Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка

Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)

Содержание программы

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

Тематический план учебного курса

Тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc500 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слов».

Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Задачи:

1.Обучающие:

  1. Закреплять умение видеть орфограмму корня (правописание безударных гласных).
  2. Сопоставление двух орфограмм: правописание проверяемых безударных гласных в корне и непроверяемых.
  3. Формирование навыков правописания и самоконтроля.

2. Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Развивать умение анализировать, делать выводы.
  3. Расширение кругозора.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родному языку.
  2. Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
  3. Воспитывать самостоятельность и организованность.

Вид урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок - путешествие

Наглядный материал: доска с необходимыми записями, карточки с гласными буквами, алгоритм проверки безударной гласной, схема, фигурка Незнайки.

Дидактический материал: лист с заданиями для каждого ученика,  орфографический словарь, толковый словарь, фразеологический словарь, словарь синонимов, антонимов.

Ход урока

Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

- Сегодня  мы отправляемся в путешествие, в ходе которого нам предстоит вспомнить многое из того, что уже изучили, узнать что- то новое. Я желаю вам успехов и удачи.

- Отправляемся в путь. У вас на парте лежит маршрутный лист. Давайте найдём начало нашего пути.

- Возьмите листы и запишите число, классная работа.

- Вспомните правила посадки при письме, как правильно положить лист.

- Учащиеся проверяют готовность к уроку.

- Проверяют свою посадку,  положение листа.

 - Записывают:

 ………….апреля.

Классная работа.

Чистописание

- Сейчас мы проверим вашу наблюдательность (на доске карточки с гласными буквами, 5 карточек перевёрнуты)

- Какие буквы спрятались?

- Давайте вспомним написание этих букв, именно они будут часто встречаться в заданиях (показ на доске)

- а о е и я

- Прописывают буквы

Определение темы урока

- Что объединяет эти буквы?

- Когда мы будем проверять их написание?

- В каком случае мы будем смело писать букву?

- Кто догадался, какая будет тема урока?

- Запишем тему нашего урока.

- Написание этих гласных нужно проверять.

- Когда звук, который необходимо обозначить буквой находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение?

- Когда гласный находится в сильной позиции, т.е. под ударением.

- Мы будем учиться проверять  безударные гласные.

- Ученики записывают зелёной ручкой.

Правописание безударных гласных в корне слов

Словарно- орфографическая работа

- Прежде чем мы отправимся в путь, я хочу познакомить вас со словом, которое нам встретится на прогулке не раз.

- Отгадайте загадку

Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнётся у порога.

- Что это?

- Что означает это слово?

- Напишите слово – отгадку. Разделите на слоги, поставьте ударение. Если у вас есть сомнение, можете написать слово с буквенной дробью.

- Как называется гласная, на которую падает ударение? Какая гласная требует проверки?

- Давайте подберём проверочное слово. Какой способ проверки нам известен?

- Как мы называем такие слова? Как узнать их написание?

- А каким словом можно заменить слово дорога?

-Напишите.

- Как называются такие слова в русском языке?

- А какое противоположное по значению слово?

- Напишите.

 - В нашей речи мы можем употребить такие выражения (фразеологизмы)

Иди своей дорогой.

На дороге не валяется.

- Как вы думаете, что он означает?

- Запишите одно из этих выражений.

- Напишите слова, обозначающие:

  1. Узкая  длинная дорога,
  2. Специалист по строительству, ремонту дорог,
  3. Слово, обозначающее признак предмета и отвечающее на вопрос какой?
  4. Находящийся, расположенный возле дороги.
  5. Трава с широкими листьями, растущая преимущественно у дорог.

- Какое слово лишнее и почему?

- Как назовём остальные слова?

- Какую безударную гласную написали в корне  слов?

- Дорога.

- Свободное место, по которому можно пройти или проехать. Произошло оно от слова «дёргать», и раньше обозначало «выдерганное» в лесу пространство (этимологический словарь). Бывает дорога просёлочная, шоссейная.

- Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

- Учащееся записывают слово дорога, при необходимости используя буквенную дробь, и выполняют задание.

-  Ударная. Ударение падает на второй слог, требует проверки безударная гласная в первом слоге.

- Если гласный вызвал сомнение,

Ты его немедленно ставь под ударение.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

- К этому слову не подобрать проверочное. Значит, букву надо запомнить.

- Словарные слова, их написание надо запомнить, в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю.

- Путь – то же, что и дорога, место, линия в пространстве, где происходит передвижение.

- Записывают слово путь.

- Синонимы.

- Бездорожье. Это антоним.

- Записывают слово бездорожье

- Поступай, действуй самостоятельно, не поддаваясь чужому влиянию

-Даром не достаётся: не часто встречается, нелегко найти.

- Ученики записывают любое выражение.

- Ученики записывают: дорожка, дорожник, дорожный, придорожный, подорожник.

- Путь.

- Однокоренные. Они близки по смыслу и имеют одинаковую общую часть. Здесь встретилось чередование согласной г\\ж.

- Написали букву о.

Физминутка.

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

Наклонились раз и два,

И за парты нам пора.

- Продолжаем наше путешествие. Дорожка привела нас к…?

Как называются возвышения на поверхности земли высотой до 200 метров?

- Вы согласны с таким написанием слова?

Как убедиться, что нет ошибки?

- Давайте сначала изменим слово, а потом подберём однокоренное.

- Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение, обозначьте безударный гласный.

-  Мы с вами преодолели холмы и оказались на чудесной полянке? Как напишем это слово?

- Вокруг нашей поляны растут деревья. Как напишем это слово.

- Напишите слова, обозначающие предметы которые вы видите на поляне, подберите к ним проверочные слова.

Какое слово лишнее. Почему?

- Давайте проверим, как вы выполнили задание.

- Это холмы. Ученики записывают слово, ставят ударение, обозначают безударный гласный.

-Да.

 - Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

- Холм (изменение формы слова мн.ч.- ед.ч.),

Холмик (однокоренное слово).

- Учащиеся записывают и выполняют задание.

- Полянка. Безударная гласная о в корне слова, проверочное слово поле. Ученики записывают и выполняют работу в словах.

- Деревья. Безударная гласная е в корне слова, проверочное слово дерево. Ученики записывают и выполняют работу в словах.

- Учащиеся выполняют работу

цветы – цветик

грибы – гриб

трава - травы

ягоды – сл. сл.

- Проверка с комментированием.

Гимнастика для глаз

Работа над текстом

- Двигаемся по дорожке нашего урока дальше. На нашем пути большая река? Чтобы переправиться через неё, нам надо выполнить задание.

- Вы должны выбрать нужную букву и вставить её в слово.

- Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить задание? (на доске составляется алгоритм).

- Прочитайте, исследуйте запись.

- Почему вы решили, что это текст?

- Назовите вид текста.

- Подберите к тексту подходящий заголовок. Докажите.

  1. Ива и шмель.
  2. Ива цветёт
  3. Ива.

                                  Ива

   На б.регу речки ст.ит ива. .на опустила ветки в воду. Ива цв.тёт. Вес.ло над ивой жужжит шмель. Тёплый в.терок быстро б.жит по веточкам ивы.

- Давайте проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь листами и проверьте друг друга.

- А теперь давайте назовём проверочные слова и убедимся, что в наших работах нет ошибок.

- Ученики определяют последовательность выполнения операций:

  1. прочитай слово,
  2. поставь ударение,
  3. выдели корень,
  4. определи безударную гласную,
  5. подбери проверочное слово.

- Предложения связаны одной мыслью, записаны последовательно.

- Текст повествование.

- Ученики высказывают своё мнение.

- Записывают название, читают текст, вставляя пропущенные буквы.

- Учащиеся осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки зелёной ручкой.

- Учащиеся называют проверочное слово, на доске вывешивается карточка с буквой, которую надо было написать.

Игра «Будь внимателен!»

(приём какографии)

- Мы переправились через речку и на нашем пути гора. Чтобы её преодолеть мы должны проверить, что Незнайка написал.

   Это гара. Внизу растёт трова. С гары бижит рика.

- Что вы посоветуете Незнайке?

- Учащимся даны предложения, в словах допущены ошибки, которые надо исправить.

- Учащиеся исправляют ошибки. Записывают слова без ошибок: гора, трава, бежит, река.

 -Выучить правило правописания безударной гласной.

Рефлексия.

Самооценка работы на уроке.

- Пора возвращаться домой.

- Какие гласные буквы были главными на сегодняшнем уроке?

- Написание каких гласных обычно вызывает сомнение?

- Как их проверить?

-А если невозможно подобрать проверочное слово, что будем делать?

А,о,е,и,я.

- Когда эти гласные стоят в слабой позиции.

- Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

- Это слово словарное, его написание надо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

Домашнее задание

- Когда будете читать текст по литературному чтению, выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной, рядом напишите проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение, обозначьте гласные сильной и слабой позиции.

Итог

- Давайте закончим схему

Что                                                     а, о, е, и, я

Где                                                     в корне

Как                    надо проверять?    подбирать однокор. слова

Чем                                                    ударением          

- На доске учениками составляется схема.

- гласные в слабой позиции

- надо проверять в корне слова

- надо изменить слово или подобрать однокоренное

Безударная гласная проверяется ударением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...