Конспект урока " Имя существительное "( 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ходакова Елена Александровна

Данный урок является элементом реализации проектной деятельности " В гости к зиме" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_2_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку

Тема: « Имя существительное»(2 класс)

Учитель: Ходакова Е.А.

Цели урока:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное”
  • реализация проектной деятельности по теме: « В гости к зиме» :

систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой

Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
  • развивать речь.

 

Ход урока:

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат.

  1. Фонетическая разминка.

ель(3-3)  льет (4-4)

- Какую работу выполняет мягкий знак?

-Определите количество звуков и запишите в скобках.

2.Словарная работа. Определение темы урока.

Определить слово по его лексическому значению.

1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара)

2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.  (иней)

3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга)

4.Кристаллик снега.(снежинка)

м

о

р

о

з

и

н

е

й

м

е

т

е

л

ь

с

н

е

ж

и

н

к

а

- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их .

- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный  гласный). Подберите проверочные слова.

-Подберите родственные  слова к слову снежинка.

- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному.

Мы определили тему нашего урока. «Имя существительное».

На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме»

- Как называется хвойное дерево, в названии которого 3 звука? (ель)

3. С кем дружит ель? Определение рода .

Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных?

Ж.р.

М.р.

С.р.

Белка

Заяц

дупло

мышь

Королек

небо

1.Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старой ели

Орешки я грызу.(белка)

- Почему белка дружит с елью?  ( Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить  до 30 еловых шишек.)

2.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая- для лета,

Для зимы- другого цвета.(заяц)

Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться.

3.Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки. Боится кошки.(мышь)

Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений.

4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка(5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону.

Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.

- Как называется эта птичка? ( королек)

- Выпишите имена существительные среднего рода.

Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.

Составь словосочетания, используя прилагательные.

1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка.

-О чем мы должны помнить? ( прилагательные согласуется с существительными  в числе и роде.)

Физминутка.

2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске.

1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные.

одушевленные

неодушевленные

пожарник

пожар

лыжник

лыжи

лесник

лес

работник

работа

грибник

гриб

Что объединяет каждую группу слов?

2 ученик :собственные и нарицательные.

собственные

нарицательные

Черное море

черное платье

река Быстрая

быстрая река

котенок Снежок

пушистый снежок

город Орел

птица орел

Журнал «Огонек»

яркий огонек

Что нужно помнить о правописании имен собственных?

Остальные ребята выполняют физминутку:

Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть.

( встречаются слова- ловушки: кукла, снеговик, робот)

 Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное?

(род, одушевленность, нарицательность)

5. Именение по числам.

Как изменяются имена сущ.? ( по числам)

Выписать названия птиц  из стихотворения.  

Ед.ч

Мн.ч

Дятел

Чечетки

чиж

Снегири

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на  липках,

Отзовется бойкий чиж.

Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова.

Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц.

Снегири питаются ягодами рябины и калины.

Синицы едят крошки белого хлеба и сало.

Для чижей любимый корм- семена березы.

Чечетка лакомится ягодами бузины.

Для щеглов запасите семена лопуха.

Птицам нравятся семена арбуза и тыквы.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом.

Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки)

- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?

  (Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)

            Прокормите птиц зимой,

               Чтоб со всех концов

               К вам слетались, как домой,

               Стайки на крыльцо.

                Приручите птиц в мороз

                К своему окну,

                Чтоб без песен не пришлось

                Нам встречать весну.

6. Роль в предложении.

Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число)

Наступила  холодная  зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.)

В  воздухе кружатся пушистые  снежинки.( мн ч.)  Земля ( ед.ч. ,ж.р,)

покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.)

Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении.

- С какими прилагательными согласуются сущ.?

 -Как образуются снежинки?

Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу.

7. Итог урока.

Составить паспорт им. сущ.

Имя……………………существительное

Обозначает……………предмет, явления природы, события.

Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что?

Особые признаки:Постоянные

Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р.

Непостоянные:

Число…………………… ед.ч, мн.ч.

8. Домашнее задание.

Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.

 На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.  

9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.

 Звонок, перемена, отдых. Молодцы!

План проектной деятельности во 2 «Б» классе.

Учитель: Ходакова Е.А.

Тема проекта: « В гости к зиме»

Области взаимодействия .

окружающий мир

Выполнение творческих работ на следующие темы:

«Город под снегом»

«Зимующие птицы»

«Зимняя жизнь зверей»

« Ловкие  хищники»

«Невидимые нити в зимнем лесу»

« Жизнь снежинки»

« С  кем дружит ель зимой?»

« Как помочь птицам зимой?»

«Кто рисует узоры на стекле?»

«Как изготовить кормушку для птиц?»

чтение

Конкурс стихов о зиме « Идет волшебница-зима»

русский язык

Составление словаря  по теме «Зима»

Проведение открытого урока с опорой на проектную деятельность.

Конкурс на лучшую загадку.

развитие речи

Написание сочинения « Чародейка Зима»

Составление коллекции пословиц и поговорок о зиме.

математика

Составление текстовых задач на тему « Жизнь животных и птиц в зимнем лесу»

труд

Изготовление поделок из шишек.

Коллективная работа «Хвойный лес»

Изготовление кормушек для птиц.

Новогодний праздник

Экологическая сказка « Сохраним природу зимой»

В ходе реализации проектной деятельности необходимо опираться на следующую структуру взаимодействия учителя и ученика.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"

Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках  ФГОС  по теме "Множественное число имен существительных"....

Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....

Конспект урока Имя существительное 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ)РУССКИЙ ЯЗЫК, 2КЛАСС. СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВАТЕМА УРОКА: Что такое существительное?.ТИП УРОКА: Открытие нового ...

Изменение имен существительных по числам, конспект урока во 2 классе

Конспект урока во 2 классе (по программе Занкова) по русскому языку. Изменение имен существительных по числам...

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...