людьми породнился. | Познакомить учащихся с названиями людей по родству; учить заботливому отношению к близким. | Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы; Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.22-27 , РТ: с.14-15, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
38. | Родословное древо. | Познакомить детей со способами составления родословного древа; вызвать интерес к прошлому своей семьи. | Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем | УЧ.: с.28-31 , РТ: с.16-17, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
39. | Муж и жена – одна душа. | Познакомить учащихся со свадебными обрядами, ценностью супружества. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.32-35 , РТ: с.18-19, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
40 | Святость отцовства и материнства. | Познакомить детей с народными традициями; показать значимость уважительного отношения к старшим. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям. | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.36-39 , РТ: с.20-21, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
41. | Добрые дети – дому венец | Показать детям необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретённого в детстве. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему; | УЧ.: с.40-43 , РТ: с.22-23, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
42. | Детские игры – школа здоровья | Познакомить учащихся со значением народных игр для укрепления физического здоровья и умения жить с людьми. | Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников | Личностные:формировать представление о лучших семейных традициях здорового образа жизни народов своего края; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | УЧ.: с.44-47 , РТ: с.24-25, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
43. | Проверочная работа по разделу «Дом как мир». | Диагностика знаний учащихся по изученному разделу | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки. | 1 | |||||||||||||
44. | Строение тела человека. | Ознакомить учащихся со строением тела человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | Научить характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.48-51 , РТ: с.26-29, ЭПУ П. № 7 | 1 | |||||||||||||
45-46. | Как работает наш организм | Познакомить учащихся с системой органов и их работой. | Научить характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Коммуникативные:Формулировать ответы на вопросы. | УЧ.: с.52-55 , РТ: с.30-33, ЭПУ П. №2 | 2 | |||||||||||||
47. | Что такое гигиена. | Познакомить учащихся с правилами гигиены. | Научить характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.56-59 , РТ: с.34-37, ЭПУ П. № 13 | 1 | |||||||||||||
48. | Путешествие по городу Здоровейску. | Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для соблюдения гигиенических норм; научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении; развивать творческую активность учащихся | Научить выделять компоненты здоровья человека, работать в команде. | Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края; Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Регулятивные:понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | Выставка рисунков «Здоровье – главное богатство». | 1 | |||||||||||||
49. | Органы чувств. | Ознакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств. | Научить характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств. | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | УЧ.: с.60-63 , РТ: с.38-39, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
50 . | Школа первой помощи. | Познакомить учащихся с простыит приёмами оказания первой помощи. | Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края. | УЧ.: с.64-67 , РТ: с.40-43, ЭПУ П. №№ 5, 24 | 1 | |||||||||||||
51. | Здоровью цены нет. | Познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.68-71 , РТ: с.44-47, ЭПУ П. № 21 | 1 | |||||||||||||
52. | Дом не велик, а стоять не велит | Познакомить учащихся с традициями народа по ведению хозяйства; прививать уважение к старшим, семье. | Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.72-75 , РТ: с.48-49, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
53. | Семейный бюджет. | Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. | Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства | Коммуникативные:Слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; Продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников; Познавательные Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц | УЧ.: с.76-79 , РТ: с.50-53, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
54. | Мудрость старости | Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, принятыми всеми народами; воспитывать уважение к старости. | Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле. | Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. | УЧ.: с.80-83 , РТ: с.54-55, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
55. | Путешествие к А.С. Пушкину | Познакомить учащихся с понятием «неразрывная часть поколений» на примере рода А.С.Пушкина. | Знать 1-2 стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.84-87 , РТ: с.56-57, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
56. | Моя семья – моя гордость. | Воспитывать чувства гордости за свою семью, уважения к взрослым. | Научить выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях своей семьи, гордиться предками. | Личностные:формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему. Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Выставка рисунков « Моя семья». | 1 | |||||||||||||
«В поисках Всемирного наследия» (12 часов) | |||||||||||||||||||
57. | Всемирное наследие. | Познакомить учащихся со списком Всемирного наследия, с природным и культурным наследием человечества. | Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.89-93 , РТ: с.58-59, ЭПУ | ||||||||||||||
58. | Московский Кремль. | Познакомить учащихся с достопримечательностями Московского Кремля. | Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Личностные:Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; Коммуникативные:Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении; Познавательные Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем. | УЧ.: с.94-99 , РТ: с.60-63, ЭПУ | ||||||||||||||
59. | Озеро Байкал. | Познакомить учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. | Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе | Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Коммуникативные:Составлять рассказ на заданную тему; Признавать свои ошибки, озвучивать их; Регулятивные:Планировать свои действия в течение урока; Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами | УЧ.: с.100-103 , РТ: с.64-65, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
60. | Путешествие в Египет. | Познакомить детей с достопримечательностями Египта. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | УЧ.: с.104-107 , РТ: с.66-67, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
61. | Путешествие в Грецию. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Греция. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | УЧ.: с.108-111 , РТ: с.68-71, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
62. | Путешествие в Иерусалим. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Иерусалима. | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | УЧ.: с.112-115 , РТ: с.72-73, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
63. | Путешествие в Китай. | Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Китая. | Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе. | Личностные:понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества; Регулятивные:моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил | УЧ.: с.116-119 , РТ: с.74-77, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
64. | Всемирные духовные сокровища. | Познакомить учащихся с выдающимися представителями разных эпох, народов, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию. | Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений. | Личностные:проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные:Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | УЧ.: с.120-123 , РТ: с.78-79, ЭПУ | 1 | |||||||||||||
65. | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, их многообразием. | Знать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, уметь видеть красоту и ценить её. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | РТ: с.80 | 1 | |||||||||||||
66. | Что мы узнали. Чему научились. | Обобщить знания учащихся по разделу. | Уметь применять знания, полученные на уроках. | Коммуникативные:Понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; Составлять рассказ на заданную тему; Познавательные Выделять существенную информацию из литературы разных типов; Регулятивные:Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | 1 | ||||||||||||||
67 | Закрепление изученного. | Обобщить знания учащихся по разделу | Уметь пользоваться полученными знаниями, работать в группе, соотносить своё мнение и мнение товарищей. | Познавательные Извлекать информацию из дополнительных литературных источников; Коммуникативные:Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов | 1 | ||||||||||||||
68. | Итоговая проверочная работа. | Диагностика знаний учащихся по изученным разделам в течение года. | Уметь применять полученные знания при работе с текстом | Регулятивные:Применять полученные знания при работе с текстом. | Индивидуальные карточки | 1 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы.
Учебники
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 2.
Методические пособия
- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.
- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» .
- «Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение».
Книги для чтения
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
- Новицкая М.Ю. Родная земля.
- Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры. Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
- Географические и исторические настенные карты;
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс
Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс...
УМК "Школа России", окружающий мир,рабочая программа, 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» 3 класс (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2012. ...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы . ПНШ.
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" 1-4 классы. Составлена в соответствии с ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты. Включает развернутое т...
Окружающий мир Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру. Школа ""2100"...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Входная контрольная работа по окружающему миру. Рабочая программа "Перспектива"
Входная контрольная работа по окружающему миру. Рабочая программа "Перспектива"Для аттестации учащихся после летних каникул. Контроль остаточных знаний....