Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Суркова Ксения Сергеевна

Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_raboch._progr._po_russkomu_yazyku._.doc458.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОЧУ ОО СОШ «Москвич»

Рабочая  программа

 по предмету «Русский язык»

 в 2  классе

УМК «Гармония»

Составитель: Суркова К.С.,  

 учитель начальных классов первой  категории

Москва, 2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Данная рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный общего образования, 2009 г.
  2. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

3. Федеральный перечень учебников, допущенных в образовательных учреждениях.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31марта 2014 г. N 253 г.  

5. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по русскому языку , 2011 г.

1. Общая характеристика предмета

Основные цели изучения курса «Русский язык»:

– создание условий для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  становление основ лингвистических знаний  как  элемента представления о научной картине мира и базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и, в целом, умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

– обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т. ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

       Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как к его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

2.Место предмета в учебном плане

На данный предмет по обязательной части основной образовательной программы отводится    170   часов

В соответствии с авторской программой на  предмет «Русский язык» отводится 5 часов. Однако, в соответствии с учебным планом школы, на данный предмет отводится  5,5 часов в неделю. В разделы курса я добавила до  14 часов, так как считаю, что это позволит совершенствовать навыки и умения учащихся по всем разделам.

На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится:

Предметная область

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по четвертям

Кол-во часов в год по четвертям

Всего

I

II

III-IV

I

II

III-IV

Филология

Русский язык

6

6

5-5

54

42

50  45

191

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы курса

Количество часов

по авторской программе

добавлено

по рабочей программе

1 часть

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

21

5

26

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

24

4

28

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении)

12

4

16

Хочу сказать больше (Понятие о тексте)

12

1

13

2 часть

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

5

-

5

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменением слов, с окончанием)

7

-

7

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

43

-

43

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

25

-

25

Итоговое обобщение

8

-

8

                 

График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Количество часов

                Диагностический материал

1 четверть

           54 ч.

 Административное тестирование. 1

Контрольные диктанты-3

Контрольное списывание -1

Словарный диктант -1

2 четверть

           42 ч.

 Административное тестирование. 1

Контрольное списывание-1

Контрольные диктанты-2

Словарный диктант -1

3 10недельчетверть

         50 ч.

Контрольное списывание-1

Контрольные диктанты-3

Словарный диктант -1

4 четверть 9недель

        45 ч.

 Административное тестирование. 1

Контрольное списывание-1

Контрольные диктанты-3

Словарный диктант -1

Проверочная работа (тест) -1

Итого:

        191

Административное тестирование. 3

Контрольное списывание-4

Контрольные диктанты-11

Словарный диктант -4

Содержание курса

Тема

Содержание программного материала

Знаем – повторим, не знаем - узнаем

Поговорим об ушедшем лете… О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем говорить понятно! Может ли быть непонятной письменная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й,]? Обобщение.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

Новое научное слово - орфограмма. Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных. Когда согласным можно доверять? Учимся записывать орфографические задачи. Обращаемся в орфографическое «справочное бюро». Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко решать. Знаю или не знаю? Пишу или …? Бывает ли буква одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга. Попробуем сочинять загадки.

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении)

Как мы строим предложения? Какие бывают предложения? Как спросишь – так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?». Предлагаем, просим, желаем.

Хочу сказать больше (Понятие о тексте)

А если одного предложения мало? Как в детской пирамидке. Как сделать текст хорошим? От слова к тексту. Составляем и пишем диктанты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем.

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

Что в слове главное? Собираем родственников. Скоро Новый год.

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменением слов, с окончанием)

Вспомним и узнаем новое. Наблюдаем за изменениями слов. Чему учиться дальше?

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

Слова-подсказки – какие они? Подбираем проверочные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в названиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся писать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Кода командует словарь. Звук один, а буквы две. Подведём итоги. Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

Что я знаю о словах? Знакомься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Новое об известных опасностях письма. Ь или Ъ? Повторение. Теперь я знаю и умею … как сказать лучше? Я размышляю о словах своего языка.

3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

         Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативной задачи.

       Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:

  • пары согласных по глухости-звонкости;
  • названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);
  • изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
  • виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые умения

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера Объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв если оно есть).

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова {река, речной — у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразователь-ных норм (типа кормилки, тихота. учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске): правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические умения

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом пра- вила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон. ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, зравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, ки- петь. кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать. лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, cковородa, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

Планируемые результаты освоения предмета

   В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

                     Личностные результаты

У второклассника будут сформированы:

- первичное представление русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над речью.

        

Второклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

                                               Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

- принимать учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

- использовать речь для регуляции своих действий;

–  оценивать  свои достижения.

Второклассник получит возможность научиться:        

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

– осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

             Второклассник получит возможность научиться:        

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

        - делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

        – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Второклассник получит возможность научиться:        

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка.

Предметные результаты

Общие результаты освоения программы:

– второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания  собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенствования речевой деятельности

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;   

– самостоятельно  читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней  в соответствии с учебно-познавательной задачей;  

– пользоваться различными словарями учебника для решения  языковых и речевых  вопросов;  

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в  словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

–  восстанавливать  последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  

– письменно создавать небольшие речевые произведения   освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);

– проверять правильность своей письменной речи.

Второклассник получит возможность научиться:

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

–  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции);  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–  соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи. 

В области формирования языковых умений

В области фонетики и графики

Второклассник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения  количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

         – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;  использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Второклассник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

–сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Второклассник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова  от форм одного и того же слова,  от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах  с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова.

Второклассник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме  программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Второклассник научится:

– осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Второклассник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области синтаксиса и пунктуации

Второклассник научится:

– различать виды предложения по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

- пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации.

Второклассник получит возможность научиться:

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;

- строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.

В области формирования орфографических умений

 Второклассник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

–  писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать  и писать под диктовку текст объёмом до 45 – 55 слов;

 – проверять написанное и вносить коррективы.

Второклассник получит возможность научиться:

–  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

                                                               Литература:

                                                             

для учащихся:

  • Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко – Смоленск: « Ассоциация XXI век» , 2013. – («Гармония»).
  • Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – («Гармония»).
  • Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1 и 2 / Т. В. Корешкова; под ред. проф. М. С. Соловейчик. – Смоленск: « Ассоциация XXI век» , 2013. – («Гармония»).
  • Тестовые задания по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Т. В. Корешкова; под ред. проф. М. С. Соловейчик. – Смоленск: « Ассоциация XXI век» , 2013. – («Гармония»).
  • Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый.

для учителя:

  • Методические рекомендации к учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Смоленск  «Ассоциация 21 век» 2012 г.  (для учителя);
  • Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». 2 класс: Книга для учителя. - Смоленск: « Ассоциация XXI век» , 2011.
  • Справочник школьника для начальных классов. Москва, изд. «Эсмо», 2009;

  • Азбука общения. Л.М. Шипицына Детство- Пресс, 2008 г.
  • Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 кл. Э.В. Якубовская, Просвещение 1999 г
  • С.В.Ракитина Русский язык 1-4классы. Занимательные материалы, задания, упражнения, Волгоград, 2009 год
  • Е. Гайтерова.  Физкультминутки от А до Я. .Здоровье детей.- 2009 год.
  • О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина, Учим русский с увлечением-1 и 2, Москва, « 5 за знание», 2005 год
  • Л.Г.Моршнева Занимательные упражнения по русскому языку, Саратов, ОАО «Издательство « Лицей», 2004 год

Информационно-коммуникативные средства:

DVD диск Новейший справочник школьника. (http://www.vesbook.ru)

Интернет-ресурсы:

  • http://www.umk-garmoniya.ru

   Технические средства:

  • Персональный компьютер, плазменная панель, документкамера

Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям:

материал для учителя  на сайте издательства: www/kniga21vek.ru

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

1) (урок изучения и первичного закрепления знаний)       – УИПЗЗ;

2) (урок закрепления новых знаний и выработки умений)    – УЗНЗВУ;

3) (урок комплексного использования знаний)     – УКИЗ;

4) (урок обобщения и систематизации знаний)      – УОСЗ;

5) (урок проверки, оценки и контроля знаний)      – УПОКЗ;

6) (комбинированный урок)        – КУ.

7)  (экскурсия) – Э


Календарно-тематическое планирование

РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Универсальные учебные действия

По плану

факт

Наглядные пособия

ТСО и ИКТ

Предметные

Метапредметные и личностные

1 четверть

Знаем – повторим, не знаем - узнаем

1.

Инструктаж по т/б Поговорим об ушедшем  лете.

КУ

Знать:

-как построен учебник,              -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи.

– понятие «предмет», «признак», «действие».

– согласные и гласные звуки.

-о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.

-правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме.

-сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст).

-правила написания ь между двумя согласными.

-способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е.

– правила написания разделительных ъ и ь.

-отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ.

– признаки изученных частей речи;

Уметь:

– пользоваться учебником, находить информацию;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

– выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы;

– делить слова на группы по разным признакам;

– отличать текст от набора предложений;

– слышать звучащее слово;

– выполнять фонетический разбор слова

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– выделять в речи мягкие и твердые согласные

– видеть «опасные места» в словах и правильно их писать;

– соблюдать орфоэпические нормы

– правильно употреблять в письменной  речи  разделительные ъ и ь;

– работать со словарем (алфавит).

– писать слова с разделительным ь и ъ

 писать слова с йотированными гласными.

Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

2. Логические:

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

2.

О нашей речи.

КУ

Ролевая игра

3.

Что ты знаешь о словах

УИПЗЗ

путешествие

Таблица -1

4.

Что ты знаешь о словах(закрепление)

УИПЗЗ

Таблица -2

5.

Будем говорить понятно! Звукобуквенный разбор. Памятка

УОСЗ

игра

Таблица -3

6.

Совершенствование знаний по теме: « Будем говорить понятно!»

УОСЗ

Таблица -3

7.

 Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных .  (Может ли быть непонятной письменная речь)

УОСЗ

Таблица -3

8.

Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных(написание большой буквы, сочетаний  жи- ши, ча- ща, чу- щу.)

УОСЗ

Ролевая игра

9.

«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»  Знакомство со случаями написания ь и его отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн.

УОСЗ

10.

Мягкий согласный перед мягким - «опасное» при письме место.

УОСЗ

Таблица 6

11.

Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь знак (зд, сн, зн, нщ, нч, нт).

УПОКЗ

Таблица сочетаний

Жи-ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, чт, щт;

12.

Закрепление правила написания ь знака между двумя согласными.

УОСЗ

Т. – 1,5

13.

Контрольный диктант №1 по теме «Мягкость согласных звуков»

УИПЗЗ

Т. – 3, 7

14.

 Работа над ошибками. За какими буквами прячется звук [й,]?

УИПЗЗ

игра

15.

Знакомство с назначением разделительных знаков(Ь,Ъ).Освоение записи ъ/ь

УИПЗЗ

16.

Формирование умения использовать  разделительный Ь знак

УЗНЗВУ

17.

За какими буквами прячется звук [й,]Тренировка в выборе знака.

УЗНЗВУ

18.

Закрепление  изученного по теме «За какими буквами прячется звук [й,]?»

УЗНЗВУ

19.

Подведём первые итоги

Письмо учительнице. Словарный диктант

УИПЗЗ

Т -  4д

20.

Подведём первые итоги

Контрольный диктант №2 по теме: «За какими буквами прячется звук [й,]?»

УЗНЗВУ

21.

25

Работа над ошибками. Закрепление   по теме «За какими буквами прячется звук [й,]?»

УЗНЗВУ

22.

Знакомство с понятием «орфограмма» .Новое научное слово.

УЗНЗВУ

Т -  4д

23.

Орфограммы безударных и ударных гласных.

УЗНЗВУ

Т20 - 6

24.

Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных

УКИЗ

25.

 Когда согласным можно доверять?

УОСЗ

Т. -3д

26.

Когда согласным можно доверять? Словарный диктант

УПОКЗ

27.

 Закрепление  изученного по теме  «Когда согласным можно доверять?»

Списывание с заданием

УКИЗ

Т. – 2Р

Орфография.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок? 32часа

Т. – 2Р

28.

 «Учимся записывать орфографические задачи») Введение письма с «окошком».

УИПЗЗ

Т. 30, 32

Знать:

– понятие «орфограмма»;

-орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных.

– что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами;

 об одинаковом написании корней в родственных словах.

– особенности письма

с «окошками»;

– правила работы с орфографическим словарем;

– изученные орфограммы.

-приемы и правила письма

с «окошками».

-способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он».

-памятку письма с «окошками» на месте неизвестной

(сомнительной) буквы

-орфограммы в безударных слогах [жы], [шы].

-правила работы над ошибками.

– признаки деловой речи;

– написание словарных слов

Уметь:

– видеть «опасные места» в словах;

– подбирать проверочные слова

и объяснять написание слова;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

– сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова;

– находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове.

– определять орфограммы в слове;

– различать произношение и написание слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами.

– работать с орфографическим словарем

– правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы

– использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов;

– решать орфографические задачи освоенными способами

– выполнять письмо с «окошками»;

– выделять буквенные орфограммы в слове;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте.

– применять правила работы

над ошибками;

– создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле;

– составлять текст по опорным словам.

Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то;                     – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

29.

Обращаемся в «орфографическое справочное бюро»

УИПЗЗ

30.

Упражнение в правильном написании слов с безударными гласными.

УЗНЗВУ

31.

Административное тестирование.

УИПЗЗ

Т. – 6Д

32.

Работа над ошибками. Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных

.( упражнение в определении)

УПОКЗ

33.

Непарные по глухости и звонкости согласные- не орфограммы.

( упражнение в определении)

УИПЗЗ

игра

34.

Парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими [в]  и [в,]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      – не орфограмма.

УИПЗЗ

35.

Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными.

УЗНЗВУ

36.

Выявление сильных позиций парных по глухости и звонкости согласных.

УИПЗЗ

37.

Письмо с «окошком». («Учимся записывать орфографические задачи»)

УИПЗЗ

Деловая игра

Т. 20-7

38.

Обучение работе с орфографическим словарём. («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)

УИПЗЗ

Орфографический словарь

39.

Обучение письму с «окошком» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка №3. («Учимся писать без ошибок»)

УИПЗЗ

Орфографический словарь

40.

Тренировка в письме с «окошком» по Памятке № 3.

УЗНЗВУ

41.

Тренировка в письме с «окошком» по Памятке № 3 на месте всех орфограмм.

УЗНЗВУ

42.

Знакомство со способом выбора букв: путём подстановки слов (она, оно, они) («Орфографические задачи, которые легко решать»)

УИПЗЗ

43.

Закрепление письма  с « окошком» и умение решать орфографические задачи освоенным способом.

УЗНЗВУ

44.

Введение Памятки №4. Письмо с «окошком», на месте пока не решаемых орфографических задач. («Знаю или не знаю? Пишу или ...?»)

УИПЗЗ

45.

Контрольное списывание №1

УПОКЗ

46.

Тренировка в письме с «окошком» по Памятке № 4

УЗНЗВУ

Т. 20-5

47.

Бывает ли буква одна, а орфограммы две? Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] .

УИПЗЗ

48.

Обобщение изученного по теме «Главные опасности письма».  

Словарный диктант №1

КУ

виктори-на

49.

Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых безударных гласных

УКИЗ

50.

Контрольный диктант  № 3 по теме: "Орфограммы безударных гласных и  парных по глухости-звонкости согласных".

УКИЗ

51.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

УКИЗ

52.

Упражнение в подборе проверочных слов.

УПОКЗ

53.

Тренировочные упражнения в письме с «окошками».

КУ

54.

Р.р. Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов. («Научим друг друга»)

 

УИПЗЗ

55.

 Р.р. Обучение картинной речи: сочинение загадок.

УИПЗЗ

56.

 Тренировочные упражнения в письме с «окошками»

УИПЗЗ

игра

57.

Р.р. Составление текста описания.

УИПЗЗ

сказка

58.

Р.р. Составление текста повествования.

УИПЗЗ

59.

Р.р. Составление текста по опорным словам.

УИПЗЗ

Синтаксис: предложение.

Выражаем мысли и чувств. 16 часов

60.

Предложение, его назначение и признаки.

УОСЗ

Знать:

– понятие «предложение», его признаки;

– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

– правила построения предложений;

– правила деления речи на предложения;

– правила составления и оформления предложений на письме.

-правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них.

-правила построения ответов на вопрос «почему?»

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать предложение;

– отличать предложение от набора слов.

– составлять предложения;

– выполнять синтаксический разбор предложения.

– составлять предложения и записывать их;

– выделять предложения из потока речи;

– работать с деформированным предложением.

– определять вид предложения

по цели высказывания;

– владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

– строить вопросительные предложения;

– давать точный ответ на вопросительные предложения;

– отвечать на вопрос «почему?».

– составлять побудительные предложения

– составлять несложные монологические тексты по заданной теме;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

– выполнять письмо с «окошками».

Личностные:

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка;

Регулятивные:

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

– анализировать и кратко характеризовать предложение,

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– понимать зависимость характера речи  от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

61.

Повторение и расширение сведений о предложении.

УОСЗ

62.

Как мы строим предложения?

УИПЗЗ

63.

Деление текста на предложения, их составление и письменное оформление.

УИПЗЗ

64

Выделение предложений из потока речи. Составление и запись предложений.

УИПЗЗ

65.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

УИПЗЗ

66.

Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные, невосклицательные

УИПЗЗ

67

.

Закрепление изученного о восклицательных предложениях

УЗНЗВУ

68

Закрепление изученного о невосклицательных предложениях.

УЗНЗВУ

69.

 Р.р Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них.

КУ

70.

Р. р.Построение ответов на вопрос «Почему?».

УИПЗЗ

игра

71.

Побудительное предложение со значением просьбы, совета, требования, пожелания.

УИПЗЗ

72.

Р.р Обучение составлению пожеланий.

УИПЗЗ

73.

Р.р.Упражнение в составлении просьбы, совета.

УЗНЗВУ

74.

Диктант № 4 на тему: «Предложение»

УПОКЗ

75.

Работа над ошибками. Упражнение в письме с «окошками».

УКИЗ

76.

Упражнение в письме с «окошками».

УКИЗ

Текст

Хочу сказать больше (Понятие о тексте) 10 часов

77.

Понятие «текст». Признаки текста.

УИПЗЗ

Знать:

– понятие «текст»;

– признаки текста;

– отличие письменной речи

от  устной;

– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

-основные единицы текста: тема и основная мысль.

-требования к хорошему тексту.

памятки по составлению текста.

Уметь:

– отличать письменную речь

от устной;

– отличать предложения от текста;

– анализировать и кратко характеризовать предложение, текст                             – определять основную мысль текста;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

– составлять текст по плану и опорным словам;

– пользоваться памятками;

– работать с деформированным текстом;

– называть признаки текста;

– создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.

– редактировать текст;                       – создавать несложные тексты

в форме повествования и описания.

– составлять рассказы на основе прочитанного;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Личностные:

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Регулятивные:

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

78.

Тема, и основная мысль текста.

УИПЗЗ

79.

Требования к хорошему тексту. Р.р.Редактирование текста.

УИПЗЗ

80.

Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «текст» и «редактор» («от слов к тексту»)

УОСЗ

81.

Р.р Упражнение в редактировании текстов.

УОСЗ

Деловая игра

82.

Контрольное списывание №2

УПОКЗ

83.

Р.р Восстановление и запись деформированных текстов.

УОСЗ

84.

Обучение первым изложениям

УКИЗ

сказка

85.

Обучение первым изложениям Составление плана подготовки к Новому году.

УИПЗЗ

86.

Контрольный диктант № 5 по теме «Текст».

УПОКЗ

87.

 Работа над ошибками. Обобщение изученного о предложении и тексте

УОСЗ

88.

Административное тестирование.№2

УПОКЗ

89.

Р.р Составление рассказов на основе прочитанного текста.

КУ

3 четверть       Состав слова 6 часов

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

                                                                              Корень и окончание как части слова («Размышляем о словах»)

90.

Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)

УИПЗЗ

Знать:

– термины «однокоренные слова», «корень»;

– алгоритм выделения корня в слове.

-термины «словообразование» и «словоизменение».

-изученные орфографические правила.

Уметь:

- без ошибок списывать несложный печатный текст

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

-подбирать проверочные слова

– восстанавливать и записывать

деформированный текст;

– анализировать и кратко характеризовать предложение;

– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

-составлять рассказы

на основе прочитанного

– работать с деформированным предложением и текстом;

– писать поздравление к Новому году;

– владеть нормами русского речевого этикета

в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка)

– составлять текст по плану и опорным словам;

– создавать в устной и письменной форме несложные тексты

по заданной тематике.

-подбирать однокоренные слова;

– объяснять значение слова;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

– находить однокоренные слова, выделять в них корень;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

– изменять слова по числам

и по «командам» вопросов.

– изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова.

– решать орфографические задачи.

Личностные:

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.)

2. Логические:

- совершенствование умения сравнивать.

-формирование умения классифицировать;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные:

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.

91.

Знакомство с понятием «корень слова». («Собираем родственников»)

УИПЗЗ

путешествие

92.

Знакомство с понятием «родственные слова». («Собираем родственников»)

УИПЗЗ

Т. - 2

93.

Закрепление введённых понятий, наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.

УЗНЗВУ

Т. -4

95.

Единое написание корней в родственных словах

УКИЗ

96.

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождение корня.

УИПЗЗ

Состав слова. Продолжение. 7 часов

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменением слов, с окончанием)

97.

Р.р Однажды… Рассказ о зимних каникулах. Общее знакомство с понятием «окончание»

КУ

путешествие

Т- 13

Знать:

– термины «однокоренные слова», «корень»;

– алгоритм выделения корня в слове.

-термины «словообразование» и «словоизменение».

-изученные орфографические правила.

Уметь:

- без ошибок списывать несложный печатный текст

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

-подбирать проверочные слова

– восстанавливать и записывать

деформированный текст;

– анализировать и кратко характеризовать предложение;

– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

-составлять рассказы

на основе прочитанного

– работать с деформированным предложением и текстом;

– писать поздравление к Новому году;

– владеть нормами русского речевого этикета

в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка)

– составлять текст по плану и опорным словам;

– создавать в устной и письменной форме несложные тексты

по заданной тематике.

-подбирать однокоренные слова;

– объяснять значение слова;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

– находить однокоренные слова, выделять в них корень;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

– изменять слова по числам

и по «командам» вопросов.

– изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова.

– решать орфографические задачи.

Личностные:

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.)

2. Логические:

- совершенствование умения сравнивать.

-формирование умения классифицировать;

- развитие пространственного мышления.

Коммуникативные:

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости.

98.

Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. знакомство с синонимами

УИПЗЗ

99.

Знакомство с изменением названий предметов по числам

(«наблюдаем за изменениями слов»)

УЗНЗВУ

100.

Наблюдение за изменением названий предметов по вопросам.

УИПЗЗ

101.

Знакомство с изменением названий  предметов и действий

УИПЗЗ

102.

Повторение освоенных способов выбора букв в словах. постановка новой учебной задачи («чему учиться дальше?»)

УИПЗЗ

103.

Контрольный диктант  №6  по теме: "Состав слова"

УПОКЗ

104.

Закрепление изученного.  Работа над ошибками.

УЗНЗВУ

Орфография

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.  39 часов

105.

Знакомство с понятием «проверочные и проверяемые слова».

УИПЗЗ

Знать:

– понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;

– изученные орфограммы.

- способы подбора проверочных слов для названий предметов.

-понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова».

– опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;

– изученные орфограммы в корне.

– понятие «орфографическое правило»;

– способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне.

-правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.

– понятие «орфографические задачи»;

– правила письма с «окошками»;

– правила выполнения работы над ошибками.

-правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн].

– понятие «непроверяемые написания»;

– правила работы с орфографическим словарем.

-правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.

– как пишутся словарные слова;

– правила работы с орфографическим словарем.

 признаки текста и предложения;

– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;

– подбирать проверочные слова.

– видеть «опасные места» в словах;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

– использовать способы подбора

 объяснять лексическое значение слова как способ проверки;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

– использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов;

– образовывать однокоренные слова

– объяснять лексическое значение слова;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи

– отличать проверочные и проверяемые слова;

– отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова

– видеть «опасное место» в слове;

– подбирать проверочные слова

к словам с безударными гласными и парными согласными в корне.

– выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок;

 составлять текст по плану и опорным словам

– выполнять правила работы

над ошибками.

-выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения;

– выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения;

– соблюдать орфоэпические нормы;

– писать словарные слова;

удвоенными согласными в корне слова;

– разграничивать проверяемые

и непроверяемые написания;

-без ошибок списывать несложный печатный текст;

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике;

– владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление);

-писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль;

– подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий

к конкретному тексту, объяснять свой выбор.

Личностные:

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку.

Регулятивные:

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные:

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

106.

Способы подбора однокоренных слов для  названия предметов.

УИПЗЗ

107.

Обучение способу подбора проверочных  слов для названий предметов.

УИПЗЗ

108.

Упражнение в подборе проверочных  слов.

УЗНЗВУ

109.

Объяснение значения слова как способ проверки

(«от значения слова - к правильной букве»)

УЗНЗВУ

110.

Знакомство с понятием «лексическое значение слова». Способы подбора проверочных слов для названий действий 

УИПЗЗ

Деловая игра

111.

От значения слова к правильной букве Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

УИПЗЗ

112.

Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий.

УЗНЗВУ

113.

Способы подбора проверочных слов для названий действий.

УЗНЗВУ

114.

Диктант по теме №7 «Корень слова».

УПОКЗ

115.

Работа над ошибками. Способы подбора проверочных слов для названий действий.

УКИЗ

116.

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов.

УКИЗ

117.

Снова о значении слова

КУ

Деловая игра

118.

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. Систематизация  способов их подбора.

КУ

119.

Уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных согласных в корне.

КУ

120.

Сопоставление однокоренных слов и формы одного и того же слова.

УИПЗЗ

121.

Письмо с «окошками», как способ «ухода»  от ошибок.

УИПЗЗ

122.

Закрепление пройденного материала по теме «Письмо с «окошками».

УЗНЗВУ

123.

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»)Упражнение в выборе букв для «опасных» сочетаний звуков [сн], [сн,].

УКИЗ Тренинг

124.

Упражнение в выборе букв для «опасных» сочетаний звуков [зн], [зн,], [ств,], [нц], [рц].

УКИЗ тренинг

125.

Упражнение в написании слов с сочетаниями [сн], [сн,], [зн], [зн,], [ств,], [нц], [рц].

УКИЗ

126.

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания.

УИПЗЗ

127.

Обучение пользованию словарём.

УИПЗЗ

128.

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

УИПЗЗ

129.

Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.

УИПЗЗ

130.

 Сочиняем, пересказываем, рассказываем.Р.р Обучение написанию поздравлений.

УИПЗЗ

131.

 Р.р.Обучающее изложение «Подарок маме»

УКИЗ

132.

Упражнения в работе с орфографическим словарём, в подборе проверочных слов.

УКИЗ

133.

Диктант №8 по теме: «Удвоенные согласные».

 УПОКЗ

         

134.

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов на изученные орфограммы.

УОСЗ

135.

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

УИПЗЗ

136.

 Обучающее изложение с выбором заголовка. («Спасён!»)

УКИЗ

137.

 Контрольное списывание №3

УПОКЗ

138.

Р.р Изложение по коллективно составленному плану «Весна пришла».

УКИЗ

139.

Р.р Написание деловых текстов о признаках весны. Работа над ошибками.

УКИЗ

140.

Словарный диктант №3

УПОКЗ

141.

Р.р Написание сообщений- телеграмм.

УИПЗЗ

142.

Упражнение в написании слов на изученные орфограммы.

КУ

виктори-на

143-144

Резервные уроки

4 четверть

Состав слова

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) 27 часов

145.

Повторение изученного о строении слова. Корень. Окончание.

КУ

Знать:

-понятия «приставка», «суффикс».

-значение, употребление

и написание приставок.

 -отличие приставок и предлогов.

- значение, употребление суффиксов.

-– алгоритм выделения частей слова

- способы действий при анализе состава слова.

- значение частей слова

- правила написания удвоенных согласных на границе частей слов.

- правила написания корней, приставок и суффиксов.

- орфограммы написания разделительных ъ и ь.

- правила выполнения работы над ошибками

- значение, строение и происхождение слов.

– признаки изученных частей речи;

– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

-– понятие «значение слова»;

– значимые части слова.

Уметь:

 выделять приставку и суффикс в слове;

– называть признаки приставки и суффикса

-– разграничивать приставки и предлоги;

– правильно писать приставки и предлоги

– правильно употреблять в речи суффиксы;

- анализировать и кратко характеризовать слово по составу

– выполнять разбор слова по составу;

– объяснять значение частей слова

– правильно писать двойные согласные на границе частей слова

– применять правила написания корней, приставок и суффиксов;

– выделять части слова;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

- употреблять разделительные ь и ъ.

 выполнять правила работы

над ошибками

– видеть «опасные места» в слове;

– правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне;

– выделять приставку, суффикс, корень в слове;

– работать со словарем;

– выполнять словообразовательный разбор;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания;

– указывать лексическое значение слова;

– работать с толковым словарем;

– подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова

-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Личностные:

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

Регулятивные:

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные:

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

146

Знакомство с понятием «приставка» и «суффикс».

УИПЗЗ

путешествие

147

Значение, употребление и написание приставок.

148

Разграничение приставок и предлогов.

УИПЗЗ

149.

Значение, употребление и написание суффиксов

УИПЗЗ

150.

Контрольный диктант №9  по теме

« Части слова»

УПОКЗ

151.

 Работа над ошибками. Разбор слова по составу.

КУ

152.

Упражнение в разборе слова по составу. Наблюдение за значениями частей слов.

КУ

153.

Удвоенные согласные на границе частей слова.

УИПЗЗ

154.

Повторение изученного о правописании корней, суффиксов, приставок.

УОСЗ

155.

Обучение выбору разделительного знака (« Ъ или Ь»).

УИПЗЗ

игра

156.

Написание слов с разделительными знаками (« Ъ или ,Ь»).

УКИЗ

157.

Упражнение в написании слов с разделительными знаками.

УКИЗ

158.

Тренировка всех освоенных орфографических и других  умений.

УКИЗ

159.

Обобщаем   все освоенные орфографические  и другие  умения.

УОСЗ

160.

Повторяем,  готовимся к проверочной работе.

УОСЗ

виктори-на

161.

Проверочная работа (тест)по теме: «Как устроены слова?»

УПОКЗ

162.

Работа над ошибками. Закрепление  всех освоенных орфографических и других  умений.

УЗНЗВУ

163.

Упражнение в разборе слов по составу.

УКИЗ

164.

Правописание корней

165.

Правописание суффиксов.

КУ

166.

Правописание приставок.

КУ

167.

Знакомство с понятием «правильно» и «точно».

УИПЗЗ

168.

Обучение выбору более точного слова «Как сказать лучше?»

УИПЗЗ

169.

Контрольный диктант №10  по теме: «Как устроены слова?»

УПОКЗ

170.

Работа над ошибками. О значении, строении и происхождении слов.

КУ

171.

О значении, строении и происхождении слов.

КУ

172.

О происхождении слов. («Я размышляю о словах своего языка»)

КУ

Перелистаем учебник

Итоговое обобщение 11 часов

173.

Правописание слов с разделительным Ь .знаком.

УКИЗ

Знать:

-изученные орфограммы

и пунктограммы.

-– понятие «значение слова»;

– значимые части слова.

-значимые части слова;

-признаки изученных частей речи;

-типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания;

– находить способ проверки написания

– указывать лексическое значение слова;

– работать с толковым словарем;

– подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова.

составлять и оформлять письменно поздравления

Личностные:

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

- понимание значимости хорошего владения русским языком,

Регулятивные:

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

2. Логические:

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач,– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

174.

Словарный диктант №4

УПОКЗ

175.

Закрепление понятий «правильно» и «точно».

УЗНЗВУ

176.

Упражнения в написании слов с  сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу- щу.

КУ

177.

.05.

Контрольное списывание №4

УПОКЗ

178.

.05.

Правописание сочетаний: чк,  чн, чт, щн. Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь знак (зд, сн, зн, нщ, нч, нт).

УКИЗ

179.

.05.

Контрольный диктант по итогам года №.11

УПОКЗ

180.

.05.

Работа над ошибками. Правописание всех изученных сочетаний.

УОСЗ

181.

.05.

Административное тестирование №3.

УПОКЗ

182.

.05.

 Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными.

УКИЗ

183.

Упражнения в подборе проверочных слов.

КУ

184.

Упражнение в правильном написании слов с безударными гласными.

КУ

185-191

Резервные уроки

Всего – 191 ч. Из них внеурочных занятий  -  23 ч. (11%)                                            

                                  Административное тестирование. 3

                                   Контрольное списывание-4

                                   Контрольные диктанты-11

                                   Словарный диктант -4           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...