Уроки по русскому языку с использованием приёмов осмысленного запоминания 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Уроки по программе "Перспектива" 3 класс.
Темы: "Число имён существительных", "Род имён существительных", "Правописание Ь знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И ы я и ы я Минутка чистописания 1 способ 2 и 3 способы
м а шина к а пуста о гурец в о р о бей к а ртофель Немой диктант
м а шина о гурец в о р о бей к а пуста к а ртофель 1 способ 2 способ – по составу Что? Кто?
огурец огурцы
бабочка бабочки
ромашка ромашки
огурец огурцы бабочка бабочки ромашка ромашки Единственное число Множественное число
Имена существительные изменяются по числам и могут употребляться в единственном и во множественном числе. Имена существительные в единственном числе называют один предмет , во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имён существительных по числам изменяются их окончания .
Число имён существительных. Множественное число Единственное число Един = один много Мн. Ч. Ед.ч.
Схема правила Включает в себя: тему урока, главные понятия Ключевые слова Примеры Значение главных понятий Используются стрелочки, рисунки, цифры используются сокращения Мн.ч. множество Число имён существительных Ед.ч. един 1 много
Клесты. В лесу трепещ …т январский мороз, ду …т ледяной ветер, а в ветвях стар… ели пищат в гнезде птенцы. Это клесты, единственные птицы, которые выводят детей в зимнюю стужу. Спиши вставляя пропущенные окончания: и е ой Подпиши числа одушевлённых имен существительных.
; ; , - , ! .
Домашняя работа Упр.256 (выписать все имена существительные сначала единственного, а потом множественного числа). Успехов!!!
Предварительный просмотр:
Карта урока.
Предмет: Русский язык.
Изучаемый раздел программы: Части речи. Имя существительное.
Тема урока: Число имен существительных.
Необходимые для изучения темы понятия, знания, умения:
Понятия: имя существительное, окончание;
Знания: определения имени существительного (правило на странице 17), определение окончания (правило на странице 86);
Умения: находить имёна существительные по алгоритму, выполнять частичный морфемный разбор имен существительных.
Цель урока:
- изучить существенные признаки лингвистического понятия « Число имён существительных», создавая условия для развития осмысленного запоминания.
Ожидаемый результат урока: учащиеся могут отличить единственное число от множественного числа, привести свои примеры имён существительных единственного и множественного числа (показатели усвоения лингвистического понятия (ЛП)); определить число имен существительных и изменить имёна существительные по числам; могут осмысленно объяснить, что такое единственное и множественное число имён существительных, используя схемы для запоминания.
План урока
Этапы урока | Формы и виды деятельности учащихся | Задания (из учебника или дополнительные) |
Объявление темы урока, определение цели. | Индивидуальная + в парах. | Учащиеся читают и анализируют тему урока, пытаются сформулировать цель работы на уроке. |
-минутка чистописания -словарно-орфографическая работа. | Индивидуальная работа Индивидуальная работа и взаимопроверка Фронтальная работа | Учащиеся предлагают варианты деления букв и, ы, я и прописывают их. Немой диктант для закрепления написания трудных слов: машина, капуста, огурец, воробей. Анализ слов для словарно-орфографической работы: учащиеся определяют часть речи, делят слова на две группы (одушевлённые и неодушевлённые, слова с окончанием –а и с нулевым окончанием. |
- анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков понятия «Число имени существительного», - обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина, - осознание формулировки определения понятия «Число имени существительного» | Работа в парах с проверкой. Фронтальная работа | Рассматривание нескольких иллюстраций (на одной иллюстрации один огурец, на другой - несколько огурцов). Анализ этой пары слов: нахождение отличий в количестве обозначаемых предметов этими словами, отличия в морфемном составе. Подбор пар слов (единственного и множественного числа)- бабочка -бабочки, яблоко - яблоки, ромашка -ромашки. Введение понятий единственного и множественного числа имён существительных. Работа с правилом на странице 40 в учебнике: выделение ключевых слов. Работа с этимологией понятий единственное и множественное число, составление схемы изучаемого правила на странице 40. |
- конкретизация изучаемого понятия «Число имени существительных» на новом языковом материале (упражнения на закрепление). | Индивидуальная работа с проверкой в парах. | Выполнение упражнения № 50 – на 2 варианта, в котором учащиеся образовывают к данным словам единственное или множественное число, выделят окончания. |
| Фронтальная работа Индивидуальная работа и самопроверка. | Списывание текста с выбором окончания слов, связанных с именами существительными, определение чисел одушевлённых имён существительных. Упражнение № 51 письмо по памяти. Совместное разучивание, самостоятельное письмо по памяти. |
Домашнее задание. Итог урока. | Индивидуальная работа | Учащиеся оценивают себя по рубрикам самопроверки. Домашнее задание: Упр.256 (выписать все имена существительные сначала единственного, а потом множественного числа). Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Как изменяются существительные? Какие изменения происходят со словом при изменении слова по числам? Какие приёмы и способы для запоминания вы использовали? Какой оказался удобнее и интереснее? |
Предварительный просмотр:
Карта урока.
Предмет: Русский язык.
Изучаемый раздел программы: Части речи. Имя существительное.
Тема урока: Род имён существительных.
Необходимые для изучения темы понятия, знания, умения:
Понятия: имя существительное, окончание;
Знания: определения имени существительного (правило на странице 17), определение окончания (правило на странице 86);
Умения: находить имёна существительные по алгоритму, выполнять частичный морфемный разбор имен существительных.
Цель урока:
- изучить существенные признаки лингвистического понятия « Род имён существительных», создавая условия для развития осмысленного запоминания.
Ожидаемый результат урока: учащиеся могут отличить мужской род от среднего и женского рода, привести свои примеры имён существительных мужского, среднего и женского рода (показатели усвоения лингвистического понятия (ЛП)); определить род имён существительных; могут осмысленно объяснить, как определить род имён существительных, используя схемы для запоминания, рифмовку.
План урока
Этапы урока | Формы и виды деятельности учащихся | Задания (из учебника или дополнительные) |
Объявление темы урока, определение цели. | Индивидуальная + в парах. | Учащиеся читают и анализируют тему урока, пытаются сформулировать цель работы на уроке. |
-минутка чистописания -словарно-орфографическая работа. | Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа и совместная проверка. | Учащиеся прописывают буквы ш, к, о, щ, р, ч, а, б, ж,л, ь. Объяснение нового словарного слова корабль – этимология, подбор учениками слов ассоциаций, позволяющими запомнить непроверяемую букву. Учащиеся подбирают однокоренные слова, составляют словосочетаний и предложения с изученным словом. Учащиеся разделяют данные слова на группы одушевлённые и неодушевлённые, проговаривают правило имени существительного, а также объясняют, какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными (правила на странице учебника 23) |
- анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков понятия «Род имени существительного», - обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина, - осознание формулировки определения понятия «Род имени существительного» | Работа в парах с проверкой. Индивидуальная + фронтальная Индивидуальная работа Фронтальная работа | Учащиеся разделяют слова, на группы подставляя к ним слова мой, моя, моё, выделяют окончания. Учитель вводит понятие. Учащиеся пробуют самостоятельно с помощью учителя вывести правила. Проверка предположений детей с правилом на странице 30. Разучивание правила в виде небольшой рифмовки. Составление схемы. Учащиеся приходят к выводу через слово капуста и наводящие вопросы учителя, что имена существительные по родам не изменяются. |
- конкретизация изучаемого понятия «Род имени существительных» на новом языковом материале (упражнения на закрепление). | Индивидуальная работа | Учащиеся распределяют имена существительные в три столбика: женский, мужской, средний род, выделяют окончания. Физминутка. |
| Индивидуальная работа и взаимопроверка Индивидуальная работа | Учащиеся выписывают из пословиц все имена существительные, и подписывают их род. Учащиеся выполняют упражнение 38 на странице 32, в котором необходимо по иллюстрации написать записку другу о том, как ты отдохнул на море и в именах существительных определить род. |
Домашнее задание. Итог урока. | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Учащиеся оценивают себя по рубрикам самопроверки. Домашнее задание: Страница 31 учебника, упражнение 36 – выписать по группам имена мужского, женского, среднего рода. Выделить окончания имён существительных. Выучить правило, используя схему и рифмовку. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Что мы научились делать сегодня на уроке? Что мы с вами изучали? - Какого рода бывают имена существительные? Какие существительные отнесём к мужскому роду? Женскому роду? Среднему роду? Кто может рассказать правило в виде стихотворения? Какой новый приём для лучшего запоминания изучили? |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
Конспект урока русского языка
на тему «Род имён существительных»
с использованием приёмов осмысленного запоминания.
3 класс
Выполнила студентка 5-5 группы:
Ривкина Татьяна Владимировна.
2013
Цель: изучить существенные признаки понятия «Род имён существительных», создавая условия для развития осмысленного запоминания.
Целеполагание в когнитивной области:
Знать: понятия мужской, женский, средний род имён существительных.
Понимать: алгоритм определения рода имён существительных.
Применять: определять род имён существительных, использовать схему выбора рода имени существительного, подбирать ассоциативные образы.
Анализировать: различия между родами имён существительных.
Синтез: подбор своих примеров к правилу, составление схемы при выборе рода имени существительного, написание записки другу по иллюстрации.
Оценка: оценивать полученные знания для выполнения морфологического разбора и для использования в устной и письменной речи.
Целеполагание в аффективной области:
Восприятие: ученик проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе, проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
Реагирование: выполняет заданную учителем работу, участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно выполняет задание, проявляет интерес к учебному предмету.
Усвоение ценностной ориентации: проявляет устойчивое желание овладеть какими-либо навыками, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.
Организация ценностной ориентации: принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения: работает в паре, распределяя задания.
Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность: самостоятельность в учебной работе, стремление к сотрудничеству в паре, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Оборудование учителя: презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку: учебник, тонкая тетрадь, тетрадь на печатной основе.
Откройте тетрадь, запишите число классная работа.
- Объявление темы урока, определение цели:
- Посмотрите на слайд, прочтите тему урока. Подумайте, какая цель сегодня будет на нашем уроке, какие действия, задания будете выполнять? Обсудите в парах. Кто может высказать свои мысли?
- Наша цель изучить новую тему, а также мы продолжим изучать приёмы, которые помогут нам лучше и легче запомнить правила, тексты и любую другую необходимую информацию.
2. Актуализация знаний:
- минутка чистописания:
-Посмотрите на слайд, что там изображено? (буквы)
Пропишите эти буквы в одну строку, соблюдая наклон, аккуратно прописывая.
- словарно-орфографическая работа:
Из тех букв, что вы прописали, уберите буквы, обозначающие шипящие звуки (ж,ш,щ,ч).
Какое слово получилось? (корабль)
Кто может объяснить значение слова? (Корабль — это крупное морское судно).
Проговорим слово орфографически, хором, вполголоса.
Запишите слова в тетрадь. Букву О выделите, поставьте ударение.
Как вы думаете, почему морское судно назвали слово корабль? От какого слова образовано данное? (От слова кора).
Верно. Исконно-русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? (сделаны из дерева)
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Какие мы можем тогда подобрать слова, которые бы нам напоминали слово корабль, и у этих слов была бы та же буква, но под ударением? (вОлны, бОцман, кОк, кОра, кОрка). Все эти слова являются подсказками-ассоциациями. Когда нужно будет вспомнить, как написать слово корабль, проверяйте это слово тем, которое вам удобно, из тех, что мы подобрали. Напишем другим цветом слово-подсказку пересечением через сомнительную орфограмму. Выберете, то слово, которое вам больше нравится и точно будет связано со словарным словом. Посмотрите на слайд, как оформить.
Подберём родственные слова. Как можно назвать маленький корабль?
( Кораблик)
Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля? ( Корабельный)
Как называют людей, которые строят корабли? (Корабел, кораблестроитель)
Составьте словосочетание с этим словом.
Составьте предложение
- «Открытие» нового: изучение лингвистического понятия «Род имён существительных».
- анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков понятия «Род имени существительного».
Посмотрите на слова на слайде. Попробуйте разделить их на группы.
(1 группа отвечают на вопрос ЧТО?- неодушевленные; 2 группа отвечают на вопрос КТО? - одушевленные?)
- Но оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Попробуйте в парах разбить эти слова на группы, подставляя к ним слова мой, моя, моё (учитель смотрит на работу детей, уточняет, корректирует). Выделите окончания.
Какая пара готова озвучить свои ответы? Проверьте результаты по слайду.
- обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина:
Мы разделили их по родам. Род - это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода.
Группы:
1)мужской род
2)женский род
3)средний род
- Попробуйте сформулировать правило определения рода имён существительных, основываясь на нашем делении. Что у вас получилось? Все внимательно слушают.
Имена существительные, к которым можно подставить слова он мой – мужского рода.
Имена существительные, к которым можно подставить слова она моя – женского рода.
Имена существительные, к которым можно подставить слова оно моё – среднего рода.
Учитель корректирует учеников, помогает им. Обобщает их знания (четко разграничивает группы слов).
Какие окончания получились у слов женского рода? (-а, -я)
Какие окончания получились у слов мужского рода? (-а, нулевое окончание)
Какие окончания получились у слов среднего рода? (-о, -е)
- осознание формулировки определения понятия «Род имени существительного»
Прочтите правило в учебнике на странице 30. Похоже ли оно на наше правило? Чем? (способом определения рода)
Я хочу предложить вам более лёгкий вариант для запоминания правила, в виде не сложной рифмовки (раздаётся каждому):
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – «оно моё»!
Это правило моё!
Прочитайте его пару раз. Повторим его несколько раз вместе.
Кто попробует рассказать его самостоятельно?
Правило мы проговорили и попробовали выучить, теперь его их необходимо записать. Но записать не просто так, а в виде схем. Вспомните особенности схем? Что они должны представлять собой? (есть сокращения, символы, мало слов, только самое основное) Перед тем как начать составлять схему, хочу обратить внимание, что на письме женский, мужской и средний рода сокращают следующим образом: ж.р., м.р., ср.р.
Попробуйте это сделать (учитель смотрит на работу каждого, корректирует).
Кто хочет показать и записать свою схему на доске.
Сравним с тем, что получилось у меня на слайде.
Поработайте в парах: придумайте соседу 3 слова любого рода, а он должен будет записать их и, воспользовавшись схемой, определить какого они рода. После этого, он должен будет рассказать вам, как он это делал (учитель проходит и помогает). Определите род слова капуста и объясните, как узнали. (Женский, т.к. можно подставить слова она моя.) Подумайте, можно сказать слово капуста в мужском роде? (нет) Почему? (так как к этому слову не подставить слова он мой)
Запомните! Род у имён существительных постоянный! Имена существительные по родам не изменяются!
4. Первичное закрепление.
- конкретизация изучаемого понятия «Род имени существительных» на новом языковом материале (упражнения на закрепление):
Посмотрите на слайд. Выполните задание самостоятельно.
Проверьте себя по слайду.
Физминутка:
Я буду называть слова, если они мужского рода, то встают мальчики, если женского встают девочки, а если среднего, то никто не встаёт.
Улица, огонь, библиотека, платье, музей, переулок, метель, корабль, яблоко.
- Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний об имени существительном.
Выполним следующее задание на слайде. Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Исправляйте ошибки карандашом.
Кто может объяснить смысл этих пословиц? (Лес и вода взаимосвязаны, нуждаются друг в друге. Лес без воды погибнет, а без леса происходит иссушение. Если стараться и трудится, то у тебя обязательно всё получится.)
Выполните упражнение 38 на странице учебника. Там дана иллюстрация. Представьте, что вы тоже отдыхаете там у моря. Напишите небольшую записку (7 предложений) своему другу, о том, как вы отдохнули. У имён существительных в ваших предложениях подпишите род .
- Рефлексия:
Учащиеся оценивают себя по рубрикам самопроверки, которые раздаются каждому на стол. Выбери, ту фразу, которая описывает твою деятельность на уроке :
- Я могу сам создать схему правила и использовать её.
- Я могу создать схему с помощью учителя.
- Я могу выделить некоторые особенности правила.
- Домашнее задание:
Домашнее задание запишите в дневник: Страница 31 учебника, упражнение 36 – выписать по группам имена мужского, женского, среднего рода. Выделить окончания имён существительных. Выучить правило, используя схему и рифмовку.
Итог урока:
- Что мы научились делать сегодня на уроке? Что мы с вами изучали?
- Какого рода бывают имена существительные? Какие существительные отнесём к мужскому роду? Женскому роду? Среднему роду?
- Кто может рассказать правило в виде стихотворения?
Какой новый приём для лучшего запоминания изучили? (рифмовки)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ш к о щ р ч а б ж л ь Минутка чистописания в л н а
Дом, земля, солдат, озеро, папа, книга, гнездо, море, школа, женщина, хлеб, лебедь, обезьяна, месяц, ягода, аптека, девочка, мама. молоко, мужчина,
дом земля солдат озеро папа книга гнездо море школа хлеб лебедь обезьяна месяц ягода аптека девочка мама молоко мужчина женщина Она моя Он мой Оно моё
ср. р. Схема правила м. р. ж. р. ОНО, МОЁ ОН, МОЙ ОНА, МОЯ Род имён существительных
Определи род данных существительных, используя правило и схему, и напиши их в три столбики, выдели окончания. Аист, белка, волк, рысь, гнездо, индюк, тюлень, поле. Ж.р. Ср.р. М.р. аист белка волк рысь гнездо индюк тюлень поле
Прочти пословицы, выпиши все существительные и определи род: Лес и вода – брат и сестра. Старание и труд всё возьмут. Лес, вода, брат, сестра, старание, труд. М.р . М.р . М.р . ж.р . ж.р . ср.р .
Страница 31 учебника, упражнение 36 – выписать по группам имена мужского, женского, среднего рода. Выделить окончания имён существительных. Выучить правило, используя схему и рифмовку. Домашнее задание: Успехов!!!
Предварительный просмотр:
Карта урока.
Предмет: Русский язык.
Изучаемый раздел программы: Части речи. Имя существительное.
Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Необходимые для изучения темы понятия, знания, умения:
Понятия: имя существительное, шипящие; род имён существительных, число имён существительных
Знания: определения имени существительного (правило на странице 17), определение рода имени существительных (правило на странице 30); определение чисел имён существительных (правило на странице 40)
Умения: находить имёна существительные по алгоритму, определять род и число имён существительных по схеме, определять шипящие согласные.
Цель урока:
- изучить правило «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода», создавая условия для развития осмысленного запоминания.
Ожидаемый результат урока: учащиеся могут правильно писать имена существительные женского рода с шипящими на конце, могут подобрать для запоминания словарных слов ассоциотивные образы, могут использовать мнемотаблицу, чтобы объяснить, в чём заключается правило, и применять его.
План урока:
Этапы урока | Формы и виды деятельности учащихся | Задания (из учебника или дополнительные) |
Объявление темы урока, определение цели. | Индивидуальная работа и в парах. | Учащиеся читают и анализируют тему урока, пытаются сформулировать цель работы на уроке. |
-минутка чистописания -словарно-орфографическая работа. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах и совместная проверка. | Учащиеся прописывают буквы Объяснение нового словарного слова валенки – этимология, подбор учениками слов ассоциаций, позволяющими запомнить непроверяемую букву. Учащиеся составляют словосочетания и предложения с изученным словом. Учащиеся разделяют данные слова на группы: слова женского рода и слова мужского рода, вспоминаются приёмы запоминания правил. |
| Фронтальная работа. | Учащиеся, отвечая на вопросы учителя и продолжая наблюдать за данными словами, выходят на правило, что мягкий знак после шипящих пишется только на конце имён существительных женского рода. У имён существительных мужского рода и женского рода множественного числа мягкий знак на конце не пишется. Составление мнемотаблицы. |
| Индивидуальная работа с проверкой в парах. | Учащиеся выполняют самостоятельно упражнение 44 в рабочей тетради на странице 32 . Ответы размещают в таблице. (Раздаётся каждому) |
| Индивидуальная работа и самопроверка. | Учащиеся из группы слов находят лишнее, выписывают и объясняют, почему выбрали именно это слово. Написание загадок по памяти в упражнении 65 на странице 49 учебника, используя удобный приём запоминания. |
Домашнее задание. Итог урока. | Индивидуальная работа. | Учащиеся оценивают себя по рубрикам самопроверки. Домашнее задание: Страница 48 учебника, упражнение 63 – записать слова, вставляя, где нужно мягкий знак, определяйте род имён существительных. Выучить правило, используя мнемотаблицу. - Что мы научились делать сегодня на уроке? Что мы с вами изучали? Когда пишется и не пишется после шипящих мягкий знак на конце имён существительных? Приведите примеры. - Какой новый приём для лучшего запоминания изучили? (составление мнемотаблицы) |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
на тему «Правописание мягкого знака после шипящих на коне имён существительных женского рода »
с использованием приёмов осмысленного запоминания.
3 класс.
Цель: изучить правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода», создавая условия для развития осмысленного запоминания.
Целеполагание в когнитивной области:
Знать: формулировку правила: после шипящих на конце имён существительных женского рода пишется мягкий знак.
Понимать: различие в написаниях имён существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящие.
Применять: правильно писать имена существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий.
Анализировать: различия написания имён существительных разного рода с шипящими на конце.
Синтез: подбор своих примеров к правилу, составление схемы при выборе рода имени существительного, написание записки другу по иллюстрации.
Оценка: оценивать полученные знания для правильного написания правила в письменной речи.
Целеполагание в аффективной области:
Восприятие: ученик проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе, проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
Реагирование: выполняет заданную учителем работу, участвует в обсуждении вопросов в классе, добровольно выполняет задание, проявляет интерес к учебному предмету.
Усвоение ценностной ориентации: проявляет устойчивое желание овладеть какими-либо навыками, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.
Организация ценностной ориентации: принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения: работает в паре, распределяя задания.
Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность: самостоятельность в учебной работе, стремление к сотрудничеству в паре, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Оборудование учителя: презентация, цветные жетоны, таблицы для выполнения упражнения для первичного закрепления, рифмовки правила.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку: учебник, тонкая тетрадь, тетрадь на печатной основе.
Откройте тетрадь, запишите число классная работа.
- Объявление темы урока, определение цели:
- Посмотрите на слайд, прочтите тему урока. Подумайте, какая цель сегодня будет на нашем уроке, какие действия, задания будете выполнять? Обсудите в парах. Кто может высказать свои мысли?
- Наша цель изучить новую тему, а также мы продолжим изучать приёмы, которые помогут нам лучше и легче запомнить правила, тексты и любую другую необходимую информацию.
2. Актуализация знаний:
- минутка чистописания:
-Посмотрите на слайд и пропишите данные слоги и сочетания букв в одну строку, соблюдая наклон, аккуратно прописывая.
Есть ли здесь слова? (ёж)
- словарно-орфографическая работа:
-Посмотрите на перепутанные буквы. Составьте слово, с которым мы сегодня должны будем поработать. (Валенки)
Кто может объяснить значение слова? (Валенки – зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти).
Проговорим слово орфографически, хором, вполголоса.
Запишите слово в тетрадь. Букву е выделите, поставьте ударение.
Как вы думаете, почему такую обувь назвали валенками, исходя из объяснения? (от слова свалять)
Попробуйте подобрать слова, которые бы ассоциировались со словом валенки и помогали нам проверить это слово?(шерсть)
Напишем другим цветом слово-подсказку пересечением через сомнительную орфограмму. Посмотрите на слайд, как оформить.
Составьте словосочетание с этим словом.
Составьте предложение.
- Посмотрите на слова на слайде. Попробуйте разделить их на группы в парах.
-Что общего в этих словах? Обрати внимание на последние звуки в словах. (Все слова - имена существительные с шипящей на конце. Можно разделить на две группы: мужского и женского рода.)
Как определить род имён существительных? (подставить слова он мой –мужской род, она моя – женский род, оно моё – средний род)
Кто как запоминал правило о роде имён существительных? Если через рифмовку, то поднимите красный жетончик, если выучил как в учебнике, повторив несколько раз, то поднимите зелёный жетончик. А если запоминал, используя схему, то поднимите жёлтый жетончик. (Жетоны 3 цветов раздаются каждому на парту)
- «Открытие» нового: изучение орфографического правила «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода».
-Чем отличается написание слов первой строки от написания слов второй строки? (Ь) Можно ли сказать, что мягкий знак в словах второй группы обозначает мягкость согласных звуков? (нет)
-Ответьте на проблемный вопрос «Когда нужен мягкий знак на конце существительных после шипящих?» и сделайте вывод
ВЫВОД: Если существительное с шипящей на конце Ж.Р.- мягкий знак пишется, если М.Р. – мягкий знак не пишется.
Проверьте наш вывод по учебнику на странице 48. Нарисуем схему правила. Сегодня мы научимся оформлять материал в специальную таблицу!
В ней мы тоже должны отобразить самое главное из правила, используем сокращения и знаки. Подумайте, что важного вы должны знать из правила. Заполним таблицу вместе!
- Какая часть речи нас интересует? Какой последний звук на конце слова? (существительное, с шипящим на конце)
- Определите род имени существительного.
Что мы можем сказать, если у нас существительное мужского рода?Посмотрите на наши слова в столбиках ещё раз.
(ь знак не ставится)
Определите число данных имен существительных? (в единственном, т.к. они обозначают один предмет)
Запомните в множественном числе женского рода мягкий знак не пишется! (туч, груш и др.)
Можно использовать вот такую рифмовку, для лучшего запоминания (раздаётся каждому ученику):
Существительное много, мой – знак не нужен никакой!
- Первичное закрепление.
Выполните самостоятельно упражнение 44 в рабочей тетради на странице 32 . Ответы разместите в такой таблице: (раздаётся каждому) Проверьте работу своего соседа, аккуратно исправляя ошибки карандашом.
Физминутка:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать.
- Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний об имени существительном.
Посмотрите на слайд.
Из группы слов найдите лишнее, выпишите и объясните, почему выбрали именно это слово. Будьте внимательны!
Проверьте себя по слайду:
Посмотрите на упражнение 65 на странице 49 учебника. Запишите 3 загадки по памяти. Подумайте, каким образом вы их можете запомнить, вспоминая приёмы, которым мы с вами изучали на занятиях.
Вам 10 минут, чтобы запомнить.
Запишите свои загадки и к ним отгадки на том же листочке, где вы использовали какой – либо приём для запоминания. Сдайте мне на проверку.
Примеры загадок: ( 1. Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. ( Ёж) 2. Летит птица орёл, крылом махнула – весь свет закрыла. (Ночь) 3. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие хвостик тоненький (Мышь).)
- Рефлексия:
Учащиеся оценивают себя по рубрикам самопроверки, которые раздаются каждому на стол.
- Выбери, ту фразу, которая описывает твою работу над загадкой:
- Я запомнил загадки, составляя мнемотаблицу.
- Я запоминал загадки, составляя для них схему.
- Я запоминал загадки, выделяя ключевые слова.
- Я запоминал загадки, повторяя их несколько раз.
- Домашнее задание:
Домашнее задание запишите в дневник: страница 48 учебника, упражнение 63 – записать слова, вставляя, где нужно мягкий знак, определяйте род имён существительных. Выучить правило, используя мнемотаблицу.
Итог урока:
- Что мы научились делать сегодня на уроке? Что мы с вами изучали?
Когда пишется и не пишется после шипящих мягкий знак на конце имён существительных? Приведите примеры.
- Какой новый приём для лучшего запоминания изучили? (составление мнемотаблицы)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ши Иш // Пя Яп // Же Ёж Минутка чистописания в а л е н к и вал е нки ш р с т ь
Мяч, ключ, лещ , дочь, вещь. ночь, Мужской род Женский род
ь Ж.р. Ед.ч. ж ш щ ч ь Мн.ч. Ж.р. М.р.
Есть ь Нет ь чиж нож рож ь печ ь молодёж ь луч глуш ь шалаш лещ сыч полноч ь клещ реч ь ёж ключ помощ ь тиш ь доч ь дич ь грош
Найди лишнее слово или сочетание слов и выпиши его в тетрадь, вставь пропущенную букву, объясни почему : Молодёж … морж … печ ….. Ключ….. малыш….. вещ…. Рож…. сирен…. брош … Мыш ….. камыш……. ноч ……. Много туч….карандаш….луч…. ь ь ь ь ь ь М.р. ж.р. ж.р. М.р. ж.р., мн.ч. ь ь
Страница 48 учебника, упражнение 63 – записать слова, вставляя, где нужно мягкий знак, определяйте род имён существительных. Выучить правило, используя схему. Домашнее задание Успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР
Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...
Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"
Тема и номер урока в теме Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть . 1....
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка с использованием приёма игра-упражнение
Выступление на педагогическом совете...
Фрагмент урока русского языка с использованием приёма "Мозговой штурм"
Описание приёма «Мозговой штурм»Мозговой штурм является одним из приёмов развития креативного мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....