Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Зуева Екатерина Михайловна

Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 1

Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Характеристика звуков. Чтение слов. Преобразование слов. Чтение маленьких рассказов. Составление слов из заданных звуков. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».

Цель: создать условия для развития фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков [з]-[с].

Задачи:

-научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости, выполнять звуковой анализ слов;

-научить обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом –«звонок»;

-развитие аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости).

- познакомить с рассказом В.Галявкина, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopostavlenie_zvukov_z-_s_po_zvonkosti-gluhosti.docx171.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI  века»

Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 1

Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Характеристика звуков. Чтение слов. Преобразование слов. Чтение маленьких рассказов. Составление слов из заданных звуков. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».

Цель: создать условия для развития фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков [з]-[с].

Задачи:

-научить сравнивать первые звуки в словах по звонкости-глухости, выполнять звуковой анализ слов;

-научить обозначать звонкий согласный звук в модели слова символом – «звонок»;

-развитие аналитических способностей (сопоставлять слова, классифицировать слова по заданному звуку, объяснять, доказывать выбор фишки при обозначении звука, характеризовать заданный звук и слова с согласными звуками по звонкости-глухости).

- познакомить с рассказом В.Галявкина, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа.

Планируемые результаты:

Предметные

УУД

Умеют характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости;

выполняют звуковой анализ слов;

обозначают  звонкий согласный в модели слов;

 понимают содержание прочитанного.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу под руководством учителя;

 планируют свои действия;

 сотрудничают в парах при работе с информацией учебника;

 делают выводы на основе наблюдеий;  

адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; понимание содержания текста

логические – разгадывание «зашифрованных» слов; умеют проводить сравнение  звуков;

Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

Личностные: Высказывают свое мнение, подтверждая аргументами;

уважают мнение других; выполняют правила поведения на уроке.

Межпредметные связи: 

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Ресурсы: 

Учебник Л.Е.Журовой, .О.Евдокимовой «Букварь.1 класс. Часть первая», М.:Вентана-Граф, 2016г.-с.94-97, карточки для звукового анализа, презентация.

Структура урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

– Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.
– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок
(Дети показывают карточки с  лицом радостным или грустным).

Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да!
(Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да!
(Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да!
(Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да
! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да!
(Разводят руки в стороны и обнимают себя)

Проговаривают стихотворение

Выполняют движения

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

слайд1.Н С Р О К  -Что вы можете сказать про эти буквы?
2.  А К ю У Г

3. Ю И Е Я Ё
4.А У Ю Э Ы

.

-Лишняя буква о, т.к. она гласная

-Лишняя буква ю, т.к. она маленькая

- Лишняя буква и, т.к. она не имеет два звука.

Лишняя буква  ю, т.к. она обозначает мягкость согласного.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи.

Слайд 2

Прочитайте слова:

Усы, осы, сомы.

-Что вы заметили?

Зонт, замок, зима.(аналогично)

-Что вы знаете про эти звуки?

- Чем отличаются эти звуки?

- -Как , вы, думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Повторяется звук [c]

Повторяется звук [з]

Характеризуют звуки:

[c] – согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

[з] – согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.

- Один звонкий, другой глухой

- О  звуках [з]  и [c], о том что они составляют пару по звонкости и глухости.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление.

5.Физминутка

6.Первичное закрепление.

Слайд 3

Кто изображен на фото?

- Составьте модель этого слова. Что означает красный колокольчик над третьей фишкой?

-Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный.

-Дайте полную характеристику звуку [з].

-Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза.

-Чем отличаются модели друг от друга?

-Сравните третьи звуки.

-Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.

-Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c].

-Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске)

-Дайте полную характеристику звуку [c].

Слайд  4

-Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.

- Докажите правильность составления схемы.

-Сравните эту модель с моделью, расположенной справа.

-Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы.

-Произнесите слово, которое получится.(фото супы)

-А что нужно делать человеку, чтобы у него были такие красивые и здоровые зубы? А чтобы у человека были здоровы не только зубы, но и весь организм ?

Слайд 5(проводятся физминутки)

 Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

1.Моделирование слов

Слайд 6 _

-Огадайте загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый  хвост-краса.

Ктож это?... (лиса) картинка и модель слова.

Слайд 7

–Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы )

Сравните с моделью справа.

-Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы )

-Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов?

- Что же образуют звуки  [c] и [з]?

-Чем эти звуки отличаются в модели слова?

- Коза.

Составляют модель

- Этот звук звонкий

- Заткнуть ушки и произнести этот звук.

[з] – согласный, твердый, звонкий.

-У второй модели нет колокольчика

[c]

Коса

Коса девочки или коса, с помощью которой косят траву

[c] – согласный, твердый, глухой.

Дети характеризуют звуки

-Звонкие звуки превратились в глухие и ударение падает на другой слог

- Супы

- Рассказывают правила гигиены

- Заниматься спортом

Звуковой анализ слова

Составляют модель слова

-Первое слово пишется с маленькой буквы, а второе с большой, т.к. это имя девочки

-Пару по звонкости и глухости.

Колокольчиком

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Познавательные

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

2.Знакомство с понятием «перевертыши»

На доске слова:

http://festival.1september.ru/articles/566548/img8.gif

[Приложение1]

-Посмотрите и сформулируйте задания.

-Прочитайте слова.

-Как вы думаете, как можно назвать такие слова?

-Эти слова называются перевёртыши.

(Физминутка для глаз)

-Какой звук повторяется в словах? Дайте характеристику этому звуку?

- Нужно прочитать слова по

стрелочкам

Мнение учащихся

Выделяют звук и характеризуют его

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование; общеучебные универсальные действия:смысловое чтение

8.Упражнение в чтении предложений

9.Упражнение в выделении звуков из слова (Кроссворд)

(учебник стр.95)

-Прочитайте рассказ “Саня”

-Скажите, Саня – это мальчик или девочка?

-Объясните своё мнение.

-Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке.

-Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь.

-Назовите слова, в которых встречаются звуки [c] или [з]?

Какое из этих слов относится к «перевертышам»?

Слайд 8-Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С;

-Аналогично с моделями слов справа.

-А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово.

-Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику

- Что вы знаете об этом животном?

Слайд 9    

Слоны - самые крупные из современных животных на суше и одни из самых древних. Огромные бивни, большие уши и сильный хобот делают слона одним из самых замечательных животных на Земле.

Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».

– Помог ли мальчик маме? Тогда почему мама сказала: «Ничего. Ты мне все же помог»?–Расскажите, как вы помогаете своим родителям

Самостоятельная работа.

Девочка

«Саня мала и умна», «Саня сама мыла руки и нос»

«У Сани мыло»

Саня, сама, нос,

Нос.

- СЛОН

[c] – согласный, твердый, глухой

Высказывания детей

Чтение читающими детьми по цепочке. Остальные дети стараются следить по тексту и «читать».

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия деятельности (итог урока)

-Над какой темой работали на уроке?

-Чему учились на уроке?

Слайд 10

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

  • Сегодня я работал лучше, чем вчера
  • Я мог бы работать лучше
  • Я недоволен своей работой

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой У, у"("Начальная школа XXIвека")

Конспект урока с использованием интерактивной доски....

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Тематическое планирование по русскому языку. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Тематическое планирование по русскому языку. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» (4 ч. в неделю, 85 ч. в год) (авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков)...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. УМК "Школа России"

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.Тип урока:Урок овладения новыми знаниями.Цель:Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в. Форма:  урок - игра.Оборудова...