Открытый урок по русскому языку 2 класс по программе ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема урока "Корень. Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2_klass._russkiy.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Авторы учебника : Н.А. Чуракова

Тема урока «Корень.  Однокоренные слова »

Дидактическая цель урока: создать условия для овладения новым способом  действия (нахождение корня в слове).

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Воспитательные:

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность,

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память

– развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения: проблемный диалог, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : карточки с заданиями для учащихся, учебник, рабочая тетрадь, плакат с изображением дерева, таблички с однокоренными  словами .

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Включение в деловой ритм.

Эмоциональная настройка.

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1.

- Прочитайте предложение. Что это?

Лёля и Лиля

Леденцы делили.

-Проверь  правильно ли записаны согласные  звуки?

-Какой звук повторяется? Дайте ему характеристику!

Работа по учебнику стр.107 упр.76

(Разрешение спора Маши и Вити.)

- Обозначим звук буквой, вспомним соединения этой буквы с другими.

Лл         ля   лд  лу  лю

- Спишите скороговорку,  обращая внимание на соединения.

-Обозначьте  в каждом слове ударение. Подчеркните безударные гласные.

- Обведём опасные места, буквы в которых можно ошибиться.

- Почему в безударных гласных можно тоже ошибиться?

- А если проверочные слова подобрать нельзя?

2.

 Картинный словарный диктант.

- Запишите словарные слова. Обозначьте ударение. Опасные места подчеркните.

- На какую тему слова?

(растения, урожай)

Определяют жанр произведения.

Выделяют повторяющийся звук и дают ему характеристику.

Записывают букву и её соединения.

Вспоминают правило о безударных гласных.

Пишут словарный диктант. Проверка по слайду.

Обобщают слова.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

Постановка учебной  задачи.

Задания  в  парах.

- На столе у вас лежат карточки  с одним из словарных слов. Разделите слова на карточках на две группы.

- Какие слова отнесли к первой группе? Что вы о них можете сказать?

(формы одного и того же слова, у них одна основа и разные окончания)

- А ко второй?

( родственные слова, у них разные основы и разные окончания)

- Выделите общую часть в родственных словах. Как по другому её называют?

- Проверьте ключевое слово в записанных  словарных словах! (Корень)

- Что такое  корень?

-Мы это повторили не зря. Вы догадались чем мы сегодня займёмся?

(будем выделять корни в родственных словах)

-И узнаем как по другому называют родственные слова!

Повторяют пройденный материал.

Систематизируют полученные знания.

Работа в парах, обсуждение, ответы детей.

Предположения темы урока.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Регулятивные

1.Прогнозирование, целеполагание - 2.Постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

Построение  проекта выхода из затруднения

 Закрепление.

Самостоятельная работа с проверкой.

1.

- Откройте  учебник стр.105 упр.74

- Какое слово повторяется в стихотворении  несколько раз?

- Что означает слово "норка"? Посмотрим его значение в толковом словаре.

-Если слово имеет  несколько значений, то как его называют?

- О какой норке говорится в первом предложении? во втором?

2.

- Найдите  в учебнике  стр.106 упр. 75

- Подберите к каждому слову родственные

слова. Выделите корень.

- Что такое корень?

- У какого слова корень длиннее?

-Значит это одинаковые или разные слова?

- Подумайте как можно назвать слова с одним и тем же корнем?

1.

Работа в печатной тетради стр.32,33 упр.40

- Можно ли  записанные в упражнении  слова назвать родственными или однокоренными ведь у них общая часть  или корень "вод"?

(слова должны быть ещё близки по смыслу)

- Разделите слова на две группы.

Сам.работа и проверка упражнения.

- Какие же слова называют родственными или однокоренными?

2.

Игра "Не ошибись"

- Если я назову пару однокоренных слов вы хлопаете в ладоши, если пара не является однокоренными вы приседаете.

Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной, обед-стол, морской- морж.

3.

Работа по карточке с последующей проверкой.

(из предложенных слов выбрать однокоренные, записать. выделить корень)

Повторение понятие многозначности слов.

Подбор родственных слов.

Выводы по наблюдениям.

Первичное закрепление на основе полученных знаний с объяснением, доказательствами.

Проверка усвоения полученных знаний.

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные

Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Подведение  итогов урока.

-Сделайте выводы по теме, которую сегодня изучали!

На доске вопросы:

- Что такое корень?

- Как найти корень?

Как по другому называют родственные слова?

- По каким признакам доказывают. что слова однокоренные?

( сходны по значению и имеют общую часть- корень)

Выводы детей по теме.

Проверка усвоения материала.

Личностные:

Интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия.

- Оцените свою работу!

- Закончите предложение!

На слайде:

Я узнал ...

Я  учился ...

Мне понравилось ...

Было трудно ...

Оценка своей работы.

Познавательные:

Рефлексия.

Личностные:

Смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по программе v вида.

Тема: Предлог - это слово и пишется раздельно с другими словами в предложении. Цель:Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении Формирование навыков правописания предл...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по программе Занкова

Цели: - Закрепить понятие об имени прилагательном как части речи,закрепить навыки правописания окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы, развивать орфографическу...

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...