СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.02_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнил(а) студент(ка) 44 гр. |
Согрина Татьяна |
Проверил: Муллахметова Р.М. |
Отметка: |
Дата: 19.02.18 |
Челябинск, 2018
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели урока: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
положительно относиться к учению, понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 2 мин | (слайд) - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". - Как вы понимаете это выражение? (Если мы будем учиться чему-то новому, то узнаем много интересного и сможем применять наши знания в жизни) | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: минутка чистописания Словесный: беседа. Практический: работа в парах. Иллюстративный: работа с иллюстрацией на карточках Словесный: беседа. Словесный: слово учителя. | 5 мин | Введение в тему. (слайд) - Прочитайте слова (на доске): Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова. - Спишите эти слова. - Почему некоторые из этих слов пишутся с заглавной буквы? (это названия городов, рек и имена людей) - А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах. Чтобы узнать тему нашего урока, распределите данные слова по следующим группам. (работа в парах на карточках) 1.Имена 2.Названия городов 3.Названия рек - С какой буквы были написаны все эти слова? (с заглавной) Почему? - Какое общее название можно дать этим именам существительным? (собственные) - Какие слова мы не вписали в таблицу? Прочитайте их. (город, река, ученик) - Почему эти слова не относятся ни к одной группе? (они пишутся с маленькой буквы) -Какое общее название можно дать этим именам существительным? (нарицательные) (слайд) - В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные. | Слушать учителя. Выполнять задание учителя. Отвечать на вопросы учителя. Работать в парах Отвечать на вопросы учителя Фронтальная работа Слушать учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Частично-поисковый: исправление ошибок. Практический: работа с текстом Словесный: беседа. | 5 мин | (слайд) - Для этого поможем Незнайке исправить ошибки. (взаимопроверка) «Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.» (Всего 8 ошибок) (слайд) -Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные».) -Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным? (слайд) -Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Научиться различать имена собственные и нарицательные.) | Выполнять задание Читать задание Определять тему и цели урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. Практический: примеры из окр. мира. Словесный: беседа. Практический: работа с учебником. Словесный: беседа. Практический: примеры из окр. мира.
| 8 мин | Работа с учебником. Страница 51, упражнение 87. Прочитайте задание. 1 ряд записывает 1 строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули? - Вспомните, какие произведения этих писателей и поэтов вы читали? - Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком в жёлтой рамочке. - Какие имена существительные называются собственными? (имена, отчества, фамилии людей) - Подберем примеры из окружающего мира. - В какой стране вы живете? (Россия) - Как называется наш регион? (Челябинская обл.) - В каком районе мы живем? (Металлургическом) - Как называется наш город (Челябинск) - Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным? - Прочитайте правило на странице 53 рядом с условным значком в жёлтой рамочке. «Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся со строчной буквы». - Прочитайте упражнение №88. Ответьте на вопрос, являются ли данные слова именами существительными собственными? (не являются) - Значит, ребята, ФИО и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы. - Как называются все остальные имена существительные? (Нарицательными.) - Почему их так называют? (Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.) - Придумайте примеры из окружающего мира. Стол, стул, тряпка, парта, мел. | Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Работать с учебником Работать с упражнением Работать с правилом Работать с учебником Работать с упражнением Работать с правилом Работать с правилом Отвечать на вопросы | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Динамическая пауза Практический: выполнение упражнений. Словесный: слово учителя. | 3 мин | (слайд) - Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза. Реснички опускаются…Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем…Дышится легко… ровно… глубоко…Наши руки отдыхают… Шея не напряжена…И рассла-бле-на… (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем…(Громче, быстрей, энергичней.)Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и …приступаем к дальнейшей работе. | Выполнять упражнение. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа в тетради. | 5 мин | С. 53 № 90 прочитайте задание. Выполните это упражнение самостоятельно, записывая каждую строчку с новой красной строки. - Спишите, вставляя пропущенные буквы и располагая слова в алфавитном порядке. (слайд) - Проверяем (задание на доске). - У кого возникли трудности? Почему? - Прочитайте задание № 91. Прочитайте сначала все полные имена, затем все неполные, а теперь прочитайте ласковые формы имён. - Напишите своё неполное и полное имя, а также ласковую форму своего имени. - Кто хочет прочитать своё имя в разных формах? Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова. | Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать задание | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: работа с газетами, журналами. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа в парах. Частично-поисковый: работа с текстом. | 5 мин | - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? (Название книг, фильмов, газет, журналов .) - Как будем писать их названия? (С заглавной буквы. ) - Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. Работа в парах. (слайд) – На слайде вы видите текст. «Иванов Коля весело играл с мячом. Воспитатель Мария Владимировна стояла рядом и улыбалась.» Выпишите имена собственные. «Иванов Коля, Мария Владимировна» (слайд) Проверяем. - Чему мы учились, выполняя это упражнение? (искать в тексте имена собственные) | Отвечать на вопросы Работать с газетами, журналами Работать в парах | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. . |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 5 мин | - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. (название рек, озёр, городов) (слайд) «Река Лена и девочка Лена» Ребята, объясните, почему слово «Лена» пишется с заглавной буквы? (это имя и название реки, поэтому слово Лена пишется с заглавной буквы (слайд) Итак, запомните! - Собственные имена сущ. пишутся с заглавной (большой) буквы. - Нарицательные имена сущ. пишутся со строчной (маленькой) буквы. | Отвечать на вопросы
Фронтальная работа | Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: самоанализ. Практический: запись д/з. | 5 мин | (слайд) Наш урок подошёл к концу. - Что нового мы узнали на уроке? - Какие существительные называются собственными? - С какой буквы они пишутся? - Какие существительные называются нарицательными? (слайд) Домашнее задание . Стр. 52 упр. 89, выучить правила с 52-53. Спасибо. Занятие окончено.
| Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. Записывать Д/З | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
УМК: Школа России "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Урок русского языка скраеведческим материалом....
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...