рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Горелкина Любовь Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rksskomu_yaz_3_klass.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку

3 класс

 

     Данная рабочая программа по русскому языку в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы « Планета знаний » ( под общей редакцией И.А.Петровой ), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования » и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса  на 2011 – 2012 учебный год.

     Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Русский язык»  2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Л.Я.Желтовская).

     По базисному плану на программу отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников:

  • развития речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи;
  • освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средств языка;
  • овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.

    Таким образом, данная рабочая программа по русскому языку для 3 класса:

  • соответствует ФГОС;
  • сохраняет особенности программы по русскому языку для 3 класса, разработанной Л.Я.Желтовской.

 

 

                                         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                 «Русский язык»   3 КЛАСС (136ч.)

Речевое общение (102 часа)

Речь

Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение^ смысла. Качества речи.

Высказывание. Текст

Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах.

Речевой этикет         

Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

    Средства выразительности речи

Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики,

Коммуникативно-речевые умения

Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающие две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).

Устное и письменное воспроизведение чужой речи.

     Язык как средство общения (34 часов)

О роли языка

Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения.

Слово: форма и значение (повторение)

Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов. Представление о фразеологизмах толкования лексических

Слово и его значимые части

Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Слово как часть речи

Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Правописание

Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.

Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.

Синтаксис и пунктуация

 Словосочетание

Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение

Виды предложений по цели высказывания и по  эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

    Учащиеся должны знать: 
      — названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды);
      — правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных,
не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в приставках;
      — правила употребления знаков препинания в конце предложения.
      
Уметь: 
      — производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
      — различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
      — устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
      — производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
      — грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.
      
Программа также позволяет дать представление о: 
      — речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми;
      — разных типах текста по назначению (рассказываем, описываем, рассуждаем), по стилю (художественное описание, разговорная, научная и деловая речь); по жанру (природная зарисовка, письмо, объявление, ответ на вопрос, пословица, считалка и др.);
      — языковых средствах выражения главного смысла в слове, словосочетании, предложении, тексте (корень, главное слово, главные члены предложения, главная часть раскрытия темы, главная мысль);
      — изобразительных средствах языка, приемах создания словообраза (описательный оборот, сравнительный оборот, слово с переносным значением);
      
Сформировать умения: 
      — уместно и правильно использовать высказывания этикетного характера при разговоре по телефону, при встрече, обращении с просьбой, приглашении;
      — воспринимать, излагать содержание прочитанных (услышанных) текстов в 60-75 слов, высказываться самостоятельно на темы, близкие жизненному опыту учащихся (описания цветов, выражение отношения ко времени года, рассказы из жизни животных, повествование о каникулах и пр.).

ОЦЕНКА

ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ МБОМУ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Итоговый диктант

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».

Объем работы: 45–50 слов.

ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ

Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.

Слова для справок: обозлился, ольха, черемуха.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в предложениях с однородными членами.

Литература

      1. Учебник «Русский язык» для 3 класса в двух частях (автор — Л. Я. Желтовская).
      2. Рабочие тетради по русскому языку № 1, 2 (авторы — Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина).
      3. Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской (автор - Л. Я. Желтовская)

  1. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград:

Учитель, 2009.

  1. Обучение в 3 классе по учебнику Русский  язык» . Л. Я. Желтовская: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Л. Я. Желтовская-М.:АСТ Астрель, 2011.
  2. http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
  3. http://www.1september.ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)

Календарно-тематическое планирование

(4 часа в нед. 136 часов)

Учебник:   Л.Я Желтовская Русский язык. Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2011.

1 семестр (64 часа)

№ урока

Дата

Тема урока

Стр учебн.

1

Речь  устная и письменная.

Использование речи при общении

6-9

2

Речевые действия

10-13

3

Основные типы записи слов

14

4

Орфограммы в корнеСловарный диктант

15-16

5

Непроверяемые орфограммыв корне слова

17

6

Употребление мягкого знака

18-19

7

Большая буква в именах собственных

20-21

8

Лексическое значение слова

22-23

9-10

Диктант№1  Работа над ошибками.

11

Значимые части слов

24-25

12

Лексическое и общее значение слов

26-27

13

Слово в предложении и текст

28-31

14

Слово. Предложение. Текст

40-41

15

Словосочетание

42-43

16

Связь частей речи в словосочетаниях

44-45

17

Части речи

46-47

18

Род имен существительных

48-51

19

Обучающее сочинение№1

20

Работа над ошибками

21

Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных  ж.р.

52-55

22

Изменение имен прилагательных по родам

56-57

23

Связь частей речи в словосочетаниях

58-59

24

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

60-61

25

Обучающее  изложение №1

26

Работа над ошибками

27

Предложение Вопросительные и повествовательные предложения

62-65

28

Употребление отрицательной частицы «не»

66-67

29

Побудительные предложения. Восклицательные предложения

68-76

30

Диктант№2

31

Работа над ошибками

32

Текст Повествование. Описание. Рассуждение

76-79

33

Главные части в средствах языка

90-91

34

Корень - главная значимая часть слова

92-93

35-36

Правописание корня

94-97

37

Списывание№1

38

Работа над ошибками

39

Если в корне две безударные гласные

98-101

40

Слова с непроверяемыми гласными в корне

102-105

41-42

Главное слово в словосочетании

106-107

43

Обучающее сочинение №2

107

44

Работа над ошибками

46-48

Главные члены предложения

108-115

49

Главная (основная) мысль текста

116-117

50

Главная (основная) мысль текста

118-120

51

Главная (основная) мысль текста

122-123

52

Диктант №3

123

53

Работа над ошибками

54-55

Закрепление изученного по теме: « Слово в словосочетании»

124-125

56

Обучающее изложение №2

57

Работа над ошибками

58-59

Закрепление изученного по теме: « Орфограммы корня

126-127

60

Учимся воспроизводить и создавать тексты

128-129

61

Сочинение№2

62

Анализ, работа над ошибками

63

Диктант №4

64

Работа над ошибками

2 семестр (38 часов)

1

Главные части слова в словосочетании

6-7

2

Главные члены предложения

8-9

3

Подлежащее

10-11

4

Подлежащее, выраженное личными местоимениями

Словарный диктант

12-15

5

Сказуемое

16-17

6

Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени

18-23

7

Обучающее сочинение №3

8

Работа над ошибками

9

Сказуемое, выраженное глаголом настоящего и будущего времени

24-25

10

Формы времени, которыми может быть выражено сказуемое

26-29

11

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

30-31

12

Диктант№5

13

Работа над ошибками

14

Главные структурные части средств языка

32-33

15

Закрепление изученного по теме: «Орфограммы корня»

34-39

16

Обучающее изложение№3

17

Работа над ошибками

18

Роль приставок и суффиксов в словах

42-43

19

Слитное написание приставок

44-47

20

Приставки и предлоги

48-49

22

Наблюдение над значениями приставок

50-53

23

Правописание гласных в приставках

54-57

24

Правописание согласных в приставках

58-61

25-27

Употребление разделительного твердого знака после приставок

62-67

28

Правописание слов с приставками

68-69

29

Употребление слов с суффиксами

70-75

30

Назначение зависимого слова в словосочетании

76-77

31-33

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений.

78-87

34

Правописание местоимений с предлогами

88-89

35

Второстепенные члены предложения

90-91

36

Анализ (разбор) простого предложения

92-95

37

Диктант №6

38

Работа над ошибками

3 семестр (34 часа)

1

Средства языка и их анализ

108

2-3

Называем… Слово и словосочетание

109

4-7

Слово как часть речи

110-111

8-10

Повторение

постоянных признаков изученных частей речи.

112

11

Диктант №7

12

Работа над ошибками

13-15

Обобщающее наблюдение над формами изменения

разных частей речи.

113-115

16-17

Правописание слов

116-117

18

Обучающее изложение №4

19

Работа над ошибками

20

Фонетико - графические написания слов

118-119

21

Списывание №2

22

Работа над ошибками

23

Обучающее сочинение №4

24

Работа над ошибками

25-26

Написание слов по правилам орфографии, связанных с проверкой орфограмм.

27

Способы проверки слов с безударными гласными

28

Письмо слов с орфограммами-согласными

29

Диктант №8

30

Работа над ошибками

31

Предложение. Текст.

120-123

32

Тема и основная мысль текста

124-126

33-34

Анализ текста смешанного типа

127

1 семестр

2 семестр

3 семестр

Диктанты

Изложения

Сочинения

Списывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...