Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Окружающий мир (рабочая программа) 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_rabochaya_programma_1kl.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Рагули
- Апанасенковского района Ставропольского края
- Утверждено
- на заседании педагогического совета
- протокол № ________от__________2012г.
- Председатель п/с__________В.В.Ламанова.
Рабочая программа
Окружающий мир
ступень: начальное общее образование, 1 класс
уровень: общеобразовательный;
срок реализации: 1 год
Программа составлена на основе программы «Окружающий мир» 1 класс (Н.Я.Дмитриева), программы для начальной школы. Система Л.В.Занкова, Самара, «Учебная литература», Издательство « Федоров», 2010 г.
Составила
Головахина Н.В.,
учитель начальных классов
2012 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса окружающего мира составлена на основе ФГОС 2010 г. и авторской программы «Окружающий мир» для 1 класса, разработанной Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казаковым.
Рабочая программа «Окружающий мир» адресована учащимся 1 класса четырёхлетней начальной школы, обучающимся по системе Л.В.Занкова. Согласно базисному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделено в 1 классе 66ч (2 часа в неделю. 33 учебные недели).
Цель рабочей программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- целостного осмысления ребёнком его личного опыта общения с людьми и природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности программы, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.
Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа – это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Она даётся в самом общем виде в форме рисунков.
Программа построена по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасности жизни».
Существенная особенность рабочей программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально- целостному постижению окружающего мира.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно т творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.
Задачи рабочей программы:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
- развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития: эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.
Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год
Формы реализации программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
Методы реализации программы:
методы организации учебной деятельности обучающихся;
методы контроля и самоконтроля;
методы стимулирования познавательной деятельности.
Средства:
технические средства;
модели и таблицы;
рисунки;
дидактические материалы;
Технологии:
личностно – ориентированная;
информационно-коммуникативная;
здоровьесберегающая;
развивающая.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей программы.
Программа обеспечена учебником (авторы Н. Я Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 1 класса в 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011г., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (автор: Дмитриева, А.Н. Казаков 1 класс, изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2011г.
2.Содержание программы
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времен суток, рассвет, закат, дождь, гроза. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга России. Охрана природы родного края. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Значение воздуха для растений, животных, человека. Значение воды для живых организмов. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение человека к полезным ископаемым. Почва, ее значение для живой природы. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия необходимые для жизни растения. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Животные, их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Глобус как модель Земли. Географическая карта. Материки и океаны. Формы земной поверхности: равнины, горы (общее представление, условные обозначения на глобусе и географической карте). Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Дикорастущие и культурные растения. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт родного города (села). Правила пользования транспортом. Наша Родина – Россия. Россия на карте. Москва – столица России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Уважительное отношение к своему и другим народам. Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества, взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, водой, электричеством. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение. Номера телефонов экстренной помощи. | Человек и природа-50 ч Человек – часть природы- 7 ч Природа - источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Примеры явлений природы: смена времен года , снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времен суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в природе. | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Оценивать влияние современного человека на природу. |
Земля и солнце- 5ч Звезды и планеты, их отличия. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета. День и ночь. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. | Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | |
Природа неживая и живая- 19 ч Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Неживая и живая природа. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Водоемы родного края. Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (свет, тепло, воздух, вода, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету. | Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Описывать климат, особенности растительного и животного мира. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Определять части цветкового растения. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний. Описывать климат, особенности растительного и животного мира. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных. Различать растения и животных. | |
Наша Земля на карте и глобусе – 8 ч Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план (общее знакомство). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Карта России. | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности) | |
Природа вокруг нас- 9ч Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле. Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Знать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Оценивать влияние современного человека на природу. Готовить небольшие сообщения на заданную тему. | |
Человек и общество-14 ч Моя Родина – 10 ч Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Родной город, село. Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага России. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы. Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии людей на примере своего населенного пункта. | Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, общественных местах. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Находить на карте России родной регион. | |
Значение труда для человека и общества-6 ч Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет. | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки. | |
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Раскрывать возможности средств массовой информации. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:
Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:
- между живой и неживой природой;
- между деятельностью человека и состоянием природы;
иметь представление о следующих явлениях и объектах:
- о значении Солнца для жизни на Земле;
- о живой и неживой природе;
- о разнообразии и красоте природы России;
владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- различать изученные объекты по названным признакам;
знать / понимать:
- компоненты окружающего мира (природа, человек, созданное или придуманное человеком);
- основные части растений;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
- правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);
уметь:
- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правила вежливости.
4. Планируемые результаты образования
Личностные УУД
Развивать способность радоваться успехам одноклассников
Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Развивать готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Формировать честное, самокритичное отношение к своему поведению.
Развивать чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой
Формировать бережное отношения к труду других людей.
Развивать умение отвечать за свои поступки.
Формировать ответственность человека за общее благополучие жизни на планете
Вырабатывать чувство ответственности человека за общее благополучие жизни на планете.
Познавательные УУД
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года
Описывать сезонные изменения в природе
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий
Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли
Сравнивать различать день и ночь, времена года
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года
Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства
Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на примере своей местности)
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей
Описывать климат, особенности растительного и животного мира
Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны
Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности)
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)
Знать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных
Готовить небольшие сообщения на заданную тему
Оценивать влияние современного человека на природу
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, общественных местах
Обсуждать особенности стран мира
Находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки
Находить на карте России родной Регион
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей
Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города
Участвовать в учебной игре по правилам пользования транспортом
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Раскрывать возможности средств массовой информации
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека,
его внутренний мир и состояние здоровья.
Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Регулятивные УУД
Развивать умение адекватно принимать оценку учителя.
Развивать умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Работать с текстом и иллюстрациями учебника
Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Оценивать влияние современного человека на природу
Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности
Коммуникативные УУД
Развивать умение работать в группах по изучению учебного материала.
Развивать умение вступать в диалог.
Развивать умение договариваться, находить общее решение
Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
5. Способы и формы оценки достижения планируемых результатов
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
итоговый контроль, включающий проведение итоговой работы
Критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения
самый высокий уровень – 85 – 100%;
высокий уровень - 70 – 84 %;
средний уровень – 50 – 69 %;
ниже среднего – 30 – 49%;
низкий уровень – менее 30%.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по окружающему миру.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Критерий | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
В - знания учащихся выше программы | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
П - знания учащихся соответствуют программе | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «В», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
М -усвоен программный минимум | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
Н - не усвоен программный минимум | если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «Н» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом |
6. Формы занятий, приемы и методы преподавания
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах, парах сменного состава и самостоятельная деятельность учащихся.
Рабочая программа предполагает использование следующих методов преподавания:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
7. Виды деятельности учащихся
Описывать сезонные изменения в природе.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.
Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Оценивать влияние современного человека на природу.
Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.
Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.
Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства.
Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.
Описывать климат, особенности растительного и животного мира.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.
Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Определять части цветкового растения.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.
Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.
Описывать климат, особенности растительного и животного мира.
Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных.
Различать растения и животных.
8. Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Наглядные пособия:
- гербарии, коллекции минералов и горных пород.
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Политическая карта мира»
9. Список используемой учебно-методической литературы
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я. Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1-2 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Количество часов | Страницы учебника | Дата | |
предметные | метапредметные и личностные (УУД) | ||||||
| Тема1. Окружающий мир: природа, общество, труд. | Научится: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком; -соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; -использовать правила поведения в общественных местах и на улице; | Личностные: – формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; – интерес к учебному материалу; – знакомство с основными моральными нормами поведения; Регулятивные: – формировать первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Познавательные: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в уст- ной форме; Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения; – использовать в общении правила вежливости. | 8 ч. | |||
1. | Что такое окружающий мир? | Экскурсия, беседа, наблюдение, игра «Что на что похоже». | 1 ч. | ||||
2. | Школа | Экскурсия по школе | 1 ч. | ||||
3. | Безопасный маршрут от дома к школе | Занятие на улице. Беседа, наблюдение | 1 ч. | ||||
4. | Где мы живем? | Работа с рисунком, моделирование объектов | 1 ч. | 2-3 | |||
5. | Занятия родителей | Беседа, рассказы детей о профессиях родителей | 1ч. | ||||
6. | Природа и ее изменчивость | Игра «Когда это бывает?» | 1 ч. | 4-5 | |||
7. | Природа ранней осенью. Растения. Животные | Экскурсия, наблюдение | 1 ч. | ||||
8. | Природа-источник познания человека. | Отгадывание загадок | 1 ч. | 6-7 | |||
9. | Тема 2.Природа Вселенная, или Космос | Научится: - различать объекты живой и неживой природы, -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; -различать и называть основные части растений; - узнавать растения: деревья, кустарники, травы, приводить примеры; -использовать иллюстративный определитель растений и животных | Личностные: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – интерес к учебному материалу; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Познавательные: – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных при- знаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); Коммуникативные: – принимать участие в работе парами и группами; – договариваться, при- ходить к общему решению;
| Отгадывание загадок, игра «Что лишнее» | 18ч. 1ч. | 8-9 | |
10. | Земля как планета | Опыты с теллурием, зеркалом | 1ч. | 10-11 | |||
11. | Значение воды на Земле | Отгадывание загадок, опыт с солёной и пресной водой | 1ч. | 12-13 | |||
12. | Значение воздуха на Земле | Опыты | 1ч. | 14-15 | |||
13. | Разнообразие природы России. | Исследование, работа с картой природных зон | 1ч. | 16-17 | |||
14. | Неживая и живая природа | Исследование, опыт | 18-19 | ||||
1ч. | |||||||
15. | Живая природа | Игра «Живой – неживой», опыт | 1ч. | 20 | |||
16. | Царства живой природы. | Выделение общих признаков представителей разных царств | 1ч. | 21 | |||
17. | Растения | Работа с гербариями | 1ч. | 22-23 | |||
18. | Зависимость растений от природных условий | Группировка изображений растений | 1ч. | 24 | |||
19. | Растения и человек | Исследование | 1ч. | 25 | |||
20. | Животные | Рассматривание групп животных, дополнение их, отгадывание загадок, выделение сущ. признаков | 1ч. | 26-27 | |||
21. | Разнообразие растений и животных | Рассматривание растений , сравнение по внешнему виду | 1ч. | 28-29 | |||
22. | Природа и человек | Работа с Красной книгой | 1ч. | 30 | |||
23. | Земная поверхность | Отгадывание загадок, игра «Что из чего», работа коллекцией полезных ископаемых | 1ч. | 31 | |||
24. | Природа родного края поздней осенью. | Экскурсия Игра «Назови одним словом» | 1ч. | ||||
25. | Труд человека | 1ч. | 32-33 | ||||
26. | Самостоятельная работа «Проверьте себя» | 1ч. | 34 | ||||
27. | Тема 3. Планета Земля. Из истории Земли. Модели и изображения Земли | Научится: -различать прошлое, настоящее и будущее; -соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; -использовать правила поведения в общественных местах и на улице; | Личностные: – интерес к учебному материалу; – представление о при- чинах успеха в учебе; Регулятивные: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: – устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать знаки, сим- волы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; Коммуникативные: – договариваться, при- ходить к общему решению | Сравнение моделей с натуральными предметами, исследование глобуса | 10 ч. 1ч. | 36-37 | |
28. | Географическая карта | ||||||
Практическая работа с картой | 1ч. | 38-39 | |||||
29. | Азбука географии | Чтение географических знаков, отгадывание загадок | 1ч. | 40-41 | |||
30. | Тепловые пояса Земли | Рассматривание карты, сравнивание изменений сезонов года в полушариях | 1ч. | 42-43 | |||
31. | Облик Земли постоянно меняется. История одной местности. | Работа с картой. Презентация о Москве. Практическая работа с макетами материков | 1ч. | 44-45 | |||
32. | Так или не так? | Работа с кроссвордом, придумывание вопросов и заданий | 1ч. | 46-47 | |||
33. | Самостоятельная работа «Проверь себя» | Классификация объектов | 1ч. | 48-49 | |||
34. | Место и время | Работа с макетами часов | 1ч. | 50-51 | |||
35. | Как открывали новые земли | Слушание рассказов, беседа | 1ч. | 52-53 | |||
36. | Изменения в природе. | ||||||
Экскурсия | 1ч. | ||||||
37. | Тема4.Становле- ние человека. Главная особенность Земли Появление и развитие жизни на Земле | Научится: -различать прошлое, настоящее и будущее; -различать объекты природы и предметы, созданные человеком; -соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; | Личностные: – интерес к учебному материалу; -представление о при- чинах успеха в учебе; Регулятивные: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – обобщать (выделять класс объектов по задан- ному признаку). Коммуникативные: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. | Исследование | 12 ч 1ч. | 2-5 | |
38. | Древние птицы и млекопитающие | Сравнение | 1ч. | 6-7 | |||
39. | Древние и современные растения и животные | Исследование | 1ч. | 8-9 | |||
40. | Древняя и современная природа Земли | Сравнение, вывод | 1ч. | 10-11 | |||
41. | Растительноядные и хищные животные на Земле | Исследование | 1ч. 1ч. | 12-13 | |||
42. | Предки человека. Человек — охотник и кочевник | Установка связей между .климатическими условиями и образом жизни древних людей | 14-15 | ||||
43. | Человек прямоходящий | Сравнение | 16-17 | ||||
1ч. | |||||||
44. | Родовой строй | Слушание | 1ч. | 18 | |||
45. | Одомашнивание животных | Исследование | 1ч. | 19-20 | |||
46. | Начало оседлой жизни | Описание картины | 1ч. | 21 | |||
47. | Земля рассказывает о себе | Исследование, обобщение | 1ч. | 22-23 | |||
48. | Самостоятельная работа «Проверь себя» | 1ч. | 24 | ||||
49. | Тема 5. Современное человечество. Кто такие «мы». | Научится: -узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; -различать прошлое, настоящее и будущее; -определять родственные связи в семье; -использовать правила поведения в общественных местах и на улице; | Личностные: – интерес к учебному материалу; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; Познавательные: – понимать знаки, сим- волы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по задан- ному признаку). Коммуникативные: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения;
| Объяснение пословиц, ответы на вопросы | 18 ч. 1ч. | 26-27 | |
50. | Семья. Родословная | Проектирование | 1ч. 1ч. | 28 | |||
51. | Мы - разные по возрасту и внешнему виду | Рассматривание групп разделения людей по внешнему виду | 29 | ||||
52. | Мы живем в разных природных условиях | Сравнение рисунков | 30-31 | ||||
1ч. | |||||||
53. | Люди живут в разных странах | Работа с картой | 1ч. | 32-33 | |||
54. | Мы живем в разном времени суток | Исследование, работа с макетом часов | 1ч. | 34-35 | |||
55. | Мы заняты разным делом. Совместный труд и отдых. Профессии | Объяснение пословиц, проведение опыта | 1ч. | 36-37 | |||
56. | Экскурсия на ближайшее предприятие | Экскурсия | 1ч. | ||||
57. | Охрана окружающей среды | Исследование | 1ч. 1ч. | 38-39 | |||
58. | «Россия - любимая наша страна» Государственная символика России | Исполнение гимна, рассматривание символики, карты России с изображением представителей народов | 40-41 | ||||
59. | Транспорт и связь | Беседа оПДД, приведение примеров вида транспорта, | 42-43 | ||||
1ч. | |||||||
60. | Что вы знаете о своей стране | Работа с картой, описывание своего любимого уголка России. | 1ч. | 44-45 | |||
61. | Великие имена России. | Беседа о великих людях России | 1ч. | 44-45 | |||
62. | История Древней Руси | Обсуждение картины | 1ч. | 46-47 | |||
63. | Экскурсия в исторический музей | Экскурсия | 1ч. | ||||
64. | Жизнь современного человека. | Объяснение человеческих принципов, оценка поведения людей на рисунке. | 1ч. | 48-49 | |||
65. | Правила поведения на улице. Изменения в природе. | Экскурсия | 1ч. 1ч. | ||||
66. | Обобщающий урок «Проверь себя». | 52-53 |
Учебно – методическое обеспечение
Средства ИКТ | Компьютер | Д | На рабочем месте учителя. Монитор жидкокристалический |
Колонки | Д | ||
Мультимедийный проектор | Д | Установлен в соответствии с требованиями техники безопасности | |
Принтер | Д | Лазерный | |
Сканер | Д | ||
Цифровые образовательные ресурсы | Презентации Мир вокруг нас. Природные явления. Времена года. Диск 1С Образование Вселенная. Живая и неживая природа. 7 чудес Хабаровского края. Вода. Что такое весна. Водоёмы Хабаровского края. Амурский аквариум. Растения – пришельцы. Травы мои приамурские. Растения Хабаровского края. Голоса птиц и животных. По следу тигра. Полезные ископаемые. В гостях у хозяйки медной горы. Материки и океаны. Города России. Первооткрыватели новых земель. Дикие и домашние животные. Экологические катастрофы. Профессии. Современная Россия. Из истории Древней Руси | ||
Глобус | |||
Лупа | |||
Карта России. Карта полушарий. Карта Мира. Карта природных зон. Карта Хабаровского края. | |||
Музыкальное сопровождение Голоса птиц. | |||
Учебно-методическая литература | Таблицы, соответствующие тематике учебного курса Животные. Растения. Овощи. Фрукты. Домашние животные. Части растений. Лесные этажи. Птицы. Правила дорожного движения. Лиственные и хвойные растения. Дикие животные Методическая литература. Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир» 1 класс (1,2 части), изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2010 г. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»1 класс, изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2010г. Поурочные планы «Мы и окружающий мир» 1 класс, изд. «Учитель» Волгоград, 2010г. Дополнительная литература. Толковый словарь Ожегова. Детская энциклопедия Всё обо всём. | Д | |
Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России", окружающий мир,рабочая программа, 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» 3 класс (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2012. ...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы . ПНШ.
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" 1-4 классы. Составлена в соответствии с ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты. Включает развернутое т...
Окружающий мир Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру. Школа ""2100"...
Перспектива Окружающий мир Рабочая программа 3 класс
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" предмет окружающий мир 3 класс...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
окружающий мир - рабочая программа 2 класс
окружающий мир - рабочая программа 2 класс...