Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 1
Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Характеристика звуков. Чтение слов. Преобразование слов. Чтение маленьких рассказов. Составление слов из заданных звуков. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».
Цель: создать условия для развития фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков [з]-[с].
Задачи:
-научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости, выполнять звуковой анализ слов;
-научить обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом –«звонок»;
-развитие аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости).
- познакомить с рассказом В.Галявкина, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavlenie_zvukov_z-_s_po_zvonkosti-gluhosti.docx | 171.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 1
Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Характеристика звуков. Чтение слов. Преобразование слов. Чтение маленьких рассказов. Составление слов из заданных звуков. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».
Цель: создать условия для развития фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков [з]-[с].
Задачи:
-научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости, выполнять звуковой анализ слов;
-научить обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок»;
-развитие аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости).
- познакомить с рассказом В.Галявкина, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа.
Планируемые результаты:
Предметные | УУД |
Умеют характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости; выполняют звуковой анализ слов; обозначают звонкий согласный в модели слов; понимают содержание прочитанного. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу под руководством учителя; планируют свои действия; сотрудничают в парах при работе с информацией учебника; делают выводы на основе наблюдеий; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; понимание содержания текста логические – разгадывание «зашифрованных» слов; умеют проводить сравнение звуков; Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; Личностные: Высказывают свое мнение, подтверждая аргументами; уважают мнение других; выполняют правила поведения на уроке. |
Межпредметные связи:
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Ресурсы:
Учебник Л.Е.Журовой, .О.Евдокимовой «Букварь.1 класс. Часть первая», М.:Вентана-Граф, 2016г.-с.94-97, карточки для звукового анализа, презентация.
Структура урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | – Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок. Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз) | Проговаривают стихотворение Выполняют движения | Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | слайд1.Н С Р О К -Что вы можете сказать про эти буквы? 3. Ю И Е Я Ё . | -Лишняя буква о, т.к. она гласная -Лишняя буква ю, т.к. она маленькая - Лишняя буква и, т.к. она не имеет два звука. Лишняя буква ю, т.к. она обозначает мягкость согласного. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. | Слайд 2 Прочитайте слова: Усы, осы, сомы. -Что вы заметили? Зонт, замок, зима.(аналогично) -Что вы знаете про эти звуки? - Чем отличаются эти звуки? - -Как , вы, думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? | Повторяется звук [c] Повторяется звук [з] Характеризуют звуки: [c] – согласный, бывает твердым и мягким, глухой. [з] – согласный, бывает твердым и мягким, звонкий. - Один звонкий, другой глухой - О звуках [з] и [c], о том что они составляют пару по звонкости и глухости. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление. 5.Физминутка 6.Первичное закрепление. | Слайд 3 Кто изображен на фото? - Составьте модель этого слова. Что означает красный колокольчик над третьей фишкой? -Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный. -Дайте полную характеристику звуку [з]. -Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза. -Чем отличаются модели друг от друга? -Сравните третьи звуки. -Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость. -Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c]. -Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске) -Дайте полную характеристику звуку [c]. Слайд 4 -Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы. - Докажите правильность составления схемы. -Сравните эту модель с моделью, расположенной справа. -Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы. -Произнесите слово, которое получится.(фото супы) -А что нужно делать человеку, чтобы у него были такие красивые и здоровые зубы? А чтобы у человека были здоровы не только зубы, но и весь организм ? Слайд 5(проводятся физминутки) Поднимите руки, класс, - это раз, 1.Моделирование слов Слайд 6 _ -Огадайте загадку: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Ктож это?... (лиса) картинка и модель слова. Слайд 7 –Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы ) Сравните с моделью справа. -Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы ) -Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов? - Что же образуют звуки [c] и [з]? -Чем эти звуки отличаются в модели слова? | - Коза. Составляют модель - Этот звук звонкий - Заткнуть ушки и произнести этот звук. [з] – согласный, твердый, звонкий. -У второй модели нет колокольчика [c] Коса Коса девочки или коса, с помощью которой косят траву [c] – согласный, твердый, глухой. Дети характеризуют звуки -Звонкие звуки превратились в глухие и ударение падает на другой слог - Супы - Рассказывают правила гигиены - Заниматься спортом Звуковой анализ слова Составляют модель слова -Первое слово пишется с маленькой буквы, а второе с большой, т.к. это имя девочки -Пару по звонкости и глухости. Колокольчиком | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Познавательные Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование |
2.Знакомство с понятием «перевертыши» На доске слова: -Посмотрите и сформулируйте задания. -Прочитайте слова. -Как вы думаете, как можно назвать такие слова? -Эти слова называются перевёртыши. (Физминутка для глаз) -Какой звук повторяется в словах? Дайте характеристику этому звуку? | - Нужно прочитать слова по стрелочкам Мнение учащихся Выделяют звук и характеризуют его | Коммуникативные Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные универсальные действия:смысловое чтение | |
8.Упражнение в чтении предложений 9.Упражнение в выделении звуков из слова (Кроссворд) | (учебник стр.95) -Прочитайте рассказ “Саня” -Скажите, Саня – это мальчик или девочка? -Объясните своё мнение. -Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке. -Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь. -Назовите слова, в которых встречаются звуки [c] или [з]? Какое из этих слов относится к «перевертышам»? Слайд 8-Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С; -Аналогично с моделями слов справа. -А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово. -Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику - Что вы знаете об этом животном? Слайд 9 Слоны - самые крупные из современных животных на суше и одни из самых древних. Огромные бивни, большие уши и сильный хобот делают слона одним из самых замечательных животных на Земле. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол». – Помог ли мальчик маме? Тогда почему мама сказала: «Ничего. Ты мне все же помог»?–Расскажите, как вы помогаете своим родителям | Самостоятельная работа. Девочка «Саня мала и умна», «Саня сама мыла руки и нос» «У Сани мыло» Саня, сама, нос, Нос. - СЛОН [c] – согласный, твердый, глухой Высказывания детей Чтение читающими детьми по цепочке. Остальные дети стараются следить по тексту и «читать». | Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; |
10.Рефлексия деятельности (итог урока) | -Над какой темой работали на уроке? -Чему учились на уроке? Слайд 10 -Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
| Регулятивные Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой У, у"("Начальная школа XXIвека")
Конспект урока с использованием интерактивной доски....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе. (УМК «Перспективная начальная школа)
Тема урока: Звуки (м), (м). Работа букв согласных М,м....
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Тематическое планирование по русскому языку. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Тематическое планирование по русскому языку. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» (4 ч. в неделю, 85 ч. в год) (авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков)...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года
УМК. «Школа России» Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] , [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. УМК "Школа России"
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.Тип урока:Урок овладения новыми знаниями.Цель:Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в. Форма: урок - игра.Оборудова...