УМК "Школа России", окружающий мир,рабочая программа, 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» 3 класс (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведении в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решен задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012

.

                                                                                                                          Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6ч (из них-2ч ПДД)

2

Эта удивительная природа

18ч (из них-3ч ПДД)

3

Мы и наше здоровье

10ч (из них-3ч ПДД)

4

Наша безопасность

5

Чему учит экономика

12ч (из них-1ч ПДД)

6

Путешествия по городам и странам

15ч (из них-1ч ПДД)

                                                                                               Итого

68 часов

                                                                                                  Содержание программы (68 часов)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся.

-   определять место человека в мире;

-   распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-   называть основные свойства воздуха и воды;

-   объяснять круговорот воды в природе;

-   определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

-   устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-   устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-   характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

-   правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

-   правилам безопасного поведения в быту и на улице,

-   распознавать основные дорожные знаки;

-   правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

-   называть потребности людей, товары и услуги;

-   определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

-   распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

-различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-   проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-   объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-   выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-   выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

-правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-   владеть элементарными приемами чтения карты;

-   приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

                                                                                                  Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

-   Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-   Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-   В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-   Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

-   Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

-   Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письме речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-   Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

-   Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-   Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с авто (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

-   Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-   Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1)  понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;

2)  уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, куль природе нашей страны, её современной жизни;

3)  осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)  осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2)  создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

3)  готовить и проводить- презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

                                                      Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая.

•   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

•    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

•    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

•    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются.

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

•   динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

                                                    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

 Ошибки:

-   неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-   нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-   неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-   ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-   незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-   отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-   ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-   неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-   преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-   неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-   отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату;

-   неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

-   неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному матери не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения матери использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточное изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

                                                              График проведения практических и проверочных работ

Период обучения

Количество часов

Практическая работа

Проверочная работа

Диагностическая работа

Тест

1 четверть

18 часов

7

1

1

-

2 четверть

14 часов

2

-

1

1

3 четверть

20 часов

4

1

-

3

4 четверть

16 часов

-

-

1

1

                     Итого:

68 часов

13

2

3

5

                                                                           Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Тема

2

Стартовая диагностика

Входная

7

Практическая работа № 1

Тела, вещества, частицы

8

Практическая работа № 2

Обнаружение крахмала в продуктах питания

9

Практическая работа № 3

Свойства воздуха.

10

Практическая работа № 4

Свойства воды

11

Практическая работа № 5

Круговорот воды в природе

14

Практическая работа № 6

Состав почвы

17

Практическая работа № 7

Размножение и развитие растений

18

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за первую четверть

24

Тест № 1

Эта удивительная природа

27

Практическая работа № 8

Знакомство с внешним строением кожи

30

Практическая работа № 9

Подсчёт ударов пульса

 31

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая работа за 1 полугодие

36

Тест № 2

Поведение на улице и в транспорте

37

Тест № 3

Дорожные знаки                                                                

40

Проверочная работа

Наша безопасность

41

Практическая работа №10

Устройство и работа бытового фильтра для очистки   воды                                                                              

44

Практическая работа №11

Полезные ископаемые

45

Практическая работа №12

Знакомство с культурными растениями

49

Практическая работа №13

Знакомство с различными монетами

52

Тест № 4

Чему учит экономика

65

Тест № 5

Путешествия по городам и странам

66

Итоговая диагностическая работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

                                                                                               Окружающий мир

                                                                                       Тематическое планирование

                                                                                            (всего-68ч, 2ч в неделю)  

№ урока

Дата

Примечания

            Тема урока

        Характеристика деятельности учащихся

                                                                                                        Раздел «Как устроен мир»

1

Природа

Разнообразие природы. Как классифицируют    объекты    природы.    Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы,  бактерии).   Ценность природы для людей

—   Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

—   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

—   работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников;  классифицировать объекты  живой  природы,  осуществлять самопроверку;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

1.ПДД

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

3

Человек

Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Общество

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов   Земли.   Страна   (государство). Символы   государства.   Глава  государства.   Представление   о   гражданстве. Мы — граждане России

—  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

—   различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

—   работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира t человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

—   моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—   определять место человека в мире;

—   характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—   обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

—   сопоставлять формы правления в государствах мира;

описывать но фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Проект  «Богатства,  отданные людям»

Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство  с  материалами  учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   определять цель проекта;

—   распределять обязанности по проекту в группах;

—   собирать  материал   в дополнительной  краеведческой литературе,  музее, в ходе интервью, в Интернете;

—   подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),

изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

—   презентовать проект;

—   оценивать результаты работы

5

Что такое экология

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи,  их разнообразие

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий    голубь—примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

—   работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для  природных объектов  и  человека;  моделировать  связи  организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

—   формулировать выводы из изученного материала

—   устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;

различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

—   работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

—   моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

—   обсуждать, как каждый может помочь природе;

—   работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6

2. ПДД

Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.

                                                                                           Раздел «Эта удивительная природа»

7

Тема, вещества, частицы

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела,  вещества, частицы.  Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Разнообразие веществ

Разнообразие веществ в окружающем мире.   Химия — наука   о   веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение   крахмала   в   продуктах. Кислотные дожди

—   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

—   характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

—   классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

—   наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

—   работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—    Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—   наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

—   практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану;

 —   работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Воздух и его охрана

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

—   Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—   практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

—   работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответе ответами одноклассников, обобщать информацию;

—   работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Вода

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Превращения и круговорот воды

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

—   Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—   практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

—   работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

—   работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—   высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

—   наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

—   работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку;

10

Берегите воду!

Использование  моды  человеком.   Высказывать     Источники     загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

—   работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

—   работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Что такое почва

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—    анализировать рисунок учебника  по предложенным  заданиям  и  вопросам;

—    высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

—   практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

—   анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

—   обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

—   характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);

—   обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

3. ПДД

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

13

Разнообразие растений

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений.   Ботаника — наука  о  растениях

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

—   знакомиться с группами растений по материалам учебника;

—   работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

—   приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

—    используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Солнце, растения и мы с вами

Дыхание  и  питание  растений.  Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных" и человека

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

—   моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

—   выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

—   доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

4. ПДД

Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.

16

Размножение и развитие растений

Опыление.  Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян в  природе

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

—   наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

—   выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

—   характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Охрана растений

Факторы отрицательного воздействия человека  на мир растений.  Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений.   Правила  поведения  

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

—   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

—   обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

—   оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Разнообразие животных

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся  (рептилии),  птицы, звери (млекопитающие). Вилы животных. Зоология — наука о животных

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

—   актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

—   классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

—   приводить примеры животных разных групп;

—   с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

—   обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

—   работать с электронным приложением к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать животных по типу питания;

—   приводить примеры животных по типу питания;

—   анализировать схемы пеней питания;

—   характеризовать защитные приспособления растений и животных;

—   обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

—   обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   определять цель и этапы работы;

—   распределять обязанности;

—   совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

—   находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

—   составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

20

Размножение и развитие животных

Размножение   и   развитие   животных разных групп

—   характеризовать животных разных групп по способу размножения;

—   моделировать стадии размножения животных разных групп;

—   рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

—   обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

—   работать с терминологическим словариком;

21

Охрана животных

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в I—2 классах;

—   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

—   с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

—   обсуждать меры по охране животных;

—   обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

—   формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

—   с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

—   создать книжку-малышку «Береги животных»;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

В царстве грибов

Разнообразие грибов. Строение шляпочных   грибов.   Взаимосвязи   грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные,  несъедобные  и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать строение шляпочных грибов;

—   с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

—   обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан па поляне»;

—   моделировать различие грибов-двойников;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Великий круговорот жизни

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота  веществ:  производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

—   обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

—   моделировать круговорот веществ в природе;

—   рассказывать о круговороте веществ на Земле;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

5. ПДД

Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах.

                                                                                                     Раздел «Мы и наше здоровье»

25

Организм человека

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система,  кровеносная система

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе:

—   характеризовать системы органов человека (их части и назначение):

—   обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены:

—   анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—   практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; —-   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Органы чувств

Органы чувств человека:  глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мири. Гигиена органон чувств

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебною эксперимента;

—   формулировать правила гигиены органов чувств;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Надёжная защита организма

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   практическая работа: изучить свойства кожи;

—   характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

—   характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

—   работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

—   подготовить рассказ об уходе за кожей;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Опора тела и движение

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека.  Осанка.   Важность  выработки   и  сохранения   правильной    осанки.    Роль    физической культуры в поддержании тонуса мышц

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—   раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—   следить за правильной осанкой на уроке

—   выполнять физкультминутки;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Питательные  вещества,   необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся.   Пищеварительная  система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство с  материалами учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

—   моделировать строение пищеварительной системы;

—   характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

—   обсуждать правила рационального питания;

—   составлять меню здорового питания;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—   готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

30

Дыхание и кровообращение

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной    и    кровеносной    систем. Пульс, его частота

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

—   характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—   моделировать строение дыхательной системы;

—   характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

—   моделировать строение кровеносной системы;

—   обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

—   практическая работа в паре; измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Умей предупреждать болезни

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма.   Предупреждение  инфекционных    болезней    и    аллергии. Правила поведения в случае заболевания

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать факторы закаливания;

—   формулировать правила закаливания;

—   составлять памятку по закаливанию;

—   составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

—   работать с терминологическим словариком;

—   регулярно проводить закаливание своего организма;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Здоровый образ жизни

Понятие  о  здоровом   образе   жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

—   обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—   Выполнять тесты с выбором ответа; -   оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

 —   адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

33

Презентация  проектов  «Богатства, отданные   людям»,    «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

—   Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

—   обсуждать выступления учащихся;

—   оценивать свои достижения и достижения других учащихся

34

Огонь, газ, вода.

35

Чтобы путь был счастливым

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

Дорожные знаки

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие,   запрещающие,   предписывающие,     информационно-указательные, знаки сервиса

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать правила безопасного поведения  на улице,  полученные в 1—2 классах;

—   работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

—    обсуждать предложенные ситуации,  которые являются  потенциально опасными;

—   выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

—   моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

—   актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

—    анализировать  разные  типы   знаков,   обсуждать,   как  они   помогают пешеходам;

—   выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

—   моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

6. ПДД

Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.

37

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка   к   выполнению   проекта: знакомство с   материалами   учебника, распределение    заданий,    обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

—   интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

—   оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

—   презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

38

Опасные места

Правила   поведения   в   потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке,  пустыре,  в парке, лесу,   на   обледеневших   поверхностях и т. д.

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

—   обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

—   работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

7. ПДД

Правила езды на велосипеде.

40

Природа и наша безопасность

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы,  змеи, собаки, кошки)

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать опасности природного характера;

—   находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

—   обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

—   характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

—   отличать гадюку от ужа;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   анализировать по схеме цепь загрязнения;

—   приводить примеры цепей загрязнения;

—   моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

—   обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

—   практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

8. ПДД

Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.

                                                                                      Раздел «Чему учит экономика»

43

Для чего нужна экономика

Потребности   людей.   Удовлетворение потребностей людей — главная  задача экономики. Товары и услуги

—   Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

—   раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

—   различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

—   характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Природные   богатства   и   труд  людей — основа экономики

Использование    природных    богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике но предложенному плану;

—   приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

—   прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

—   раскрывать роль науки в экономическом развитии;

—   работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; '—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Полезные ископаемые

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее  важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

—   Понимать учебную задачу урока и, стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

—   определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

—   выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

—   характеризовать особенности добычи  различных  полезных  ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

—   с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Растениеводство

Сельское хозяйство как составная часть экономики.   Растениеводство  как отрасль   сельского   хозяйства.   Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров.  Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениевод

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;

—   практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

—   обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

—   различать и классифицировать культурные растения;

—   определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

—   характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

—   выявлять связь растениеводства и промышленности;

—   работать с терминологическим словариком;

—   исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

—   работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

47

Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.   Домашние   сельскохозяйственные животные: млекопитающие.

птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать   знания   о диких   и  домашних  животных,   полученные в 1—2 классах;

классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

—   характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

—   выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

—   работать с терминологическим словариком;

—   исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

—   работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Какая бывает промышленность

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности; добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность

Проект «Экономика родного края»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

—   соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—   выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

—   характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми; найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   собирать информацию об экономике своего края (города, села);

—   оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

—    коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

—   презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

Что такое деньги

Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

—   раскрывать роль денег в экономике;

—   различать денежные единицы разных стран;

—   практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Государственный бюджет

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

—   определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—   выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—   моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Семейный бюджет

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

—   выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

—   определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

—   обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

—   моделировать семейный бюджет;

—   работать с терминологическим словариком;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52-53

Экономика и экология (2 ч)

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

—   характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—   раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

—   обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

—   приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

—   моделировать экологические прогнозы;

—   работать с терминологическим словариком;

—   работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

—  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

9. ПДД

Я – пешеход. Экскурсия.

                                                                                      Раздел «Путешествия по городам и странам»

55-56-57

Золотое кольцо России (3 ч)

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—   рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—    узнавать  достопримечательности  городов Золотого  кольца  по фотографиям;

—   составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

—   моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—    с помощью Интернета готовить сообщение о любом  городе Золотого кольца;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

58

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—   собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

—   оформлять экспозицию музея;

—   готовить сообщения (экскурсии по музею);

—   презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

59

Наши ближайшие соседи

Государства, граничащие с Россией, их столицы

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столбцы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

—   обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

—   выполнять задания из электронного Приложения к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

—   с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

60

На севере Европы

Страны   севера   Европы   (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания,  Исландия),    их   столицы,    государственное устройство,   государственные   языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   работать в группе; самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее' столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   соотносить государства и их флаги;

—   узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

—   составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

—   работать со взрослыми; в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

Что такое Бенилюкс

Страны  Бенилюкса  (Бельгия,  Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

—   описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

—   выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—   используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

—   работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

В центре Европы

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности,    знаменитые люди

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

—   выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

—   моделировать достопримечательности из пластилина;

—   работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

По    Франции    и    Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

—   составлять вопросы для викторины о Франции;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—   в дополнительной литературе и  Интернете находить интересные факты о Франции;

—   работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

—    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

—   составлять вопросы для викторины о Великобритании;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—    в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

—   работать со взрослыми: в магазине выяснить, какие товары поступают из Великобритании;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

65

На юге Европы

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, юрода

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

—   работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—   составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

—   описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

—   выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—   используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

—   работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступаю! из Греции и Италии;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

66

По знаменитым местам мира

Отдельные памятники архитектуры и искусства,    являющиеся    символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

—   Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

—   обсуждать цели международного туризма;

—   работать с картой;

—   описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

—   находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

—   Выполнять тесты с выбором ответа;

—   оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—   адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

68-69

Презентация проектов «Кто нас защищает»,      «Экономика     родного края», «Музей путешествий» (2 ч)

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

—   Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

—   обсуждать выступления учащихся;

—   оценивать свои достижения и достижения других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс

Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс...

УМК "Школа России", русский язык, рабочая программа, 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Русский язык» 3 класс (авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), М.: Просвещение, 2012....

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы. УМК "Школа России". Окружающий мир. 1 - 4 классы.

Рабочие программы по окружающему миру (1 - 4 классы) содержат все необходимые разделы и календарно-тематическое планирование. Составлены на основе авторской рабочей программы А. А. Плешакова....

Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России

Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравст...

"Окружающий мир" Рабочая программа (скорректированная). Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы Автор – Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе программы «Окружающий мир». Рабочие программы Плешакова А.А. 1-4 классы.  М: Просвещение. 2011 г., вхо...