Безударные окончания имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchaniya_sushchestvitelnyh_4_klass.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Разработала Ярулина Н.В.
МОУ «Гимназия №17» г.о. Электросталь
Тема: «Безударные окончания имен существительных»
Ход урока:
- Словарная работа
1. Исключаем лишнее.
- Внимательно посмотрите на набор букв. Исключите согласные, которые всегда твёрдые. Вы получите слово.
беседа
- Назовите орфограммы слова.
2. Выбираем нужное.
- Выбираем звуки и обозначаем их буквами, собираем слово.
Первая буква – гласный второго слога в слове народ.
Вторая буква – твёрдый согласный в слове буря.
Третья буква – сонорный согласный в слове ласточка.
Четвертая буква – ударный гласный в слове океан.
Пятая буква – парный глухой согласный звуку г.
Шестая буква – безударный гласный в слове конец.
облако
3. Используем шифр.
- Во второй таблице откройте буквы, спрятанные за сердечками, пользуясь первой таблицей.
лестница
- Назовите орфограммы слова.
4. Используем шифр.
- Расположи прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
хоккей
- Назовите орфограммы слова.
5. Используем шифр.
- Расположите круги в порядке уменьшения и прочитайте слово.
каникулы
- Назовите орфограммы слова.
6. Используем шифр.
морковь
- Назовите орфограммы слова.
2) Распределяем на группы
- Прочитайте записанные слова. распределите их на группы.
Беседа, облако, лестница, хоккей, каникулы, морковь.
- Что объединяет слова?
имена существительные
- Разделите их на группы.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Лишнее слово (употребляется только во мн. числе).
3) Склонение существительных
- Понаблюдаем за изменением окончаний в разных падежах.
1 вариант – склоняет слово беседа.
2 вариант – склоняет слово облако.
3 вариант – склоняет слово морковь.
(на доске работают три ученика с каждого варианта, записывают только окончания)
Проверка:
1 склонение земля, лиса | 2 склонение стол, окно | 3 склонение степь | |
Им.п. | -а, -я | 󠆶, -о, -е | 󠆶 |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
В.п. | -у, -ю | 󠆶, -о, -е | 󠆶 |
Т.п. | -ой, -ей | -ом, -ем | -ю |
П.п | -е | -е | -и |
- Какие окончания вызывают наибольшую трудность?
- Наша таблица сводится к другому варианту.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Им.п. | |||
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п | -е | -е | -и |
- Каким способом можно пользоваться, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания, если трудно вспомнить по памяти?
(подбор проверочного слова)
4) Работа в паре
Тестовая работа + проверка.
1. Отметь верное утверждение.
а) Склонением называется изменение имён существительных по числам.
б) Склонением называется изменение имён существительных по падежам.
2. Укажи несклоняемые имена существительные.
а) болото
б) кино
в) шоссе
г) полотенце
3) С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?
а) -а, -я
б) -о, -е
в) с мягким знаком на конце
4) Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
а) к первому склонению
б) ко второму склонению
в) к третьему склонению
5) Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению?
а) мужского рода
б) женского рода
в) среднего рода
6) Выберите группу имён существительных 2 склонения:
а) Андрей, Константин, Сергей
б) Андрюша, Серёжа, Костя
в) мышь, ткань, молодёжь
7) Посчитай, сколько среди перечисленных слов имён существительных третьего склонения:
Родина, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, скатерть, радость, ягода, любовь, нежность.
а) 4
б) 5
в) 6
8) Выберите слова-помощники 1 склонения:
рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.
9) Выберите слова-помощники 2 склонения:
Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, братик.
5) Работа в группе
Стр.24 упр.2
Алгоритм рассуждения:
- ставлю сущ. в нач. форму
- определяю склонение
- подставляю слово-помощник
6) Самостоятельная работа
- Выберите карточку с заданием:
1 вариант – окончания сущ. 1 склонения.
На детской площадк… было шумно.
Воробей прыгает от ветк… к ветк… .
На берёз… набухли почки.
На площадк… в центр… города был праздничный концерт.
Под осин… мы нашли большой гриб.
2 вариант – окончания сущ. 2 склонения.
Мне приходилось ездить на автомобил…, на трамва …, на мотоцикл… .
В портфел… лежат книги и тетради.
Мы вспоминаем о летнем отдых… .
Высоко в воздух… звенят жаворонки.
В шиповник… по берегам реки уже притаилась ночь.
3 вариант – окончания сущ. 3 склонения.
Летом мы отдыхали в Казан… .
Осенью собрали урожай морков... .
В нашей местност… много сирен… .
В Казан… на площад… есть фабрика обув… .
.По Сибир... мы ехали на лошад... .
4 вариант – окончания сущ. всех трех склонений.
Дети играют в снежки на школьной площадк… .
Снег лежит на верхушк… ел… .
Пчёлы зимой живут в уль… .
Узкая тропинка вела из рощ… к железнодорожной насып… .
По расчищенной дорожк… сада ребята дошли до опушк… леса.
7) Домашнее задание
Стр.36 упр.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Склонение и падежные безударные окончания имен существительных
Склонение и падежные безударные окончания имен существительных...
Правописание безударных окончаний имен существительных
Урок русского языка может быть использован в любом УМК. Урок потроен на основе системно-деятельностного подхода, проблемного изложения материала.Цели урока: Создание содержательных и организационных у...
Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.
обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»...
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
Закрепление правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.
Урок закрепления правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Урок построен с учетом регионального компонента. К плану урока приложена презентация....
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....