Конспект урока " Имя существительное "( 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок является элементом реализации проектной деятельности " В гости к зиме" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_2_klass.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: « Имя существительное»(2 класс)
Учитель: Ходакова Е.А.
Цели урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное”
- реализация проектной деятельности по теме: « В гости к зиме» :
систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
- развивать речь.
Ход урока:
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат.
- Фонетическая разминка.
ель(3-3) льет (4-4)
- Какую работу выполняет мягкий знак?
-Определите количество звуков и запишите в скобках.
2.Словарная работа. Определение темы урока.
Определить слово по его лексическому значению.
1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара)
2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней)
3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга)
4.Кристаллик снега.(снежинка)
м | о | р | о | з | ||||||||||
и | н | е | й | |||||||||||
м | е | т | е | л | ь | |||||||||
с | н | е | ж | и | н | к | а |
- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их .
- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный гласный). Подберите проверочные слова.
-Подберите родственные слова к слову снежинка.
- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному.
Мы определили тему нашего урока. «Имя существительное».
На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме»
- Как называется хвойное дерево, в названии которого 3 звука? (ель)
3. С кем дружит ель? Определение рода .
Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных?
Ж.р. | М.р. | С.р. |
Белка | Заяц | дупло |
мышь | Королек | небо |
1.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старой ели
Орешки я грызу.(белка)
- Почему белка дружит с елью? ( Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить до 30 еловых шишек.)
2.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы- другого цвета.(заяц)
Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться.
3.Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки. Боится кошки.(мышь)
Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений.
4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка(5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону.
Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
- Как называется эта птичка? ( королек)
- Выпишите имена существительные среднего рода.
Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.
Составь словосочетания, используя прилагательные.
1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка.
-О чем мы должны помнить? ( прилагательные согласуется с существительными в числе и роде.)
Физминутка.
2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске.
1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные.
одушевленные | неодушевленные |
пожарник | пожар |
лыжник | лыжи |
лесник | лес |
работник | работа |
грибник | гриб |
Что объединяет каждую группу слов?
2 ученик :собственные и нарицательные.
собственные | нарицательные |
Черное море | черное платье |
река Быстрая | быстрая река |
котенок Снежок | пушистый снежок |
город Орел | птица орел |
Журнал «Огонек» | яркий огонек |
Что нужно помнить о правописании имен собственных?
Остальные ребята выполняют физминутку:
Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть.
( встречаются слова- ловушки: кукла, снеговик, робот)
Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное?
(род, одушевленность, нарицательность)
5. Именение по числам.
Как изменяются имена сущ.? ( по числам)
Выписать названия птиц из стихотворения.
Ед.ч | Мн.ч |
Дятел | Чечетки |
чиж | Снегири |
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова.
Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц.
Снегири питаются ягодами рябины и калины.
Синицы едят крошки белого хлеба и сало.
Для чижей любимый корм- семена березы.
Чечетка лакомится ягодами бузины.
Для щеглов запасите семена лопуха.
Птицам нравятся семена арбуза и тыквы.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки)
- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?
(Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6. Роль в предложении.
Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число)
Наступила холодная зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.)
В воздухе кружатся пушистые снежинки.( мн ч.) Земля ( ед.ч. ,ж.р,)
покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.)
Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении.
- С какими прилагательными согласуются сущ.?
-Как образуются снежинки?
Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу.
7. Итог урока.
Составить паспорт им. сущ.
Имя……………………существительное
Обозначает……………предмет, явления природы, события.
Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что?
Особые признаки:Постоянные
Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р.
Непостоянные:
Число…………………… ед.ч, мн.ч.
8. Домашнее задание.
Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.
На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.
9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.
Звонок, перемена, отдых. Молодцы!
План проектной деятельности во 2 «Б» классе.
Учитель: Ходакова Е.А.
Тема проекта: « В гости к зиме»
Области взаимодействия .
окружающий мир | Выполнение творческих работ на следующие темы: «Город под снегом» «Зимующие птицы» «Зимняя жизнь зверей» « Ловкие хищники» «Невидимые нити в зимнем лесу» « Жизнь снежинки» « С кем дружит ель зимой?» « Как помочь птицам зимой?» «Кто рисует узоры на стекле?» «Как изготовить кормушку для птиц?» |
чтение | Конкурс стихов о зиме « Идет волшебница-зима» |
русский язык | Составление словаря по теме «Зима» Проведение открытого урока с опорой на проектную деятельность. Конкурс на лучшую загадку. |
развитие речи | Написание сочинения « Чародейка Зима» Составление коллекции пословиц и поговорок о зиме. |
математика | Составление текстовых задач на тему « Жизнь животных и птиц в зимнем лесу» |
труд | Изготовление поделок из шишек. Коллективная работа «Хвойный лес» Изготовление кормушек для птиц. |
Новогодний праздник | Экологическая сказка « Сохраним природу зимой» |
В ходе реализации проектной деятельности необходимо опираться на следующую структуру взаимодействия учителя и ученика.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"
Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках ФГОС по теме "Множественное число имен существительных"....
Конспект урока "Имена существительные с мягким знаком на конце" 3 класс "Планета знаний"
Имена существительные с мягким знаком на конце...
Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс
"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....
Конспект урока Имя существительное 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ)РУССКИЙ ЯЗЫК, 2КЛАСС. СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВАТЕМА УРОКА: Что такое существительное?.ТИП УРОКА: Открытие нового ...
Изменение имен существительных по числам, конспект урока во 2 классе
Конспект урока во 2 классе (по программе Занкова) по русскому языку. Изменение имен существительных по числам...
Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.
разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...