Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Финогенова Светлана Владимировна

УМК. «Школа России»      

Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель. Сформировать умение  распознавать двойную роль буквы Я, читать тексты с изученными буквами.

Задачи:

          1)Предметные:

- формировать умений у учащихся рассказывать о двойной роли буквы Я, характеризуя пару букв А-Я;

- выявлять функцию буквы Я в каждом из случаев, читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой Я;

-сопоставлять слоги с буквами А и Я, демонстрировать их позиционное чтение;

-формирование фонемных умений.

         2) Метапредметные:

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

- выразительно читать;

- учитывать позицию собеседника;

-организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;

-демонстрировать навыки смыслового чтения, составлять тексты, оценивать свою работу на уроке.

         3) Личностные:

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- умение объяснять своё понимание слова «гражданин» и обязанностей гражданина.

 

Технологии: коммуникативная, компьютерная.

Учебное оборудование: «Азбука», карточки с буквами , мультимедиа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока37.7 КБ
Файл Презентация к уроку.656.67 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательные ресурсы

I Организационный момент.

Мобилизующий этап.
Цель: создать благоприятные условия для работы.

II Актуализация знаний.

Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений.

1) Составление слов.

III Изучение нового материала

1)Обсуждение темы «Россия – Родина моя».

2) Работа с пословицами.

3)Чтение текста.

  • Подготовка текста для чтения
  • Чтение текста про себя
  • Чтение текста вслух

Физкультминутка

4)Работа с иллюстрацией.

5)Составление рассказа со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.

  • Итог

6)Знакомство со звуками [й а ] и [ а] и буквами Я, я.

  • Постановка проблемного вопроса.

  • Чтение правила.

  • Звуко – буквенный разбор слова яблоня.

Цель: наблюдение за буквой Я в позиции начала слова и в позиции после мягкого согласного.

  • Правило чтения с буквой Я.

  • Знакомство с буквой.

  • Чтение слов в столбиках.

Физкультминутка.

  • Чтение слогов, составление слов.

IVИтог урока.

Цель: обобщить полученные знания на уроке.

VРефлексия.

Цель: развить умение адекватно оценивать свою работу.

- Здравствуйте, дети!

Посмотрите на рабочее место, все ли готово к уроку. Тихонько займите свое рабочее место.
Соседу взгляд свой подарите,
И друг другу подмигните,
Чтоб работать веселее,
Чтобы стали вы дружнее!

Ребята, к нам на урок залетела тучка, из нее посыпались снежинки, но не обыкновенные, на каждой из них буква. Составьте из этих букв слова.

-Кто хочет пойти к доске и составить слово? Какое слово ты составил? Молодец.

-Кто ещё хочет составить слово? Какое слово ты составил?

-Кто составит последнее слово? Какое слово получилось? Молодцы.

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

-Назовите группу согласных.

-Почему именно эти буквы вы отнесли к согласным ?

-Назовите группу гласных.

-Почему именно эти буквы вы отнесли к гласным?

-Совершенно верно.

- Как называется страна, где мы с вами живём?

Прочитайте на доске:  РОССИЯ -РОДИНА МОЯ .

-Почему мы так говорим?

-Как называется наша столица?

-Что вы уже знаете о России?

-Что мы называем нашей малой родиной?

-Ребята, расскажите,  где вы родились и как называется город, в котором вы живёте?

-Ребята, откройте азбуку на странице 110. Найдите в конце страницы задание рядом с восклицательным знаком. Кто не нашёл?

-Давайте подготовим предложения для чтения. Поставите точку под каждой гласной и выделите слоги, поставьте ударение.

Прочитайте предложения  про себя.

-Прочитаем первое предложения вслух.

-Как вы понимаете слово - славны? Да.

-Кто догадался, что это за предложение? Правильно.

-А почему так говорят?

-Молодец.

-Прочитаем вторую пословицу вслух.

-Ребята, почему так говорят?

-Молодцы!

Прочитаем третью пословицу.

-Почему так говорят?

-Молодец.

-Кто любит свой город, в котором вы живёте?

-Молодцы, каждому человеку должен быть мил, город, край, в котором он живёт.

-Ребята, найдите текст на странице 111. Кто не нашёл?

-Подготовьте текст для чтения, поставьте точки под гласными, выделите слоги поставьте ударение.

Прочитайте текст про себя.

Читаем текст вслух. Слушаем самих себя. Учимся голосом ставить точку.

-О чем говорится в 1-ом предложении?

2-е предложение.

Прочитайте предложение.

Что мы узнали из 2 предложения?

-Прочитаем 3 предложение. О чём в нём говорится?

-Прочитаем 5 предложение. Какой знак стоит в конце предложения? Как будем читать его?

-Прочитаем последнее предложение.

-О чём в нём говорится?

-Ребята, о чём вы узнали из этого текста?

-А как можно украсить нашу родину?

-Ребята, а у кого-нибудь есть сад?

-Кто из вас работал в саду?

-Как вы думаете, работая в саду, на участке вы принесли пользу? Какую?

-Молодцы!

-Я надеюсь, на то, что когда вы вырастете, вы посадите красивый сад или хотя бы дерево и украсите нашу родную землю.

А сейчас мы немного отдохнем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей -2 раза.

Посмотрите на картинку на страницах 110-111.. Что на ней изображено?

-Ребята, посмотрите какая огромная наша страна. И поэтому, чтобы попасть из одного конца страны в другой, нам нужен различный транспорт.

-Какие транспортные средства вы видите на картинке? Молодцы!

-Ребята, а каких животных вы видите?

-Молодцы!

-Ребята, наша страна является самой большой страной в мире, она очень богата различными животными и растениями, огромными лесами и полями.

-Ребята, посмотрите, под картой есть задание. Прочитайте его про себя.

-Прочитаем задание вслух.

-Посмотрите на доску, здесь опорные слова. Подумайте, какой рассказ можно составить.

-Кто составил рассказ с этими словами?

-Молодец, все слова употребил в своём рассказе.

-Кто ещё хочет составить рассказ?

-Ребята, вы все молодцы, у вас получились интересные рассказы.

-Ребята, посмотрите на заголовок темы на странице 111.  Вам он ничего не напоминает?

-Значит, буква Е не единственная, которая выполняет двойную функцию: обозначает сочетание [ й ] с гласным звуком и гласный звук после мягкого согласного.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.

-Кто может сформулировать, тему нашего урока.

-Правильно, сегодня мы познакомимся звуками [й а ] и [ а] и буквами Я, я.

-Ребята, найдите правило в конце страницы. Кто не нашёл?

Подготовьте правило для чтения, поставьте точки под гласными, ударение.

Прочитайте правило про себя. Читаем вслух.

-Ребята, отгадайте загадку.

- Круглые, румяные

 Мы растём на ветке:

 Любят нас и взрослые,

 И маленькие детки.

-Правильно.

-А как называют дерево, на котором растут яблоки?

-Откройте тетради для печатания.

-Давайте  сделаем звуко- буквенный разбор слова яблоня.

-Произнесите слово яблоня.

-Давайте произнесём слово яблоня хором.

-Назовите первый слог. Какие звуки слышим?

-Назови первый звук, дай ему характеристику.

-Обозначьте звук в тетради.

-Назови второй звук, дай ему характеристику.

-Обозначьте звук в тетради.

-Назови третий звук, дай ему характеристику.

-Обозначьте звук в тетради.

-Назови четвёртый звук, дай ему характеристику.

-Обозначьте звук в тетради.

-Назови пятый звук, дай ему характеристику.

Обозначьте звук в тетради.

-Назовите последний слог.

-Какой первый звук слышим?

-Дай характеристику этому звуку.

-Назовите последний звук, дайте ему характеристику.

-Поставьте карандаш под первый звук, назови каждый звук по порядку.

-Разделите слово на слоги- знаю правило: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Давайте поставим в слове ударение, позовите слово к себе.

-Прочитайте слово.

Поставьте карандаш под первый слог.

-Назовите звуки в этом слоге.

-Какой буквой обозначим первый слог? Правильно.

-Звуки [j а ] – в начале слова, обозначаются буквой Я.

-Напечатайте букву под схемой.

-Ребята, запомните: если видишь букву Я  - читаем

 [j а ].

-Поставьте карандаш под последний слог. Назови звуки в этом слове.

-Какой буквой обозначим звук [ н ]? Напечатайте букву под схемой.

-Прочитайте второй звук в этом слоге.

-Ребята, а какая гласная буква обозначит звук  [ а ] и мягкость согласного звука [ н ]?

-Правильно, молодец. Напечатайте букву Я под схемой.

-Ребята, если вы видите букву Я после мягкого согласного, то согласный произносим мягко, рот открываем на а.

-Посмотрите на доску. Рассмотрите плакат. Какие буквы видите?

-Зачем нам нужна заглавная буква Я?

-А у кого в имени есть буква Я?

-Что обозначает буква Я в твоём имени?

-Молодцы.

-Ребята, найдите на странице 111 слова. Кто не нашёл?

-Поставьте карандаш под слово, прочитайте первый столбик слов про себя. Прочитаем вслух.

-Что обозначает буква Я в этих словах?

-Почему? Молодцы.

-Прочитайте второй столбик про себя. Прочитаем вслух.

-Почему эти слова написаны с большой буквы?

-Что обозначает буква Я в этих словах?

-Почему?

-Правильно, молодец.

-Ребята давайте поиграем в игру. Я буду говорить слова и если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки. Будьте внимательны.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, флаг, маяк,  мячик, море, мята.

Молодцы.

-Ребята, найдите столбик слогов на странице 111. Кто не нашёл?

-Ребята, что общего у этих слогов? Да.

-А как перед буквой Я , будем читать согласный звук?

-Правильно. Поставьте карандаш под первый слог.

-Прочитаем первый слог.

-Давайте составим слово с этим слогом.

-Прочитаем второй слог.

-Давайте составим слово с этим слогом.

-Прочитаем третий слог.

-Какие слова можно составить с эти слогом?

-Прочитаем четвёртый слог.

-Давайте составим слова с этим слогом.

-Прочитаем следующий слог.

-Давайте составим слова с этим слогом.

-Прочитаем последний слог.

-Какие слова можно составить с этим слогом?

-Молодцы, ребята.

-Ребята, какую тему мы с вами обсуждали на уроке?

-Что мы называем малой родиной?

-С какой буквой мы с вами познакомились?

-В каком случае буква Я обозначает два звука?

-В каком случае буква Я обозначает один звук?

-Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили двойную роль буквы Я. Найдите  текст, который мы читали. Найдите в тексте слова с буквой Я . Подчеркните слово одной чертой, если в нём буква Я обозначает один звук. Подчеркните слово двумя чертами, если буква Я обозначает два звука. Приступаем.

-Давайте проверим. Прочитайте слова, которые вы подчеркнули одной чертой.

-Правильно, молодец.

-Прочитайте слова, которые вы подчеркнули двумя чертами. Молодец.

-Возьмите смайлики, которые я вам раздала. Нарисуйте улыбку, если ты понял двойную роль буквы Я, не допустил ошибок при выполнении этого задания. И нарисуй грустную улыбку, если не до конца понял двойную роль буквы Я.

-Ребята, молодцы, у большинства весёлые смайлики.

-Спасибо за урок!

(дети стоят у своих рабочих мест, проверяют готовность к уроку)






Учащиеся составляют слова.

-Лес.

-Снег.

Дом.

-Гласные и согласные буквы.

-Л, с, н, г, д, м.

-Потому что при их произношении мы встречаем преграды.

-Е, о.

-Потому что при их произношении мы не встречаем преграды.

-Россия.

Ответы учащихся.

-Москва.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Учащиеся готовят предложения для чтения.

-Русские трудом славны.

-Славными называют тех, кто чем-то прославился.

-Пословица.

-Я думаю, так говорят, потому что, русский народ очень трудолюбивый, он славится своим трудом.

-Жить – Родине служить.

-Я думаю, так говорят, потому что трудиться – значит служить родине, честно выполнять свою работу на благо своей стране.

-Ещё каждый мужчина отдаёт долг своей родине, служит отечеству.

-Всякому мила своя сторона.

-Потому что, каждый человек любит край, город,  в котором он родился.

-О том, что наша страна – Россия.

-О том, что мы посадим сад.

-О том, что у героев рассказа будут сливы и яблоки.

-Восклицательный знак.

-Мы будем читать это предложение радостно, с восторгом, повышая голос в конце предложения.

-О том, что мама, папа и сестра будут рады.

-Мы узнали из этого текста, что труд приносит пользу, что посадив сад, будет рада вся семья.

-Можно посадить у дома или на даче сад.

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют упражнения.

-Наша страна.

-Поезда, корабли, самолёт, вертолёты, автобусы, машина.

-Медведь, лось, лиса, белый медведь, олень, чайки, утки, орёл.

-Моя Родина – Россия. Столица моей Родины – Москва. Я очень люблю Землю, на которой я родился.

Ответы учащихся (рассказывают 2-3 человека)

-Мы познакомимся ещё с одной буквой, обозначающей два звука.

-Звуки [й а ] , [ а] и буква Я, я.

-Яблоки.

-Яблоня.

(Учащиеся произносят слово индивидуально – 3 человека)

-Яблоня.

-Звуки [j а ].

-[jjjjjjаблана]

-Первый звук -[j] – он согласный, мягкий, звонкий.

-[jааааааблана]

-Второй звук [ а ] – он гласный.

-[jаббббблана]

-Третий звук  [ б ] – он согласный, твёрдый, звонкий.

-[jаблллллана]

-Четвёртый звук [л] – он согласный, твёрдый, звонкий.

-[jаблаааана]

-Пятый звук [а] – он гласный.

-ня.

-[jабланнннна]. Звук [ н ].

-Он согласный, мягкий, звонкий.

-[jабланаааа].

-Звук [а] – гласный.

-[jаблана].

-В слове 3 гласных звука, значит в слове 3 слога.

-Яблоня.

-Звуки [j а ].

Буквой Я.

-ня.

-Звуки [ н а].

-Буквой н.

-Звук   [ а ].

-Буква Я.

-Букву Я большую и маленькую.

-Для того, чтобы писать имена, города.

Ответы учащихся.

-Буква Я в этих слова обозначает два звука [й а ].

-Буква Я обозначает два звука, т.к. она стоит в начале слова.

-Они написаны с большой буквы, потому что это имена.

-В этих словах буква Я обозначает один звук [а].

-Буква Я обозначает один звук, потому что стоит после мягкого согласного.

Учащиеся выполняют упражнения.

-Во всех этих слогах есть буква Я.

-Перед буквой Я согласный звук будем читать мягко.

-вя.

-Вянуть, вязать,

-мя.

-Мяукать, мята, мяч.

-тя.

-Тянуть, тяжесть, тяпка.

-дя.

-Дядя, дятел.

-ля.

-Поляна.

-ря.

Ряд, рябина.

-Мы говорили о России.

-С буквой Я.

-Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного.

-Буква Я обозначает один звук после мягкого согласного.

-Слово Земля.

Моя, Россия, яблони.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.










На доске  буквы: л, е, с, с, е, н, г, д, м, о.






Слайд

РОССИЯ -РОДИНА МОЯ

Читают читающие дети.

Читают читающие дети.

Читают читающие ученики.

Слайд

(яблоки)

(яблоня)

Учитель выполняет звуко-буквенный разбор вместе с детьми на доске.

Учитель показывает слоги указкой.

Читают читающие дети.

Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия – Родина моя!

Слайд 2

Россия Родина Москва Земля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....