Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступление. Обоснование выбранной темы.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. “Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально–экономическое процветание”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие коммуникативных способностей детей школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Поэтому с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия – это умения организовывать эффективное взаимодействие с другими людьми.
Основной задачей образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Немаловажная роль в этом отводится начальной школе. Формирование жизненноважных метапредметных умений, связанных с коммуникативно-речевыми универсальными действиями, становится определяющим и мотивирующим фактором изучения всех предметов начального цикла, особенно курса русского языка.
Формирование коммуникативных умений младших школьников чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности
данных умений влияет не только на результативность обучения детей,
но и на процесс их социализации и развития личности в целом. В период обучения в начальной школе происходит становление индивидуальности ребёнка, развитие его способностей. От того, насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, зависит успешность его учебной, а затем и профессиональной деятельности, вся его будущая жизнь. В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению. Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Некоторые ученики не могут приобрести навыки общения даже к концу обучения в начальной школе. Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций по данной теме и многолетний опыт работы позволили выявить следующие противоречия:
- между требованиями ФГОС к формированию коммуникативных УУД обучающихся I ступени для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем их сформированности;
- между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным владением педагогом современными технологиями, позволяющими это реализовать;
- между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
4) между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на школьных и внешкольных занятиях.
Исходя из вышесказанного, определяется проблема - необходимость создания системы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития речевых компетенций учащихся в различных видах творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей. Необходимо выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Поэтому я решила уделить особое внимание не только поиску наиболее эффективных методов и приёмов работы с учащимися, но и разработать систему для формирования и развития коммуникативных УУД и мотивации к обучению.
Тема моей работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка (1 уровень обучения)»
Цель: создание системы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
- Изучить содержание нормативных документов, психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Определить наиболее действенные способы для создания оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации творческой деятельности при изучении русского языка.
- Выявить критерии оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предполагаемые результаты работы:
Учащиеся познакомятся с правилами поведения и общения, научатся применять их в реальной жизни; смогут участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; научатся уважать иную точку зрения; будут уметь строить понятные речевые высказывания в устной и письменной форме, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, слушать и понимать речь других, работать в паре и в группе.
Основная часть.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (по А.Г. Асмолову)
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Я хочу рассмотреть подробно работу по формированию коммуникативных действий на уроках русского языка, так как главнейшей целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. В пояснительной записке предмета «Русский язык» присутствует цитата К. Д. Ушинского «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка». Обучение школьников умению свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами для создания устных и письменных монологических высказываний является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе. Эта работа начинается с первого дня пребывания ребёнка в школе и ведётся на каждом уроке.
Работа строится с учётом следующих принципов:
принцип личностно-ориентированного стиля общения с обучающимися; принцип эмоционального комфорта;
принцип вариативности;
принцип сотрудничества;
принцип поэтапного развития.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Учебный процесс строится так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. А моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать. Это меняет в глазах детей смысл и значение учебной деятельности. В решении этой проблемы помогают такие формы организации: фронтальная работа в кругу, работа в парах постоянного (статичные пары) и сменного состава, групповая работа. При этом очень важными являются такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Класс | Формы обучения | Коммуникативные учебные действия |
I-IV | Пары смешанного и постоянного состава: игры «Карусель», «Разведчики», «Змейка». Фронтальная работа в кругу | Умение слышать и слушать, работать в едином темпе, ориентироваться в различных условиях, не бояться публично высказываться; задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; контролировать свои действия и партнёра; вступать в диалог |
II-IV | Пары постоянного состава – взаимопроверка, взаимооценка. Групповые игровые задания | Умение оценивать свою работу и работу соседа, умение прислушиваться к мнению других, умение слаженно работать в быстром темпе в команде с товарищами, т.е. осознать чувство ответственности за свои действия в группе |
III-IV | Групповые задания при обобщении и закреплении знаний | Начало формирования делового диалога и критического мышления, обсуждение плана выполнения действия и принятие коллективного решения; чувства доброжелательности друг к другу, умение оценить успех или неуспех своей команды |
III-IV | Групповые задания при решении проблемы на уроках изучения нового материала | Умение высказывать своё мнение и отстаивать его; уважать мнение членов группы; умение анализировать свою работу в группе, т.е. начало формирования процесса рефлексии. Чувство взаимопомощи и взаимоуважения |
Данные формы организации учебной деятельности позволяют создавать на уроке ситуацию успеха для учащихся и поддерживать их интерес к учёбе, а это способствует снижению у учащихся уровня тревожности, что ведёт к формированию адекватной самооценки и созданию дружеской атмосферы в классе. Создаётся возможность организовать при решении проблемного вопроса ситуацию поиска, при котором начинают формироваться навыки сотрудничества и нормализуются межличностные отношения в коллективе, что очень важно для успешного обучения в дальнейшем.
Личностно-ориентированный подход позволяет активно внедрять в практику игровые технологии, метод проектов, проблемно-диалогическое обучение, средства ИКТ.
С самых первых уроков большое внимание необходимо уделять развитию речи обучающихся. Для решения этой задачи в учебнике представлена система работы над правильным произношением (орфоэпией), отрабатываются навыки интонирования, организуются наблюдения над звукописью, даются скороговорки в целях исправления дефектов произношения, обращается внимание на образные средства языка, на речевой этикет. На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний учитель проводит языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными. Очень важная роль в развитии коммуникативных навыков отводится разным видам творческих работ: изложение с предварительным прогнозированием текста, изложение с элементами сочинения по трём типам речи, диктант с дополнением, реставрация, творческое списывание, творческий диктант, работа с текстом. В качестве сквозных на любом этапе урока проводятся упражнения, направленные: 1) на обогащение словарного запаса обучающихся; 2) на развитие интуиции и «чувства» языка; 3) на развитие эстетических критериев выбора лексики; 4) на соблюдение норм литературного языка; 5) на развитие грамматического строя речи; 6) на развитие монологической и диалогической речи. По каждому из направлений требуется последовательная кропотливая работа.
Критериями сформированности коммуникативных умений учащихся являются:
- уровень самооценки;
- уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной и общей)
- характер взаимоотношений с учителем;
- характер взаимоотношений в детском коллективе;
(умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение; овладение различными речевыми формами (монолог, диалог и пр.); способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания).
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где проводилась работа по формированию коммуникативных УУД, показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания, повышение эффективности обучения.
Анкетирование, проведённое среди обучающихся, показывает следующее:
Показатель | 2 класс | 3 класс |
Повышение интереса к уроку | 100% | 100% |
Повышение уровня усвоения материала | 85% | 92% |
Проявление творчества в подготовке и во время занятий | 66% | 70% |
Выводы.
Таким образом, за последние три года результатом работы в нашей школе стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Это проявилось: в развитии речевой компетенции, в развитие социокультурной компетенции, в развитии языковой компетенции; в развитии учебно-познавательной компетенции. В результате младшие школьники приобретают коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выстраивать и поддерживать диалог, получают навыки общения в паре и в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение. Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. Полезность данной работы очевидна и потому необходимо продолжить работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий и в дальнейшем.
Использованная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Москва, (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. №2357).
- Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.
- “Концепция модернизации Российского образования”
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
М.: 1998 г.
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ В.С.Безрукова - Екатеринбург: Дом учителя,2000.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск:
изд- во Пеленг, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах
Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....
Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...
Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....
Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальных классах
Важная задача обучения в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей....
реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"
quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....