Урок русского языка "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Солгалова Ольга Александровна

Урок создан по технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.docx32.15 КБ
Microsoft Office document icon titul.doc33 КБ
Файл tseli-rezultaty.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

  1. Самоопределение

к учебной деятельности

-   Ребята, как  вы  понимаете фразу: «Всё в твоих руках…»?

(ответы детей)

-Действительно, всё в руках у каждого из нас.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке всё будет в ваших руках и вы  сможете добиться поставленной цели!

-Пусть эти слова станут девизом на уроке.

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при формулировании ответов на вопросы,

- участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении понимания данного высказывания

(фронтальная работа)

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении и формулировании ответов на вопрос.

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности выполнения заданий

при обсуждении высказывания;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при выполнении задания

Коммуникативные УУД:

-построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении высказывания.

2.Актуализация знаний

На экране и на столе у каждого ребенка карточка, где нужно соотнести части речи и их морфологические признаки.

       

Имя существительное

Имя прилагательное

падеж

Одушевленное, неодушевленные

род

склонение

нарицательные

Задание:

- Распределите  морфологические признаки по частям речи при помощи стрелок.

-Где вы испытали затруднение?

(ответы детей)

- Что такое склонение?

(Выдвижение гипотез)

Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении морфологических признаков частей речи.

Участвуют в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве при определении понятия склонения

 (индивидуальная работа)

Знать:

 части речи и их. морфологические признаки.

Уметь: соотносить морфологические признаки с частями речи.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку  при  побуждении учащихся  к сопоставлению морфологических  признаков существительных и прилагательных.

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности выполнения заданий по критериям, определённым совместно с одноклассниками при побуждении учащихся  к сравнению, сопоставлению.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выдвижении гипотез.

Логические  УУД:

-выстраивание логической цепи рассуждений  при распределении морфологических признаков существительных и прилагательных.

Коммуникативные УУД:

-построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при выдвижении гипотез.

3. Постановка проблемы

- Вопрос был один. Ответов несколько.

-При распределении какого морфологического признака вы испытали затруднения?

 (ответы детей (склонение)).

- Почему оно возникло?

 (ответы детей )

-Какова будет  тема нашего урока? (ответы детей)

Откройте учебник на стр.121 и назовите тему  урока и цель  над которой мы будем работать.

Участвует в установлении причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе над определением темы урока.

(фронтальная работа)

Знать: морфологические признаки имен существительных и имен прилагательных.

Уметь:

- определять морфологические признаки существительного и прилагательного;

 

Личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при формулировке темы и цели урока.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при  определении темы и цели урока

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировании темы урока

Логические  УУД:

- выстраивание логической цепи рассуждений при подведении учащихся к формулировке темы и цели  урока

Коммуникативные УУД:

- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при формулировке темы и цели  урока

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте,  вспомним, какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода.

Упр.158

Работа по карточкам.

(Дети определяют род,   изменяют слова по  падежам  и вставляют  окончание в карточку).

1 группа-страна, земля

- Сравните  окончание  этих слов.

 Буквы:

- а -я,  ы -и, у -ю,  ой -ей.

 2 группа – дядя, Слава

-Сравните падежные окончания слов: страна, земля, Слава и дядя.

- Какой вывод можете сделать?

3 группа-окно, огонь

-Какой вывод можете сделать?

4 группа – степь, печь

-Какой вывод можете сделать?

( Каждая группа анализирует свои результаты, делает вывод у доски)

Составляем таблицу.

- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, в которых однотипные окончания в начальной форме и в одинаковых падежах?

1-е скл.

2-е скл.

3-е  скл.

Ж.р., м.р.

     

М.р       ср.р.

               

Ж.р.

Участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении своих заданий.

Осуществляют решение проблемы  с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).

(групповая работа)

Знать:

род имен существительных, падеж, число,

фонетические особенности русского языка

Уметь:

- изменять по падежам имена существительные,определять род, соотносить звуки и буквы.

Личностные УУД:

- проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при  выявлении фонетических особенностей русского языка;

Регулятивные УУД:

-осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану

 ( алгоритму)  при определении рода имён существительных и выделении окончаний.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать  знания при выделении окончаний имен существительных.

Логические  УУД:

- выстраивание логической цепи рассуждений при выборе метода решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера)

при обсуждении способа определения 3 –х склонений.

5. Решение проблемы

По какому признаку разделили имена существительные на три группы?

 Работа с учебником на стр. 123.

 Работа над правилом.

- Какие наши выводы совпали с тем, о чем говорится в правиле?

-Как называется изменение имен существительных по падежам и числам?

-Склонение  -  морфологический

признак, какой  части речи?

- Что нужно знать при определении склонения?

- Проверим свои выводы.

( Алгоритм на экране)

1.Н.ф. сущ.

2. Род

3. Окончание

4.Склонение

Осуществляет поиск и выделение необходимой информации в учебнике при выяснении значения слова «склонение»

(фронтальная работа)

Знать: морфологические признаки имен существительных.

Уметь:

определять морфологические признаки,

находить информацию в учебнике.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при составлении алгоритма

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности решения  учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при работе над  правилом;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при работе с понятием «склонение».

Логические  УУД:

- выстраивание логической цепи рассуждений при работе с правилом.

Коммуникативные УУД:

- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при составлении алгоритма.

6.Первичное  закрепление

Упр.159

Задание:

- Распределите данные слова в 3 столбика.

Дети работают у доски с комментированием.

 Участвуют в установлении причинно-следственных  связей и построении

логической цепи рассуждений при

делении  слов на три группы. (склонения)

(коллективная работа)

Знать:

 род, падеж имен существительных, слова с непроверяемой безударной гласной.

Уметь:

-анализировать, синтезировать, сравнивать

окончания имен существительных в начальной форме и писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Личностные УУД:

-  проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при  определении склонения  существительных.

Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при распределении данных слов по склонениям.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при распределении данных слов по склонениям.

Логические  УУД:

- выстраивание логической цепи рассуждений при классификации  имен существительных  по окончаниям в начальной форме.

Коммуникативные УУД:

построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при  распределении данных слов по склонениям.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Упр.160

Выполняют  самостоятельно.

У кого были затруднения?

Оцените себя.

Анализируют, синтезируют,

сравнивают, классифицируют

при распределении существительных по склонениям.

(индивидуальная работа)

Знать:

 род имен существительных, склонение.

Уметь:

-самостоятельно работать,

по образцу,

- определять склонение, выделять окончание.

Личностные УУД:

- осознание успеха от проделанной работы,

самооценка своей работы при определении склонения имен существительных.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно при определении склонения имен существительных  и выделении окончаний;

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении склонения имен существительных  и выделении окончаний.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при определении склонения имен существительных  и выделении окончаний.

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении склонения имен существительных и выделения окончаний;

Коммуникативные УУД:

 построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при определении склонения имен существительных и выделения окончаний;

8. Включение в систему знаний и повторение

- Прочитайте предложение.

- Найдите  и подчеркните грамматическую  основу предложения.

-  Определите  склонение у  подлежащих.

Весенний дождь стучал по окнам.

На лесной поляне зазеленела травка.

Из окон доносилась громкая речь.

- А у остальных существительных   можете определить склонение?

- В чем затруднение?

- На следующем уроке мы продолжим поиск решения этой задачи.

 Находят имена существительные. Определяют склонение и выполняют задания на тренировку изученного алгоритма и подготовку введения на последующих уроках нового знания.

(парная работа)

.

Знать:

род, склонение имен существительных, грамматическую основу предложения.

Уметь:

-находить грамматическую основу предложения.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении склонения;

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при нахождении грамматической основы предложения.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при определении склонения имен существительных.

Логические  УУД:

- выстраивание  логической цепи рассуждений при нахождении грамматической основы предложения.

Коммуникативные УУД:

построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при определении склонений имён существительных.

9. Рефлексия деятельности

-Вспомните наш девиз.

 - Удалось ли достичь  цели нашего урока?

 -Что нового вы узнали о склонении?

 

 Участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении  результатов деятельности своей и своего класса на уроке

(фронтальная)

Знать: алгоритм определения склонения имен существительных.

Уметь:

применять алгоритм определения склонения существительных

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении темы: « Три склонения имен существительных»

Регулятивные УУД:

-оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при усвоении новой темы.

Коммуникативные УУД:

-построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при самооценке собственной деятельности на уроке.



Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования

Выпускная работа слушателей курсов повышения квалификации

по теме: «Современный урок как средство достижения образовательных результатов ФГОС в начальной школе»

Модель урока по УМК «Школа 2100» (4 класс)

Предмет   русский язык

Тема урока:  «Три склонения имен существительных» 

Выполнена:

Солгаловой Ольгой Александровной

учителем начальных классов

МБОУ «СОШ №11» Изобильненского района
Сушковой Любовью Алексеевной

учителем начальных классов

МБОУ «СОШ №3» Шпаковского района
Печениной Ириной Васильевной

учителем  начальных классов

 МОУ «СОШ №1» Буденновского района
Шияновой Ольгой Анатольевной

учителем начальных классов

МКОУ «СОШ №9» Левокумского района
Шавохиной Еленой Павловной

учителем начальных классов

 МБОУ «СОШ №11» Кировского района

г. Ставрополь, 2018



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:4

Тип урока: комбинированный

УМК: «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Тема

Три склонения имен существительных.

Цели-результаты урока

Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению склонения имен существительных, познакомить с тремя склонениями существительных,

 развивать умение определять склонение имен существительных.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
результаты
(предметные)

Знать: имя существительное - как часть речи, род имён существительных, падежи.

Уметь: находить имя существительное, определять род, изменять имена существительные по падежам.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при определении морфологических признаков;

- составление плана (алгоритма) решения  учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при  обсуждении постановки проблемы;

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при определении склонения имени существительного;  

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определённым совместно с одноклассниками и учителем при изменении имён существительных  по падежам.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в словаре при работе  с текстом, при  чтении правила;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при  выборе в предложении  имен существительных и определении склонения.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении склонений имён существительных;

 - выстраивание логической цепи рассуждений при определении склонений и окончаний имён существительных;

Коммуникативные УУД:

- построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками ( принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при  склонении имён существительных по падежам и определении окончаний.

Личностные

Проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при определении трех склонений имен существительных.

Материально-техническое обеспечение

Учебник русского языка 4 класс 1 часть Бунеев Р.Н., УМК «Школа 2100», издательство ООО «.Баласс» 2004г., персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, классная доска, раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".

Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...