Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Лушкина (Жданова) Мария Юрьевна

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znakomstvo_so_zvukom_m.ppt2.12 МБ
Файл znakomstvo_so_zvukom_m.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аа Оо Уу Ээ Ыы Ии

Слайд 2

Иголка



Предварительный просмотр:

                                                 

Тема урока:  Знакомство со звуками [М],  [М`] и буквой М.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков.

Планируемые результаты:

Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование мотивации к изучению предмета.

Предметные: Закреплять умение детей различать твердый и мягкий согласные звуки М; выполнять звуко-буквенный анализ слова и составлять условно-графическую схему; называть и находить букву М среди других букв; делить слова на слоги.

Оборудование к уроку: учебник русского языка, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 1 класс, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

Словесный.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Меня зовут Мария Юрьевна. Сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я.

Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный

этап

Словес.: ответы на вопросы

- Откройте учебник на стр. 22

               

Аа             Оо          Уу        Ээ          Ыы           Ии

- с какими буквами вы уже познакомились? Давайте прочитаем их.

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Что объединяют все эти звуки? ( гл.)

- Откройте учебник на стр 23.

- Рассмотрите схему на стр 23

- Какие могут быть гл. звуки? ( безудр. И ударные)

Открывают учебник

Повторяют пройденные звуки и буквы

 

Отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: упражнение в учебнике

Словес.:  ответы на вопросы.

Практический: рассматривают модели в учебнике

Словесный: Отвечают на вопросы учителя

Практический: работают с учебником

Словесный: поизносят звук, сравнивают произношение, отвечают на вопросы учителя.

Словесный+ практический: отвечают на вопросы учителя, рассматривают модели

 

Словесный: рассуждают что нового узнали о звуке М, отвечают на вопросы учителя

Практический: работают со схемами в учебнике

Давайте разберем с вами 1 слово Иголка

- Произнесем его по слогам ( И-гол-ка)

- Сколько в нем слогов? (3 слога)

- Прочитайте с ударением (игОлка)

- Назовите 1 слог? Какой в нем гл.звук ( И- гл,)

- Назовите 2 слог? (ударный слог)

- Какой в нем гласный звук? ( о- гл.)

- Назовите 3 слог? ( ка)

- Какой в нем гласный звук? (а-гл)

- Какой моделью обозначается гл. звук?  

Сегодня мы продолжим с вами знакомство с новыми звуками и буквой. Откройте учебник на стр 24. Поставьте палец в левый верхний угол.

- Что нового появилось по сравнению с предыдущими знаками? ( если затрудняются ответить дети, то стр 21)  

- Правильно, появилась новая модель          

- Почему стоят . ?

- Что обозначают эти модели?  ( что это согл. Звук)

- Почему не круглые, а квадратные? ( так как круглые это был гл. звук, сейчас согл. Звук)

- Что обозначает запятая?  ( мягкость согл)

 Наша с вами задача узнать, какие звуки представляет данная модель. Научиться их характеризовать. Узнать, какой буквой обозначается на письме.

Для этого, мы с вами начнем с анализа слов. Открываем стр 24. Посмотрите на верхнюю строчку

- Назовите мне, пожалуйста, слово, определить его можно по картинке и с помощью схемы

- Произносим слово, выделив последний звук ( Соммммм)

- Молодцы, давайте понаблюдаем, как мы произносим этот звук.

- Сравним произношение [О] и последнего [ОМ]        ( произносим хором)

- В чем разница? ( когда произносим гл звук, струя воздуха выходит свободно, когда звук [М]- появляется преграда, смыкаются губы и струя воздуха встречает препятствия .

Звуки- при произношении которых струя воздуха встречает преграду,- называют согласными.

- Почему так называется?

 Они в слове всегда идут вместе с гл.

Согласный в схеме обозначается  

- Так мы с вами ответили на первый вопрос        

Давайте узнаем, что обозначает . внутри квадрата.

Сейчас мы с вами произнесем звук, закрыв плотно уши- когда мы производим этот звук, мы слышим шум и голос. Такие согл называют звонкими.  ( схема квадрат с точкой  )

На схеме этот звонкий согл обозначается   

- А сейчас расскажите, пожалуйста, что вы узнали о звуке М? ( что он согл и звонкий)

- Хорошо, давайте с вами рассмотрим 2 схему.

Произнесите слово Мал- Мял [М] [М`]

Выделим первый звук М

-Что мы знаем о первом звуке ? М ( что он согл. И звонкий)

- Хорошо, затем выделим второй звук? М`

- что мы знаем о звуке М`? ( сог, звонкий)

Сейчас произнесем эти два звука все вместе.

- В чем разница в произношений?

Когда мы произносим М` губы больше растягиваются и мы как будто улыбаемся.

Звуки М и М` произносят одинаково но, [М]- сердито, твердо, второй [М`] - ласково, мягко- согл мягкий. Мягкость согласного обозначается запятой           `

Давайте дадим полную характеристику звуку М.

Разбирают по слогам слово Иголка.

Работают с учебником

Сравнивают схемы в учебнике, рассматривают, рассуждают.

Рассматривают новую модель

Рассуждают над вопросами учителя.

Ставят задачи урока

Работают с учебником, анализируют слова, работают со схемой.

Произносят слово Сом

Наблюдают и сравнивают произношения.

Определяют разницу

Запоминают новое определение согл.звуков

Определяют как обознаются по схеме.

Произносят звук плотно закрыв уши. Определяют звонкие согл.

Рассматривают схему, выделяют звук М

Определяют разницу в произношений.

Слушают учителя.

Рассуждают о звуке [М]

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассуждение учителя.

П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

4.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с упражнением.

Практический: «ловят» слова в ладошки, работают с упражнением.

Словесн.: рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Практический: работают по учебнику с упражнением.

Словесн.+практич.: Отвечают на вопросы учителя, работают с упражнением.

Практический: работают над заданием в учебнике, рассматривают иллюстраций.

 

          [а]          

- звук согл, звонкий, твердый.

       

[а]  

- звук согл, звонкий, мягкий

Я сейчас буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю) только те слова, в которых есть твердый звук М.

Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мед.

- А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М.

Слова: Миша, медведь, Маша, лес, мед, машина.

Хорошо, давайте с вами вернемся на стр 24 и посмотрим, как наши звуки [М] и [М`] обозначается на письме.

- Как вы думаете, на что похожа буква Мм?

Посмотрите на слайд.

- Что мы с вами узнали нового? Что звук М- это звук согл, 2 звука [М] и [М`] и  на письме обозначается Мм ( слайд).

Давайте рассмотрим схему и картинку на стр 24.

- Прочитайте слово, сколько слогов? ( 1)

- Произносим 1 звук+ характеризуем его. М- согл, звонкий, твердый.

- Произносим 2 звук ( ы, глас, ударный)  Мыл

Теперь давайте прочитаем второе слово Мил

- Какой первый звук? [М`] – согл, звонкий, мягкий.

Какие буквы отличают эти два слова? (ы-и)

- Сколько слогов в этом слове? (1)

- Произносим 1 звук? Охарактеризуйте его ( согл, звонкий, мягкий)

- Как мы определили что он мягкий?

- Произносим 2 звук? ( и) ( гл,) Мил

Сейчас откроем стр 25.

Наша с вами задача- прочитать прочитать слоги гл+согл.

Прочитаем все вместе: Ам, Ом, Ум, Эм, Ым, Им

А сейчас прочитаем согл+гл: Ма, мо, мы,му

Скажите пожалуйста, согл, звонкий в этих словах  твердый или мягкий? ( твер.)

И последний слог у нас какой? (Ми)

Чем отличаются последний слог от первых двух? (в нем буква М обозначает мягкий согласный )

Правильно, буква И указывает на мягкость.

Молодцы, сейчас давайте спустимя ниже на стр 25.

Сейчас давайте прочитаем все вместе:

-Ма-мама (слоги выделяем)- мАма.

Продолжаем читать дальше.

- Молодцы, давайте с вами перейдем к следующему заданию.

Нам нужно прочитать предложения. Для того что бы их прочитать мы должны рассмотреть иллюстраций.

Кто знает как прочитать 1 предложение?

У мамы дочка Эмма.

Давайте сейчас прочитаем второе предложение.

У Эммы корова Муму.

Рассматривают схемы, определяют какие звуки.

Ловят в ладошках слова с твердым и мягким звуком.

Рассуждают на что похожа буква М.

Определяют что узнали нового о букве М.

Определяют сколько слогов.

Рассуждают о словах, сколько слогов в этом слове, произносят звуки и характеризуют его.

Прочитаем слова со слогами, определяют твердость и мягкость.

Находят отличия слогов от первых двух.

Читают слова по заданию учителя.

Выполняют упражнение по учебнику.

Выполняют задания из ученика.

Читают по одному.

П:  осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

5.

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответ на вопрос.

Практич.: запись домашнего задания

- Какая была тема нашего урока?

- Какие были задачи нашего урока?

- Что нового мы узнали о букве М? ( возвращаемся в начало, и проводим анализ)

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают, рассуждают на вопросы учителя.

Л: самооценка;

П: рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)

Учебно- методический комплект  по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З". 1 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по обучению грамоте на тему: "Звуки [з], [з’] и буква З" 1 класс ПНШ...

1 класс. Учебно-методический комплект по обучению грамоте по теме: "Согласные звуки [г], [п], [т], [р]. Заглавные буквы Г, П, Т, Р." (конспект+презентация)

Цели: обеспечить запоминание заглавных букв «Г», «П», «Т», «Р»; учить различать начертания букв и правильно их писать;обеспечить развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания на материале урока...