I Организационный момент. Мобилизующий этап. Цель: создать благоприятные условия для работы.
II Актуализация знаний. Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений. 1) Составление слов.
III Изучение нового материала 1)Обсуждение темы «Россия – Родина моя».
2) Работа с пословицами.
3)Чтение текста. - Подготовка текста для чтения
- Чтение текста про себя
- Чтение текста вслух
Физкультминутка
4)Работа с иллюстрацией.
5)Составление рассказа со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.
6)Знакомство со звуками [й а ] и [ а] и буквами Я, я. - Постановка проблемного вопроса.
- Звуко – буквенный разбор слова яблоня.
Цель: наблюдение за буквой Я в позиции начала слова и в позиции после мягкого согласного.
- Правило чтения с буквой Я.
Физкультминутка.
- Чтение слогов, составление слов.
IVИтог урока. Цель: обобщить полученные знания на уроке.
VРефлексия. Цель: развить умение адекватно оценивать свою работу.
| - Здравствуйте, дети! Посмотрите на рабочее место, все ли готово к уроку. Тихонько займите свое рабочее место. Соседу взгляд свой подарите, И друг другу подмигните, Чтоб работать веселее, Чтобы стали вы дружнее!
Ребята, к нам на урок залетела тучка, из нее посыпались снежинки, но не обыкновенные, на каждой из них буква. Составьте из этих букв слова. -Кто хочет пойти к доске и составить слово? Какое слово ты составил? Молодец. -Кто ещё хочет составить слово? Какое слово ты составил? -Кто составит последнее слово? Какое слово получилось? Молодцы. - На какие две группы можно разделить эти буквы? -Назовите группу согласных. -Почему именно эти буквы вы отнесли к согласным ?
-Назовите группу гласных. -Почему именно эти буквы вы отнесли к гласным? -Совершенно верно.
- Как называется страна, где мы с вами живём? Прочитайте на доске: РОССИЯ -РОДИНА МОЯ . -Почему мы так говорим? -Как называется наша столица? -Что вы уже знаете о России? -Что мы называем нашей малой родиной? -Ребята, расскажите, где вы родились и как называется город, в котором вы живёте? -Ребята, откройте азбуку на странице 110. Найдите в конце страницы задание рядом с восклицательным знаком. Кто не нашёл? -Давайте подготовим предложения для чтения. Поставите точку под каждой гласной и выделите слоги, поставьте ударение. Прочитайте предложения про себя. -Прочитаем первое предложения вслух. -Как вы понимаете слово - славны? Да.
-Кто догадался, что это за предложение? Правильно. -А почему так говорят? -Молодец. -Прочитаем вторую пословицу вслух.
-Ребята, почему так говорят?
-Молодцы! Прочитаем третью пословицу. -Почему так говорят? -Молодец. -Кто любит свой город, в котором вы живёте? -Молодцы, каждому человеку должен быть мил, город, край, в котором он живёт. -Ребята, найдите текст на странице 111. Кто не нашёл? -Подготовьте текст для чтения, поставьте точки под гласными, выделите слоги поставьте ударение. Прочитайте текст про себя. Читаем текст вслух. Слушаем самих себя. Учимся голосом ставить точку. -О чем говорится в 1-ом предложении?
2-е предложение. Прочитайте предложение. Что мы узнали из 2 предложения?
-Прочитаем 3 предложение. О чём в нём говорится?
-Прочитаем 5 предложение. Какой знак стоит в конце предложения? Как будем читать его?
-Прочитаем последнее предложение. -О чём в нём говорится?
-Ребята, о чём вы узнали из этого текста?
-А как можно украсить нашу родину? -Ребята, а у кого-нибудь есть сад? -Кто из вас работал в саду? -Как вы думаете, работая в саду, на участке вы принесли пользу? Какую? -Молодцы! -Я надеюсь, на то, что когда вы вырастете, вы посадите красивый сад или хотя бы дерево и украсите нашу родную землю.
А сейчас мы немного отдохнем. Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей -2 раза.
Посмотрите на картинку на страницах 110-111.. Что на ней изображено? -Ребята, посмотрите какая огромная наша страна. И поэтому, чтобы попасть из одного конца страны в другой, нам нужен различный транспорт. -Какие транспортные средства вы видите на картинке? Молодцы! -Ребята, а каких животных вы видите? -Молодцы! -Ребята, наша страна является самой большой страной в мире, она очень богата различными животными и растениями, огромными лесами и полями.
-Ребята, посмотрите, под картой есть задание. Прочитайте его про себя. -Прочитаем задание вслух. -Посмотрите на доску, здесь опорные слова. Подумайте, какой рассказ можно составить. -Кто составил рассказ с этими словами?
-Молодец, все слова употребил в своём рассказе. -Кто ещё хочет составить рассказ? -Ребята, вы все молодцы, у вас получились интересные рассказы.
-Ребята, посмотрите на заголовок темы на странице 111. Вам он ничего не напоминает? -Значит, буква Е не единственная, которая выполняет двойную функцию: обозначает сочетание [ й ] с гласным звуком и гласный звук после мягкого согласного. -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.
-Кто может сформулировать, тему нашего урока. -Правильно, сегодня мы познакомимся звуками [й а ] и [ а] и буквами Я, я.
-Ребята, найдите правило в конце страницы. Кто не нашёл? Подготовьте правило для чтения, поставьте точки под гласными, ударение. Прочитайте правило про себя. Читаем вслух. -Ребята, отгадайте загадку. - Круглые, румяные Мы растём на ветке: Любят нас и взрослые, И маленькие детки. -Правильно. -А как называют дерево, на котором растут яблоки? -Откройте тетради для печатания. -Давайте сделаем звуко- буквенный разбор слова яблоня. -Произнесите слово яблоня. -Давайте произнесём слово яблоня хором. -Назовите первый слог. Какие звуки слышим? -Назови первый звук, дай ему характеристику. -Обозначьте звук в тетради.
-Назови второй звук, дай ему характеристику. -Обозначьте звук в тетради. -Назови третий звук, дай ему характеристику. -Обозначьте звук в тетради.
-Назови четвёртый звук, дай ему характеристику. -Обозначьте звук в тетради.
-Назови пятый звук, дай ему характеристику. Обозначьте звук в тетради. -Назовите последний слог. -Какой первый звук слышим? -Дай характеристику этому звуку.
-Назовите последний звук, дайте ему характеристику. -Поставьте карандаш под первый звук, назови каждый звук по порядку. -Разделите слово на слоги- знаю правило: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. -Давайте поставим в слове ударение, позовите слово к себе. -Прочитайте слово. Поставьте карандаш под первый слог. -Назовите звуки в этом слоге. -Какой буквой обозначим первый слог? Правильно. -Звуки [j а ] – в начале слова, обозначаются буквой Я. -Напечатайте букву под схемой. -Ребята, запомните: если видишь букву Я - читаем [j а ]. -Поставьте карандаш под последний слог. Назови звуки в этом слове. -Какой буквой обозначим звук [ н ]? Напечатайте букву под схемой. -Прочитайте второй звук в этом слоге. -Ребята, а какая гласная буква обозначит звук [ а ] и мягкость согласного звука [ н ]? -Правильно, молодец. Напечатайте букву Я под схемой. -Ребята, если вы видите букву Я после мягкого согласного, то согласный произносим мягко, рот открываем на а. -Посмотрите на доску. Рассмотрите плакат. Какие буквы видите? -Зачем нам нужна заглавная буква Я? -А у кого в имени есть буква Я? -Что обозначает буква Я в твоём имени? -Молодцы.
-Ребята, найдите на странице 111 слова. Кто не нашёл? -Поставьте карандаш под слово, прочитайте первый столбик слов про себя. Прочитаем вслух. -Что обозначает буква Я в этих словах? -Почему? Молодцы. -Прочитайте второй столбик про себя. Прочитаем вслух. -Почему эти слова написаны с большой буквы? -Что обозначает буква Я в этих словах? -Почему? -Правильно, молодец.
-Ребята давайте поиграем в игру. Я буду говорить слова и если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки. Будьте внимательны. Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, флаг, маяк, мячик, море, мята. Молодцы.
-Ребята, найдите столбик слогов на странице 111. Кто не нашёл? -Ребята, что общего у этих слогов? Да.
-А как перед буквой Я , будем читать согласный звук? -Правильно. Поставьте карандаш под первый слог. -Прочитаем первый слог. -Давайте составим слово с этим слогом. -Прочитаем второй слог. -Давайте составим слово с этим слогом. -Прочитаем третий слог. -Какие слова можно составить с эти слогом? -Прочитаем четвёртый слог. -Давайте составим слова с этим слогом. -Прочитаем следующий слог. -Давайте составим слова с этим слогом. -Прочитаем последний слог. -Какие слова можно составить с этим слогом? -Молодцы, ребята. -Ребята, какую тему мы с вами обсуждали на уроке? -Что мы называем малой родиной? -С какой буквой мы с вами познакомились? -В каком случае буква Я обозначает два звука?
-В каком случае буква Я обозначает один звук?
-Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили двойную роль буквы Я. Найдите текст, который мы читали. Найдите в тексте слова с буквой Я . Подчеркните слово одной чертой, если в нём буква Я обозначает один звук. Подчеркните слово двумя чертами, если буква Я обозначает два звука. Приступаем. -Давайте проверим. Прочитайте слова, которые вы подчеркнули одной чертой. -Правильно, молодец. -Прочитайте слова, которые вы подчеркнули двумя чертами. Молодец. -Возьмите смайлики, которые я вам раздала. Нарисуйте улыбку, если ты понял двойную роль буквы Я, не допустил ошибок при выполнении этого задания. И нарисуй грустную улыбку, если не до конца понял двойную роль буквы Я. -Ребята, молодцы, у большинства весёлые смайлики. -Спасибо за урок! | (дети стоят у своих рабочих мест, проверяют готовность к уроку)
Учащиеся составляют слова.
-Лес. -Снег.
Дом. -Гласные и согласные буквы. -Л, с, н, г, д, м. -Потому что при их произношении мы встречаем преграды.
-Е, о. -Потому что при их произношении мы не встречаем преграды. -Россия.
Ответы учащихся. -Москва. Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Учащиеся готовят предложения для чтения.
-Русские трудом славны. -Славными называют тех, кто чем-то прославился. -Пословица. -Я думаю, так говорят, потому что, русский народ очень трудолюбивый, он славится своим трудом. -Жить – Родине служить. -Я думаю, так говорят, потому что трудиться – значит служить родине, честно выполнять свою работу на благо своей стране. -Ещё каждый мужчина отдаёт долг своей родине, служит отечеству. -Всякому мила своя сторона. -Потому что, каждый человек любит край, город, в котором он родился.
-О том, что наша страна – Россия.
-О том, что мы посадим сад.
-О том, что у героев рассказа будут сливы и яблоки.
-Восклицательный знак. -Мы будем читать это предложение радостно, с восторгом, повышая голос в конце предложения. -О том, что мама, папа и сестра будут рады. -Мы узнали из этого текста, что труд приносит пользу, что посадив сад, будет рада вся семья. -Можно посадить у дома или на даче сад. Ответы учащихся.
Учащиеся выполняют упражнения.
-Наша страна.
-Поезда, корабли, самолёт, вертолёты, автобусы, машина. -Медведь, лось, лиса, белый медведь, олень, чайки, утки, орёл.
-Моя Родина – Россия. Столица моей Родины – Москва. Я очень люблю Землю, на которой я родился. Ответы учащихся (рассказывают 2-3 человека)
-Мы познакомимся ещё с одной буквой, обозначающей два звука.
-Звуки [й а ] , [ а] и буква Я, я.
-Яблоки. -Яблоня.
(Учащиеся произносят слово индивидуально – 3 человека) -Яблоня. -Звуки [j а ]. -[jjjjjjаблана] -Первый звук -[j] – он согласный, мягкий, звонкий. -[jааааааблана] -Второй звук [ а ] – он гласный. -[jаббббблана] -Третий звук [ б ] – он согласный, твёрдый, звонкий. -[jаблллллана] -Четвёртый звук [л] – он согласный, твёрдый, звонкий. -[jаблаааана] -Пятый звук [а] – он гласный. -ня. -[jабланнннна]. Звук [ н ]. -Он согласный, мягкий, звонкий. -[jабланаааа]. -Звук [а] – гласный. -[jаблана]. -В слове 3 гласных звука, значит в слове 3 слога.
-Яблоня.
-Звуки [j а ]. Буквой Я.
-ня. -Звуки [ н а]. -Буквой н.
-Звук [ а ].
-Буква Я.
-Букву Я большую и маленькую. -Для того, чтобы писать имена, города. Ответы учащихся.
-Буква Я в этих слова обозначает два звука [й а ]. -Буква Я обозначает два звука, т.к. она стоит в начале слова. -Они написаны с большой буквы, потому что это имена. -В этих словах буква Я обозначает один звук [а]. -Буква Я обозначает один звук, потому что стоит после мягкого согласного.
Учащиеся выполняют упражнения.
-Во всех этих слогах есть буква Я. -Перед буквой Я согласный звук будем читать мягко. -вя. -Вянуть, вязать, -мя. -Мяукать, мята, мяч. -тя. -Тянуть, тяжесть, тяпка. -дя. -Дядя, дятел. -ля. -Поляна. -ря. Ряд, рябина.
-Мы говорили о России.
-С буквой Я. -Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного. -Буква Я обозначает один звук после мягкого согласного.
-Слово Земля.
Моя, Россия, яблони. Учащиеся оценивают свою работу на уроке. |
На доске буквы: л, е, с, с, е, н, г, д, м, о.
Слайд РОССИЯ -РОДИНА МОЯ
Читают читающие дети.
Читают читающие дети.
Читают читающие ученики.
Слайд (яблоки) (яблоня)
Учитель выполняет звуко-буквенный разбор вместе с детьми на доске.
Учитель показывает слоги указкой.
Читают читающие дети.
Слайд
|