УМК "ПНШ" 3 класс. Трудности написания глаголов на - я / ть в настоящем ( или будущем) и в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель деятельности учителя:
- познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глагола.
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование умения правописания глаголов на ять в настоящем, будущем и в прошедшем времени.
- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;
-продолжат расширять знания по теме « Глагол».
личностные:
-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Школа: 95 Учитель: Белоярова Т.В.______________
Класс: 4 - 3 Методист: Кондратьева И.И.__________ Кабинет: 206 Студентка: Яринцева Светлана 42 группа
Урок № 3
Дата: 10.11.2017
Тема: «Трудности написания глаголов на - я / ть в настоящем ( или будущем) и в прошедшем времени.»
Цель деятельности учителя:
- познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глагола.
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование умения правописания глаголов на ять в настоящем, будущем и в прошедшем времени.
- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;
-продолжат расширять знания по теме « Глагол».
личностные:
-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 1 часть),программа ПНШ, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. | Приветствовать учителя | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
1. | Мотивационный Практич.: каллиграфическое упражнение. Словес.: ответы на вопросы | ≈ 5 | Минутка чистописания. Начнем урок с минутки чистописания. - Сначала, запишите в тетрадь число. Классная работа. - Посмотрите на экран, у меня представлены буквы и сочетания букв, напишите их свою тетрадь каллиграфически. - Давайте возьмём пословицу, где встречаются сочетание этих букв, девизом нашего урока. «Грамоте учиться – всегда пригодится.» - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята, сейчас проведем словарный диктант. Я показываю картинку на слайде, а вы пишете название предмета. Приступим! (шоколад, ракета, компас, антенна, медаль, велосипед, бутерброд, пианино, президент, килограмм, лягушка, стрекоза, телевизор, облако, диван). Внимание на слайд, давайте проверим правильное написание слов. | Писать каллиграфически. Высказывать мысль Выполнять словарную работу | Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы Практическое :выполнение упражнения Словесн.: беседа, ответы на вопросы. Практ.:работа с учебником Словесн.:беседа, ответы на вопросы. Практ.:работа с учебником Практич.: чтение правила. Практ.:работа с учебником | ≈ 10 | - Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Сейчас отгадайте загадку и вспомните, какую часть речи мы с вами изучаем на последний уроках. Загадка Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. (Глагол) - Совершенно верно. Мы продолжаем знакомиться с правилами из раздела глагол. - Обратите внимание на слайд. У меня записаны предложения. Ваша задача - списать и вставить пропущенные буквы Задание - По синему небу плыли и та(и,е,Я)ли белые облака. - Я верю, что земля скоро отта(и,Е)т. - Заунывная песня наве(и,е,Я)ла молчаливую тоску. - С какими трудностями вы встретились? - Какого времени глаголы в предложениях? (настоящего и прошедшего) - В написании глаголов в П.в в суффиксе пишется Я, а в окончаниях глаголов будущего времени пишется Е. - Как вы думаете, какова тема урока? Тема урока: Трудности написания глаголов на ять в настоящем ( или в будущем) и в прошедшем времени. Какую цель поставим? Цель: найти способы написания правильного суффиксах на ять, глаголов в настоящем в прошедшем и будущем времени. -Ребята у каких глаголов мы не смогли определить правильное написание?(таяли, оттает, навеяла) - А чтобы разобраться с этими трудностями, давайте прочитаем разговор на странице 111 Разговор - А что, действительно есть трудности? – спросил Миша, прочитав название темы очередного заседания клуба. - Еще какие! – вздохнула Таня Перова. – Хотя Костя обещал… -Костя обещал, что ВСЕМ ВСЁ будет понятно, - сказал, заходя в класс, Костя Погодин. Костя предложил открыть обратный словарь на –Ь, и на – я ть (просмотр в словаре) - Что мы узнали? (Это разговор Миши, Тани и Кости, где ребята узнают о том, что существуют некоторые трудности в написании форм настоящего (будущего) и прошедшего времени глаголов на -ять. Сами же трудности в написании этих форм раскроет Костя Погодин ) - Чтобы выполнить упражнение 83 на с. 111. Мы с вами откроем Обратный словарь на с. 149, ваша задача - найти подчеркнутые глаголы на -ять и выписатьт их столбиком, указывая в скобках их спряжение. Все эти глаголы имеют безударные личные окончания, следовательно, спряжение мы определяем по начальной форме – I спряжение. - Глагольный суффикс в этих словах тоже безударный. Так как спряжение глаголов уже определили, то вы сможете написать без ошибок 3-го лица ед. и мн.ч. - В образованных глагольных формах выделите окончания и подчеркните буквы Е и Ю в окончаниях. - Рядом с каждым глаголом напиши две формы прошедшего времени: ед.ч. м.р и м.р. мн.ч.. - Выделите суффиксы. - Давайте прочтем плакат Летучей Мыши для образца. Правило Образец: лаять (1 спр) – лает, лают, лаял, лаяли В форме прошедшего времени у глаголов сохранятся глагольный суффикс начальной формы. (слушать – слушал) - Давайте составим пошаговый алгоритм. Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола? 1.Надо поставить глагол в начальную форму. Следующий шаг? 2. Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть. Что надо сделать после этого? 3. В форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс, начальной формы. - Откройте учебник на с. 112 , давайте прочитаем разговор между Таней, Костей и Мишей. Разговор - А я недавно в диктанте написал: лаИт собака, залаИли собаки… - пожаловалась Таня Перова - Дважды ошиблась: и в глаголе прошедшего времени! - Это потому, что мы действительно слышим звук [и] во всех глаголах с безударным суффиксом –я-: се[и]ть, се[и]л, ве[и]ть, ве[и]т, ве[и]л, - сказал Костя. - И что же нам теперь делать? – мрачно спросил Миша. - Глаголов на –ять немного. Их нужно просто запомнить! – сказал Костя. – Но даже когда вы их запомните, нужно различать написание форм прошедшего и настоящего ( или будущего) времени. - О чем говорится? (Чтобы не ошибиться в написании личных форм и форм прошедшего времени глаголов на -ять, необходимо запомнить эти глаголы) | Слушать учителя Отгадывать загадку Выполнять задание Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Читать в учебнике Обсуждать прочитанное Работать с обратным словарем. Работать с правилом в учебнике Отвечать на вопросы Высказывать предположения Читать в учебнике Обсуждать прочитанное | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
Динамическая пауза Практич.: физминутка. | 1 мин | Видео «Краб» | Повторять движения за видео | Р:Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников | |
3. | Решение частных задач Практич.: письм. граммат.упр. Проверка. Словесный (читать задание Словесн.:отвечать на вопр. Практич.: письм. граммат.упр. Словесный (читать задание
Практич.: письм. граммат.упр. Проверка. Словесный (читать задание Словесн.:отвечать на вопр. Практич.: письм. граммат.упр. Проверка. Словесный (читать задание Практ.:письменное упр. Взаимопроверка | ≈ 25 | -Ребята, а теперь давайте мы с вами выполним 84 упражнение. -Прочитайте задание - Найдите в обратном словаре глагол ЛАЯТЬ и образованные от него глаголы с приставками. Используй их, чтобы письменно дополнить предложения. -Слышно было, как вдалеке ЗАла(е/и/Я)ла собака. Это она ОБла(е/и/Я)ла незнакомого человека. Ничего! ПОла(Е/и)т полает и перестанет. - Выделите суффикс я в формах прошедшего времени. -Вывод: у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение) -Следующее упражнение 85. Прочитайте задание. - Найди в обратном словаре глагол ВЕЯТЬ и образованные от него глаголы с приставками. Используй их, чтобы письменно дополнить предложения. - Эта песня НАве(е/и/Я)ла мне грустные воспоминания. Вы РАЗве(е/и/Я)ли все мои сомнения. Вдруг ПОве(Е/и/я)т свежий ветерок ВЗвейтесь, соколы, орлами! -Вывод: у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение) - Следующее упражнение 86. Прочитайте отрывок из стихотворения. Я забыл, Как лошадь запрЯгают. И хочу ее ПозапрЯгать, Хоть они неопытных ЛЯгают И до смерти могут ЗалЯгать. -Ваша задание, выписать родственные глаголы парами и разобрать по составу. Какого они спряжения. - за (приставка) пряг (корень) ют (окончание) поза (приставка) пряг (корень) а (суффикс) ть (суффикс) - ляг (корень) а (суффикс) ют (окончание) за (приставка) ляг (корень) а (суффикс) ть (суффикс) - Евдокия Васильевна! Разве в одном слове могут быть сразу две приставки? – спросил Миша. -Могут быть! – улыбнулась Евдокия Васильевна. - Кто догадался, о каком слове шла речь? (позапрягать) - Следующее упражнение 87. Прочитайте задание. - Найдите в обратном словаре глагол ТАЯТЬ и родственные ему глаголы с приставками. Используйте их, чтобы письменно дополнить предложения. - Снег сначала чуть-чуть ПОДта(е/и/Я)л, а потом РАСта(е/и/Я) совсем. Она обид(Е/и)лась на меня и не разговарива(Е/и)т. Но я верю, что она скоро ОТта(Е/и)т - А чтобы узнать как вы поняли тему нашего урока, мы проведем небольшую работу. Задание -Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем. -Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, лаять, чуять, каяться, слышать. -Ребята, время выполнения задания подошло к концу. Давайте проведем взаимопроверку. -обменяйтесь тетрадями и проверьте задание соседа по парте, опираясь на слайд. -А теперь верните тетради владельцам. -Встаньте те, у кого нет ни одной ошибке… -Молодцы!! 1. Обидеть - обижал, обижает. 2. Зависеть - зависел, зависит. 3. Ненавидеть - ненавидел, ненавидит. 4. Сеять - сеял, сеет. 5. Веять - веял, веет. 6. Лаять - лаял, лает. 7. Чуять - чуял, чует. 8. Каяться - каялся, кается. 9. Слышать - слышал, слышит. | Слушать учителя. Читать задание упражнения Работать с обратным словарём, Выполнять задание Читать задание упражнения Работать с обратным словарём, Выполнять задание Читать задание упражнения Выполнять задание Рассуждать и выдавать ответ Читать задание упражнения Работать с обратным словарём, Выполнять задание Работать над самостоятельной работой Проверять работу взаимопроверкой. Оценивать свои успехи | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; -осуществляют поиск необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: ответы на вопросы, самоанализ.
| ≈10 | Подведем итог урока. Ребята, назовите тему урока ? (трудности написания глаголов на –ять в настоящем и в прошедшем времени) -Какие цели мы ставили на уроке? -Как вы думаете, мы их достигли? - Какое правило мы выявили? (у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение) А теперь с помощью анкеты оцените себя и свою работу . Анкета 1.На уроке я работал ( активно / не активно) 4.За урок я (не устал / устал )
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу. Контролировать правильность записи. Обобщать изученное. | РП.: Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Осознавать качество и уровень усвоения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (будущем) или прошедшем времени
Презентация по русскому языку 4 класс по теме "Трудности написания глаголов на - ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени". УМК "ПНШ".Автор Крыжановская С.Н., учитель МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань, Кр...
Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.
Современный урок русского языка разработан группой творческих учителей :Самойловой Н.И. и Хлыстун Г.П.Цель: Формирование умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущ...
Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"
Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....
Трудности написания глаголов на -ять- в настоящем(будущем) и прошедшем времени 4класс
Конспект урока на районный семинар...
презентация Трудности написания глаголов на -ять- в настоящем(будущем) и прошедшем времени 4кл
презентация...
Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и прошедшем времени".
Конспект данного урока по русскому языку разработан в соответствии Стандарта ФГОС. Используемый УМК - "Перспективная начальная школа".На уроке используется презентация прое...
Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.
Развитие умений писать глаголы с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов....