рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rksskomu_yaz_3_klass.docx | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку
3 класс
Данная рабочая программа по русскому языку в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы « Планета знаний » ( под общей редакцией И.А.Петровой ), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования » и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Русский язык» 2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Л.Я.Желтовская).
По базисному плану на программу отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников:
- развития речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи;
- освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средств языка;
- овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
Таким образом, данная рабочая программа по русскому языку для 3 класса:
- соответствует ФГОС;
- сохраняет особенности программы по русскому языку для 3 класса, разработанной Л.Я.Желтовской.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Русский язык» 3 КЛАСС (136ч.)
Речевое общение (102 часа)
Речь
Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение^ смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст
Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах.
Речевой этикет
Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Средства выразительности речи
Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики,
Коммуникативно-речевые умения
Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающие две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Устное и письменное воспроизведение чужой речи.
Язык как средство общения (34 часов)
О роли языка
Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения.
Слово: форма и значение (повторение)
Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов. Представление о фразеологизмах толкования лексических
Слово и его значимые части
Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Слово как часть речи
Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Правописание
Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
— названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
— правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
— правила употребления знаков препинания в конце предложения.
Уметь:
— производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
— различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
— устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
— производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
— грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
Программа также позволяет дать представление о:
— речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;
— разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);
— языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);
— изобразительных средствах языка, приемах создания словообраза (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);
Сформировать умения:
— уместно и правильно использовать высказывания этикетного характера при разговоре по телефону, при встрече, обращении с просьбой, приглашении;
— воспринимать, излагать содержание прочитанных (услышанных) текстов в 60-75 слов, высказываться самостоятельно на темы, близкие жизненному опыту учащихся (описания цветов, выражение отношения ко времени года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.).
ОЦЕНКА
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
освоения основной образовательной программы
начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ МБОМУ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Итоговый диктант
Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».
Объем работы: 45–50 слов.
ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ
Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.
Слова для справок: обозлился, ольха, черемуха.
Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в предложениях с однородными членами.
Литература
1. Учебник «Русский язык» для 3 класса в двух частях (автор — Л. Я. Желтовская).
2. Рабочие тетради по русскому языку № 1, 2 (авторы — Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина).
3. Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской (автор - Л. Я. Желтовская)
- Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград:
Учитель, 2009.
- Обучение в 3 классе по учебнику Русский язык» . Л. Я. Желтовская: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Л. Я. Желтовская-М.:АСТ Астрель, 2011.
- http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
- http://www.1september.ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)
Календарно-тематическое планирование
(4 часа в нед. 136 часов)
Учебник: Л.Я Желтовская Русский язык. Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2011.
1 семестр (64 часа)
№ урока | Дата | Тема урока | Стр учебн. | |
1 | Речь устная и письменная. Использование речи при общении | 6-9 | ||
2 | Речевые действия | 10-13 | ||
3 | Основные типы записи слов | 14 | ||
4 | Орфограммы в корнеСловарный диктант | 15-16 | ||
5 | Непроверяемые орфограммыв корне слова | 17 | ||
6 | Употребление мягкого знака | 18-19 | ||
7 | Большая буква в именах собственных | 20-21 | ||
8 | Лексическое значение слова | 22-23 | ||
9-10 | Диктант№1 Работа над ошибками. | |||
11 | Значимые части слов | 24-25 | ||
12 | Лексическое и общее значение слов | 26-27 | ||
13 | Слово в предложении и текст | 28-31 | ||
14 | Слово. Предложение. Текст | 40-41 | ||
15 | Словосочетание | 42-43 | ||
16 | Связь частей речи в словосочетаниях | 44-45 | ||
17 | Части речи | 46-47 | ||
18 | Род имен существительных | 48-51 | ||
19 | Обучающее сочинение№1 | |||
20 | Работа над ошибками | |||
21 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных ж.р. | 52-55 | ||
22 | Изменение имен прилагательных по родам | 56-57 | ||
23 | Связь частей речи в словосочетаниях | 58-59 | ||
24 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) | 60-61 | ||
25 | Обучающее изложение №1 | |||
26 | Работа над ошибками | |||
27 | Предложение Вопросительные и повествовательные предложения | 62-65 | ||
28 | Употребление отрицательной частицы «не» | 66-67 | ||
29 | Побудительные предложения. Восклицательные предложения | 68-76 | ||
30 | Диктант№2 | |||
31 | Работа над ошибками | |||
32 | Текст Повествование. Описание. Рассуждение | 76-79 | ||
33 | Главные части в средствах языка | 90-91 | ||
34 | Корень - главная значимая часть слова | 92-93 | ||
35-36 | Правописание корня | 94-97 | ||
37 | Списывание№1 | |||
38 | Работа над ошибками | |||
39 | Если в корне две безударные гласные | 98-101 | ||
40 | Слова с непроверяемыми гласными в корне | 102-105 | ||
41-42 | Главное слово в словосочетании | 106-107 | ||
43 | Обучающее сочинение №2 | 107 | ||
44 | Работа над ошибками | |||
46-48 | Главные члены предложения | 108-115 | ||
49 | Главная (основная) мысль текста | 116-117 | ||
50 | Главная (основная) мысль текста | 118-120 | ||
51 | Главная (основная) мысль текста | 122-123 | ||
52 | Диктант №3 | 123 | ||
53 | Работа над ошибками | |||
54-55 | Закрепление изученного по теме: « Слово в словосочетании» | 124-125 | ||
56 | Обучающее изложение №2 | |||
57 | Работа над ошибками | |||
58-59 | Закрепление изученного по теме: « Орфограммы корня | 126-127 | ||
60 | Учимся воспроизводить и создавать тексты | 128-129 | ||
61 | Сочинение№2 | |||
62 | Анализ, работа над ошибками | |||
63 | Диктант №4 | |||
64 | Работа над ошибками | |||
2 семестр (38 часов) | ||||
1 | Главные части слова в словосочетании | 6-7 | ||
2 | Главные члены предложения | 8-9 | ||
3 | Подлежащее | 10-11 | ||
4 | Подлежащее, выраженное личными местоимениями Словарный диктант | 12-15 | ||
5 | Сказуемое | 16-17 | ||
6 | Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени | 18-23 | ||
7 | Обучающее сочинение №3 | |||
8 | Работа над ошибками | |||
9 | Сказуемое, выраженное глаголом настоящего и будущего времени | 24-25 | ||
10 | Формы времени, которыми может быть выражено сказуемое | 26-29 | ||
11 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 30-31 | ||
12 | Диктант№5 | |||
13 | Работа над ошибками | |||
14 | Главные структурные части средств языка | 32-33 | ||
15 | Закрепление изученного по теме: «Орфограммы корня» | 34-39 | ||
16 | Обучающее изложение№3 | |||
17 | Работа над ошибками | |||
18 | Роль приставок и суффиксов в словах | 42-43 | ||
19 | Слитное написание приставок | 44-47 | ||
20 | Приставки и предлоги | 48-49 | ||
22 | Наблюдение над значениями приставок | 50-53 | ||
23 | Правописание гласных в приставках | 54-57 | ||
24 | Правописание согласных в приставках | 58-61 | ||
25-27 | Употребление разделительного твердого знака после приставок | 62-67 | ||
28 | Правописание слов с приставками | 68-69 | ||
29 | Употребление слов с суффиксами | 70-75 | ||
30 | Назначение зависимого слова в словосочетании | 76-77 | ||
31-33 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений. | 78-87 | ||
34 | Правописание местоимений с предлогами | 88-89 | ||
35 | Второстепенные члены предложения | 90-91 | ||
36 | Анализ (разбор) простого предложения | 92-95 | ||
37 | Диктант №6 | |||
38 | Работа над ошибками | |||
3 семестр (34 часа) | ||||
1 | Средства языка и их анализ | 108 | ||
2-3 | Называем… Слово и словосочетание | 109 | ||
4-7 | Слово как часть речи | 110-111 | ||
8-10 | Повторение постоянных признаков изученных частей речи. | 112 | ||
11 | Диктант №7 | |||
12 | Работа над ошибками | |||
13-15 | Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи. | 113-115 | ||
16-17 | Правописание слов | 116-117 | ||
18 | Обучающее изложение №4 | |||
19 | Работа над ошибками | |||
20 | Фонетико - графические написания слов | 118-119 | ||
21 | Списывание №2 | |||
22 | Работа над ошибками | |||
23 | Обучающее сочинение №4 | |||
24 | Работа над ошибками | |||
25-26 | Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм. | |||
27 | Способы проверки слов с безударными гласными | |||
28 | Письмо слов с орфограммами-согласными | |||
29 | Диктант №8 | |||
30 | Работа над ошибками | |||
31 | Предложение. Текст. | 120-123 | ||
32 | Тема и основная мысль текста | 124-126 | ||
33-34 | Анализ текста смешанного типа | 127 | ||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | |
Диктанты | |||
Изложения | |||
Сочинения | |||
Списывание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...