Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Планета Знаний"
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) на тему
Пояснительная записка
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)
Содержание программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
Тематический план учебного курса
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2011 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2011 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по русскому языку
2 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2011 г.
2011 – 2012 уч. год
Русский язык 2 класс
(5 ч в неделю - 170 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Русский язык. 1-4 классы» автор Л.Я.Желтовская. Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
Планирование рассчитано на 170 учебных часов (5 часов в неделю).
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения. Учительская газета, № 3 от 27.01.2004; ж. "Начальная школа", № 9, 2004.), начинается с раздела "Речевое общение", где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию - совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) - средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел "Язык как средство общения", в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития.
Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения - звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения - так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму "работы" слов в них как частей речи.
Эти положения реализуются в программе и учебно-методическом комплекте по изучению русского языка.
В данный УМК входят:
Учебник «Русский язык» 2 класс (автор Л. Я. Желтовская)
Рабочие тетради по русскому языку для учебника 2 класса (авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина)
Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
Программа курса «Русский язык» 2-4 класса (автор Л.Я.Желтовская)
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)
Содержание программы
2 класс (170 ч)
Язык и речь (вводный раздел) - 8 ч
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.
Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе - 24 ч
Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи (2 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение - 30 ч
Речь (2 ч). Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст (8 ч). Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет* (Материал разделов под знаком* является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Коммуникативно - речевые умения* (20 ч). Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).
Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения - 98 ч
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение (9 ч). Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение (10 ч). Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография (50 ч). Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное (10 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное (5 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол (3 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи (2 ч). Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация* (5 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение (10 ч). Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь) автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
Учащиеся должны знать/понимать:
- средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
- названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую;
- значимые части слова;
- основные признаки слова, предложения, текста.
уметь:
- анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
- устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов;
- применять при записи правила о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн, об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением (трава, река, окно);
- интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;
- определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
Программа также позволяет дать представление о:
- роли языка слов как средстве и речи как способе общения людей;
- речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;
- речевой ситуации и особенностях ведения диалога;
- несловесных средствах - помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;
- свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употребленных в переносном значении;
- происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 четверть | 45 | Входная контрольная работа № 1, Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Проверочная работа № 1 по теме «Обозначение на письме гласных и согласных звуков» Итоговая контрольная работа № 2 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
2 четверть | 35 | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его строение» Р/р. Изложение текста по готовому плану Проверочная работа № 3 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» Итоговая контрольная работа № 3 Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
3 четверть | 50 | Р/р. Сообщение о любимой книге Р/р. Сочинение о зимних забавах, историях Р/р. Учимся пересказывать текст. Обучающее изложение Контрольная работа № 4 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов» Р/р. Составление письма родным Р/р. Составление поздравления родным Итоговая контрольная работа № 5 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
4 четверть | 40 | Проверочная работа № 4 по теме «Имя существительное» Р/р. Строим предложения и тексты Р/р. Обучающее изложение Итоговая контрольная работа № 6 Р/р. Обучающее изложение Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Итого | 170 | Контрольные работы - 6, проверочные работы – 4, развитие речи – 12, тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Язык и речь (вводный раздел) | 8 |
2 | Повторение изученного о языке в 1 классе | 24 |
Слово и его строение | 9 | |
Обозначение на письме гласных и согласных звуков | 6 | |
Слово как часть речи | 2 | |
Слово и предложение | 2 | |
Предложение и текст | 5 | |
3 | Речевое общение* | 30 |
Речь | 2 | |
Высказывание. Текст | 8 | |
Коммуникативно - речевые умения* | 20 | |
4 | Язык как средство общения | 98 |
Слово и его значение | 9 | |
Слово и его строение | 10 | |
Орфография | 50 | |
Слово как часть речи (морфология) | 24 | |
Имя существительное | 10 | |
Имя прилагательное | 5 | |
Глагол | 3 | |
Служебные части речи | 2 | |
Синтаксис и пунктуация* | 5 | |
5 | Повторение | 10 |
Итого | 170 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ; урок комплексного использования знаний – УКИЗ; урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; урок развития речи - УРР
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела | Тема урока | Основные термины и понятия | Стр. учебника | Тип урока, формы контроля | Домашнее задание | |||||||||
планируемая | фактическая | |||||||||||||||
1 четверть (45 ч) | ||||||||||||||||
Раздел: Язык и речь (вводный раздел) (8 ч) | ||||||||||||||||
1 | О даре слова | Слово, устная и письменная речь, общение, информация, сообщение, речевое действие. Язык. Русь, Россия, русский язык, иностранный язык, иноязычные слова. Словами рисовать, словесный образ. Художественный текст, научный текст. Плавность, музыкальность, напевность, ритмичность, звукопись, живость. | 6-7 | УИПЗЗ | № 4 с. 7 | |||||||||||
2 | Родной язык наш - русский | 8-9 | УИПЗЗ | № 4 с. 9 | ||||||||||||
3 | Родной язык наш - русский | 9-10 | УИПЗЗ | № 10 с. 10 | ||||||||||||
4 | Родной язык наш - русский | 10-11 | УИПЗЗ | № 12 с. 11 | ||||||||||||
5 | Устная народная речь | 12-13 | УИПЗЗ | |||||||||||||
6 | Особенности устной народной речи. Вспоминаем о лете | 12-13 | УИПЗЗ | № 5 с. 13 | ||||||||||||
7 | Входная контрольная работа № 1 | УПОКЗ | № 6 с. 13 | |||||||||||||
8 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 5 с. 14 | |||||||||||||
Раздел: Повторение изученного о языке в 1 классе (24 ч) | ||||||||||||||||
9 | Слово и его строение (9 ч) | Слово и его строение | Лимон. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. | 14-15 | УИПЗЗ | № 6 с. 15 | ||||||||||
10 | Звуки и буквы | 16-17 | УИПЗЗ | № 3 с. 17 | ||||||||||||
11 | Звуки и буквы | 18-19 | УИПЗЗ | № 9 с. 19 | ||||||||||||
12 | Алфавит | Алфавит. Буквы прописные и строчные. Письменность. Просветители Кирилл и Мефодий. Использование алфавита. | 20-21 | УИПЗЗ | №6 с. 21 | |||||||||||
13 | Алфавит | 22-23 | УИПЗЗ | № 12 с. 23 | ||||||||||||
14 | Большая буква в словах | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | 24-25 | УИПЗЗ | № 4 с. 25 | |||||||||||
15 | Слоги. Ударение | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог. | 26-27 | УИПЗЗ | № 4 с. 27 | |||||||||||
16 | Перенос слов | Строение слога. Правила переноса слова. | 28-29 | УИПЗЗ | № 4 с. 29 | |||||||||||
17 | Перенос слов | 30-31 | УИПЗЗ | № 10 с. 31 | ||||||||||||
18 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч) | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме | 32-33 | УИПЗЗ | № 6 с. 33 | |||||||||||
19 | Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) согласных | Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. | 34-35 | УИПЗЗ | № 12 с. 35 | |||||||||||
20 | Обозначение парных звонких и глухих согласных | Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). | 36-37 | УИПЗЗ | № 20 с. 37 | |||||||||||
21 | Обозначение парных согласных на письме | 38-39 | УИПЗЗ | № 26 с. 39 | ||||||||||||
22 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | Обозначение безударных гласных. Хозяин | 40-41 | УИПЗЗ | № 7 с. 41 | |||||||||||
23 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | 42-43 | УИПЗЗ | № 13 с. 43 | ||||||||||||
24 | Слово как часть речи (2 ч) | Слова – названия предметов, признаков, действий | Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу. | 44-45 | УИПЗЗ | № 4 с. 45 | ||||||||||
25 | Слова – названия предметов, признаков, действий | 44-45, 50-55 | УИПЗЗ | № 6 с. 51 | ||||||||||||
26 | Слово и предложение (2 ч) | Слово и предложение | Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 46-47 | УИПЗЗ | № 7 с. 47 | ||||||||||
27 | Слово и предложение | 46-47, 50-55 | УИПЗЗ | № 9 с. 51 | ||||||||||||
28 | Предложение и текст (5 ч) | Предложение и текст | Признаки текста. Упражнения в редактировании текстов. Упражнения в пересказе (изложении) текста. | 48-49 | УИПЗЗ | № 4 с. 49 | ||||||||||
29 | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение | 56-57 | УРР | № 2 с. 56 | ||||||||||||
30 | Работа над ошибками. Мастерская слова | 56-57 | УРР | № 4 с. 57 | ||||||||||||
31 | Проверочная работа № 1 по теме «Обозначение на письме гласных и согласных звуков» | УПОКЗ | ||||||||||||||
32 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение | 50-55 | УОСЗ | № 7 с. 55 | ||||||||||||
Раздел: Речевое общение* (30 ч) Раздел: Язык как средство общения (98 ч) Синтаксис и пунктуация* (5 ч) | № с. | |||||||||||||||
33 | Речь* (2 ч) | Если хочешь понимать и быть понятым | Речь как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. | 60-61 | УИПЗЗ | № 4 с. 60 | ||||||||||
34 | Если хочешь понимать и быть понятым | Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении. | 62-63 | УИПЗЗ | № 11 с. 63 | |||||||||||
35 | Речевой этикет* (2 ч) | Ежели вы вежливы… Правила русского этикета | Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление. Спасибо, здравствуй, до свидания, пожалуйста | 64-65 | УИПЗЗ | № 7 с. 65 | ||||||||||
36 | Ежели вы вежливы… Проба пера | 64-65 | УИПЗЗ | № 9 с. 65 | ||||||||||||
37 | Слово и его значение (9 ч) | Лексическое значение слова. Знакомство с толковыми словарями | Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Многозначные слова. Прямое и переносное значения. Орех Знакомство с толковым словарем. | 66-67 | УИПЗЗ | № 3 с. 67 | ||||||||||
38 | Лексическое значение слова. Знакомство с толковыми словарями | 68-69 | УИПЗЗ | № 7 с. 69 | ||||||||||||
39 | Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть | УПОКЗ | ||||||||||||||
40 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 8 с. 70 | |||||||||||||
41 | Закрепление особенностей значения русского слова | Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы) | 70-71 | УЗНЗВУ | № 12 с. 71 | |||||||||||
42 | Закрепление особенностей значения русского слова | 72-73 | УЗНЗВУ | № 17 с. 73 | ||||||||||||
43 | Части речи | Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол). | 74-75 | УИПЗЗ | № 5 с. 75 | |||||||||||
44 | Части речи | 76-77 | УИПЗЗ | № 10 с. 77 | ||||||||||||
45 | Части речи. Обобщение | 76-77 | УОСЗ | |||||||||||||
2 четверть (35 ч) | № с. | |||||||||||||||
46 | Коммуникативно - речевые умения* (2 ч) | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение | Изобразительные языковые средства, сравнения. | 78-79 | УРР | № 3 с. 79 | ||||||||||
47 | Работа над ошибками. Мастерская слова | 78-79 | УРР | № 5 с. 79 | ||||||||||||
48 | Слово и его строение (10 ч) | Корень слова. Однокоренные слова | Значимые части слов. Корень -смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Отечество, Отчизна, отец, Родина, Россия, город, столица, деревня. Значимые части слов – суффикс. Значимые части слов – приставка. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении. | 80-81 | УИПЗЗ | № 5 с. 81 | ||||||||||
49 | Корень слова. Однокоренные слова | 82-83 | УИПЗЗ | № 12 с. 83 | ||||||||||||
50 | Корень слова. Однокоренные слова | 84-85 | УИПЗЗ | № 17 с. 85 | ||||||||||||
51 | Суффикс | 86-87 | УИПЗЗ | № 5 с. 87 | ||||||||||||
52 | Приставка | 88-89 | УИПЗЗ | № 7 с. 88 | ||||||||||||
53 | Упражнения в образовании однокоренных слов | 90-91 | УИПЗЗ | № 16 с. 91 | ||||||||||||
54 | Окончание слова | 92-93 | УИПЗЗ | № 5 с. 93 | ||||||||||||
55 | Роль окончаний в слове | 94-95 | УИПЗЗ | № 13 с. 95 | ||||||||||||
56 | Анализ слов по составу | 96-97 | УИПЗЗ | № 5 с. 97 | ||||||||||||
57 | Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его строение» | УПОКЗ | ||||||||||||||
58 | Орфография (50 ч) | Понятие об орфограмме | Представление об орфограмме | 98-100 | УИПЗЗ | № 5 с. 100 | ||||||||||
59 | Упражнения в решении орфографических задач | Берег, иней, серебро, человек | 98-101 | УИПЗЗ | № 7 с. 101 | |||||||||||
60 | Упражнения в решении орфографических задач | 98-101 | УИПЗЗ | № 9 с. 101 | ||||||||||||
61 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов | Правописание безударных гласных в корне слова | 102-103 | УИПЗЗ | № 9 с. 103 | |||||||||||
62 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов | 104-105 | УИПЗЗ | № 9 с. 105 | ||||||||||||
63 | Проверка безударной е – гласной ё | Рябина | 106-107 | УИПЗЗ | № 15 с. 107 | |||||||||||
64 | Проверка гласных в корне после шипящих | Железо | 108-109 | УИПЗЗ | № 19 с. 108 | |||||||||||
65 | Коммуникативно - речевые умения* (2 ч) | Р/р. Изложение текста по готовому плану | 109 | УРР | № 21 с. 109 | |||||||||||
66 | Работа над ошибками. | УРР | № 20 с. 108 | |||||||||||||
67 | Проверочная работа № 3 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» | УПОКЗ | ||||||||||||||
68 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 110-111 | УИПЗЗ | № 6 с. 111 | |||||||||||
69 | Упражнения на закрепление | Календарь | 112-113 | УЗНЗВУ | № 12 с. 113 | |||||||||||
70 | Слова с непроизносимыми согласными | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Праздник | 114-115 | УИПЗЗ | № 6 с. 115 | |||||||||||
71 | Слова с непроизносимыми согласными | 116-117 | УИПЗЗ | № 14 с. 117 | ||||||||||||
72 | Слова с непроизносимыми согласными | 118-119 | УИПЗЗ | № 21 с. 119 | ||||||||||||
73 | Упражнения в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм | Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | 120-121 | УЗНЗВУ | № 5 с. 121 | |||||||||||
74 | Упражнения в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм | 122-123 | УОСЗ | № 5 с. 123 | ||||||||||||
75 | Итоговая контрольная работа № 3 за 2 четверть | УПОКЗ | ||||||||||||||
76 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 6 с. 123 | |||||||||||||
77 | Упражнения на закрепление | 124-125 | УОСЗ | № 7 с. 125 | ||||||||||||
78 | Коммуникативно - речевые умения* (3 ч) | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение | 126-127 | УРР | № 4 с. 127 | |||||||||||
79 | Работа над ошибками. Мастерская слова | 126-127 | УРР | № 6 с. 127 | ||||||||||||
80 | Создание текста поздравления. Мастерская слова | 126-127 | УРР | |||||||||||||
3 четверть (50 ч) | ||||||||||||||||
81 | Высказыва- ние. Текст (8 ч) | Тема текста. Заголовок | Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Описание. Забава, каникулы Энциклопедия. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Тексты с одной и двумя микротемами. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года) | 6-7 | УИПЗЗ | № 4 с. 7 | ||||||||||
82 | Тема текста. Заголовок | 8-9 | УИПЗЗ | № 8 с. 9 | ||||||||||||
83 | Важное умение – понимать текст | 10-11 | УИПЗЗ | № 5 с. 11 | ||||||||||||
84 | Текст с двумя микротемами | 12-13 | УИПЗЗ | № 10 с. 13 | ||||||||||||
85 | Упражнения в понимании тем текстов | 14-15 | УИПЗЗ | № 4 с. 15 | ||||||||||||
86 | Р/р. Сообщение о любимой книге | УРР | № 5 с. 15 | |||||||||||||
87 | Р/р. Сочинение о зимних забавах, историях | УРР | ||||||||||||||
88 | Анализ творческих работ | УРР | № 6 с. 15 | |||||||||||||
89 | Орфография (50 ч) продолжение | Проверяемые орфограммы в корне слова | Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | 16-17 | УКИЗ | № 6 с. 17 | ||||||||||
90 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 18-19 | УКИЗ | № 10 с. 19 | ||||||||||||
91 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 20-21 | УКИЗ | № 16 с. 20 | ||||||||||||
92 | Коммуникативно - речевые умения* (2 ч) | Р/р. Учимся пересказывать текст. Обучающее изложение | 21 | УРР | № 14 с. 20 | |||||||||||
93 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | № 17 с. 21 | |||||||||||||
94 | Непроверяемые орфограммы в корне слова | Лестница, эскалатор, агроном | 22-23 | УИПЗЗ | № 6 с. 23 | |||||||||||
95 | Безударные гласные, не проверяемые ударением | Воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, внимание | 24-25 | УИПЗЗ | № 7 с. 25 | |||||||||||
96 | Введение слов с непроверяемыми гласными | Февраль, месяц, дятел, барабан | 26-27 | УИПЗЗ | № 13 с. 27 | |||||||||||
97 | Введение слов с непроверяемыми гласными | Перчатка, футбол, астроном, портфель, велосипед, конфета | 28-29 | УИПЗЗ | № 17 с. 29 | |||||||||||
98 | Непроверяемые непроизносимые согласные в корне слова | Чувство | 30-31 | УИПЗЗ | № 7 с. 31 | |||||||||||
99 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные | Вокзал, рюкзак | 32-33 | УИПЗЗ | № 12 с. 33 | |||||||||||
100 | Слова с двойными согласными | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 34-35 | УИПЗЗ | № 5 с. 35 | |||||||||||
101 | Слова с двойными согласными. Перенос слов | 36-37 | УИПЗЗ | № 10 с. 37 | ||||||||||||
102 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | Телеграмма, пассажир, перрон | 38-39 | УИПЗЗ | № 16 с. 39 | |||||||||||
103 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | Хоккей, кросс, теннис, брасс, бассейн | 40-41 | УИПЗЗ | № 23 с. 41 | |||||||||||
104 | Закрепление написания слов с двойными согласными | Аллея, антенна, иллюстрация | 42-43 | УКИЗ | № 28 с. 43 | |||||||||||
105 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Велосипед, футбол, шофер, километр, искусный, искусство | 44-45 | УКИЗ | № 4 с. 45 | |||||||||||
106 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | Маршрут, компас | 46-47 | УКИЗ | № 11 с. 47 | |||||||||||
107 | Упражнения на закрепление | 48-49 | УЗНЗВУ | № 3 с. 49 | ||||||||||||
108 | Упражнения на закрепление | 50-51 | УОСЗ | № 6 с. 51 | ||||||||||||
109 | Контрольная работа № 4 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов» | УПОКЗ | ||||||||||||||
110 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 7 с. 51 | |||||||||||||
111 | Коммуникативно - речевые умения* (3 ч) | Р/р. Составление письма родным | 52-53 | УРР | № 3 с. 53 | |||||||||||
112 | Р/р. Составление поздравления родным | 52-53 | УРР | № 4 с. 53 | ||||||||||||
113 | Анализ творческих работ. Мастерская слова | 52-53 | УРР | № 5 с. 53 | ||||||||||||
114 | Способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков | Обозначение мягкости согласных | 56-58 | УИПЗЗ | № 7 с. 58 | |||||||||||
115 | Способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков | 58-59 | УИПЗЗ | № 9 с. 59 | ||||||||||||
116 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | Цирк, циркуль, аттракцион | 60-61 | УИПЗЗ | № 6 с. 61 | |||||||||||
117 | Написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу. Щавель | 62-63 | УКИЗ | № 15 с. 63 | |||||||||||
118 | Написание сочетаний чк, чн, щн | Написание буквосочетаний чк, чн, щн, нч | 64-65 | УКИЗ | № 8 с. 65 | |||||||||||
119 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | Январский | 66-67 | УИПЗЗ | № 5 с. 67 | |||||||||||
120 | Употребление мягкого знака на конце и в середине | 68-69 | УИПЗЗ | № 12 с. 69 | ||||||||||||
121 | Разделительный мягкий знак | Использование разделительного мягкого знака. Компьютер Ветер | 70-71 | УИПЗЗ | № 6 с. 71 | |||||||||||
122 | Разделительный мягкий знак | 71-72 | УИПЗЗ | № 9 с. 72 | ||||||||||||
123 | Разделительный мягкий знак | 72-73 | УИПЗЗ | № 12 с. 73 | ||||||||||||
124 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 74-75 | УИПЗЗ | № 18 с. 75 | ||||||||||||
125 | Обобщение знаний о ролях мягкого знака в словах | 76-77 | УОСЗ | № 4 с. 76 | ||||||||||||
126 | Итоговая контрольная работа № 5 за 3 четверть | УПОКЗ | ||||||||||||||
127 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 7 с. 77 | |||||||||||||
128 | Учимся производить звуко - буквенный разбор слов | 78-79 | УИПЗЗ | № 5 с. 79 | ||||||||||||
129 | Повторение правописания слов | 80-81 | УЗНЗВУ | № 5 с. 81 | ||||||||||||
130 | Повторение правописания слов | 82-83 | УКИЗ | |||||||||||||
4 четверть (40 ч) | ||||||||||||||||
Морфология. Слово как часть речи (24 ч) | ||||||||||||||||
131 | Общие значения частей речи | Обобщение сведений о частях речи (общее представление). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор). Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Мужчина, женщина, племянник, племянница Овощи, ягоды, посуда, одежда Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Космос, космонавт, планета, Ю.А. Гагарин Конверт, адрес Океан | 86-87 | УИПЗЗ | № 6 с. 87 | |||||||||||
132 | Имя существительное (10 ч) | Имя существительное | 88-89 | УИПЗЗ | № 8 с. 89 | |||||||||||
133 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 90-91 | УИПЗЗ | № 6 с. 91 | ||||||||||||
134 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 92-93 | УИПЗЗ | № 11 с. 93 | ||||||||||||
135 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 94-95 | УКИЗ | № 18 с. 95 | ||||||||||||
136 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 96-97 | УКИЗ | № 25 с. 97 | ||||||||||||
137 | Собственные имена существительные | 98-99 | УИПЗЗ | № 4 с. 99 | ||||||||||||
138 | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | 100-101 | УИПЗЗ | № 10 с. 101 | ||||||||||||
139 | Географические названия как имена собственные | 102-103 | УИПЗЗ | № 17 с. 103 | ||||||||||||
140 | Упражнения в написании имен собственных | 104-105 | УИПЗЗ | № 23 с. 105 | ||||||||||||
141 | Проверочная работа № 4 по теме «Имя существительное» | УПОКЗ | ||||||||||||||
142 | Имя прилагатель ное (5 ч) | Имя прилагательное | Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.) Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Золото | 106-107 | УИПЗЗ | №3 с. 107 | ||||||||||
143 | Полная и краткая форма имен прилагательных | 108-109 | УИПЗЗ | № 9 с. 109 | ||||||||||||
144 | Упражнение в правильном написании окончаний имен прилагательных | 110-111 | УИПЗЗ | № 12 с. 110 | ||||||||||||
145 | Закрепление знаний об именах прилагательных | 110-111 | УЗНЗВУ | № 13 с. 111 | ||||||||||||
146 | Закрепление знаний об именах прилагательных | 110-111 | УЗНЗВУ | № 14 с. 111 | ||||||||||||
147 | Глагол (3 ч) | Глагол | Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. | 112-113 | УИПЗЗ | № 4 с. 113 | ||||||||||
148 | Определение глаголов в тексте | 114-115 | УИПЗЗ | № 8 с. 115 | ||||||||||||
149 | Определение глаголов в тексте | 114-115 | УИПЗЗ | № 9 с. 115 | ||||||||||||
150 | Изменение частей речи по числам (3 ч) | Изменение имен существительных по числам | Наблюдение над изменением частей речи по числам. | 116-117 | УИПЗЗ | № 4 с. 117 | ||||||||||
151 | Изменение имен прилагательных по числам | 117-118 | УИПЗЗ | №7 с. 118 | ||||||||||||
152 | Изменение глаголов по числам | 118-119 | УИПЗЗ | №10 с. 119 | ||||||||||||
153 | Служебные части речи (2 ч) | Предлоги и союзы - служебные части речи | Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи. Магазин | 120-121 | УИПЗЗ | № 6 с. 120 | ||||||||||
154 | Предлоги и союзы - слова-связки | 122-123 | УИПЗЗ | № 11 с. 123 | ||||||||||||
155 | Коммуникативно - речевые умения* (3 ч) | Р/р. Строим предложения и тексты | Ветеран,Великая Отечественная война | 124 | УРР | № 2 с. 124 | ||||||||||
156 | Р/р. Обучающее изложение | 125 | УРР | №4(2) с. 125 | ||||||||||||
157 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | №4(4) с. 125 | |||||||||||||
Раздел: Повторение (10 ч) | ||||||||||||||||
158 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | 126-127 | УОСЗ | № 5 с. 127 | ||||||||||||
159 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | 127-128 | УОСЗ | № 4 с. 128 | ||||||||||||
160 | Итоговая контрольная работа № 6 за год | УПОКЗ | ||||||||||||||
161 | Работа над ошибками | УОСЗ | № 5 с. 128 | |||||||||||||
162 | Коммуникативно - речевые умения* (3 ч) | Работа над деформированными предложениями, текстом | 129 | УИПЗЗ | № 8 с. 129 | |||||||||||
163 | Р/р. Обучающее изложение | 130-131 | УРР | № 3 с. 131 | ||||||||||||
164 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | № 4 с. 131 | |||||||||||||
165 | Слово. Предложение. Текст | 132-133 | УОСЗ | № 6 с. 133 | ||||||||||||
166 | Части речи | 134-135 | УОСЗ | № 2 с. 134 | ||||||||||||
167 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 136-137 | УОСЗ | № 5 с. 137 | ||||||||||||
168 | Речь | 138-139 | УОСЗ | № 3 с. 139 | ||||||||||||
169 | Закрепление пройденного материала | 138-139 | УОСЗ | № 6 с. 139 | ||||||||||||
170 | Обобщение за год | УОСЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...