Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка (4 класс) на тему

Милютина Анна Александровна

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе

Целью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью начального школьного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (второго поколения) (ФГОС НОО) становится формирование умения учиться [3]. Таким образом, учащийся, формируя умение учиться, автоматически формирует медиакомпетенцию – умение ориентироваться в постоянно изменяющемся медиа мире, с легкостью осваивать новые виды медиа.

Поэтому основным регламентирующим элементом методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, ее информационной и правовой основой является ФГОС НОО, нормы и требования к качеству начального образования и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении, в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер.

Поскольку об эффективности любой методики можно судить по изменениям и новообразованиям, которые проявляются в процессе управляемой учебно-познавательной деятельности, то, рассматривая формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, следует выделить те психолого-педагогические аспекты, которые будут определять успешность внедрения методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия медиа и урока русского языка базируются на личностно-ориентированном подходе в образовании, когда учащийся становится во главе процесса обучения, его активным субъектом, а преподаватель – компетентным консультантом и помощником, формирующим познавательную самостоятельность обучаемого [2]. Традиционная парадигма образования «преподаватель – учебник – ученик» дополняется новой схемой «ученик – средства медиа – преподаватель», отражающей гуманистические тенденции в педагогике и предлагающей дополнительное условие образования – не наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению, а творческий подход к поиску и анализу предлагаемой информации для решения педагогических задач.

Проведенное теоретико-поисковое  исследование позволило выявить важнейшие аспекты методики формирования медиакомпетенции младших школьников на основе лингводидактического подхода:

а)  цель: медиа образование учащихся (изменение задач образовательного процесса в школе в сторону актуализации продуктивного общения, грамотного языкового взаимодействия и обучения  с использованием средств медиа);

б) содержание, включающее такие его компоненты, как коммуникативно-поведенческий, регламентный, медиалингвистический, личностно ориентированный и информационно-образовательную среду.

На основании анализа различных программ формирования медиакомпетенции, нами выделены следующие группы знаний, умений и навыков, указывающих на сформированность медиакомпетенции младшего школьника:

1.                Социокультурные – умения моделировать своё поведение, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и национально-культурных особенностей аудитории, для которой она предназначена, учитывая элементы социокультурного контекста (нормы, правила, особенности менталитета, обычаи, ритуалы, страноведческие знания и др.);

2.                Речевые – умения, обеспечивающие грамотное и ясное использование языковых средств для решения задач медиа-общения, в соответствии с целями, условиями и адресатом, согласованность действий собеседников и адекватное восприятие языковых средств адресата:

а) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;

б) переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;

в) умение кодировать и декодировать информацию;

в) умение общаться, соблюдая требования высокой культуры речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность) и медиа грамотности (грамотное использование средств медиа в процессе коммуникации);

г) умение прогнозировать выбор эффективных медиа-средств оформления высказываний в общении, составлять план информационного общения;

д) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

3. Рефлексивные – умения осмысливать, осознавать и понимать себя и свои действия, позволяющие осуществлять выбор оснований  деятельности с использованием медиа, как определённого типа отношений к социокультурной действительности и к самому себе:

а) умение оценивать себя, свои способности, действия, поступки и быть оцененным другими в процессе информационного общения;

б) умение поддержать общение, вовремя и адекватно реагировать на реплики собеседника;

в) устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

г) составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

д) умение представить родную культуру в инокультурной среде.

Говоря о педагоге, необходимо понимать, что он сам является потребителем медиаинформации, и по этой причине у него должны быть сформированы навыки работы с медиа, потребления медиаинформации [1, c.14]. Также, содержание учебного материала и организация учебной работы с использованием медиа средств должны строиться в соответствии с определёнными требованиями – психологическими, педагогическими, техническими, эстетическими, предусматривающими специфику предмета.

В связи с этим, доминирующим является не просто наращивание объема знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности с медиа средствами в процессе обучения русскому языку. Предполагаемым результатом формирования медиакомпетенции младших школьников можно считать овладение способами использования грамотной речи в процессе работы с различными медиа средствами, быстрое самостоятельное освоение новых средств медиа и гибкость применения родного языка в различных видах деятельности с медиа средствами.

В совокупности данные психолого-педагогические аспекты обеспечивают эффективность общения в медиа мире и определяют успешность применения разработанной методики.

Список литературы

1.     Плеханов А. А. Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, дис. кандидата педагогических наук, г. Балашов, 2011. – 238 c.

2.                Потехина Е.В. Использование Интернет-технологий при изучении математики [Электронный ресурс] //. – Режим доступа: www.superinf.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru. (дата обращения: 21.05.14)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milyutina_statya_kazan.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Милютина А. А.

аспирант Челябинского государственного педагогического университета, место работы – МАОУ СОШ №118 г. Челябинск;

anitutita@mail.ru

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе

Целью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью начального школьного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (второго поколения) (ФГОС НОО) становится формирование умения учиться [3]. Таким образом, учащийся, формируя умение учиться, автоматически формирует медиакомпетенцию – умение ориентироваться в постоянно изменяющемся медиа мире, с легкостью осваивать новые виды медиа.

Поэтому основным регламентирующим элементом методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, ее информационной и правовой основой является ФГОС НОО, нормы и требования к качеству начального образования и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении, в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер.

Поскольку об эффективности любой методики можно судить по изменениям и новообразованиям, которые проявляются в процессе управляемой учебно-познавательной деятельности, то, рассматривая формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, следует выделить те психолого-педагогические аспекты, которые будут определять успешность внедрения методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия медиа и урока русского языка базируются на личностно-ориентированном подходе в образовании, когда учащийся становится во главе процесса обучения, его активным субъектом, а преподаватель – компетентным консультантом и помощником, формирующим познавательную самостоятельность обучаемого [2]. Традиционная парадигма образования «преподаватель – учебник – ученик» дополняется новой схемой «ученик – средства медиа – преподаватель», отражающей гуманистические тенденции в педагогике и предлагающей дополнительное условие образования – не наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению, а творческий подход к поиску и анализу предлагаемой информации для решения педагогических задач.

Проведенное теоретико-поисковое  исследование позволило выявить важнейшие аспекты методики формирования медиакомпетенции младших школьников на основе лингводидактического подхода:

а)  цель: медиа образование учащихся (изменение задач образовательного процесса в школе в сторону актуализации продуктивного общения, грамотного языкового взаимодействия и обучения  с использованием средств медиа);

б) содержание, включающее такие его компоненты, как коммуникативно-поведенческий, регламентный, медиалингвистический, личностно ориентированный и информационно-образовательную среду.

На основании анализа различных программ формирования медиакомпетенции, нами выделены следующие группы знаний, умений и навыков, указывающих на сформированность медиакомпетенции младшего школьника:

  1. Социокультурные – умения моделировать своё поведение, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и национально-культурных особенностей аудитории, для которой она предназначена, учитывая элементы социокультурного контекста (нормы, правила, особенности менталитета, обычаи, ритуалы, страноведческие знания и др.);
  2. Речевые – умения, обеспечивающие грамотное и ясное использование языковых средств для решения задач медиа-общения, в соответствии с целями, условиями и адресатом, согласованность действий собеседников и адекватное восприятие языковых средств адресата:

а) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;

б) переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;

в) умение кодировать и декодировать информацию;

в) умение общаться, соблюдая требования высокой культуры речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность) и медиа грамотности (грамотное использование средств медиа в процессе коммуникации);

г) умение прогнозировать выбор эффективных медиа-средств оформления высказываний в общении, составлять план информационного общения;

д) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

3. Рефлексивные – умения осмысливать, осознавать и понимать себя и свои действия, позволяющие осуществлять выбор оснований  деятельности с использованием медиа, как определённого типа отношений к социокультурной действительности и к самому себе:

а) умение оценивать себя, свои способности, действия, поступки и быть оцененным другими в процессе информационного общения;

б) умение поддержать общение, вовремя и адекватно реагировать на реплики собеседника;

в) устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

г) составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

д) умение представить родную культуру в инокультурной среде.

Говоря о педагоге, необходимо понимать, что он сам является потребителем медиаинформации, и по этой причине у него должны быть сформированы навыки работы с медиа, потребления медиаинформации [1, c.14]. Также, содержание учебного материала и организация учебной работы с использованием медиа средств должны строиться в соответствии с определёнными требованиями – психологическими, педагогическими, техническими, эстетическими, предусматривающими специфику предмета.

В связи с этим, доминирующим является не просто наращивание объема знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности с медиа средствами в процессе обучения русскому языку. Предполагаемым результатом формирования медиакомпетенции младших школьников можно считать овладение способами использования грамотной речи в процессе работы с различными медиа средствами, быстрое самостоятельное освоение новых средств медиа и гибкость применения родного языка в различных видах деятельности с медиа средствами.

В совокупности данные психолого-педагогические аспекты обеспечивают эффективность общения в медиа мире и определяют успешность применения разработанной методики.

Список литературы

  1. Плеханов А. А. Формирование готовности будущих педагогов к развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации, дис. кандидата педагогических наук, г. Балашов, 2011. – 238 c.
  2. Потехина Е.В. Использование Интернет-технологий при изучении математики [Электронный ресурс] //. – Режим доступа: www.superinf.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru. (дата обращения: 21.05.14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....