Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
- Самоопределение
к учебной деятельности | - Ребята, как вы понимаете фразу: «Всё в твоих руках…»? (ответы детей)
-Действительно, всё в руках у каждого из нас. - Я надеюсь, что сегодня на уроке всё будет в ваших руках и вы сможете добиться поставленной цели! -Пусть эти слова станут девизом на уроке.
|
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при формулировании ответов на вопросы, - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении понимания данного высказывания (фронтальная работа)
|
| Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении и формулировании ответов на вопрос.
Регулятивные УУД:
- оценивание успешности выполнения заданий при обсуждении высказывания;
Познавательные УУД: Общеучебные УУД:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выполнении задания
Коммуникативные УУД: -построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении высказывания. |
2.Актуализация знаний
| На экране и на столе у каждого ребенка карточка, где нужно соотнести части речи и их морфологические признаки. Имя существительное
Имя прилагательное | падеж Одушевленное, неодушевленные род склонение нарицательные |
Задание: - Распределите морфологические признаки по частям речи при помощи стрелок.
-Где вы испытали затруднение? (ответы детей)
- Что такое склонение? (Выдвижение гипотез) | Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении морфологических признаков частей речи. Участвуют в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве при определении понятия склонения (индивидуальная работа)
| Знать: части речи и их. морфологические признаки.
Уметь: соотносить морфологические признаки с частями речи. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при побуждении учащихся к сопоставлению морфологических признаков существительных и прилагательных.
Регулятивные УУД: - оценивание успешности выполнения заданий по критериям, определённым совместно с одноклассниками при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению.
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выдвижении гипотез.
Логические УУД: -выстраивание логической цепи рассуждений при распределении морфологических признаков существительных и прилагательных.
Коммуникативные УУД: -построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при выдвижении гипотез.
|
3. Постановка проблемы | - Вопрос был один. Ответов несколько. -При распределении какого морфологического признака вы испытали затруднения? (ответы детей (склонение)). - Почему оно возникло? (ответы детей ) -Какова будет тема нашего урока? (ответы детей) Откройте учебник на стр.121 и назовите тему урока и цель над которой мы будем работать.
| Участвует в установлении причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе над определением темы урока. (фронтальная работа) | Знать: морфологические признаки имен существительных и имен прилагательных.
Уметь: - определять морфологические признаки существительного и прилагательного; | Личностные УУД: -проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при формулировке темы и цели урока.
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при определении темы и цели урока
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировании темы урока
Логические УУД: - выстраивание логической цепи рассуждений при подведении учащихся к формулировке темы и цели урока
Коммуникативные УУД: - построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при формулировке темы и цели урока
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Давайте, вспомним, какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода. Упр.158 Работа по карточкам. (Дети определяют род, изменяют слова по падежам и вставляют окончание в карточку). 1 группа-страна, земля
- Сравните окончание этих слов. Буквы: - а -я, ы -и, у -ю, ой -ей.
2 группа – дядя, Слава
-Сравните падежные окончания слов: страна, земля, Слава и дядя. - Какой вывод можете сделать?
3 группа-окно, огонь -Какой вывод можете сделать?
4 группа – степь, печь -Какой вывод можете сделать?
( Каждая группа анализирует свои результаты, делает вывод у доски) Составляем таблицу.
- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, в которых однотипные окончания в начальной форме и в одинаковых падежах?
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | Ж.р., м.р. | М.р ср.р. | Ж.р. |
| Участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении своих заданий.
Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
(групповая работа) | Знать: род имен существительных, падеж, число, фонетические особенности русского языка
Уметь: - изменять по падежам имена существительные,определять род, соотносить звуки и буквы. | Личностные УУД: - проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при выявлении фонетических особенностей русского языка; Регулятивные УУД: -осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану ( алгоритму) при определении рода имён существительных и выделении окончаний.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при выделении окончаний имен существительных. Логические УУД: - выстраивание логической цепи рассуждений при выборе метода решения проблемы. Коммуникативные УУД: - построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении способа определения 3 –х склонений.
|
5. Решение проблемы | По какому признаку разделили имена существительные на три группы?
Работа с учебником на стр. 123. Работа над правилом.
- Какие наши выводы совпали с тем, о чем говорится в правиле? -Как называется изменение имен существительных по падежам и числам? -Склонение - морфологический признак, какой части речи?
- Что нужно знать при определении склонения?
- Проверим свои выводы.
( Алгоритм на экране)
1.Н.ф. сущ. 2. Род 3. Окончание 4.Склонение | Осуществляет поиск и выделение необходимой информации в учебнике при выяснении значения слова «склонение» (фронтальная работа) | Знать: морфологические признаки имен существительных.
Уметь: определять морфологические признаки, находить информацию в учебнике. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при составлении алгоритма
Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при работе над правилом; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике при работе с понятием «склонение».
Логические УУД: - выстраивание логической цепи рассуждений при работе с правилом.
Коммуникативные УУД: - построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при составлении алгоритма.
|
6.Первичное закрепление | Упр.159 Задание: - Распределите данные слова в 3 столбика. Дети работают у доски с комментированием.
| Участвуют в установлении причинно-следственных связей и построении логической цепи рассуждений при делении слов на три группы. (склонения) (коллективная работа) | Знать: род, падеж имен существительных, слова с непроверяемой безударной гласной.
Уметь: -анализировать, синтезировать, сравнивать окончания имен существительных в начальной форме и писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при определении склонения существительных.
Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при распределении данных слов по склонениям.
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при распределении данных слов по склонениям. Логические УУД: - выстраивание логической цепи рассуждений при классификации имен существительных по окончаниям в начальной форме.
Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при распределении данных слов по склонениям.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Упр.160 Выполняют самостоятельно. У кого были затруднения? Оцените себя.
| Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют при распределении существительных по склонениям. (индивидуальная работа) | Знать: род имен существительных, склонение.
Уметь: -самостоятельно работать, по образцу, - определять склонение, выделять окончание. | Личностные УУД: - осознание успеха от проделанной работы, самооценка своей работы при определении склонения имен существительных.
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно при определении склонения имен существительных и выделении окончаний; - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении склонения имен существительных и выделении окончаний.
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при определении склонения имен существительных и выделении окончаний.
Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при определении склонения имен существительных и выделения окончаний;
Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при определении склонения имен существительных и выделения окончаний;
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
- Прочитайте предложение. - Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. - Определите склонение у подлежащих.
Весенний дождь стучал по окнам. На лесной поляне зазеленела травка. Из окон доносилась громкая речь.
- А у остальных существительных можете определить склонение? - В чем затруднение?
- На следующем уроке мы продолжим поиск решения этой задачи.
| Находят имена существительные. Определяют склонение и выполняют задания на тренировку изученного алгоритма и подготовку введения на последующих уроках нового знания. (парная работа) .
| Знать: род, склонение имен существительных, грамматическую основу предложения.
Уметь: -находить грамматическую основу предложения. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении склонения;
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при нахождении грамматической основы предложения.
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при определении склонения имен существительных.
Логические УУД: - выстраивание логической цепи рассуждений при нахождении грамматической основы предложения. Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при определении склонений имён существительных.
|
9. Рефлексия деятельности | -Вспомните наш девиз. - Удалось ли достичь цели нашего урока? -Что нового вы узнали о склонении? | Участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении результатов деятельности своей и своего класса на уроке (фронтальная) | Знать: алгоритм определения склонения имен существительных.
Уметь: применять алгоритм определения склонения существительных | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении темы: « Три склонения имен существительных»
Регулятивные УУД: -оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при усвоении новой темы.
Коммуникативные УУД: -построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при самооценке собственной деятельности на уроке.
|