Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyk_3_klass_.docx.docx | 113.02 КБ |
Предварительный просмотр:
II межрегиональный конкурс
рабочих программ и сценариев урока
«ФГОС в действии»
Рабочая программа по русскому языку
(3 класс)
УМК «Начальная школа ХХI века»
Составитель:
Шатько Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ ООШ №6
г. Балаково
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Русский язык» для 3 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 /, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Основная образовательная школа №6». В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. В рамках одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Цель программы: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее: грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний; навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений; разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет: успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Образовательная система «Начальная школа 21 века» ставит перед учителем задачу найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.
Общая характеристика курса
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Содержание программы (170ч)
1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология. Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
3. «Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4. Резервные уроки (24 ч)
Данная программа реализуется в течение одного учебного года, предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут, 5 уроков в неделю, всего – 170 часов.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
К концу обучения ученик научится:
принимать и решать учебную задачу;
анализировать, сравнивать, классифицировать;
контролировать и оценивать, в том числе, и свою работу;
работать с моделями;
осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий; выделять общее и частное, общее и различное, устанавливать простейшие связи и закономерности; выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
К концу обучения ученик получит возможность научиться решать практические задачи:
проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
падежных окончаний имён существительных;
суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-;
падежных окончаний имён прилагательных;
словарных слов, определённых программой;
постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | наименование раздела программы | тема урока | УУД | вид контроля | домашнее | дата проведения | корректировка | ИКТ |
1 | 1 четверть (45ч) Фонетика | Повторение по теме: «Фонетика» | Ориентироваться в целях и задачах урока, планировать свои действия; характеризовать признаки звуков; исправлять ошибки. | текущий | упр. 4 | |||
2 | Правописание | Правила написания большой | Использовать данное правило для решения практических задач; учитывать степень сложности задания. | текущий | упр. 3 | |||
3 | Как устроен наш язык | Фонетический анализ слова | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; использовать транскрипцию; преобразовывать информацию. | текущий | упр. 4 | |||
4 | Правописание | Правила переноса слов | Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос; объяснять ошибки в делении слов для переноса; сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. | текущий | упр. 2 или 4 | |||
5 | Развитие речи | Повторение по теме: «Текст, его признаки и типы» | Определять тип текста, признаки каждого типа, количество абзацев; формулировать основную мысль текста; подбирать заголовки; создавать тексты; обосновывать свое мнение. | текущий | упр. 2 или 6 | |||
6 | Как устроен наш язык | Фонетический анализ слова | Объяснять различие в звуко-буквенном составе слова; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 5 | |||
7 | Правописание | Правила обозначения гласных после шипящих | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; использовать транскрипцию; преобразовывать информацию. | текущий | упр. 3 | |||
8 | Как устроен наш язык | Состав слова | Находить общую часть в группе слов; знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова»; различать родственные слова и формы одного и того же слова. | текущий | упр. 5 | |||
9 | Правописание | Правописание безударных гласных в корне слова | Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных; фиксировать место изучаемой орфограммы. Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | текущий | упр. 4 | |||
10 | Развитие речи | Признаки и типы текста | Различать типы текстов по определенным признакам. | текущий | упр. 2 или 4 | |||
11 | Как устроен наш язык | Разбор слов по составу | Определять способ образования слов; подбирать слова к заданным моделям; выбирать из текста слова по заданным основаниям. | текущий | упр. 4 или 5 | |||
12 | Входной мониторинг по линии администрации | Применять полученные знания; контролировать свои действия. | тематический | упр. 4 | ||||
13 | Правописание | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм | Высказывать и аргументировать свою точку зрения; объяснять правильное написание слов; обосновывать применение разных способов работы над ошибками. | текущий | упр. 4 | |||
14 | Правописание согласных в корне | Использовать алгоритм проверки орфограммы; классифицировать слова по заданным основаниям (работа в парах). | текущий | Р. т., упр. 4 | ||||
15 | Как устроен наш язык | Словообразование | Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах. | тематический | Р. т., упр. 6 | |||
16 | Правописание | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Объяснять допущенные ошибки; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность его выполнения. | текущий | упр. 3 | |||
17 | Развитие речи | Диктант по теме: « Повторение пройденных орфограмм» | Применять изученные привила; контролировать свои действия при решении практических задач; фиксировать место орфограммы в слове; подбирать проверочные слова. | промежуточный | Р. т., упр. 5 | |||
18 | Как устроен наш язык | Разбор слова по составу. Словообразование. Работа над ошибками | Высказывать и аргументировать свою точку зрения; объяснять правильное написание слов; обосновывать применение разных способов работы над ошибками. | текущий | упр. 2 или 5 | |||
19 | Правописание | Повторение по теме: « Правописание суффиксов» | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания суффиксов; планировать свою работу; формулировать цель урока после обсуждения правила. | тематический | упр. 3 | |||
20 | Повторение по теме: « Правописание приставок» | Находить слова по заданному основанию; осуществлять взаимный контроль (работа в парах). | текущий | упр. 3 | ||||
21 | Развитие речи | Заглавие и начало текста | Понимать текст; высказывать предположение о связи предложений в тексте; устанавливать соответствие/ несоответствие заголовка и текста; аргументировать свою точку зрения. | текущий | упр. 5 | |||
22 | Как устроен наш язык | Предложение и его смысл. Слова в предложении | Понимать информацию, представленную в виде рисунка; наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. | текущий | упр. 4 | |||
23 | Виды предложения по цели высказывания и интонации | Определять вид предложения; наблюдать за изменением формы слова. | текущий | упр. 1 | ||||
24 | Как устроен наш язык | Последовательность предложений в тексте | Наблюдать за последовательностью предложений в тесте; восстанавливать деформированный текст; обнаруживать нарушение, исправлять ошибки. | текущий | упр. 1 | |||
25 | Деление текста на абзацы. Списывание по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» | Делить текст на абзацы, отрабатывать умение применять правило. | тематический | упр. 5 | ||||
26 | Главные члены предложения | Ознакомиться с главными членами предложения, находить их в предложении. | текущий | упр. 4 или 5 | ||||
27 | Правописание | Повторение правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Словарный диктант №1 | Характеризовать функции Ь и Ъ; использовать транскрипцию для решения практических задач; оценивать правильность выполнения заданий. | текущий | Р. т., упр. 1, 2, 4 (по выбору) | |||
28 | Главные члены предложения | Находить их в предложении. | текущий | Р. т., упр. 4 | ||||
29 | Правописание приставок | Различать приставки и предлоги; составлять слова по моделям; группировать слова по заданному основанию; осуществлять взаимный контроль (работа в парах) | текущий | упр. 4 | ||||
30 | Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с- | Наблюдать за приставками, оканчивающихся на -з-, -с-; группировать слова по предложенному основанию; фиксировать место изучаемой орфограммы. | текущий | Р. т., упр. 3 | ||||
31 | Как устроен наш язык | Подлежащее | Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; контролировать свои действия. | текущий | Р. т., упр. 4,5 | |||
32 | Сказуемое | Отрабатывать умение применять правило; группировать слова по заданному признаку. | текущий | Р. т., упр. 3 | ||||
33 | Правописание | Правило правописания согласных в корне | Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | текущий | Р.т., инд-но | |||
34 | Как устроен наш язык | Сказуемое | Понимать алгоритм нахождения сказуемого и использовать его при решении практических задач. | текущий | упр. 3 | |||
35 | Развитие речи | Написание писем | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | Р. т., упр. 1 | |||
36 | Правописание | Второстепенные члены предложения | Отрабатывать умение применять правило; группировать слова. | текущий | Р. т., упр. 3 | |||
37 | Контрольная работа по теме: «Простое предложение» (тест) | Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения. | промежуточный | Р. т., упр. 1 | ||||
38 | Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм | Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой; выполнять алгоритм работы над ошибками. | тематический | упр. 3 | ||||
39 | Как устроен наш язык | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Осуществлять взаимный контроль (работа в парах); разбирать предложения. | текущий | упр. 4 | |||
40 | Правописание | Правописание приставки -с- | Использовать алгоритм проверки орфограммы; выбирать слова по заданному основанию; осуществлять самопроверку. | текущий | Р. т., упр. 1 | |||
41 | Как устроен наш язык | Обстоятельство | Осуществлять взаимный контроль; контролировать действия партнера. | текущий | Р. т., упр. 4 или 5 | |||
42 | Развитие речи | Написание писем | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | Р. т., упр. 6 | |||
43 | Как устроен наш язык | Определение | Контролировать свои действия, разбирать предложения. | текущий | упр. 3 | |||
44 | Повторение пройденного материала | Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 3 | ||||
45 | Повторение пройденного материала | Осуществлять самоконтроль. | текущий | Р.т., инд-но | ||||
46 | 2 четверть (37 ч) Правописание | Правописание слов с двумя корнями | Подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 5 | |||
47 | Определение | Контролировать свои действия, разбирать предложения. | текущий | Р. т., упр. 42 | ||||
48 | Соединительные гласные -о-, -е- | Находить слова с соединительными гласными, разбирать их по составу. | текущий | Р. т., упр. 43 | ||||
49 | Развитие речи | Написание писем | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 2 | |||
50 | Как устроен наш язык | Дополнение | Контролировать свои действия, разбирать предложения. | текущий | упр. 5 | |||
51 | Правописание | Правописание о, ё после шипящих | Знакомиться с алгоритмом правописания о, ё после шипящих; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | текущий | Р. т., упр. 49, 50 (по выбору) | |||
52 | Как устроен наш язык | Дополнение | Контролировать свои действия, разбирать предложения. | текущий | упр. 3 | |||
53 | Развитие речи | Написание писем | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | Р. т., упр. 51 | |||
54 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения | Использовать алгоритм нахождения однородных членов предложения; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. | текущий | Р.т., инд-но | |||
55 | Правописание | Обозначение звука -ы- после звука -ц- | Отрабатывать умение применять правило; группировать слова. | текущий | Р.т., инд-но | |||
56 | Контрольная работа по теме: «Простое предложение, члены простого предложения» | Использовать полученные знания, осуществлять самоконтроль. | тематический | упр. 3 или 6 | ||||
57 | Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм | Выполнять алгоритм работы над ошибками; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 3 | ||||
58 | Однородные члены предложения | Наблюдать за группами слов, составлять предложения с однородными членами, используя алгоритм нахождения; контролировать свои действия в соответствии с алгоритмом. | текущий | упр. 2 или 4 | ||||
59 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Ознакомиться с расстановкой знаков препинания при однородных членах; использовать полученные знания на практике. | текущий | Р.т., инд-но | ||||
60 | Развитие речи | Написание писем | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 4 | |||
61 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения | Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 1 | |||
62 | Правописание | Знаки препинания при однородных членах предложения | Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах. | текущий | Р. т., упр. 57 | |||
63 | Однородные члены предложения | Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах. | текущий | упр. 5 | ||||
64 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах. | текущий | Р. т., упр. 59 | ||||
65 | Диктант по теме: « Правописание слов с изученными орфограммами» | Применять полученные знания на практике; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
66 | Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова». Работа над ошибками | Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах. | текущий | упр. 3 | ||||
67 | Повторение пройденного материала. Словарный диктант №2 | Обосновывать выбор правильного написания слов; фиксировать орфограмму. | текущий | Р. т., упр. 61 | ||||
68 | Как устроен наш язык | Части речи | Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения. | текущий | упр. 2 | |||
69 | Части речи | Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения. | текущий | упр. 3 | ||||
70 | Самостоятельные и служебные части речи | Находить служебные и самостоятельные слова; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. | текущий | упр. 4 | ||||
71 | Самостоятельные и служебные части речи | Находить служебные и самостоятельные слова; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. | текущий | Р.т., с. 66 | ||||
72 | Имя существительное | Знакомиться с именами существительными; находить, наблюдать за их использованием. | текущий | Р. т., упр. 67 | ||||
73 | Имя существительное | Знакомиться с именами существительными; находить, наблюдать за их использованием. | текущий | Р. т., упр. 68 | ||||
74 | Развитие речи | Написание изложения | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | текущий | упр. 2 | |||
75 | Как устроен наш язык | Род имен существительных. | Выполнять алгоритм работы над ошибками; определять род иен существительных. | текущий | упр. 2 | |||
76 | Род имен существительных | Определять род иен существительных. | текущий | упр. 5 или 6 | ||||
77 | Диктант по теме: « Правописание изученных орфограмм» | Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | тематический | упр. 2 | ||||
78 | Правописание | Работа над ошибками. | Выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | Р. т., упр. 71 | |||
79 | Развитие речи | Написание изложения | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | текущий | упр. 3 | |||
80 | Правописание | Промежуточный мониторинг по линии администрации | Контролировать собственные действия; обосновывать выбор правильного выполнения заданий. | промежуточный | упр. 4 | |||
81 | Работа над ошибками. | Выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | упр. 5 | ||||
82 | Повторение пройденного материала | Повторить пройденный материал, устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. | текущий | упр. 1 | ||||
83 | 3 четверть (51 ч) Как устроен наш язык | Имя существительное. Число имен существительных | Различать имена существительные по числам. | текущий | упр. 5 | |||
84 | Правописание | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. Словарный диктант № 3 | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, сопоставлять ее с текстами; высказывать предположение об условиях написания-ь-; знакомиться с алгоритмом написания слов с -ь-; контролировать свои действия. | текущий | Р.т., инд-но | |||
85 | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, сопоставлять ее с текстами; высказывать предположение об условиях написания-ь-; знакомиться с алгоритмом написания слов с -ь-; контролировать свои действия. | текущий | упр. 4 или 5 | ||||
86 | Как устроен наш язык | Число имен существительных | Использовать имена существительные единственного и множественного числа. | текущий | Р.т., инд-но | |||
87 | Изменение имен существительных по числам | Наблюдать за изменением имен существительных. | текущий | упр. 5 | ||||
88 | Изменение имен существительных по числам | Наблюдать за изменением имен существительных. | текущий | упр. 5 | ||||
89 | Развитие речи | Написание изложения | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | текущий | упр. 6 | |||
90 | Как устроен наш язык | Изменение имен существительных по падежам. | Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных; устанавливать тип орфограммы; аргументировать правильность выбранного способа проверки. | текущий | упр. 4 | |||
91 | Падеж имен существительных | Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных. | текущий | упр. 2 | ||||
92 | Падеж имен существительных | Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных. | текущий | упр. 2 | ||||
93 | Правописание | Слова с удвоенными согласными в корне слова | Наблюдать за данными словами; разбирать их по составу. | текущий | упр. 5 | |||
94 | Развитие речи | Написание писем. | Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 4 | |||
95 | Как устроен наш язык | Падеж имен существительных Словарный диктант № 4 | Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных. | текущий | ||||
96 | Контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существительных» (тест) | Осознавать особенности способов проверки орфограмм; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | упр. 3 | ||||
97 | Правописание | Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- в именах существительных | Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы. | текущий | упр. 1 | |||
98 | Как устроен наш язык | Падеж имен существительных | Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных. | текущий | упр. 3 | |||
99 | Правописание | Правописание суффиксов –ец-, –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-. | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания данных суффиксов и сочетаний; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 4 | |||
100 | Правописание суффиксов –ец-, –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-. | Распознавать изученные орфограммы; осуществлять взаимо- и самоконтроль при решении практических задач. | текущий | упр. 2 | ||||
101 | Развитие речи | Работа с текстом | Наблюдать за структурой текста; восстанавливать начало предложенного текста; обсуждать правильность выбора, аргументировать свой выбор. | текущий | упр. 3 | |||
102 | Как устроен наш язык | Склонение имен существительных | Определять склонение имен существительных, используя правило. | текущий | упр. 1 | |||
103 | Правописание | Правописание сочетаний –инк-, -енк- | Наблюдать за языковым материалом, использовать правило написания данных сочетаний. | текущий | упр. 3 | |||
104 | Как устроен наш язык | Диктант по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных» | Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | тематический | упр. 4 | |||
105 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Работа над ошибками | Определять место орфограммы в слове; соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов; доказывать свою позицию. | текущий | Р.т., инд-но | |||
106 | Развитие речи | Работа с текстом | Составлять тексты по заданным основаниям; сравнивать их; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 4 | |||
107 | Как устроен наш язык | Склонение имен существительных | Определять склонение имен существительных, используя правило. | текущий | упр. 1 | |||
108 | Контрольная работа по теме: «Род, число, падеж имён существительных» (тест) | Осознавать особенности способов проверки орфограмм; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | упр. 7 | ||||
109 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Работа над ошибками | Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы. | текущий | упр. 3 или 5 | |||
110 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Различать и находить в тексте данные имена существительные. | текущий | Р.т., инд-но | |||
111 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения | Знакомиться с алгоритмом написания окончаний имен существительных 2 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; понимать и преобразовывать в текст информацию. | текущий | упр. 4 | |||
112 | Развитие речи | Написание изложения | Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 2 | |||
113 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Работа над ошибками. | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 5 | |||
114 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения | Использовать алгоритм написания окончаний имен существительных 2 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | текущий | упр. 5 или 6 | |||
115 | Как устроен наш язык | Имена существительные собственные и нарицательные | Различать и находить в тексте данные имена существительные. | текущий | Р.т., инд-но | |||
116 | Правописание | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания гласных; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | Р.т., инд-но | |||
117 | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и -ц-. Словарный диктант №5 | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания гласных; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 5 | ||||
118 | Развитие речи | Написание изложения | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | текущий | упр. 4 | |||
119 | Как устроен наш язык | Способы образования имен существительных. | Ознакомиться со способами образования имен существительных; устанавливать место орфограммы в слове; объяснять написание слов; фиксировать место орфограммы. | текущий | упр. 3 или 4 | |||
120 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Использовать алгоритм написания окончаний имен существительных 3 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | текущий | Р.т., инд-но | |||
121 | Как устроен наш язык | Способы образования имен существительных | Высказывать предположение о возможных способах образования имен существительных. | текущий | упр. 2 или 3 | |||
122 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания безударных окончаний; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 5 | |||
123 | Развитие речи | Написание изложения | Понимать текст; обнаруживать неполноту текста; заканчивать текст; устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки; осуществлять самопроверку. | текущий | упр. 3 или 4 | |||
124 | Правописание | Применение орфографических правил. Работа над ошибками. | Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. | текущий | Р.т., инд-но | |||
125 | Диктант по теме: «Повторение пройденных орфограмм» | Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | тематический | упр. 4 | ||||
126 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения | Наблюдать особенности написания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения; анализировать предложенный алгоритм проверки орфограммы. | текущий | упр. 4 или 3 | ||||
127 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное | Группировать слова по заданным основаниям. | текущий | упр. 2 | |||
128 | Правописание | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 3 или 5 | |||
129 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученных орфограмм» (тест) | Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. | итоговый | Р.т., инд-но | ||||
130 | Развитие речи | Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом | Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы. | текущий | упр. 5 | |||
131 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное | Дать определение имени прилагательному; работать над языковым материалом. | текущий | упр. 1 | |||
132 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных | Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой. | текущий | упр. 4 | |||
133 | Правописание имен существительных на -ий, -ия-, -ие-. Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 3 | ||||
134 | Применение орфографических правил | Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. | текущий | Р.т., инд-но | ||||
135 | 4 четверть (36ч) Как устроен наш язык | Качественные имена прилагательные | Знакомиться с качественными прилагательными; определить их особенности; работать с текстом. | текущий | упр. 3 | |||
136 | Качественные имена прилагательные. Словарный диктант №6 | Знакомиться с качественными прилагательными; определить их особенности. | текущий | упр. 2 | ||||
137 | Развитие речи | Изложение с элементами сочинения | Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 3 или 6 | |||
138 | Правописание | Правописание окончаний имен прилагательных. | Контролировать свои действия при написании окончаний имен прилагательных; выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | Р.т., инд-но | |||
139 | Развитие речи | Написание изложения | Выявлять наличие в тексте изученных орфограмм; объяснять способ проверки орфограмм; осуществлять взаимный контроль. | текущий | упр. 6 | |||
140 | Как устроен наш язык | Правописание окончаний имен прилагательных. Работа над ошибками. | Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль. | текущий | упр. 4 | |||
141 | Краткая форма качественных прилагательных | Образовывать краткую форму имен прилагательных. | текущий | упр. 3 или 4 | ||||
142 | Правописание | Контрольное списывание по теме: «Окончания имен прилагательных» | Выявлять наличие в тексте изученных орфограмм; объяснять способ проверки орфограмм; осуществлять взаимный контроль. | тематический | Р.т., инд-но | |||
143 | Развитие речи | Написание сочинения. | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | текущий | упр. 4 | |||
144 | Как устроен наш язык | Относительные имена прилагательные. | Находить ошибки в работе, исправлять их, объяснять правильное написание; обосновывать правильность подбора проверочных слов. | текущий | Р.т., инд-но | |||
145 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных. Словарный диктант №7 | Находить, исправлять ошибки в словарных диктантах. | текущий | Р.т., инд-но | |||
146 | Как устроен наш язык | Образование относительных имен прилагательных | Образовывать относительные имена прилагательные; работать с текстом. | текущий | Р.т., инд-но | |||
147 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных | Объяснять правильное написание относительных имен прилагательных. | текущий | упр. 3 | |||
148 | Развитие речи | Написание сочинения | Подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | упр. 5 | |||
149 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных. | Объяснять правильное написание слова; применять алгоритм работы над ошибками, контролировать свои действия при его использовании. | текущий | упр. 3 | |||
150 | Как устроен наш язык | Притяжательные имена прилагательные | Находить притяжательные имена прилагательные; работать с текстом. | текущий | упр. 2 | |||
151 | Правописание | Правописание притяжательных имен прилагательных | Объяснять правильное написание притяжательных имен прилагательных. | текущий | Р.т., инд-но | |||
152 | Как устроен наш язык | Повторение по теме: «Имя прилагательное» | Применять полученные знания; обосновывать свои ответы. | тематический | Р.т., инд-но | |||
153 | Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки» (тест) | Применять изученные привила; контролировать свои действия при решении практических задач; фиксировать место орфограммы в слове; подбирать проверочные слова. | тематический | упр. 3 | ||||
154 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова» | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия; составлять слова из предложенных частей слова; фиксировать орфограммы. | тематический | упр. 6 | ||||
155 | Правописание | Правописание краткой формы имён прилагательных | Применять изученные привила. | текущий | упр. 5 | |||
156 | Как устроен наш язык | Местоимение | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | Р.т., инд-но | |||
157 | Развитие речи | Работа с текстом | Определять тип текста по заглавию; составлять планы; исправлять деформированный текст; восстанавливать последовательность абзацев. | текущий | Р.т., инд-но | |||
158 | Правописание | Диктант по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой) | Применять полученные знания при написании предложенного текста; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | упр. 4 | |||
159 | Как устроен наш язык | Работа над ошибками. Личные местоимения | Находить ошибки в подборе проверочных слов; контролировать свои действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. | текущий | упр. 3 | |||
160 | Личные местоимения | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 1 | ||||
161 | Правописание | Правописание местоимений с предлогами | Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой. | текущий | упр. 5 | |||
162 | Как устроен наш язык | Изменение местоимений | Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий | упр. 2 | |||
163 | Правописание | Итоговый мониторинг по линии администрации | Устанавливать орфограмму, обосновывать правильность написания; находить ошибки в подборе проверочных слов и в написании слов; определять причину допущенных ошибок. | итоговый | упр. 4 | |||
164 | Повторение пройденного материала | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание пройденных орфограмм» | Обосновывать выбор правильного написания слов; фиксировать орфограмму. | тематический | упр. 2 | |||
165 | Повторение по теме: «Имена существительные» (тест) | Использовать полученные знания, осуществлять самоконтроль. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
166 | Повторение по теме: «Правописание имен существительных» | Применять полученные знания. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
167 | Повторение по теме: «Имена прилагательные» | Применять полученные знания. | тематический | упр. 3. | ||||
168 | Повторение по теме: «Местоимения» | Применять полученные знания. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
169 | Повторение по теме: «Применение изученных орфограмм» | Применять полученные знания. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
170 | резерв |
Выполнение практической части
Диктант - 6
1 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм»
2 четверть: по теме: «Правописание изученных орфограмм», по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами»
3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных»
4 четверть: по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой)
Изложение – 3
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тестирование - 7
1 четверть: по теме: «Простое предложение»
2 четверть: по теме: «Простое предложение, члены простого предложения»
3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: « Род, число, падеж имени существительного»
4 четверть: по теме: «Имя существительное», по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки», по теме: «Части речи. Род и число имени существительного»
Контрольное списывание - 2
1 четверть: по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» (с грамматическим заданием)
4 четверть: по теме: «Окончания имен прилагательных» (с грамматическим заданием)
Словарный диктант - 7
1 четверть: №1
2 четверть: №2
3 четверть: №3, №4, №5
4 четверть: №6, №7
Мониторинг – 3
1 четверть: входной
2 четверть: промежуточный
4 четверть: итоговый
Методическое сопровождение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».
Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007.
Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Русский язык: Рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.
Проверочные тестовые работы. Русский язык: 3 класс Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана – Граф, 2012
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 2-е изд., исправл. (Оценка знаний)
Литература для учащихся
Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Русский язык: Рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.
Интернет-ресурсы:
www festival. ru
www.it -n. ru
Приложение
Раздел программы | Характеристика деятельности учащихся |
«Как устроен наш язык» | Ориентироваться в целях и задачах урока с учетом названия темы, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь товарищу, контролировать его действия (работа в парах), учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Формулировать ответ на проблемный вопрос. Выбирать слова по заданным признакам. Контролировать правильность и аккуратность записи. Задавать вопросы к словам. Формулировать цель урока после обсуждения правила. Формулировать вывод на основе наблюдения. Осуществлять самоконтроль с опорой на рубрику «Проверь себя». Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Доказывать свою точку зрения. Опознавать слова по их словообразовательным значениям. Работать со словарями. |
«Правописание» | Использовать правило написания, осуществлять самоконтроль использования правила. Составлять слова с использованием схемы. Объяснять допущенные ошибки. Классифицировать слова по заданным группам. Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Отрабатывать умение применения изученных правил. Контролировать последовательность действий при списывании. Подбирать проверочные слова. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов, объяснять способ проверки. Находить слова с заданной орфограммой. Планировать свою запись в соответствии с условиями упражнения. Указывать тип орфограммы. Составлять слова по заданным моделям. Применять алгоритм работы над ошибками. Осуществлять самопроверку. Соотносить слова с их значением. Обсуждать текст. Находить и исправлять ошибки в словарных диктантах. |
«Развитие речи» | Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Понимать текст. Подбирать заголовки. Формулировать основную мысль текста, используя образец. Обнаруживать неполноту текста, выбирать подходящее окончание текста из предложенных и объяснять свой выбор. Наблюдать за структурой. Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок. Сжато пересказывать текст. Восстанавливать деформированный текст. Использовать информацию рубрик для решения поставленных задач. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки. Восстанавливать порядок предложений. Знакомиться с абзацем, выделять и определять порядок их следования. Сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца. Находить ошибки в построении текста, объяснять причины их появления. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами. Составлять план текста, исправлять неправильно составленный план, контролировать свои действия при сравнении соответствия плана и текста. Составлять текст на заданную тему по предложенному плану, подбирать заголовки. Знакомиться с типами текстов. Составлять текст-описание с опорой на рисунок. Наблюдать за текстом-повествованием и создавать. Различать элементы описания и повествования, рассуждения. Создавать текст по заданным основаниям. Использовать информацию, представленную в разделе «Твои помощники». |
Комплексное повторение изученного материала | Определять количество абзацев в тексте, формулировать основную мысль, подбирать заголовки. Разбирать слова по составу. Определять тип текста. Устанавливать орфограммы, обосновывать правильность написания. Контролировать свои действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. Находить слова по заданным признакам. |
Контрольно - измерительные материалы
I четверть
Диктант (входной контроль)
Одинокий
Поздняя осень. За редкими берёзками видна узкая полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.
Орфографическое задание
I вариант
1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
- Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т.
Счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ужас…ный, ненас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный.
II вариант
- Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной согласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
- Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву о.
См…треть, повт…рить, з…нты, стр…на, сл…нёнок, в…л…синка, гл…зок, нас…лить, ч…сы, под…рить, выл…вить.
Словарный диктант
Морковь, рисунок, песок, компьютер, интересный, иней, пирог, малина, ракета, остров, сегодня.
Итоговая контрольная работа за I четверть
I вариант
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.
3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.
4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.
убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить
6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик
II вариант
1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.
3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.
Среди ветвей мелькнули серые тени.
Слева послышался шорох листьев.
Я увидел летящего орла совсем близко.
4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.
перелетный, городской, пробег, поездка, бесшумный, погибают
6. (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.
II четверть
Контрольная работа по теме: «Простое предложение»
I вариант
- Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.
- Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами.
Ярко светит летнее солнышко.
3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
Я люблю читать (что?) ... и мечтать (о чём?)... .
Я выполнил рисунок (чем?)... .
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.
Ель растёт во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сундук - подлежащее
лежать - сказуемое
старый - определение
чердак - обстоятельство
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме .
Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
II вариант
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.
2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдём в музей.
3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.
Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сорока - подлежащее
ухаживать - сказуемое
потомство - дополнение
заботливо - обстоятельство
свой - определение
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
Словарный диктант
Трамвай, очень, газета, обычный, яблоко, шоколад, осина, шофёр, шелест, огород, медленно, гигант.
Диктант (итоговый за II четверть)
Кормушка
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.
(55 слов)
Примечание: Выделенные написания четко проговариваются учителем.
Орфографическое задание
I вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (сказуемыми).
2. Запиши слова в три столбика:
- слова с орфограммой в приставке;
- слова с орфограммой в корне;
- слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.
II вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (подлежащими).
2. Запиши слова в три столбика:
- слова с орфограммой в приставке;
- слова с орфограммой в корне;
- слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.
III четверть
Контрольная работа по теме: «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)
I вариант
- Выпиши только имена прилагательные.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
- Распредели имена существительные в три группы по значению:
- животные
- помещения для животных
- профессии людей
свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня
- Запиши слова в три столбика по родам.
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь
- Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.
двери, степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги
- Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительных)
- луна, поляна, деревня, дядя
- деревья, перья, семья, стулья
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.
II вариант
1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
2. Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
1) диван, стул, дверь, стол, шкаф
2) чай, кофе, сок, суп, кисель
3) ветер, снег, дождь, пожар, туман
3.Запиши слова в три столбика по родам.
коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр
4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.
стул, лестница, верёвка, доктор, смелость, учитель, волк, сапог, лиса
5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни все имена существительные как члены предложения.
Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.
Словарный диктант
Девочка, багаж, инженер, орех, территория, галерея, картофель, метро, аптека, болото, человек, восток.
Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»
I вариант
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
1. □ ладонь
2. □ огонь
3. □ окунь
4. □ ткань
5. □ пень
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.
1. □ поля
2. □ сравнение
3. □ скорость
4. □ чувство
5. □ санаторий
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы единственного числа.
1. □ сапоги
2. □ ворота
3. □ пуговицы
4. □ зеркала
5. □ джинсы
4. Отметь «х» все вопросы творительного падежа.
1. □ кого?
2. □ чему?
3. □ кем?
4. □ o чём?
5. □ чем?
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
1. □ к дереву
2. □ около деревьев
3. □ у дерева
4. □ над деревом
5. □ возле дерева
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
1. □ на озёрах
2. □ в озёрах
3. □ к озёрам
4. □ об озёрах
5. □ на озере
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное книга стоит в именительном падеже множественного числа.
1. □ Я люблю получать книги в подарок.
2. □ Книги лежат на столе.
3. □ Младший брат читает книги с картинками.
4. □ Эти книги рассказывают о далёких звёздах.
5. □ Учительница раздала новые книги.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом.
1. □ к
2. □ в
3. □ до
4. □ по
5. □ об
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
1. □ через дорогу (В. п.)
2. □ на реке (Д. п.)
3. □ без окон (Р. п.)
4. □ по земле (Д. п.)
5. □ для мамы (В. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
1. □ сестра
2. □ дороги
3. □ на стол
4. □ школа
5. □ лесом
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
1. □ молодежь
2. □ конь
3. □ день
4. □ огонь
5. □ горечь
12. Отметь «х» существительное не 1-го склонения.
1. □ дядя
2. □ страна
3. □ семья
4. □ зеркала
5. □ Стёпа
13. Отметь «х» все несклоняемые имена существительные.
1. □ звено
2. □ метро
3. □ окно
4. □ село
5. □ кино
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
1. □ за горами
2. □ с дядей
3. □ под тетрадью
4. □ за водой
5. □ под крышей
II вариант
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
1. □ соболь
2. □ метель
3. □ уголь
4. □ рояль
5. □ соль
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа. .
1. □ гербарий
2. □ облака
3. □ уравнение
4. □ письмо
5. □ полёт
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы множественного числа.
1. □ выносливость
2. □ дело
3. □ конфета
4. □ мясо
5. □ дерево
4. Отметь «х» все вопросы дательного падежа.
1. □ кого?
2. □ чему?
3. □ чего? '
4. □ кем?
5. □ кому?
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
1. □ за дорогой
2. □ до дороги
3. □ на дороге
4. □ у дороги
5. □ без дорог
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
1. □ по реке
2. □ о реках
3. □ в реках
4. □ o реке
5. □ на реках
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже.
1. □ Самолёт стремительно поднялся в воздух.
2. □ В небе мы увидели самолёт.
3. □ Парашютисты покидали самолёт.
4. □ Высоко над нами пролетел самолёт.
5. □ Пассажиры заходили в самолёт.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с предложным падежом.
1. □ над
2. □ о
3. □ без
4. □ для
5. □ при
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
1. □ в дом (И. п.)
2. □ под снегом (Т. п.)
3. □ на песке (Д. п.)
4. □ около дома (Р. п.)
5. □ к другу (Д. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
1. □ под шкафом
2. □ дом
3. □ книги
4. □ берёза
5. □ карандашом
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
1. □ зверь
2. □ метель
3. □ уголь
4. □ олень
5. □ радость
12. Отметь «х» все существительные не 1-го склонения
1. □ свёкла
2. □ дедушка
3. □ рога
4. □ земля
5. □ Коля
13. Отметь «х» все несклоняемые существительные.
1. □ пианино
2. □ сито
3. □ шоссе
4. □ солнце
5. □ небо
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
1. □ под водой
2. □ над ошибками
3. □ с дедушкой
4. □ над головой
5. □ за помощью
Диктант (итоговый за III четверть)
Кукушонок.
На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.
Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.
Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.
По И. Соколову-Микитову (64 слова)
Слова для справок: яички, его.
Орфографическое задание
I вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -инк- или -енк-
проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, паутина, калина
2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица
Образец: товарищ— товарищам (Т- п., ед. ч.).
II вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или -ек-.
чеснок, сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт
2. Поставь каждое слово в форму дательного падежа единственного числа. Отметь окончания.
цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь
Образец: сестра— сестре(Д. п., ед. ч.).
IV четверть
Словарный диктант
Вокруг, пшеница, календарь, ботинки, помидор, лучше, лагерь, океан, библиотека, запад, привет, животное.
Контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
I вариант
- Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда
- Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса
- Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
Летним днём мы шли по сосновому лесу.
Белый туман расстилается над тихими лугами.
- Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.
больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин
- Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
грубый, умный, седой, сильный
образец: красивый – красив (м. р., ед. ч.)
6 (дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
II вариант
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, широкий проспект, старое здание, зимние вечера, дальняя дорога, верный друг, весёлая история
2.Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
интересная книга, на скором поезде, за высокой берёзой, у деревенского колодца
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки.
Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.
4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.
лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный
5.Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.
ласковы, ласкова, ласковая, мудрая, мудра, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекрасен, прекраснейшая
6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи. (68 слов)
Орфографическое задание
I вариант
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.
в кроват... — в кроватк...
о мам... — о матер...
для мышк... — для мыш...
об отц... — о пап...
2.Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 11 предложению)
II вариант
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.
к ел… - к ёлк…
в печк… - в печ…
о дочк… - о дочер…
о дед… - о дедушк…
2.Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 7 предложению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...