Урок русского языка в 4 классе по теме " Падеж имён существительных". УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока, презентация к уроку. Урок с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на основе системно-деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse._padezh_sushch._.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе (По учебнику русского языка авторов: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).
Учитель МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», Палева Елена Егоровна
Тема: Распознавание падежей имен существительных.
Цель урока: Создание условий для организации работы учащихся по исследованию и открытию падежа имен существительных, названий и их количества.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Наглядно - дидактические материалы:
Презентация «Морфологический разбор имени существительного», «Презентация для проверки выполненной работы», ЦОР «Падеж имен существительных», карточки для индивидуальной и групповой работы, наглядно - дидактический материал по теме урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Наш урок посвящен открытию новых знаний. За новыми знаниями я предлагаю отправиться в путешествие. Какие качества нам нужны для открытия новых знаний? (внимательность, аккуратность, трудолюбие, любознательность…). Дети называют необходимые качества. Учитель открывает нужные карточки, постепенно открывается рисунок корабля.
- Вот на этом корабле мы и отправимся в наше путешествие. Но прежде, чем отправиться в плавание за новым знанием, мы должны к этому подготовиться. С чего мы начинаем ОНЗ?
(С повторения). Все будем повторять? (Нет, только то, что нужно к уроку).
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1) - Выполним упр.135.
- Прочитайте выделенные слова.
- Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? Почему?
- Проверка: Выпишите выделенные слова с предлогами, обозначь основу и окончание.
- Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово.
- Что меняется в слове весна – основа или окончание?
Какой вывод можно сделать?
(В зависимости от вопроса меняется окончание существительного).
- Для чего это нужно? (Для связи слов в предложении).
2) - Напишите предложение.
В роще птицы радостно встречают весну.
-1) Сделайте синтаксический разбор предложения. (У доски 1 ученик.)
- Выявление места и причины затруднения.
-Какие 2 шага УД вы должны делать при открытии новых знаний? (При условии, что я все делаю сам – выясню, чего я не знаю и сам найду способ).
- Какое задание я должна вам дать, чтобы вы узнали то, чего не знаете? (пробное действие).
- Самостоятельно выполните морфологический разбор выделенного существительного по алгоритму.
Но прежде, повторим порядок разбора. Презентация № 1 .Слайд 1.– появляется алгоритм морфологического разбора имен существительных.
–Дети называют постоянные и непостоянные признаки существительного, они понадобятся в морфологическом разборе имен существительных.
Самостоятельная работа.
Проверка. Слайд 2. (появляется образец морфологического разбора существительного весну).
-С каким затруднением встретились? ( Мы не знаем, как определить падеж существительного, т.к. не знаем, что это такое).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Значит, какую цель мы поставим на уроке? (узнать, что такое падеж существительных)
-Как назовете тему урока? ( Падеж).
- А я назвала тему так: Падеж имен существительных.
5. Реализация построенного проекта.
- Что мы знаем про падеж? | - Что хотим ? узнать? | - Узнали: |
? | 1. Что такое падеж сущ.? 2. Сколько падежей в русском языке? 3. Как они называются? 4. Как обозначаются?
| 9. Итог урока |
- Каким способом мы добываем новые знания?
- Я предлагаю вам в группе исследовать эти слова и составить из них предложение. (Работа с деформированным предложением).
Изменение окончаний имен существительных по вопросам.
- Как вы думаете, на какой вопрос мы сейчас ответили?
- Прочитаем хором полученное определение.
- В русском языке несколько падежей. Как они называются, обозначаются и сколько их, вы узнаете, путешествуя по «Острову падежей», к которому мы приплывем. Путь длинный, поэтому нам надо сделать зарядку.
Физминутка.
- Что берет с собой настоящий путешественник? (карту).
- Вот она. И пусть такая же карта будет у каждого из вас (карточка с картой лежит на столе у каждого ребенка). Она нам нужна будет в течение нескольких уроков.
- Проведите небольшое исследование карты. На какие вопросы можно найти ответ по карте?
1). На карте обозначены остановки - привалы. Их 6. Ровно столько падежей в русском языке.
2). Названия привалов: И.п, Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. Так обозначаются падежи.
- А как они называются, я предлагаю вам придумать самим, поработав в группе.
Каждая группа (из 4-5 человек, чтобы групп было 6) получает карточку с обозначением падежа и его описанием.
- И.п. - «Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать…».
- Р.п.- «Родился-стал…».
- Д.п.- «Пока он был малышом, ему все давали, и он стал…».
- В.п. – «Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал…».
- Т.п. – «Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал…».
- П.п. – «Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь…».
Проверка - презентация названий падежей имен существительных.
- А как на самом деле называются падежи в русском языке, вы узнаете, путешествуя «По острову падежей».
Презентация http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Padezh/Padezhi.html
- Первичное закрепление во внешней речи.
-Использование слайдов презентации.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполните упр.с доски.
- Допишите окончания существительных.
- Проверка. Презентация № 3. (Открывается текст упр-я с закрытыми окончаниями. После проверки - окончания сущ-х открываются).
Оцените свою работу. ( Дети сигналят цветными карандашами: зеленым, желтым, красным). Оценивается правильность выбора окончаний существительных.
- Трудно ли было выполнять это задание?
- Как вы думаете, почему? (к словам ставили вопросы)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Вернемся к нашему морфологическому разбору. А теперь попробуйте определить падеж существительного весну. (В. п.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведем итог урока. (Возвращаемся к таблице).
- Что узнали на уроке про падеж существительных? (отвечаем на вопросы, на которые хотели найти ответ)
- Почему у каждого падежа по 2 вопроса, а не по 1?
- Как вы думаете, падеж – какой признак существительных: постоянный или непостоянный? От чего будет зависеть, какой падеж существительного?
- Зачем нам нужно знать падежи?
- Все ли было понятно на уроке?
- В чем испытывали затруднение?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание: Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? - На выбор даются 2 задания: 1) упр. 137. 2) Придумать рисунки к любому из падежей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»
Закрепить знания о системе падежей русского языка....
- Мне нравится (1)