Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс
Цели:
• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;
• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;
• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;
• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;
• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;
• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;
• развитие речи и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_po_teme_imya_prilagatelnoe_-obobshchenie.docx | 30.39 КБ |
imya_prilagatelnoe._obobshchenie.4_klass_16.02.2018.pptx | 241.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
(МАОУ Востряковская СОШ №2)
Открытый урок русского языка в 4 «Б» классе
по теме «Имя прилагательное. Обобщение»
Шихвалиева Селимет Абдулаевна,
учитель начальных классов
16 февраля 2018 год
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс
Цели:
• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;
• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;
• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;
• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;
• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;
• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;
• развитие речи и творческих способностей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.
2. Поэтическая минутка.
- Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева
Чародейкою Зимою
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой:
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»
- Какой части речи принадлежит особая роль? - Прилагательным.
- Назовите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. - Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.
3. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня поговорим о зимушке-зиме.
Но ведь у нас урок русского языка.
Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Чтоб ответ вам получить
Надо эту задачу решить.
Узнайте для начала
О чем я прочитала?
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно
- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных.
4. Повторение теоретических вопросов по теме.
- Что такое прилагательное? - Часть речи.
- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?
- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.
- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.
- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.
- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.
- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.
5. Закрепление изученного по теме.
Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них.
Чистописание.
-Какие буквы спрятались?
- Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.
ая яя ый ий ой
ое ее ые ие
- Посмотрите внимательно на соединения.
-Разделите соединения на 4 группы.
- Объясните свои действия.
- ая яя ый ий ой
ое ее ые ие
- Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.
6. Словарная работа
Есть гласные коварные,
А в чем коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
помогает нам игра.
Все загадки разгадаем
И к загадкам прилагательные подбираем.
1.Год кончает, а зиму начинает.
Декабрь (по счету в году) двенадцатый.
2..Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет-
Заплачет она и умрет.
Сосулька (по температуре) холодная
3.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
Коньки (по скорости) быстрые.
4.Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
Мороз (по силе) крепкий.
5.Прилетел к нам красногрудый
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут меня снегирь.
Снегирь по цвету брюшка красногрудый
7. Работа в парах
- Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.
- Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? -«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.
Стихотворение внимательно читаем,
Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем.
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…»;
«Вся комната янтарным блеском
Озарена…» «Зимнее утро»,
- Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)
Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…» «Зимнее утро»,
На мутном небе (П.п., ед.ч.)
бледное пятно (И.п., ед.ч.)
тучи мрачные (В.п.мн.ч.)
- Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.
-Проверьте!
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. «Зимний вечер»
По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,
путник запоздалый (м. р., И. п.)
8. Физкультминутка.
- Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх
- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа.
9. Письмо по памяти.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.
- Назовите стихотворение.
-Сколько предложений в данном отрывке?
-Прочитайте первое, второе.
- Объясните написание окончаний прилагательных.
- Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.
-По дороге зимн.., скучн..
Тройка борз.. бежит.
Колокольчик однозвучн..
Утомительно гремит.
- «Зимняя дорога»
- Два предложения.
Грамматический разбор.
- Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).
- Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)
Сравните свой результат
С работой соседа.
Исправьте ошибки, если нашли.
Не просто исправьте, а докажите,
Что он не прав, а правы вы.
(один ученик комментирует)
(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)
6. Творческое задание.
- Люди по разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами, писатели – прозой.
- Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой.
- Найдите и подчеркните словосочетания сущ. + прил., которые могут быть использованы при составлении текста-описания на тему «Зимой в лесу».Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»
- Составьте устный рассказ на тему «Зимой в лесу», используя данные словосочетания.
Чтение отрывка детьми вслух.
Дети работают с карандашом, один ученик комментирует.
Устные рассказы учащихся.
–зимнее творчество
7. Домашнее задание.
Написать текст-описание «Зимой в лесу».
9. Рефлексия.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось… Свободные высказывания детей.
10. Подведение итогов
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?.
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным? Каким?
Приложение
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.
________________________________________________________
Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.
__________________________________________________________
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.
__________________________________________________________
Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.
(И. С. Соколов-Микитов)
То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. |
То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. |
«Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…»; «Вся комната янтарным блеском Озарена…» |
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела…» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте; Развитие умения использовать имена прилагательные в связной речи: Закрепление умения определять род, число и падеж имен прилагательных: Развитие речи и творческих способностей
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» Чародейкою зимою Околдован , лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой : Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. ?
Повторение Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой частью речи согласуется? Как изменяется? Каким членом предложения является? Как можно проверить безударное окончание имени прилагательного? Для чего нужны в речи имена прилагательные?
Чистописание а я яя ый ий ой ое ее ые ие
Словарная работа Есть гласные коварные, А в чем коварство их? А в том, что ударение – Э то не для них. Трудные учить слова помогает нам игра. Все загадки разгадаем И к загадкам прилагательные подбираем
Загадки Год кончает, а зиму начинает. Декабрь (по счету в году) двенадцатый.
Загадки Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце её припечет- Заплачет она и умрет. Сосулька (по температуре) холодная Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Коньки (по скорости) быстрые. Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит И стоять не велит. Мороз (по силе) крепкий Прилетел к нам красногрудый Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня снегирь. Снегирь по цвету брюшка красногрудый
Много своих стихов этому времени года посвятил А.С. Пушкин
Физминутка Замерзли от зимних стихов, давайте погреемся. Я буду читать словосочетания, а вы выполняете движения М.р.- присядьте Ж.р.- похлопайте Ср.р.- потянитесь вверх. Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, зимнее солнце, порывистый ветер, великолепная погода, серебристый иней, зимняя природа.
Письмо по памяти По дороге зимн …, скучн … Тройка борз… бежит. Колокольчик однозвучн … Утомительно гремит. Синтаксический разбор первого предложения: - морфологический разбор : по зимней (дороге)
Творческое задание - Люди по разному выражают восхищение природой: поэты- стихами, композиторы- музыкой, художники- картинами, писатели- прозой. Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова- Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой. -Найдите и подчеркните словосочетания сущ.+прилаг .
Синквейн Прилагательное Восхитительное, красочное Изменяется, согласуется, склоняется Дружит с существительными. Красота речи!
Рефлексия Урок подходит к концу И требует оценки, Прошу его вас оценить, Но прилагательными только Его вам надо оценить двумя- тремя словами. И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был? Отличным, скучным, Хорошим, может быть плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным? Каким ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
Открытый урок русского языка 4 класс
Закрепление знаний об однородных членах предложения...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...