тематическое планирование по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Богданова Ирина Владимировна

русский язык 4 класс тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ-yaz_4_klass.docx248.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

Руководитель МО

____________________

Протокол № ___ от

«____»____________20__г.

Согласована

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Бирюкова И.В.

«____»____________20___г.

Утверждена

Директор школы

_____________Н.А. Новикова

Приказ № ___ от «_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Богдановой И. В.

по русскому языку

4класс

Принята на заседании

педагогического

совета школы

протокол № ____

от «__»_______20__г.

2017____-2018___ уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ  «Школа России»)   М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. 4 класс . М.: «Просвещение»,2014г.,

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета  «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые  результаты изучения предмета

Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся

осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

                                                                                                    Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям).

                                                                  Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  •  оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

                                                                            Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

                                                                          Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

                                                                Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

Вспоминаем, повторяем, изучаем

   Язык и речь Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

      Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи

Имя существительное

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

       Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного

Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

-  повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

-  отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

-  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий.

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление

«4» - верно выполнено 3/4заданий.

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

 «3»- 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика. словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

  • для словарных диктантов: 12-15;
  • для контрольных диктантов: первое полугодие — 65-70, конец года — 75-80;
  • для изложений: первое полугодие - примерно 75-85 слов, конец года - 85-95 слов.

Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер


Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Анащенкова С.В.

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2014

Москва «Просвещение»

3

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2014

Москва «Просвещение»

4

Т.Н.Ситникова

Поурочные разработки по русскому языку

2014

Москва «ВАКО»

   Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4-м классе

на 2017 – 2018 учебный  год

Кол-во часов по программе – 170 ч

Кол-во часов в неделю – 5 ч

№ п|п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

Дата     прове

-дения  по плану

Дата проведения по факту

Требования к уровню подготовки

Творческие работы.

Контрольные работы

Домашнее задание

Язык и речь

2

1

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

1

Уметь работать с учебником с опорой на условные знаки

Упр.2. с.  6

2

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости

1

Осознавать и определять (называть) свои эмоции и эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; чувствовать красоту и выразительность речи; интерес к изучению языка

Упр.3 с. 7

Текст

3

3

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. План текста.

1

Умение определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст.

Знать типы текстов

Упр. 7. с.9

4

Типы текста

1

Упр.9 с.10

5

Подробное изложение текста.

1

Самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку.

и

Нап. Соч.на тему»Мои каникулы»

Предложение

15

6

Предложение как единица речи

1

Определять предложения по цели высказывания  и интонации. Разбор предложений по членам предложения.

Упр.14. с.14

7

Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

Упр.19. с. 16. правило

8

Диалог. Словарный диктант

1

Уметь создавать несложные монологические и диалогические тексты.

Сост. Предл.с диалогом.

9

Обращение

1

Пунктуационное оформление предложений с обращением, составление и чтение схемы предложения с обращением.

Работа по карточкам

10

Выборочное изложение текста

1

Самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку.

и

11

Главные и второстепенные члены предложения

1

Разбор предложений по членам предложения.

Упр 27.с. 20

12

Словосочетание

1

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого пред-ложения, о стилистической роли в худ. тексте предложе-ний с однородными членами. Узнавать в тексте простые предложения, приводить примеры предложений с однородными членами, ставить знаки препинания.

Правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, употреблять предложения с однородными членами в письменной речи.

тесты

13

Однородные члены предложения (общее представление)

1

Упр.36.с.28. правило

14

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов

1

Упр.41 с 31

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Упр.46. с.31.правило

16

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

1

тесты

17

Составление текста по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

1

Создание в устной и письменной форме несложных текстов.

с

Переписать сочинение

18

Простые и сложные предложения (общее представление)

1

Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого и сложного предложений. Уметь узнавать в тексте словосочетания, простые и сложные предложения, находить однородные члены предложения.

Упр.52.с.37

19

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1

Упр.55.с.39

20

Контрольная  входная  работа  (тестовая)

1

Знать изученные орфогра-фические правила. Уметь применять на письме изученные орфографические правила, находить способ проверки написания слова.

к.р.

Слово и его лексическое значение

4

21

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Лексическое значение слова. Многозначные слова, прямое и переносное значение слов

1

Разнообразие многозначных слов, подбор синонимов и антонимов

тесты

22

Заимствованные слова. Устаревшие слова. Словарный диктант

1

Упр.61.с.43

23

Синонимы, антонимы, омонимы.

1

Упр. 73.с.48 правило

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1

Упр.76.с.50

25

Части речи, их признаки.

1

Знание частей речи, их морфологических признаков

тесты

26

Склонение имён существительных и имён прилагательных.

1

Работа по карточкам

27

Наречие как часть речи

1

Употребление наречия в речи, правописание наиболее употребительных наречий

Правило.упр.114.

28

Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а.

1

тесты

29

Роль наречий в предложении

1

Упр 133.правило.

30

Имя числительное .Глагол.

1

Найти пословицы с именами числительными и записать.

Состав слова

8

31

Состав слова. Однокоренные слова.

1

Знать значимые части слова, уметь разбирать слово по составу.

Правило.упр.81. с. 53

32

Распознавание значимых частей слова

1

Упр.85.с.54

33

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Уметь находить орфограммы и проверять их

Упр.88. с.56

34

Упражнение в правописании приставок и суффиксов

1

Уметь находить орфограммы и проверять их

Упр.93.с.58

35

Разделительный твердый(Ъ) и мягкий (Ь) знаки

1

Уметь находить орфограммы и проверять их

Упр 109.с.66

36

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»

1

Создание в устной и письменной форме несложных текстов.

с

Переписать сочинение в тетрадь

37

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

1

Уметь находить орфограммы и проверять их

Упр.105. Повт слов слова

38

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Знать изученные орфогра-фические правила. Уметь применять на письме изученные орфографические правила, находить способ проверки написания слова.

д

Имя существительное

43

39

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен существительных

1

Словоизменение имён существительных, изменение существительных по числам, по падежам

Отличать несклоняемые существительные, определять их особенности.

тесты

40

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

1

Упр.140 с.71

41

Несклоняемые имена существительные. Словарный диктант

1

42

Упражнение в распознавании неодушевленных имен существительных в именительном, родительном, винительном падежах

1

Употребление именительного, родительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, определять падеж.

Работа по карточкам

43

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, имен существительных в дательном падежах.

1

Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определять падеж имён существительных.

Работа по карточкам. правило

44

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

1

Применять теоретические знания о падежах.

д

45

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в творительном и предложном падежах

1

Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определять падеж имён существительных.

Упр.150.с.87

46

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.

1

Изменение слова по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетании.

тесты

47

Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег»

1

Создание в устной и письменной форме несложных текстов.

с

Упр.152.с.88

48

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Три типа склонения имен существительных (общее представление)

1

Различение 1, 2, 3-го склонения.

Алгоритм определения склонения имён существительных.

Работа по карточкам

49

50

Первое склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

1

Упр.160.с.92. правило

Второе склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения

2

Упр.165.с.92

51

Третье склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения

2

Различение 1, 2, 3-го склонения.

Алгоритм определения склонения имён существительных.

Упр.172. С 97.

52

Первое, второе, третье склонение имен существительных.

1

Работа по карточкам.

53

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения

1

Упр.178.с.100

54

Обобщение знаний о трех типах склонения имен существительных

1

тесты

55

Подробное изложение на основе-текста образца и репродукции картины И.Е. Репина «Стрекоза»

1

Письменно излагать собственный текст, использовать предложения с однородными членами предложения, сложные предложения

и

56

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.Анализ изложения.

1

Общее правило написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Применять правило и действовать по алгоритму.

Упр.183.с.103

57

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных

1

Выучить словарные слова

58

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных (продолжение). Словарный диктант

1

тесты

59

Окончания имен существительных в именительном и винительном падежах

1

Упр190.с.107

60

Окончания имен существительных в родительном падеже

1

Упр.200.с.110

61

Окончания имен существительных в родительном и винительном падежах

1

Упр.207 с 113.

62

Окончания имен существительных в родительном и винительном падежах (продолжение)

1

63

Окончания имен существительных в дательном падеже

1

Упр.210.с.114

64

Окончания имен существительных в родительном и дательном падежах

1

Упр.215.с.116

65

Окончания имен существительных в родительном и дательном падежах (продолжение)

1

66

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1

Упр.218.с.117

67

Окончания имен существительных в творительном  падеже

1

Упр.221.с.118

68

Окончания имен существительных в творительном  падеже (продолжение)

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Применять правило и действовать по алгоритму

Упр.226.с.120

69

Окончания имен существительных в предложном  падеже

1

Работа по карточкам

70

Окончания имен существительных в предложном  падеже (продолжение)

1

Упр.232.с.123

71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных всех трех склонений

1

Упр.238.с.126

72

Р/р Подробное изложение повествовательного текста

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

Контрольное изложение

73

Упражнение в правописании  имен существительных с изученными орфограммами. Анализ  изложения

1

Писать под диктовку, проверять правильность написанного.

тесты

74

Контрольная тестовая работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

Применение теоретических знаний.

к. р.

75

Работа над ошибками, допущенными в диктанте Множественное число имен существительных

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе

Применять правило и действовать по алгоритму

тесты

76

Окончания имен существительных в именительном падеже множественного числа

1

Упр.254с.133

77

Окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа

1

Упр.261.с.136

78

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

д

79

Склонение и правописание имен существительных во множественном числе (продолжение). Анализ диктанта.

1

Работа по карточкам

80

Склонение и правописание имен существительных во множественном числе

1

Упр.271.с.140

81

Обобщение знаний о правописании окончаний имен существительных. Словарный диктант

1

Применять теоретические знания

тесты

Имя прилагательное

32

82

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя прилагательное как часть речи

1

Употреблять имена прилагательные в речи, изменять по родам, числам. Согласовывать с именами существительными

Грамматические признаки прилагательных, порядок морфологического разбора.

Упр.5.с.7

83

Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов

1

тесты

84

Изменение имен прилагательных по числам, родам. Правописание окончаний имен прилагательных

1

Упр.13.с.9

85

Р/р  Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка»

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

с

Оформить сочинение на листочке

86

Склонение имен прилагательных

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Применять правило и действовать по алгоритму

Упр.20.с.12

87

Способы проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных

1

88

Именительный падеж имен прилагательных

1

89

Окончания имен прилагательных  мужского и среднего рода в родительном падеже

1

Упр.28.с.17

90

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

Упр.41.с.21

91

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже

1

Упр.54.с.26

92

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Применять правило и действовать по алгоритму

тесты

93

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Упр.56.с.26

94

Р/р Выборочное изложение описательного текста

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

и

95

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Применять правило и действовать по алгоритму

Работа на карточках

96

Контрольный диктант по теме «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода»

1

Применять теоретические знания

д

97

Работа над ошибками, допущенными в диктанте Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Применять правило и действовать по алгоритму

Упр.59.с.29

98

Окончания имен прилагательных женского рода в родительном падеже

1

Упр.64.с.31

99

Окончания имен прилагательных женского рода в дательном падеже

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Применять правило и действовать по алгоритму

Упр.70.с.33

100

Окончания имен прилагательных женского рода в творительном падеже

1

Упр.75.с.35

101

Окончания имен прилагательных женского рода в предложном падеже

1

Упр.76.с.36

102

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных женского рода. Словарный диктант

1

Упр.79.с.37

103

Изложение описательного текста

Обобщение знаний  о  правописании окончаний имен прилагательных женского рода

1

и

104

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

1

Упр.89.с.42

105

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

1

Упр.93.с.44

105

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах

1

Упр.99.с.46

106

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

1

Упр.104.с.48

107

Р/р Контрольное изложение повествовательного текста

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

и

108

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных

1

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

тесты

109

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных и существительных

1

Работа по карточкам

110

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных и существительных (правописание)

1

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных и существительных (правописание)

111

Обобщение знаний о роли имен прилагательных в речи

1

тесты

112

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Применять теоретические знания

д

9

Местоимение

7

113

Работа над ошибками, допущенными в диктанте .Местоимение  как часть речи.

1

Уметь изменять личные местоимения по падежам

Правописание и правильное употребление местоимений в речи

Упр.111.с.53

114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

Упр.117.с55

115

Изменение  личных местоимений 3-го лица по падежам

1

Упр.124.с.59

116

Изменение личных местоимений по падежам.

1

Уметь изменять личные местоимения по падежам

Правописание и правильное употребление местоимений в речи

Упр.131.с.62

117

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

д

118

Анализ контрольного диктанта.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи

1

118

Р/р Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

Письменно излагать текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

и

Глагол

40

119

Глагол как часть речи

1

Значение и употребление глаголов в предложении.

Упр.145.с.70

120

Изменение глаголов по временам

1

Изменение глагола по числам и временам.

тесты

121

Неопределённая форма глагола

2

Работа индивидуально

122

Изменение глаголов по временам)

1

Упр 150.с 72

123

Р/р  Письменное сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март»

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

124

Спряжение глаголов

1

З

Упр.153.с.74

125

Образование временных форм от неопределенной формы глагола

1

Упр.156.с.75

Возвратные  глаголы (общее представление)

1

Общее представление о возвратных глаголах, их правописание

126

Правописание возвратных глаголов в неопределенной  форме

1

127

Правописание возвратных глаголов в неопределенной  форме (продолжение)

1

128

Р/ р Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

Письменно излагать текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

и

129

Спряжение глаголов .

1

Знать спряжение глаголов

Упр.166.с.82

130

Упражнение в распознавании лица и числа глаголов

1

тесты

131

Упражнение в распознавании лица и числа глаголов (продолжение)

1

Упр.170.с.84

132

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице. Словарный диктант

1

Правописание  Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа, уметь выделять орфограмму.

Упр176.с.86

133

I   и  II спряжение глаголов (общее представление)

1

Алгоритм определения спряжения глаголов

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Работа по карточкам

134

Окончания глаголов  I   и  II спряжений

1

Упр.188.с.91

135

Окончания глаголов  I   и  II спряжений. Глаголы-исключения

1

тесты

136

Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями

1

Упр.194.с.95

137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

тесты

138

Р/р Составление текста по сюжетным рисункам

1

Письменно излагать собственный текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

с

Переписать сочинение

139

Анализ сочинения.Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1

Писать под диктовку, проверять правильность написанного.

д

140

 

1

Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов

Применять правило и действовать по алгоритму

Упр.201.с.99

141

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов (продолжение)

1

Упр.205.с.100

142

Правописание буквосочетаний –тся   и -ться

1

Правило написания глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ

Упр.219.с.105

143

Правописание буквосочетаний –тся   и –ться (продолжение)

1

Упр.224.с.107

144

Р/р Контрольное е изложение повествовательного текста

1

Письменно излагать текст, использовать слова  в соответствии с их лексическим значением

Контрольное изложение.

145

Работа над ошибками, допущенными в сочинении .Повторение знаний о правописании глаголов настоящего и будущего времени

1

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

тесты

146

Обобщение знаний о правописании глаголов настоящего и будущего времени

1

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Упр 230 с. 10

147

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Правописание родовых окончаний и суффиксов глаголов прошедшего времени

Упр.233.с111

148

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени (продолжение)

1

Упр.236.с.112

149

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

тесты

150

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени (продолжение)

1

Упр.241 с.114

151

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

д

152

Работа над ошибками, допущенными в диктанте Повторение.

1

Грамматические задания.с.114 упр242

153

Язык .Текст. Речь.

1

тесты

154

Предложение и словосочетание.Повторение

1

Индивидуальные задания на карточках

155

Предложение и словосочетание.Повторение.

1

Упр 273.с.127.

156

Лексическое значение слова.Повторение.

1

Упр.277. с.129

157

Состав слова.Повторение

1

Упр 283 .с.131

158

Состав слова .Звуки и буквы .Повторение

1

Применять в системе полученные знания.

Упр 287 .с.132

159

Повторение. Склонение имен существительных

Повторение. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

Тесты.

тесты

160

Повторение. Склонение имен прилагательных

1

Применять в системе полученные знания.

тесты

161

Повторение. Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

тесты

162

Повторение. Местоимение

1

тесты

163

Повторение. Спряжение глаголов. Правописание родовых окончаний глаголов

1

164

Контрольная тестовая работа

1

Знать изученные орфогра-фические правила. Уметь применять на письме изучен-ные орфографические прави-ла, находить способ проверки написания слова.

к.р.

165

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Применять в системе полученные знания.

166

Обобщение изученного за год

1

Итого

170

Информационно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,   «Просвещение», 2012 г 1 часть

2.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,    «Просвещение», 2012 г 2 часть

                       

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,      «Просвещение», 2010г

2. Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,   «Просвещение», 2012 г 2 части

3. Методическое пособие « Русский язык  4 класс»  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2010 г.

Материально – техническое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Плакаты
  3. Репродукции картин
  4. Карточки
  5. Компьютер и интерактивная доска

Список  литературы

1. О. В. Узорова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку в начальной школе». Москва « Дрофа» 2006 год

2  Программа «Школа России». Москва Просвещение 2010год.

3. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

4. О. В. Узорова. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления». Москва «Дрофа»2008 год.

5. «Дидактический материал по русскому языку для малокомплектной школы». Москва    «Дрофа» 1999 год

6. В. И. Воробьёва «Сочинения по картинам в начальных классах». Издат – школа . Москва 2006 г.

7. Я иду на урок в начальную школу: «Русский язык» :Книга для учителя  - М.: Издательство « Первое сентября» 2000 год  




[1]        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

КВН по русскому языку4 класс

КВН по русскому языку4 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому 2 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Планирование составлено на основе образовательной программы «Школа России», программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» для 1-4    классов; УМК Т.Г. Рамзаевой Русский язык. 2 класс. Соответс...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...