Конспект на тему :«Знакомство со звуками [х] [х`] и обозначением их буквой Х» . 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote_1_klass.odt46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.1.17

Студент ЧПК №1:  Друзяк Кристина 34 группа

Урок: 1

Кабинет: 113

Предмет: обучение грамоте

Школа: 95

Класс:

Учитель: Тарасова Наталья Владимировна_____

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна_____

Тема: «Знакомство со звуками [х] [х`] и обозначением их буквой Х»

Цель урока: познакомить с характеристикой звуков, создать условия для знакомства с условными обозначениями глухих твёрдого и мягкого звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов.

Планируемые результаты:

Личностные

  • развивают память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;
  • воспитывают культуру учебного труда, коллективизм.

Предметные

  • продолжают формировать умения читать слова по слогам и орфоэпически;
  • учатся акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов.

Оборудование: Азбука (учебник по обучению грамоте и чтению) Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. 92-93 стр, презентация,

компьютер, проектор, экран.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока.

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивационный

Словесный: побуждающий диалог

1 мин

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать начинать!

Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Алексеевна. Я буду сегодня у вас вести урок обучения грамоте.

Ребята, кто мне напомнит, какое у вас было домашнее задание? (Чтение скороговорок наизусть)

Кто пойдёт к доске?

Хорошо ребята, молодцы. Надеюсь ученики, которые не вышли, проявят активность во время урока.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2

Актуализация знаний

Практический: работа в парах

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: слово учителя,  ответы на вопросы

2 мин

7 мин

У вас на партах лежат листочки разного цвета. Я буду читать вам предложения, а, вы посовещавшись в паре, выбираете правильное это высказывание или нет. Красный листочек – значит не верно, зелёный – верно.

1) Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки

2) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

3) Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

4) Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

5) Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

6) Буквы обозначают звуки на письме.

Звуки обозначают буквы на письме.

Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какие звуки встречаются во многих словах этого стихотворения?

Хмурый, хилый хнычет Хорь –

На Хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть. (Звуки [Х], [Х’].)

Прослушав стихотворение может уже кто-то догадался,  как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.)

Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с… (новой буквой и звуками.)

Охарактеризовать… (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать… (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Фонетическая зарядка

Давайте проверим ребята как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)

Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный, глухой, твёрдый, не имеет парного звонкого согласного звука)

А как смеются девочки? ( Хи-хи-хи)

Что можно сказать о звуке [х`]? (Согласный, глухой, непарный, мягкий звук [х`])

Размышлять, отвечать на вопросы

Размышлять, отвечать на вопросы

Определять цели и пути их достижения

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;  строят реч. высказывания.

3

Решение частных задач.

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический : фонетический анализ

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: характеристика звуков.

Практический:  конструирование буквы в паре.

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:  характеристика звуков, работа с двухуровневыми схемами

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение схем

15 мин

Работа со схемами.

Дети, откройте Азбуку на с.92. Рассмотрите страницу учебника. Кто нарисован на первой и на второй картинках? (муха, мухи) Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям.

Назовите первое слово. (муха) Давайте разделим его на слоги и прочитаем. Назовите второй слог. Назовите первый звук в этом слоге. Дайте характеристику ( первый звук согл.,глухой, твёрдый).

Перейдём теперь ко второму слову. (мухи)Давайте разделим его на слоги и прочитаем. Назовите второй слог. Назовите первый звук в этом слоге. Обратите внимание на модель этого звука, что заметили? (звук мягкий) Как вы это поняли? (мягкость звука обозначается с помощью апострофа) Дайте характеристику ( звук согл., глухой, мягкий)

Физкультминутка

 Конструирование буквы.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - заглавной и строчной (маленькой).

- Зачем нужна заглавная буква? (Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.)

Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)

Буква «х» обозначает два звука – глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х`]

- На что похожа буква Ха?

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Ребята, а на что по вашему мнению похожа буква Ха?

А теперь поучимся читать и анализировать слова с новой буквой. Рассмотрим  иллюстрации в учебнике.

Как называют человека, который занимается опытами?(Химик)

Прочитайте слово по слогам и орфоэпически. Сколько слогов в слове химик? Давайте поставим ударение. Какой слог ударный? Где слышится новый звук?( В начале) Дайте характеристику звуку. Как обозначается его мягкость? ( в слове «химик» буква «и» мягкий звук [х`])

- Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком.

Прочитайте слово.  Где слышится новый звук? ( В начале) Дайте характеристику звуку. Как обозначается твёрдость звука? (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает звук [х])

Давайте рассмотрим схемы слогов внизу страницы. Какие звуки обозначены кружком? ( гласные). А что объединяет все эти слоги? ( есть новые звуки [х], [х`]) Давайте по цепочке прочитаем каждую схему выделяя чётко каждый звук.

Как вы думаете на какие 2 группы можно разделить эти слоги? ( слоги которые начинаются с гласного, с согласного)

Давайте теперь прочитаем те слоги, которые могут быть маленькими словами, выражают чувства человека. ( ах, ох, ух и т.д.)

Теперь давайте найдём те слоги, что выражают такую эмоцию как смех. ( ха, хи, хо)

Работать с содержанием учебника

Характеризовать звуки

Выполнять двигательные упражнения.

Рассуждать, отвечать на вопросы учителя

Работать с содержанием учебника

Рассуждать, отвечать на вопросы учителя

Работать самостоятельно

П: осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

П: обобщают.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации;

П: обобщают.

4

Первичное закрепление

Практический: чтение цепочек слов, составление предложений

7 мин

Упражнение в чтении слов

Давайте поупражняемся в чтении слов на странице 93.

Читаем каждое слово орфоэпически, выделяя ударение. Первая строка слов. Читаем дальше по цепочке. Прочитайте слова названия признаков предметов. Подберём к каждому слову название предмета. Теперь каждый ряд составит одно предложение со словом.

Первый ряд – со словом хлебный. Второй ряд – со словом хвойный. Третий ряд – со словом хвостатый)

(хлебный завод, хлебный квас

хвойный аромат, хвойный лес

хвостатый кот, хвостатый кенгуру)

Давайте рассмотрим иллюстрацию ниже. Кто на ней изображён? (лиса, мышь) Ваша задача сейчас составить из предоставленных слов предложение и мы с ним поработаем.

На доске вразброс представлены слова, давайте прочитаем каждое слово. Задача учеников составить верное предложение. (Ухватила мышь за хвост хитроватая лиса)

Какой звук чаще всего мы слышим? (звук [Х] [Х`])

Физкультминутка

Буду называть слова и если в слове спрятался звук [Х] твёрдый - будете приседать, а если мягкий - вставать на носочки
– холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
–  сахар, муха, мухи, смех

Работать самостоятельно

Выполнять двигательные упражнения.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Включение в систему знаний и умений.

Практический: чтение цепочек слов

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

запоминание слов

7 мин

Чтение пар слов.

 Под иллюстрациями на розовом и голубом фоне даны слова. Девочки читают на розовом фоне для мальчиков.

Что заметили в написании интересного?( Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.)

А мальчики на голубом фоне для девочек.

Что заметили? (К одному слову добавили впереди согласную.)

Давайте теперь разберём значения каких слов вам не понятны?

 хилый – больной

 хлев – место для загона скота

хворь – болезнь

ход – движение в каком-либо направлении или движение чего- либо (например войны, дела)

Чтение загадок

Внизу страницы даны загадки. Сейчас каждый сам про себя прочитает загадку. Кто будет готов поднимет руку, прочитает саму загадку и даст ответ.

Знаете, кто написал для нас с вами первую загакду? Это очень интересный человек. Нина Васильевна Пи́кулева российская детская поэтесса. Но для детей она не только писала стихи, так же загадки, считалки, песни. Ниной Васильевной издано более 100 книг более 4 миллионов экземпляров. Предствьте себе как это много. А самое интересное знаете что? Нина Пикулева наша с вами  землячка. Нина Васильевна Пикулева родилась 19 июля 1952 года в Челябинске. Как и всякий поэт, она пережила кучу неудач, потерь. Но не ожесточилась, не стала злобной. Поскольку все это недостойно поэта. Сейчас она продолжает заниматься любимым делом и готовит для детей новые сборники.

Хорошо, а теперь немного загадок, которые прислали нам жители страны букв. Слушайте и отгадывайте.

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ... (Х)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я .... (Хоккей)

В нашей кухне

Круглый год

Дед Мороз

В шкафу живёт. (Холодильник)

Маленький да толстенький,

С амбаром за щекой.

Зёрна собирает,

Запасы ест зимой. (Хомяк)

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Составьте звукобуквенную схему  слова хлеб.

Задания на развитие речи, внимания.

Игра «Кто больше запомнит слов?».

Я прочту вам небольшой рассказ про хомяка, а ваша задача запомнить как можно больше слов со звуками [Х] [Х`]. Слушаем внимательно.

– Холодно! – хныкал хомяк-хохотун. – Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

– Хорошо! – хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.

Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.

Хороший хозяин хомяк-хлопотун!

Давайте тепрь разберём те слова, что были не понятны вам.

Хатка – дом. Хлипкая – слабая. Худо – неприятность. Ходики – старые часы. Хворост – сухие ветки. Хибарка – дом. Хоромы – просторные комнаты, дома. Хлопотун (хлопоты) – бесконечные занятия (дела)

Предполагать

Читать вслух и про себя.

Предполагать

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

Итог урока

Словесный: ответы на вопросы,

3 мин

Ребята, давайте теперь подведём итог. В начале урока мы поставили перед собой определённые цели. Давайте вспомним и посмотрим, чего достигли.

С какой буквой познакомились?

Что узнали о новой букве?

Мы познакомились с… (новой буквой и звуками.)

Охарактеризовали… (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Научились читать… (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Запишите домашнее задание. Подобрать слова, где встречаются звук [х], [х`].

Отвечать на вопросы, подводить итог урока, анализировать

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

2 мин

На доске расположены две серединки от ромашки грустная и весёлая. Я раздала лепестки, ваша задача прикрепить лепесток к тому черенку, что сейчас олицетворяет ваше настроение. По одному начиная с первого ряда выходим.

Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников). Желаю вам плодотворной работы.

Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Проводить самоанализ.

Ухватила

мышь за хвост хитроватая лиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”

Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...

конспект урока в 1 классе Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»

анализ и конспект урока в 1 ом классе по обучению грамоте   Буквы П, п...

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Конспект урока на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"

Конспект открытого урока литературного чтения в период обучения грамоте на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"....

Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...