Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Соколова Мария Александровна

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_seminar.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности методики «Взаимный тренаж» в формировании универсальных учебных действий

В моём классе 20 учеников, и при организации парной работы одновременно 10 человек говорит и 10 человек слушает: в итоге 10 минут реального времени, в течение которого каждый ученик говорит со своим собеседником. Это около 20% времени урока. Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах?

Мой небольшой опыт  показал,  что  на  первых  порах  учащиеся  не  очень  внимательны  к  тому,  что  и  как  отвечают  их  одноклассники.  Первое, чему я пыталась научить учеников  – это слушать друг друга. Слушать можно ответ, ход решения, правильность и красоту речи, домашнее задание.

В этом году я познакомилась с методикой «Взаимный тренаж» и решила применить её на своих уроках.  Методика используется, как правило, на этапах закрепления или повторения фактического материала: имен, дат, терминов. Общение учащихся происходит как в обособленных парах, так и в парах сменного состава. Организационный период занял около 10 уроков, за это время дети усвоили этапы работы по данной методике (умение договориться, доказать, дать полный ответ на дополнительный вопрос, признать свои ошибки).

Приведу пример взаимного тренажа на занятии по русскому языку, где эта методика чаще всего применяется для отработки тех или иных орфограмм. Карточка может иметь следующий вид:

Разделительные ъ и ь.

Разделительные ъ и ь.

в . юга

вьюга     1. Слышу звук [й’]                 1. [й’]

                2.  Звук в корне слова            2. [й’]

                3. Пишу ь                                3.  ь        

раз . езд

разъезд  1. Слышу звук [й’]                                                1. [й’]

                2.  Звук между приставкой и корнем слова      2.  ¬  [й’]              

                3. Пишу ь                                                               3.  ъ        

от . ехал

отъехал  1. Слышу звук [й’]                                                 1. [й’]

                 2.  Звук между приставкой и корнем слова      2.  ¬  [й’]              

                 3. Пишу ь                                                               3.  ъ        

по.езд

поезд  1. Слышу звук [й’]

            2.  Звук между приставкой и корнем слова      

3. Приставка оканчивается на гласный звук, поэтому недостающей буквы нет. Слово лишнее.  

бур . ян

бурьян    1. Слышу звук [й’]                 1. [й’]

                 2.  Звук в корне слова            2. [й’]

                 3. Пишу ь                                3.  ь        

лист . я

листья   1. Слышу звук [й’]                 1. [й’]

                2.  Звук в корне слова            2. [й’]

                3. Пишу ь                                3.  ь        

под . ём

подъём  1. Слышу звук [й’]                                                 1. [й’]

               2.  Звук между приставкой и корнем слова      2.  ¬  [й’]              

               3. Пишу ь                                                               3.  ъ        

На одной части карточки записаны деформированные слова (с пропуском букв) на изучаемую орфограмму, причём в карточке необходимы лишние данные (например, слово, в которое не нужно вставлять букв), на другой – те же слова, но уже в полном виде (по желанию: с достаточным поэтапным объяснением правильного написания каждого слова). Объяснение может быть представлено либо словесно, либо с использованием символов. Практика показала, что знаковое объяснение ученики принимают лучше, чем словесное.

Каков способ действий учеников по данной методике и какие универсальные учебные действия УУД реализуются в процессе взаимодействия учеников в парах.

Способ действий учеников, работающих в паре по методике «Взаимный тренаж»

Универсальные учебные действия

1. Учащиеся договариваются о том, кто будет отвечать, кто – проверять.

- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

2. Ученик А берет свою карточку в руки так, чтобы ученику В была видна только сторона с деформированными словами, а ему (ученику А) – с правильным написанием и кратким объяснением слов.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. Ученик В читает вполголоса все слова по порядку и объясняет написание каждого слова.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- активное использование речевых средств… для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

4. Ученик А внимательно слушает и:
- если ученик В допускает при ответе ошибки, то задаёт дополнительные вопросы, поправляет его;
- если ученик В затрудняется ответить, то дает правильный ответ; (на этом этапе ученики могут вступить в диалог).
На практике были случаи, когда ученик, обращая внимание на внешний признак, допускал ошибку в своём ответе. 
- если ученик В дает правильный ответ, то одобряет его (“Хорошо”, “Молодец”, “Отлично”, “Верно”) и предлагает переходить к следующему слову (например, “Дальше”).
Контролёр не требует дословного ответа с карточки, отвечающий может аргументировать выбор своими слова.

- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- формирование умения … контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа…;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. Проработав таким образом всю карточку, ученики приступают к работе со второй карточкой, при этом меняются ролями (ученик А – читает слова карточки и объясняет его написание, ученик В – проверяет).

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять контроль в совместной деятельности…

6. После того как ученики проработали обе карточки, ученики благодарят друг друга за совместную работу, обмениваются карточками и находят новых напарников.

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

В классе есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начали говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрылись, у них появилась уверенность в собственных силах.

 На  основе  этого  можно  сделать  вывод,  что работа в парах  способствует  быстрому  включению  учащихся  в  познавательную  деятельность,  активизирует  их  мышление,  формирует  умение  общаться,  сотрудничать,  сопереживать. Данная методика позволяет не только формировать умение правильно писать, но и умение доказывать свою точку зрения. Систематические тренировки дают хорошие результаты, дети уверенней себя чувствуют при выполнении проверочных работ.  Так мы постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....

«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».

В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка...