рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Шабаева Екатерина Владимировна

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx85.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа  «Начальная школа»  составлена на основе:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507)
  • Учебного плана образовательной организации МАОУ «Лицей №36» на 2017-2018 учебный год.        

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы начального образования по русскому языку  ( Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова, Москва, Академкнига/Учебник, 2016 год)

  • Цели и задачи курса русский язык

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного

письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский

язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи

со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его

корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической.

Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во

второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного

аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения

между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят.

3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специ-

альной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т’]-[д’], [д]-[н] и др

4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентиро-

вались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними.

Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших

городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.

5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет

обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников,

восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.

Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации,

которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;

в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам. Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством

юмора и нравились детям. Для построения целостной картины мира, формирования

речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных

в учебнике «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта,

сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что

включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства «АкадемкнигаУчебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (1 раз в конце 1 класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2 класса).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны —

организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для

выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы (начиная с 1 класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Класс

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество плановых

работ

количество часов для изучения предмета

количество учебных недель;

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Практических работ

Контрольных работ

Лабораторных работ

Проектов

в неделю

в год

4-3

5

170

34

4

1

8

9

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

•  свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

 •  свободно  ориентироваться  в  учебной  книге  по  предмету  и в других книгах комплекта;

 •  в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

•  свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

 В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

 •  разным  формам  учебной  кооперации  (работать  вдвоем,  в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

•  использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). в области регулятивных учебных действий:

•  осуществлять контроль выполнения работы и полученного  результата.

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика»

 Выпускник научится:

 •  различать звуки и буквы;

•  характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные;  согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

 •  зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

 Выпускник получит возможность научиться:

 •  проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться: 

•  правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

 •  правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

•  правильно употреблять числительные оба и обе в разных падежных формах;

•  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

 •  при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова самостоятельно находить ответ (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Морфемика и словообразование»

 Выпускник научится: 

•  проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

•  сравнивать слова, связанные отношениями производности,  объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

 Выпускник научится: 

•  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научиться:

•  подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

 •  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи);

•  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

 Выпускник научится:

 •  определять части речи: существительное, прилагательное,  глагол, местоимение, предлог, союз;

•  определять три типа склонения существительных;

•  определять названия падежей и способы их определения;

•  определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

 Выпускник получит возможность научиться:

 •  проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

 •  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

 • определять  члены  предложения:  главные  (подлежащее  и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

•  определять однородные члены предложения;

•  составлять  схемы  предложений  с  однородными  членами  и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научиться:

•  различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение;

•  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

•  различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

 Выпускник научится:

•  применять общее правило написания: о, е(ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, в безударных окончаниях имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также в окончаниях множественного числа и способ их проверки;

 •  применять  правила  правописания:  безударных  окончаний  имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

•  использовать разные способы проверки орфограмм (путем  подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

 •  определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

 •  определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

Выпускник получит возможность научиться:

 •  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; •  подбирать примеры с определенной орфограммой;

•  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

 •  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

 •  различать  особенности  разных  типов  текста  (повествование, описание, рассуждение);

•  обнаруживать  в  реальном  художественном  тексте  его  составляющие: описание, повествование, рассуждение;

 •  составлять,  с  опорой  на  опыт  собственных  впечатлений  и наблюдений, текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

•  доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

 •  владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

•  составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

 • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов  и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

 • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

 Выпускник получит возможность научиться:

 •  создавать тексты по предложенному заголовку;

•  подробно или выборочно пересказывать текст;

 •  пересказывать текст от другого лица;

 •  анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

•  корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

 •  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

•  оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

4 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (25 ч) 

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости–звонкости, твердости–мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверки подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о, ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и, ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Упражнения в различении звуков и букв. характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

Лексика

 Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения за различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи); выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфемика и словообразование (15 ч) Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Морфология (70 ч) 

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях (без введения терминов) типа «выпишете–выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицы не при глаголах.

Синтаксис и пунктуация (25 ч) 

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Основные виды учебной деятельности обучающихся: определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений.

Лексикография

 Использование учебных словарей: толкового, устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Развитие речи с элементами культуры речи (35 ч*) Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. «Азбука вежливости»: культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных оба и обе в разных падежных формах.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описание, повествование, рассуждение. Составление, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.

Система заданий, ориентированных на формирование УУД

Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом, оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Словарь

 Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Дата проведения

Домашнее

задание

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Повторение

Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова, суффиксе. окончании

1

04.09

04.09

П. т. №2

2-3

Правописание безударных гласных в одних и тех же частях слова

2

05.09

06.09

05.09

06.09

П. т. №3,4

4

Развитие речи

Текст - рассуждение

1

07.09

07.09

Учебник 2 часть с. 10, 11 выучить, словарные слова на «А»

5

Лексика

Различение суффиксов. Значения суффиксов

1

08.09

08.09

Учебник с. 18 правило, №12

6

Развитие речи

Текст - рассуждение

1

11.09

11.09

Учебник 2 часть с. 10, 11 выучить, словарные слова на «А»

7

Лексика

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие к нам из других языков Проект «Заморские гасти»

1

12.09

12.09

П. т. №9

8

Морфология

Склонение слов оба, обе

1

13.09

13.09

Учебник с. 28 правило, №16

9-10

Синтаксис и пунктуация

Однородные члены предложения

2

14.09

15.09

14.09

15.09

Учебник с. 32 правило, п. т. №11, 12, 13

11

Развитие речи

Работа с картиной Ивана Фирсова "Юный живописец"

1

18.09

18.09

С. 18-19 2 часть, задание 1-2 по выбору

12

Синтаксис и пунктуация

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

19.09

19.09

Подготовиться к диктанту, №23 учебник

13

Контроль изученного

Диктант

1

20.09

20.09

П. т. №14, 15

14

Синтаксис и пунктуация

Анализ диктантов и РНО. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Что такое союзы

1

21.09

21.09

РНО, с. 40, 41 правила, п. т. №20, 21

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

22.09

22.09

П. т. №16, 18

16

Развитие речи

Работа с картиной И. Фирсова "Юный живописец»

1

25.09

25.09

№5 учебник 2 часть

17

Морфология

Спряжение глагола. Тест

1

26.09

26.09

П. т. №23

18

Анализ тестов и РНО. Глаголы 1 и 2 спряжения

1

27.09

27.09

П. т. №24

19-20

Учимся различать спряжение глагола по ударному личному окончанию

2

28.09

29.09

28.09

29.09

С. 48 правило, п. т. №28

21

Орфография

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

02.10

02.10

Выучить инструкцию и глаголы – исключения, №33 до конца

22

Лексика

Употребление предлогов об и о

1

03.10

03.10

П. т. №32, 33, 34, 35

23-24

Морфология

Определение спряжения глагола по начальной форме

2

04.10

05.10

04.10

05.10

П. т. №36

25-26

Глаголы - исключения

2

06.10

09.10

06.10

09.10

С. 69 правило, №49, №49 учебник

27

Развитие речи

Контроль изученного

Проект «Азбука вежливости»

Контрольное списывание

1

10.10

10.10

Учебник №55

28

Морфология

Анализ контрольного списывания и РНО. Глаголы совершенного и несовершенного видов

1

11.10

11.10

Учебник №57

29

Развитие речи

Текст - рассуждение

1

12.10

12.10

Учебник №50

30

Письменное изложение

1

13.10

13.10

П. т. №39

31

Морфология

Анализ изложений и РНО. Глаголы прошедшего времени

1

16.10

16.10

РНО, словарь

32

Характеристика имени существительного и прилагательного как части речи

1

17.10

17.10

Морфологический разбор

33

Контроль изученного

Административная проверочная работа

1

18.10

18.10

словарь

34-35

Морфология

Анализ проверочной работы и РНО. Характеристика слова как части речи

2

19.10

20.10

19.10

20.10

П. т. №40, 44

36

Орфография

Спряжение глаголов брить,  стелить

1

23.10

23.10

С. 92 правило, №66 учебник

37-38

Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени

2

24.10

25.10

24.10

25.10

С. 96 правило, №68 учебник

39-41

Морфология

Глаголы в повелительной форме

3

26.10-

07.11

26.10-

07.11

С. 102, 103 правила, п. т. №49, 50, учебник №71

42

Орфография

Повелительная форма глагола и форма 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени

1

08.11

08.11

№82 учебник

43

Развитие речи

Проект «Учимся делать научное сообщение»

1

09.11

09.11

П. т. №51

44

Орфография

Трудности написания глаголов на -ять

1

10.11

10.11

П. т. №55

45

Развитие речи

Текст – описание, повествование, рассуждение

1

13.11

13.11

Учебник №87

46

Фонетика и орфография

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

1

14.11

14.11

Учебник №91 до конца

47

Лексика

Слова с буквой удвоенного согласного, пришедшие к нам из других языков

1

15.11

15.11

Записать 10 аббревиатур с расшифровкой

48

Развитие речи

Письменное изложение

1

16.11

16.11

П. т. № 59, 60

49

Орфография

Закрепление изученного. РНО

1

17.11

17.11

№94 до конца

50

Развитие речи

Монолог и диалог

1

20.11

20.11

Словарь, глаголы - исключения

51

Развитие речи

Работа с картиной

1

21.11

21.11

П.т. №61

52

Контроль изученного

Контрольная работа

1

22.11

22.11

П. т. №58

53

Орфография

Закрепление изученного

РНО

1

23.11

23.11

П. т. №56

54

Морфемика

Усекаемая и неусекаемая

основа глагола

1

24.11

24.11

Творческое задание

55

Морфология

Определение спряжения глагола по виду основы

1

27.11

27.11

№97 учебник

56

Спряжение глаголов хотеть и бежать

1

28.11

28.11

С. 133 правило, №101(2 часть)

57

Развитие речи

Проект «Учимся делать научное сообщение» Азбука вежливости

1

29.11

29.11

П. т. №62

58-59

Орфография

Написание о и ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных

2

30.11

01.12

30.11

01.12

С. 135-137 правила, №105, 107 учебник

60-61

Написание о и ё после шипящих в корнях существительных

2

04.12

05.12

04.12

05.12

С. 138-139 правила, №68 п. т., №110 учебник

62

Комплексная работа

1

06.12

63

Развитие речи

Проект «Учимся отстаивать свое мнение в споре»

1

07.12

64-65

Правописание кратких форм прилагательных м. р. ед. ч. с основой на шипящий

2

08.12

11.12

66

Морфемика

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание

1

12.12

67

Контрольное списывание

1

13.12

68-69

Орфография

Правописание глаголов

2

14.12

15.12

70-71

Обращение. Правописание окончаний разных частей речи

2

18.12

19.12

72

Контроль изученного

Административная контрольная работа

1

20.12

73

Анализ контрольной работы и РНО. Закрепление изученного

1

21.12

74

Развитие речи

Сочинение – рассуждение по картине

1

22.12

75-76

Синтаксис

Предложения с однородными членами

2

25.12

26.12

77

Развитие речи

Проект «Сочинение о родных местах»

1

27.12

78-79

Орфография

Повторение изученного

2

28.12-29.12

80-81

Морфология

Части речи. Имя существительное

2

15.01

16.01

82-83

Морфология

Орфография

Имя прилагательное, изменение по родам, числам, падежам

2

17.01

18.01

84

Краткая форма прилагательного

1

19.01

85

Лексика

Синонимы

1

22.01

86

Развитие речи

Проект «Как устроена книга»

1

23.01

87

Проверочная работа

1

24.01

88

Развитие речи

Текст - рассуждение

1

25.01

89-91

Морфология

Повелительная форма; времена глагола. Правописание безударных гласных  в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ-/РАС- И С-

3

26.01-30.01

92-93

Фонетика

Орфография

Лексика

Правописание безударных гласных  в окончаниях  глаголов. Определение спряжения. Устойчивые выражения

2

31.0101.02

94-95

Простая и сложная форма будущего времени глаголов

2

02.02

05.02

96-97

Различение 2 л. мн. ч. будущего времени и повелительной формы глагола

2

06.02

07.02

98-99

Правописание безударных гласных  в приставках, корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов

2

08.02

09.02

100

Развитие речи

Проект «Описание предмета»

1

12.02

101

Контрольная работа

1

13.02

102

Морфология

Личные местоимения

1

14.02

103105

Разбор глагола по составу Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях

3

15.02-19.02

106

Развитие речи

Что такое аннотация и как еѐ составить

1

20.02

107110

Орфография

Орфограммы в  корнях слов

4

21.02-27.02

111

Развитие речи

Письменное изложение

1

28.02

112

Учимся составлять аннотации

1

01.03

113

Проверочная работа

Контрольное списывание

1

02.03

114

Лексика

Значение суффикса -ник-

1

05.03

115

Лексика

Орфография

Существительные. Правописание суффиксов -ек-/-ок-

1

06.03

116

Развитие речи

Что такое монолог и  диалог

1

07.03

117-118

Орфография

Правописание окончаний  в существительных после суффикса   -ищ-. Буквы О/Е в суффиксах прилагательных с основой на шипящий и Ц  

2

09.03

12.03

119-120

Морфемика

Образование прилагательных от существительных и  правописание суффиксов и окончаний прилагательных

2

13.03

16.03

121

Контроль изученного

Административная проверочная работа

1

14.03

122

Анализ контрольной работы и РНО. Закрепление изученного

1

15.03

123

Орфография

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

1

19.03

124-126

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

3

20.03-22.03

127

Развитие речи

Текст - рассуждение

24.03

128-129

Орфограммы в окончаниях слов

2

04.04

05.04

130-132

Правописание безударных гласных  в приставках.  Правописание приставок на З/С

3

06.0410.04

133-134

Правописание Ъ и Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Правописание Ы в корнях слов после приставок, оканчивающихся  на согласный

2

11.0412.04

135

Правописание Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И

1

13.04

136

Развитие речи

Работа с картиной

1

16.04

137-138

Правописание разделительного ь в именах прилагательных

2

17.04

18.04

139

Контрольная работа

1

19.04

140

Развитие речи

Письменное изложение

1

20.04

141

Работа над смыслом однокоренных слов

1

23.04

142-143

Правописание Ь после шипящих в существительных и прилагательных

2

24.04

25.04

144

Развитие речи

Учимся составлять аннотации

1

26.04

145

Правописание ь в глаголах

1

27.04

146

Развитие речи

Проект «Рассматриваем старые фотографии»

1

30.04

147

Правописание -ТЬСЯ и  -ТСЯ в глаголах

1

02.05

148

Контрольное списывание

1

03.05

149-150

Синтаксис

Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения

2

04.05

07.05

151

Разбор предложения по членам предложения

1

08.05

152

Простые и сложные  предложения. Знаки препинания в сложных предложениях

1

10.05

153

Развитие речи

Учимся писать сочинение

1

11.05

154

Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта

1

14.05

155

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами

1

15.05

156

Административная проверочная работа

1

16.05

157-158

Постановка знаков препинания в сложных предложениях

2

17.05

18.05

159-170

Повторение изученного

11

21.05-31.05

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Реквизиты

программы

УМК

обучающегося

УМК учителя

4-3

Рекомендовано программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию

авторы Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова 

Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Москва Академкнига/Учебник 2016 г.

Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык:

Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2  — М.: Академкнига/Учебник

2016 г.

Н. М. Лаврова Русский язык: тетрадь для проверочных работ Москва Академкнига/Учебник 2016 г.

электронная форма учебника и печатной тетради

Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Москва Академкнига/Учебник 2016 г.

Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык:

Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 2  — М.: Академкнига/Учебник

2016 г.

Н. М. Лаврова Русский язык: тетрадь для проверочных работ Москва Академкнига/Учебник 2016 г.

Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/

Учебник2016 г.

Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и кон-

трольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/

Учебник2016 г.

 электронная форма учебника и печатной тетради

тренажер

подготовка к ВПР

М.: Академкнига/

Учебник2017 г.

Система оценки достижений планируемых результатов

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.  Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

              Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

          Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

          Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

           В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

            Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.  После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
            Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

            При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

           При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок  в итоговых письменных работах,  при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

-

-

-

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

"3"

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

 1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором  5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

              В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
              В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
            Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

             Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

            Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

            Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

           Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся.

                Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...