Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Аннотация-
Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 класса
Цель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koloskova_olga_viktorovna.zip | 737.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Колоскова Ольга Викторовна, МОУ « СОШ с.Липовка»,
учитель начальных классов
Саратовская область Духовницкий район село Липовка
Аннотация-
Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 класса
Цель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
УУД:
1.принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
2.осуществлять поиск средств ее осуществления;
3.решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
4.контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
5.определять наиболее эффективные способы достижения результата;
6.понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
7.использовать ИКТ для решения познавательных задач.
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок - исследование
УМК: «Начальная школа XXI века»
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
Ход урока:
I .Самоопределение к деятельности.
-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд 1
II.Актуализация знаний
- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!!!!
1. Чистописание.
А) поработай с транскрипцией слова: [с к л а н’ э′ н’ и й’ э ]
Б) напиши значок – букву для этих звуков – склонение
В) соедини буквы, какое слово получилось – склонение
-Что такое склонение имён существительных?
(Ответы детей: Изменение имен существительных по падежам , падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении.
III. Подведение к проблеме:
( на слайде стих) слайд 2
_ Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.
Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- Прочитайте стих .Что меняется у слов ? Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? ( Нет нельзя )
- Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения.
IV.Формулирование проблемы:
- Как происходит изменение имён существительных по падежам? Слайд 4
- Какую проблему решим на уроке?
V.Составление плана исследования:
1. Выдвижение гипотезы решения проблемы.( как происходит…….почему…..)
2.Выбор методов исследования: как и где можно проверить высказывания (словари, учитель, Интернет, учебник)
3. План последовательности проведения исследования.
- Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания
План:
- Что означает слово « падеж»
- Таблица падежей
- .Составление алгоритма
- .. Информация о полученных результатах .Вывод.
VI. Проведение исследования:
1.. Сбор : обработка информации «Открытие» учащимися новых знаний.
- Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus ( падение). Греческие учёные заметили ,что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей , кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.
- Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
- -2 группа: В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей (- одном из языков Дагестана).
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво
2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 5)
Падежи имён существительных
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Примеры |
Именительный | есть | кто? что? | сосна ,дуб, дочь |
Родительный | нет | кого? чего? | сосны, дуба, дочери |
Дательный | рад | кому? чему? | сосне, дубу, дочери |
Винительный | вижу | кого? что? | сосну, дуб, дочь |
Творительный | любуюсь | кем? чем? | сосной, дубом, дочерью |
Предложный | говорю | о ком? о чём? | о сосне, о дубе, о дочери |
- О каких вспомогательных словах говорится в таблице?
V II.Формирование самообразовательных умений.
- Выполнение упражнения с опорой на таблицу( в парах)
Работа с книгой .упр 2 стр 9-10 ( учебник С.В.Иванова)
VI. Релаксация для глаз ( слайд 6-7)
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»( слайд 8)
2.. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
- Дифференцированная работа:
- 1- группа – это упр №3 стр.10
- 2- группа задания развивающего характера
- Прочитай. Определите падеж выделенного имени существительного. Объясни смысл пословиц. ( слайд 9)
1) Всяк живи своим умом.2) С умом задумано, да без ума сделано. 3) Сила уму уступает.4) Что на уме, то на языке. 5) Ум да разум надоумят сразу. 6) Старость придёт – веселье на ум пойдёт.
После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.
3. Анализ и обобщение полученных результатов.
4. Отчёт исследования:
- чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)
IX. Рефлексия. Продолжите фразу…( слайд 10)
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой урок.
( Урок – творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.)
- Достигли ли мы целей , которые ставили в начале урока? Докажите это.
- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов( работа в парах)
Отгадайте шараду. Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку. Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
(Учитель оценивает работу детей.)
X. Домашнее задание: начать составлять себе памятку « Падежи имён существительных»
Задание в тетради « Учусь писать без ошибок» по усмотрению учителя.
XI.Итог урока.
_ Спасибо за урок, (слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса
Аннотация-Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...