Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukom_m.ppt | 2.12 МБ |
znakomstvo_so_zvukom_m.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иголка
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.
Планируемые результаты:
Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование мотивации к изучению предмета.
Предметные: Закреплять умение детей различать твердый и мягкий согласные звуки М; выполнять звуко-буквенный анализ слова и составлять условно-графическую схему; называть и находить букву М среди других букв; делить слова на слоги.
Оборудование к уроку: учебник русского языка, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 1 класс, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный. Словесный. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Юрьевна. Сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я. | Приветствуют учителя. | |
2. | Мотивационный этап Словес.: ответы на вопросы | - Откройте учебник на стр. 22
Аа Оо Уу Ээ Ыы Ии - с какими буквами вы уже познакомились? Давайте прочитаем их. - Какие звуки обозначают эти буквы? - Что объединяют все эти звуки? ( гл.) - Откройте учебник на стр 23. - Рассмотрите схему на стр 23 - Какие могут быть гл. звуки? ( безудр. И ударные) | Открывают учебник Повторяют пройденные звуки и буквы
Отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал | Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: упражнение в учебнике Словес.: ответы на вопросы. Практический: рассматривают модели в учебнике Словесный: Отвечают на вопросы учителя Практический: работают с учебником Словесный: поизносят звук, сравнивают произношение, отвечают на вопросы учителя. Словесный+ практический: отвечают на вопросы учителя, рассматривают модели
Словесный: рассуждают что нового узнали о звуке М, отвечают на вопросы учителя Практический: работают со схемами в учебнике | Давайте разберем с вами 1 слово Иголка - Произнесем его по слогам ( И-гол-ка) - Сколько в нем слогов? (3 слога) - Прочитайте с ударением (игОлка) - Назовите 1 слог? Какой в нем гл.звук ( И- гл,) - Назовите 2 слог? (ударный слог) - Какой в нем гласный звук? ( о- гл.) - Назовите 3 слог? ( ка) - Какой в нем гласный звук? (а-гл) - Какой моделью обозначается гл. звук? Сегодня мы продолжим с вами знакомство с новыми звуками и буквой. Откройте учебник на стр 24. Поставьте палец в левый верхний угол. - Что нового появилось по сравнению с предыдущими знаками? ( если затрудняются ответить дети, то стр 21) - Правильно, появилась новая модель - Почему стоят . ? - Что обозначают эти модели? ( что это согл. Звук) - Почему не круглые, а квадратные? ( так как круглые это был гл. звук, сейчас согл. Звук) - Что обозначает запятая? ( мягкость согл) Наша с вами задача узнать, какие звуки представляет данная модель. Научиться их характеризовать. Узнать, какой буквой обозначается на письме. Для этого, мы с вами начнем с анализа слов. Открываем стр 24. Посмотрите на верхнюю строчку - Назовите мне, пожалуйста, слово, определить его можно по картинке и с помощью схемы - Произносим слово, выделив последний звук ( Соммммм) - Молодцы, давайте понаблюдаем, как мы произносим этот звук. - Сравним произношение [О] и последнего [ОМ] ( произносим хором) - В чем разница? ( когда произносим гл звук, струя воздуха выходит свободно, когда звук [М]- появляется преграда, смыкаются губы и струя воздуха встречает препятствия . Звуки- при произношении которых струя воздуха встречает преграду,- называют согласными. - Почему так называется? Они в слове всегда идут вместе с гл. Согласный в схеме обозначается - Так мы с вами ответили на первый вопрос Давайте узнаем, что обозначает . внутри квадрата. Сейчас мы с вами произнесем звук, закрыв плотно уши- когда мы производим этот звук, мы слышим шум и голос. Такие согл называют звонкими. ( схема квадрат с точкой ) На схеме этот звонкий согл обозначается - А сейчас расскажите, пожалуйста, что вы узнали о звуке М? ( что он согл и звонкий) - Хорошо, давайте с вами рассмотрим 2 схему. Произнесите слово Мал- Мял [М] [М`] Выделим первый звук М -Что мы знаем о первом звуке ? М ( что он согл. И звонкий) - Хорошо, затем выделим второй звук? М` - что мы знаем о звуке М`? ( сог, звонкий) Сейчас произнесем эти два звука все вместе. - В чем разница в произношений? Когда мы произносим М` губы больше растягиваются и мы как будто улыбаемся. Звуки М и М` произносят одинаково но, [М]- сердито, твердо, второй [М`] - ласково, мягко- согл мягкий. Мягкость согласного обозначается запятой ` Давайте дадим полную характеристику звуку М. | Разбирают по слогам слово Иголка. Работают с учебником Сравнивают схемы в учебнике, рассматривают, рассуждают. Рассматривают новую модель Рассуждают над вопросами учителя. Ставят задачи урока Работают с учебником, анализируют слова, работают со схемой. Произносят слово Сом Наблюдают и сравнивают произношения. Определяют разницу Запоминают новое определение согл.звуков Определяют как обознаются по схеме. Произносят звук плотно закрыв уши. Определяют звонкие согл. Рассматривают схему, выделяют звук М Определяют разницу в произношений. Слушают учителя. Рассуждают о звуке [М] Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассуждение учителя. | П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
4. | Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Практич.: работа с упражнением. Практический: «ловят» слова в ладошки, работают с упражнением. Словесн.: рассуждают, отвечают на вопросы учителя. Практический: работают по учебнику с упражнением. Словесн.+практич.: Отвечают на вопросы учителя, работают с упражнением. Практический: работают над заданием в учебнике, рассматривают иллюстраций. |
[а] - звук согл, звонкий, твердый.
[а] - звук согл, звонкий, мягкий Я сейчас буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю) только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мед. - А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М. Слова: Миша, медведь, Маша, лес, мед, машина. Хорошо, давайте с вами вернемся на стр 24 и посмотрим, как наши звуки [М] и [М`] обозначается на письме. - Как вы думаете, на что похожа буква Мм? Посмотрите на слайд. - Что мы с вами узнали нового? Что звук М- это звук согл, 2 звука [М] и [М`] и на письме обозначается Мм ( слайд). Давайте рассмотрим схему и картинку на стр 24. - Прочитайте слово, сколько слогов? ( 1) - Произносим 1 звук+ характеризуем его. М- согл, звонкий, твердый. - Произносим 2 звук ( ы, глас, ударный) Мыл Теперь давайте прочитаем второе слово Мил - Какой первый звук? [М`] – согл, звонкий, мягкий. Какие буквы отличают эти два слова? (ы-и) - Сколько слогов в этом слове? (1) - Произносим 1 звук? Охарактеризуйте его ( согл, звонкий, мягкий) - Как мы определили что он мягкий? - Произносим 2 звук? ( и) ( гл,) Мил Сейчас откроем стр 25. Наша с вами задача- прочитать прочитать слоги гл+согл. Прочитаем все вместе: Ам, Ом, Ум, Эм, Ым, Им А сейчас прочитаем согл+гл: Ма, мо, мы,му Скажите пожалуйста, согл, звонкий в этих словах твердый или мягкий? ( твер.) И последний слог у нас какой? (Ми) Чем отличаются последний слог от первых двух? (в нем буква М обозначает мягкий согласный ) Правильно, буква И указывает на мягкость. Молодцы, сейчас давайте спустимя ниже на стр 25. Сейчас давайте прочитаем все вместе: -Ма-мама (слоги выделяем)- мАма. Продолжаем читать дальше. - Молодцы, давайте с вами перейдем к следующему заданию. Нам нужно прочитать предложения. Для того что бы их прочитать мы должны рассмотреть иллюстраций. Кто знает как прочитать 1 предложение? У мамы дочка Эмма. Давайте сейчас прочитаем второе предложение. У Эммы корова Муму. | Рассматривают схемы, определяют какие звуки. Ловят в ладошках слова с твердым и мягким звуком. Рассуждают на что похожа буква М. Определяют что узнали нового о букве М. Определяют сколько слогов. Рассуждают о словах, сколько слогов в этом слове, произносят звуки и характеризуют его. Прочитаем слова со слогами, определяют твердость и мягкость. Находят отличия слогов от первых двух. Читают слова по заданию учителя. Выполняют упражнение по учебнику. Выполняют задания из ученика. Читают по одному. | П: осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
5. | Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответ на вопрос. Практич.: запись домашнего задания | - Какая была тема нашего урока? - Какие были задачи нашего урока? - Что нового мы узнали о букве М? ( возвращаемся в начало, и проводим анализ) Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Отвечают, рассуждают на вопросы учителя. | Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)
Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по обучению грамоте на тему "Буква Ы обозначающая звук Ы" 1 класс
ПНШ...
Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З". 1 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З" 1 класс ПНШ...
1 класс. Учебно-методический комплект по обучению грамоте по теме: "Согласные звуки [г], [п], [т], [р]. Заглавные буквы Г, П, Т, Р." (конспект+презентация)
Цели: обеспечить запоминание заглавных букв «Г», «П», «Т», «Р»; учить различать начертания букв и правильно их писать;обеспечить развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания на материале урока...