Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Боголепова Ирина Александровна

Урок закрепления полученных знаний.

Цели:  1. Формирование навыков грамотного письма, развитие умение находить слова с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова.

              2. Развитие восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

              3. Воспитание интереса к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 2  класс  (1 - 4)

Тема: «Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце».

Цели:        1. Формирование навыков грамотного письма, развитие умение находить слова с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова.

2. Развитие восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

3. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: рисунки березы, зайца, газеты; карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, контрольный лист, плакат с изображением Деда Мороза; звездочки, карточки с буквами, таблица «Парные согласные по звонкости – глухости», учебник О. Соболева «Русский язык. 2 класс».

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

–  Закройте глаза. Представьте себе, что Глазастик пригласил нас полетать на его воздушном шаре. Мы все вместе сели в корзину и стали подниматься вверх, все выше и выше. Мы летим под облаками, а земля плывет под нами. Земля вся покрыта пушистым белым снегом, все искрится на солнышке. Солнце светит из-за тучки, мы протянем солнцу ручки. Солнышко согревает нам лицо, руки, нам тепло и приятно. У нас отличное настроение, нам весело, мы самые счастливые на свете. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Пусть это счастливое настроение и ваши улыбки будут с нами до конца урока.

  1.  Запись даты и вида работы.

  1. Минутка чистописания.

На доске: ЗАРЯ        СОЛНЫШКО        ЗЕМЛЯ

– Глазастик играл в прятки с буквами из слов, записанных на доске. Все буквы, кроме одной, Глазастик нашел быстро. А одну букву он искал очень долго, т.к. она решила полетать между звездами. Догадайтесь, что же это за буква – озорница?

– Эта буква обозначает согласный, парный звонкий, парный твердый звук. Какая эта буква? (буква З)

– В каком слове она живет? ( в слове ЗАРЯ)

– А почему не в слове земля? (т.к. [з’] – согласный, парный звонкий, парный мягкий звук)

– Посмотрите на траекторию полета буквы З в космосе.

На доске: ЗАРЯ        ЗЕМЛЯ

– Из чего состоит траектория полета? (из буквы З и «мертвой петли»)

– На что нужно обратить внимание при письме?

– Пишите до тех пор, пока не закончится топливо в вашей ракете, т.е. пока не устанет рука.

         

IV. Словарная работа.

– Запишите слово «Словарь:»

На доске: Б_РЁЗА     М_РОЗ      ЗА_Ц     Г_ЗЕТА 

– Мудрейкин приглашает вас и Глазастика в фотоателье, где очень любит бывать буква З.

– Посмотрите внимательно на слова, которые решили сфотографироваться. Постарайтесь их запомнить.

(слова убираются с доски, вывешиваются рисунки с изображением: березы, зайца, газеты)

– Напишите слово, которое осталось без фотографии, обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (мороз)  

– Напишите слово, на конце которого пишется буква, обозначающая согласный, непарный глухой, непарный твердый звук. (заяц)

– Напишите слово, от которого не захотела уйти одна гласная буква. (береза)

– Напишите слово, в котором «живет другое слово» (газета)

Проверка: рисунки убираются, вывешиваются карточки со словами.

М_РОЗ      ЗА_Ц     Б_РЁЗА     Г_ЗЕТА 

– Проверьте порядок написания слов.

– Кто все слова написал правильно?

– Положите перед собой 4 карточки с гласными буквами.

– Покажите букву, которую вы вставили в 1 слово? 2 слово? 3 слово? 4 слово?

– В каком слове есть еще одна ловушкам? (мороз)

– Что это за ловушка? (парный согласный на конце слова; слышим звук [с], пишем букву з)

V. Актуализация опорных знаний.

– А сколько всего пар согласных звуков по звонкости-глухости вы знаете? (11 пар)

– Вспомним эти пары.

На доске:        

[б]        [в]        [г]        [д]        [ж]        [з]

[  ]        [  ]        [  ]        [  ]        [  ]        [  ]

[б’]        [в’]        [г’]        [д’]                [з’]

[  ’]        [  ’]        [ ’]        [ ’]                [ ’]

– Какие звуки сбежали? (глухие)

– Вернем их на место.

(ученики ставят карточки на нужное место).

– Согласны или нет?

– Назовем эти пары. (хором)

– Чем отличается звонкий звук от глухого? (у звонкого есть шум и голос, а у глухого только шум)

– Что происходит с парными согласными на конце слова? (они становятся глухими; звучат одинаково)

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву на конце слова? (проверить)

– Как проверить парный согласный на конце слова?

– Вернемся к слову мороз. Проверьте парный согласный [с] на конце слова.

VI. Постановка темы и задач урока.

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Проверка написания слов с парными согласными на конце)

– Какие учебные задачи можно перед собой поставить?

– А кто или что может помочь нам решить эти задачи?

– Сейчас нам поможет в этом учебник и Мудрейкин.

VII. Работа по учебнику

с.106, №98

– Прочитайте задание.

– Что предлагает нам сделать Мудрейкин?

1,2,3 слова:        1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

3,4 слова:        1 с обратной стороны доски, остальные в тетради самостоятельно.

Проверка: согласны или нет?

– Как проверить парный согласный на конце?        

Физминутка

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко,… ровно,… глубоко…

(Пауза)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстрей, энергичней)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

– Я буду называть слова. Если слово начинается на согласный звонкий звук вы подпрыгните и поднимите руки вверх, если на глухой согласный звук – присядете.

Зайка, бегемот, филин, волк, слон, дятел, тигр, корова, жираф, гусь, шмель, петух, сорока.

VIII. Работа по карточкам.

Игра «Найди пару».

– Мудрейкин любит учить, играя. И вот он придумал игру «Найди пару».

– Посмотрите на карточки.

– Что нужно сделать? (соединить слова и вставить пропущенные буквы)

I вариант.                                                II вариант.

морозы                                гри

грибы                                        моро

города                                        рука

рукава                                        горо

леса                                        ма

маки                                        ле

глаза                                        ду

дубы                                        гла

пруды                                        ле

львы                                        пру

носы                                        бо

бока                                        но

Проверка: взаимопроверка + образец.

•                        •Б

•                        •З

•                         •В

•                        •Д

•                        •К

•                        •С

– Если нет ни одной ошибки, поставьте 5.

– Если одна ошибка – 4.

– А если 2 и более ошибок – нужно еще потренироваться.

IX. Работа с деформированным предложением.  

– Давайте поднимемся по этой лестнице к картине, которую нарисовал для вас Глазастик.

Вывешивается рисунок с изображением Деда Мороза.

– Кто изображен на этом рисунке? (Дед Мороз)

– Что необычного вы заметили на этой картине? (медведя и ежа)

– Почему? (потому что медведь и еж зимой спят)

– Как вы думаете, почему они оказались на этой картине? (потому что они тоже хотят встретить Новый год и получить подарки от Деда Мороза)

– Найдите на этой картине предметы, в названии которых на конце пишется буква, обозначающая парный согласный звук по звонкости-глухости.

Подберите проверочные слова.

–Глазастик придумал два предложения к своей картине и нес их вам, но вдруг споткнулся и упал, предложения рассыпались и все слова перепутались.

– Давайте поможем Глазастику и восстановим эти предложения.

На доске:

СКОРО         ДЕД                 ПОДАРКИ                 ГОД                 НАСТУПИТ ПРИГОТОВИЛ         НОВЫЙ        МОРОЗ         ДОЛГОЖДАННЫЙ         ДЕТЯМ

Составляют:

Скоро наступит долгожданный Новый год.

Дед Мороз приготовил подарки детям.

– Почему некоторые слова внутри предложения написаны с большой буквы?

– Спишите любое понравившееся предложение.

– Выделите все ловушки в этом предложении.

X. Итог урока.

– Над какой орфограммой работали сегодня на уроке вместе с Мудрейкиным и Глазастиком?

– Как проверить парный согласный на конце слова?

XI. Домашнее задание.

«Волшебный черновичок» с. 33. Выполните на этой странице те задания, которые захотите.

XII. Рефлексия.

«Украсим нашу елочку».  (как плодотворно прошел урок)

Красная звездочка – урок прошел полезно, плодотворно.

Желтая звездочка – урок прошел довольно неплохо, средне.

Голубая звездочка – плохой урок.


ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Русский язык 1 класс. Тема: Повторение написания большой буквы и парных звонких или глухих согласных в конце слов.

: Повторить правописание словарных слов, изученных «опасных мест» (написание большой буквы, парных звонких и глухих согласных в конце слов);    Развивать умение видеть в словах «опасные...

Русский язык 1 класс. Тема: Повторение написания большой буквы и парных звонких или глухих согласных в конце слов.

: Повторить правописание словарных слов, изученных «опасных мест» (написание большой буквы, парных звонких и глухих согласных в конце слов);    Развивать умение видеть в словах «опасные...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.

ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»

Конспект урока поможет развить такие навыки, как умение работать в группе. индивидуально, в паре, используя инновационные и здоровьесберегающие технологии...