Рабочая программа по русскому языку в 4 классе по УМК "Планета Знаний"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
В рабочей программе по русскому языку есть аннотация, планируемые результатыосвоения программы по русскому языку к концу 4 класса, содержание программы и календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz._4_kl.docx | 56.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа села Вязовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области
«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ»:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ___________Л.В. Маркова
Протокол № __ от «__» ____20__г. ___________________ Приказ №___ от «__»______20__г.
(подпись, расшифровка)
Руководитель__________________
(подпись, расшифровка) «___» __________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(учебный предмет)
для ____4____класса
2017 – 2018 учебный год
(срок реализациРазработчик программы:
Кузнецова Татьяна Борисовна учитель начальных классов 1 категории
(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)
2017 г
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования и примерной программы по русскому языку на основе программы «Русский
язык», авт. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина (УМК
«Планета знаний»).Учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина «Русский язык »
Учебный предмет «Русский язык» в 4 классе – 170 часов (34 учебных недели, 5 ч в
неделю).
Цели курса «Русский язык» в начальной школе (обще-учебные компетенции):
∙ познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью
которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с
основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием
логического и абстрактного мышления учеников;
∙ социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции
учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса «Русский язык» в начальной школе (предметно-ориентированные
компетенции):
∙ развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в
устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
∙ освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических,
фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными
способами анализа изучаемых единиц языка;
∙ овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего
народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления
совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
– отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;
– названия и отличительные признаки: a) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) частей речи (включая личные местоимения); в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
должны уметь:
– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
– производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Учащиеся научатся:
• различать основные языковые средства (слова, словосо четания, предложения, текста);
• различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (зшз-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
. адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Содержание программы (170 часов)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 Ч)
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений (25 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи:внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (15 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа,действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, опрочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (25 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я,н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин.Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный,прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (24 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (21 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (40 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь,закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой,упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2017_/2018 учебный год
Предмет русский язык
Класс 4
УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Факт дата | |
1-я четверть (41 час) Общаемся устно и письменно - 20 ч | ||||||
1 | Вспоминаем качества русской речи - 2 ч | Произносим внятно, читаем выразительно | 1 | 04.09.2017 | ||
2 | Наблюдение над свойствами русского ударения | 1 | 05.09. | |||
3 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма - 8 ч
| О нормах произношения и правописания гласных в словах | 1 | 06.09 | ||
4 | Нормы произношения и правописания гласных в словах | 1 | 07.09 | |||
5 | О нормах произношения и правописания согласных в словах | 1 | 08.09 | |||
6 | Произношение и написание согласных в словах | 1 | 11.09 | |||
7 | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Ь и ъ знаки. | 1 | 12.09 | |||
8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм | 1 | 13.09 | |||
9 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 14.09 | |||
10 | Работа над ошибками Анализ ошибок | 1 | ||||
11 | В устной речи интонация, а в письменной пунктуация - 10 ч | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 15.09 | ||
12 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | 1 | 18.09 | |||
13 | Уточняем смысл высказывания | 1 | 19.09. | |||
14 | Уточняем смысл высказывания | 1 | 20.09 | |||
15 | Проверочная работа №1 по правильной записи «сплошного» текста. | 1 | 21.09 | |||
16 | Выделяем этикетные слова и фразы | 1 | 22.09. | |||
17 | Перечисляем… | 1 | 25.09. | |||
18 | Используем средства пунктуации | 1 | 26.09. | |||
19 | Проверочный диктант | 1 | 27.09. | |||
20 | Работа над ошибками | 1 | 28.09. | |||
21 | Раздел «Анализируем и строим предложения» -35 ч. .Уроки творчества - 2 ч | Свободный диктант №1. | 1 | 29.09. | ||
22 | Работа над ошибками | 1 | 02.10. | |||
23 | Тема: Части речи и члены предложения - 1 | Части речи и члены предложения | 1 | 03.10 | ||
24 | Формы глаголов и их работа в роли сказуемого 6 ч. | 04.10 | ||||
Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
25 |
| Времена глаголов. Глаголы прошедшего времени | 1 | 05.10 | ||
26 | Глаголы настоящего и будущего времени | 1 | 06.10 | |||
27- -28 | Глаголы 1, 2 спряжения | 2 | 09.10. 10.09 | |||
29 | Правописание глаголов 27 ч. | Ь после шипящих в глаголах | 1 | 11.09 | ||
30 | Упражнения в написании ь в глаголах. Глаголы в повелительном наклонении | 1 | 12.010. | |||
31-32 | Сопоставление правил написания глаголов. И существительных с шипящими на конце самостоятельная работа | 2 | 13.10. 16.10. | |||
33- 36 | Гласные е– и в безударных личных окончаниях глаголов | 4 | 17.10. 18.10. 19.10 20.10. | |||
37 | Проверочный диктант | 1 | 23.10. | |||
38 | Анализ . работа над ошибками. | 1 | 24.10. | |||
39 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | 25.10. | |||
40 | Анализ и коррекция ошибок | 1 | 26.10. | |||
41 | Обобщение изученного. | 1 | 27.10. | |||
42 | 2-я четверть (39 часов) . | Повторение. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 07.11. | ||
43-47 | Гласные е– и в безударных личных окончаниях глаголов Глаголы - исключения | 5 | 08.11 09.11 10.11 13.11. 14.11. | |||
48 | Проверочная работа «Списывание с орфографической задачей «Божья коровка» | 1 | 15.11 | |||
49-50 | Выражение сказуемого разными формами времени глагола | 1 | 16.11 17.11 | |||
51 | Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях | 1 | 17.11 | |||
52 | Свободный диктант №2 | 1 | 20.11 | |||
53 | Работа над ошибками | 1 | 21.11. | |||
54 | Мастерская слова. Творческое списывание | 1 | 22.11 | |||
Развёртываем, распространяем мысли- 27 ч | ||||||
55-57 | Предложения с однородными членами - 16 ч | Используем второстепенные члены предложения | 3 | 23.11 24.11. 27.11 | ||
58-59 | Падежные формы склоняемых частей речи | 2 | 28.11 29.11 | |||
60-61 | Однородные подлежащие и сказуемые | 2 | 30.11. 01.12. | |||
62-64 | Однородные второстепенные члены предложения | 3 | 04.12. 05.12. 06.12 | |||
65-66 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 2 | 07.12. 08.12. | |||
67 | Пунктуация. Решение пунктуационных задач. | 1 | 11.12. | |||
68 | Осложнённое списывание с расстановкой знаков препинания | 1 | 12.12. | |||
69 | Диктант по теме :«Однородные члены предложения». («Этажи леса») | 1 | 13.12. | |||
70 | Работа над ошибками | 1 | 14.12 | |||
71-73 | Строение текстов разных типов - 11ч | Строение текстов разных типов | 3 | 15.12. 18.12. 19.12. | ||
74-75 | Повторение и закрепление | 2 | 20.12. 21.12. | |||
76-77 | Подготовка к изложению. Используем средства языка при общении. | 2 | 22.12. 25.12 | |||
78 | Изложение. Обучение воспроизведению с опорой на план («Переправа») | 1 | 26.12. | |||
79 | Работа над ошибками | 1 | 27.12. | |||
80 | Диктант за 2 четверть. («Зимняя ночь») | 1 | 28.12. | |||
81 | Работа над ошибками | 1 | 29.12 | |||
82-83 | 3-я четверть (50 часов) | Инструктаж по проектной деятельности Проект. | 2 ч. | 11.01 12.01. | ||
Формы частей речи - 40 ч | ||||||
84 | Вспоминаем части речи - 1 ч | Слово как часть речи | 1 | 15.01 | ||
85 | Изменение частей речи по числам и родам - 3 ч
| Формы числа частей речи. Повторение | 1 | 16.01 | ||
86-87 | Род частей речи .Изменение сущ., прил., гл. по родам | 2 | 17.01. 18.01 | |||
88 | Спряжение и склонение (повторение) - 6 ч
| Спряжение и склонение | 1 | 19.01 | ||
89-92 | Спряжение глаголов | 4 | 22.01 23.01 24.01 25.01 | |||
93 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных | 1 | 26.01 | |||
Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи - 30 ч | ||||||
94- | Имена существительные 1-го, 2- го и 3-го склонения- 3 ч. Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе 10 ч. | Имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения | ||||
1 | 29.01 | |||||
95 | Склонение имен существительных с мягкой и твердой основой | 1 | 30.01. | |||
96 | Склонение имен существительных. Обобщение. | 1 | 31.01. | |||
97 | Безударные окончания имен существительных в ед. ч. | 1 | 01.02 | |||
98 | 1 и 2 склонение имен существительных | 1 | 02.02 | |||
99 | Падежные окончания имен существительных 3 склонения | 1 | 05.02 | |||
100 | Правописание безударных окончаний имен существительных в Д. п. и П. п. | 1 | 06.02 | |||
101-102 | Выбор гласных Е – И в безударных окончаниях имен существительных | 2 | 07.02 08.02 | |||
103-104 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе | 2 | 09.02. .12.02 | |||
105 | Урок – тренинг. Письмо под диктовку. | 1 | 13.02 | |||
106 | Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний в ед. ч. | 1 | 14.02 | |||
107 | Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе 9ч. Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел3 ч. | Варианты окончаний существительных в винительном падеже | 1 | 15.02 | ||
108 | Варианты окончаний существительных в родительном падеже | 1 | 16.02 | |||
109 | Окончания существительных дательного, творительного и предложного падежей | 1 | 19.02 | |||
110 | Урок – тренинг. Словарный диктант. | 1 | 20.02 | |||
111 | Безударные падежные окончания существительных. Обобщение. | 1 | 21.02 | |||
112 | Проверочный диктант «Безударные падежные окончания имен существительных» | 1 | 22.02. | |||
113 | Анализ и коррекция ошибок. | 1 | 26.02 | |||
114-115 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел | 2 | 27.02 28.01 | |||
116 | Закрепление правописания безударных падежных окончаний существительных | 1 | 01.03. | |||
117-118 | Безударные падежные окончания имен прилагательных-11 ч. | Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных | 2 | 02.03 05.03 | ||
119-120 | Проверка безударных окончаний | 2 | 06.03 07.03 | |||
1121 | Безударные окончания прилагательных женского рода | 1 | 09.03. | |||
122--125 | Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода. | 4 | 12.03. 13.03. 14.03. 15.03. | |||
126 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 16.03. | |||
127 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | 19.03 | |||
128 | Правописание падежных форм личных местоимений 2 ч. | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | 1 | 20.03 | ||
129 | Проверка безударных окончаний | 1 | 21.03 | |||
130-131 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи (Обобщение)2 ч. | Безударные падежные окончания склоняемых частей речи | 2 | 22.03 23.03 | ||
4-я четверть (42 часа) Раздел: Части речи , их работа в предложении- 42 ч | ||||||
132 | Служебные части речи - 5 ч | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 02.04 | ||
133 | Полные и краткие имена прилагательные | 1 | 03.04 | |||
134-135 | Предлоги, союзы, частица не | 2 | 04.04. 05.04 | |||
136 | Предупредительный диктант «Звери и зверята» | 1 | 06.04 | |||
137 | Диктант по теме: «Части речи и их работа в предложении» («В живой комнате») | 1 | 09.04 | |||
138 | Работа над ошибками | 1 | 10.04 | |||
139-140 | Распространённые предложения - 4 ч | Синтаксические средства языка: словосочетания, предложения | 2 | 11.04 12.04 | ||
141-142 | Построение предложений, их анализ | 2 | 13.04. 16.04 | |||
143-145 | Признаки текста | 3 | 17.04. 18.04. 19.04 | |||
146 | Обобщение по теме .Списывание, письмо по памяти, под диктовку | 1 | 20.04 | |||
147-148 | Строим тексты - 10 ч | Композиция, средства связи частей в текстах | 2 | 23.04. 24.04 | ||
149-150 | Изложение о случившемся событии. Наблюдение в жанре - История | 2 | 25.04. 26.04 | |||
151-152 | Особенности текста- описания А.К. Саврасов «Грачи прилетели» | 2 | 27.04. 30.04 | |||
153 | Особенности текста- рассуждения | 1 | 03.05 | |||
154 | Предупредительный диктант№2. Анализ текущих ошибок | 1 | 04.05 | |||
155 | Контрольный диктант «О подвигах» | 1 | 07.05 | |||
156 | Работа над ошибками | 1 | 08.05 | |||
157 | Изложение текста повествовательного характера (Текст на слух) | 1 | 10.05 | |||
158 | Работа над ошибками | 1 | 11.05. | |||
159 | Язык мой - друг мой - 8 ч | Итоговый диктант «Весенние приметы» | 1 | 14.05 | ||
160 | Работа над ошибками | 1 | 15.05 | |||
161-162 | Роль языка в жизни человека | 2 | 16.05 17.05 | |||
163 164 | Правила составления текста письма | 2 | 18.05 21.05 | |||
165-166 | Друзья мои-книги. Составление отзыва о прочитанной книге | 2 | 22.05 23.05 | |||
167-170 | Резервный урок. Презентация сборников по проектной деятельности, составление письма родным или друзьям на тему летних каникул | 4 | 24.05 28.05 29.05 30.04 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Планета Знаний"
Пояснительная запискаПрограмма курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план учебного к...
рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК Планета знаний
Программа состоит из пояснительной записки, задач, содержания, планируемых результатов и тематического планирования. Программа скорретирована для классов 4 вида....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
Пояснительная запискаПрограмма курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классеТематический план учебного ку...
рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Планета знаний
русский язык Желтовская 4 класс...