рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Начальная школа» составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507)
- Учебного плана образовательной организации МАОУ «Лицей №36» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы начального образования по русскому языку ( Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова, Москва, Академкнига/Учебник, 2016 год)
- Цели и задачи курса русский язык
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский
язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи
со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его
корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической.
Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во
второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного
аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения
между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят.
3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специ-
альной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т’]-[д’], [д]-[н] и др
4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентиро-
вались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними.
Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших
городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.
Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.
В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.
6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет
обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников,
восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации,
которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством
юмора и нравились детям. Для построения целостной картины мира, формирования
речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных
в учебнике «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта,
сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что
включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства «АкадемкнигаУчебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (1 раз в конце 1 класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2 класса).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны —
организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для
выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Организация фонетической работы (начиная с 1 класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Класс Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Количество плановых работ | |||||||
количество часов для изучения предмета | количество учебных недель; | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Практических работ | Контрольных работ | Лабораторных работ | Проектов | ||
в неделю | в год | |||||||||
4-3 | 5 | 170 | 34 | 4 | 1 | 8 | 9 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
• свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
• свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
• в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).
В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работать вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). в области регулятивных учебных действий:
• осуществлять контроль выполнения работы и полученного результата.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные оба и обе в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова самостоятельно находить ответ (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи);
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• определять однородные члены предложения;
• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять общее правило написания: о, е(ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, в безударных окончаниях имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также в окончаниях множественного числа и способ их проверки;
• применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
• использовать разные способы проверки орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
• определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
4 класс (170 ч)
Фонетика и орфография (25 ч)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости–звонкости, твердости–мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверки подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о, ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и, ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнения в различении звуков и букв. характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
Лексика
Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения за различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи); выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Морфемика и словообразование (15 ч) Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Морфология (70 ч)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях (без введения терминов) типа «выпишете–выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицы не при глаголах.
Синтаксис и пунктуация (25 ч)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Основные виды учебной деятельности обучающихся: определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи (35 ч*) Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. «Азбука вежливости»: культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных оба и обе в разных падежных формах.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описание, повествование, рассуждение. Составление, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.
Система заданий, ориентированных на формирование УУД
Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом, оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Словарь
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока этап проектной или исследовательской деятельности | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1 | Повторение | Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова, суффиксе. окончании | 1 | 04.09 | 04.09 | П. т. №2 | |
2-3 | Правописание безударных гласных в одних и тех же частях слова | 2 | 05.09 06.09 | 05.09 06.09 | П. т. №3,4 | ||
4 | Развитие речи | Текст - рассуждение | 1 | 07.09 | 07.09 | Учебник 2 часть с. 10, 11 выучить, словарные слова на «А» | |
5 | Лексика | Различение суффиксов. Значения суффиксов | 1 | 08.09 | 08.09 | Учебник с. 18 правило, №12 | |
6 | Развитие речи | Текст - рассуждение | 1 | 11.09 | 11.09 | Учебник 2 часть с. 10, 11 выучить, словарные слова на «А» | |
7 | Лексика | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие к нам из других языков Проект «Заморские гасти» | 1 | 12.09 | 12.09 | П. т. №9 | |
8 | Морфология | Склонение слов оба, обе | 1 | 13.09 | 13.09 | Учебник с. 28 правило, №16 | |
9-10 | Синтаксис и пунктуация | Однородные члены предложения | 2 | 14.09 15.09 | 14.09 15.09 | Учебник с. 32 правило, п. т. №11, 12, 13 | |
11 | Развитие речи | Работа с картиной Ивана Фирсова "Юный живописец" | 1 | 18.09 | 18.09 | С. 18-19 2 часть, задание 1-2 по выбору | |
12 | Синтаксис и пунктуация | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 19.09 | 19.09 | Подготовиться к диктанту, №23 учебник | |
13 | Контроль изученного | Диктант | 1 | 20.09 | 20.09 | П. т. №14, 15 | |
14 | Синтаксис и пунктуация | Анализ диктантов и РНО. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Что такое союзы | 1 | 21.09 | 21.09 | РНО, с. 40, 41 правила, п. т. №20, 21 | |
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 22.09 | 22.09 | П. т. №16, 18 | ||
16 | Развитие речи | Работа с картиной И. Фирсова "Юный живописец» | 1 | 25.09 | 25.09 | №5 учебник 2 часть | |
17 | Морфология | Спряжение глагола. Тест | 1 | 26.09 | 26.09 | П. т. №23 | |
18 | Анализ тестов и РНО. Глаголы 1 и 2 спряжения | 1 | 27.09 | 27.09 | П. т. №24 | ||
19-20 | Учимся различать спряжение глагола по ударному личному окончанию | 2 | 28.09 29.09 | 28.09 29.09 | С. 48 правило, п. т. №28 | ||
21 | Орфография | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 02.10 | 02.10 | Выучить инструкцию и глаголы – исключения, №33 до конца | |
22 | Лексика | Употребление предлогов об и о | 1 | 03.10 | 03.10 | П. т. №32, 33, 34, 35 | |
23-24 | Морфология | Определение спряжения глагола по начальной форме | 2 | 04.10 05.10 | 04.10 05.10 | П. т. №36 | |
25-26 | Глаголы - исключения | 2 | 06.10 09.10 | 06.10 09.10 | С. 69 правило, №49, №49 учебник | ||
27 | Развитие речи Контроль изученного | Проект «Азбука вежливости» Контрольное списывание | 1 | 10.10 | 10.10 | Учебник №55 | |
28 | Морфология | Анализ контрольного списывания и РНО. Глаголы совершенного и несовершенного видов | 1 | 11.10 | 11.10 | Учебник №57 | |
29 | Развитие речи | Текст - рассуждение | 1 | 12.10 | 12.10 | Учебник №50 | |
30 | Письменное изложение | 1 | 13.10 | 13.10 | П. т. №39 | ||
31 | Морфология | Анализ изложений и РНО. Глаголы прошедшего времени | 1 | 16.10 | 16.10 | РНО, словарь | |
32 | Характеристика имени существительного и прилагательного как части речи | 1 | 17.10 | 17.10 | Морфологический разбор | ||
33 | Контроль изученного | Административная проверочная работа | 1 | 18.10 | 18.10 | словарь | |
34-35 | Морфология | Анализ проверочной работы и РНО. Характеристика слова как части речи | 2 | 19.10 20.10 | 19.10 20.10 | П. т. №40, 44 | |
36 | Орфография | Спряжение глаголов брить, стелить | 1 | 23.10 | 23.10 | С. 92 правило, №66 учебник | |
37-38 | Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени | 2 | 24.10 25.10 | 24.10 25.10 | С. 96 правило, №68 учебник | ||
39-41 | Морфология | Глаголы в повелительной форме | 3 | 26.10- 07.11 | 26.10- 07.11 | С. 102, 103 правила, п. т. №49, 50, учебник №71 | |
42 | Орфография | Повелительная форма глагола и форма 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени | 1 | 08.11 | 08.11 | №82 учебник | |
43 | Развитие речи | Проект «Учимся делать научное сообщение» | 1 | 09.11 | 09.11 | П. т. №51 | |
44 | Орфография | Трудности написания глаголов на -ять | 1 | 10.11 | 10.11 | П. т. №55 | |
45 | Развитие речи | Текст – описание, повествование, рассуждение | 1 | 13.11 | 13.11 | Учебник №87 | |
46 | Фонетика и орфография | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь | 1 | 14.11 | 14.11 | Учебник №91 до конца | |
47 | Лексика | Слова с буквой удвоенного согласного, пришедшие к нам из других языков | 1 | 15.11 | 15.11 | Записать 10 аббревиатур с расшифровкой | |
48 | Развитие речи | Письменное изложение | 1 | 16.11 | 16.11 | П. т. № 59, 60 | |
49 | Орфография | Закрепление изученного. РНО | 1 | 17.11 | 17.11 | №94 до конца | |
50 | Развитие речи | Монолог и диалог | 1 | 20.11 | 20.11 | Словарь, глаголы - исключения | |
51 | Развитие речи | Работа с картиной | 1 | 21.11 | 21.11 | П.т. №61 | |
52 | Контроль изученного | Контрольная работа | 1 | 22.11 | 22.11 | П. т. №58 | |
53 | Орфография | Закрепление изученного РНО | 1 | 23.11 | 23.11 | П. т. №56 | |
54 | Морфемика | Усекаемая и неусекаемая основа глагола | 1 | 24.11 | 24.11 | Творческое задание | |
55 | Морфология | Определение спряжения глагола по виду основы | 1 | 27.11 | 27.11 | №97 учебник | |
56 | Спряжение глаголов хотеть и бежать | 1 | 28.11 | 28.11 | С. 133 правило, №101(2 часть) | ||
57 | Развитие речи | Проект «Учимся делать научное сообщение» Азбука вежливости | 1 | 29.11 | 29.11 | П. т. №62 | |
58-59 | Орфография | Написание о и ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных | 2 | 30.11 01.12 | 30.11 01.12 | С. 135-137 правила, №105, 107 учебник | |
60-61 | Написание о и ё после шипящих в корнях существительных | 2 | 04.12 05.12 | 04.12 05.12 | С. 138-139 правила, №68 п. т., №110 учебник | ||
62 | Комплексная работа | 1 | 06.12 | ||||
63 | Развитие речи | Проект «Учимся отстаивать свое мнение в споре» | 1 | 07.12 | |||
64-65 | Правописание кратких форм прилагательных м. р. ед. ч. с основой на шипящий | 2 | 08.12 11.12 | ||||
66 | Морфемика | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | 1 | 12.12 | |||
67 | Контрольное списывание | 1 | 13.12 | ||||
68-69 | Орфография | Правописание глаголов | 2 | 14.12 15.12 | |||
70-71 | Обращение. Правописание окончаний разных частей речи | 2 | 18.12 19.12 | ||||
72 | Контроль изученного | Административная контрольная работа | 1 | 20.12 | |||
73 | Анализ контрольной работы и РНО. Закрепление изученного | 1 | 21.12 | ||||
74 | Развитие речи | Сочинение – рассуждение по картине | 1 | 22.12 | |||
75-76 | Синтаксис | Предложения с однородными членами | 2 | 25.12 26.12 | |||
77 | Развитие речи | Проект «Сочинение о родных местах» | 1 | 27.12 | |||
78-79 | Орфография | Повторение изученного | 2 | 28.12-29.12 | |||
80-81 | Морфология | Части речи. Имя существительное | 2 | 15.01 16.01 | |||
82-83 | Морфология Орфография | Имя прилагательное, изменение по родам, числам, падежам | 2 | 17.01 18.01 | |||
84 | Краткая форма прилагательного | 1 | 19.01 | ||||
85 | Лексика | Синонимы | 1 | 22.01 | |||
86 | Развитие речи | Проект «Как устроена книга» | 1 | 23.01 | |||
87 | Проверочная работа | 1 | 24.01 | ||||
88 | Развитие речи | Текст - рассуждение | 1 | 25.01 | |||
89-91 | Морфология | Повелительная форма; времена глагола. Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ-/РАС- И С- | 3 | 26.01-30.01 | |||
92-93 | Фонетика Орфография Лексика | Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. Определение спряжения. Устойчивые выражения | 2 | 31.0101.02 | |||
94-95 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 2 | 02.02 05.02 | ||||
96-97 | Различение 2 л. мн. ч. будущего времени и повелительной формы глагола | 2 | 06.02 07.02 | ||||
98-99 | Правописание безударных гласных в приставках, корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов | 2 | 08.02 09.02 | ||||
100 | Развитие речи | Проект «Описание предмета» | 1 | 12.02 | |||
101 | Контрольная работа | 1 | 13.02 | ||||
102 | Морфология | Личные местоимения | 1 | 14.02 | |||
103105 | Разбор глагола по составу Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях | 3 | 15.02-19.02 | ||||
106 | Развитие речи | Что такое аннотация и как еѐ составить | 1 | 20.02 | |||
107110 | Орфография | Орфограммы в корнях слов | 4 | 21.02-27.02 | |||
111 | Развитие речи | Письменное изложение | 1 | 28.02 | |||
112 | Учимся составлять аннотации | 1 | 01.03 | ||||
113 | Проверочная работа Контрольное списывание | 1 | 02.03 | ||||
114 | Лексика | Значение суффикса -ник- | 1 | 05.03 | |||
115 | Лексика Орфография | Существительные. Правописание суффиксов -ек-/-ок- | 1 | 06.03 | |||
116 | Развитие речи | Что такое монолог и диалог | 1 | 07.03 | |||
117-118 | Орфография | Правописание окончаний в существительных после суффикса -ищ-. Буквы О/Е в суффиксах прилагательных с основой на шипящий и Ц | 2 | 09.03 12.03 | |||
119-120 | Морфемика | Образование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний прилагательных | 2 | 13.03 16.03 | |||
121 | Контроль изученного | Административная проверочная работа | 1 | 14.03 | |||
122 | Анализ контрольной работы и РНО. Закрепление изученного | 1 | 15.03 | ||||
123 | Орфография | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | 1 | 19.03 | |||
124-126 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | 3 | 20.03-22.03 | ||||
127 | Развитие речи | Текст - рассуждение | 24.03 | ||||
128-129 | Орфограммы в окончаниях слов | 2 | 04.04 05.04 | ||||
130-132 | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С | 3 | 06.0410.04 | ||||
133-134 | Правописание Ъ и Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Правописание Ы в корнях слов после приставок, оканчивающихся на согласный | 2 | 11.0412.04 | ||||
135 | Правописание Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И | 1 | 13.04 | ||||
136 | Развитие речи | Работа с картиной | 1 | 16.04 | |||
137-138 | Правописание разделительного ь в именах прилагательных | 2 | 17.04 18.04 | ||||
139 | Контрольная работа | 1 | 19.04 | ||||
140 | Развитие речи | Письменное изложение | 1 | 20.04 | |||
141 | Работа над смыслом однокоренных слов | 1 | 23.04 | ||||
142-143 | Правописание Ь после шипящих в существительных и прилагательных | 2 | 24.04 25.04 | ||||
144 | Развитие речи | Учимся составлять аннотации | 1 | 26.04 | |||
145 | Правописание ь в глаголах | 1 | 27.04 | ||||
146 | Развитие речи | Проект «Рассматриваем старые фотографии» | 1 | 30.04 | |||
147 | Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | 1 | 02.05 | ||||
148 | Контрольное списывание | 1 | 03.05 | ||||
149-150 | Синтаксис | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | 2 | 04.05 07.05 | |||
151 | Разбор предложения по членам предложения | 1 | 08.05 | ||||
152 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | 10.05 | ||||
153 | Развитие речи | Учимся писать сочинение | 1 | 11.05 | |||
154 | Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | 1 | 14.05 | ||||
155 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами | 1 | 15.05 | ||||
156 | Административная проверочная работа | 1 | 16.05 | ||||
157-158 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 2 | 17.05 18.05 | ||||
159-170 | Повторение изученного | 11 | 21.05-31.05 |
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя |
4-3 | Рекомендовано программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию авторы Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова | Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Москва Академкнига/Учебник 2016 г. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 — М.: Академкнига/Учебник 2016 г. Н. М. Лаврова Русский язык: тетрадь для проверочных работ Москва Академкнига/Учебник 2016 г. электронная форма учебника и печатной тетради | Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Москва Академкнига/Учебник 2016 г. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2 — М.: Академкнига/Учебник 2016 г. Н. М. Лаврова Русский язык: тетрадь для проверочных работ Москва Академкнига/Учебник 2016 г. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/ Учебник2016 г. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и кон- трольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/ Учебник2016 г. электронная форма учебника и печатной тетради тренажер подготовка к ВПР М.: Академкнига/ Учебник2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...