Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Современный урок русского языка разработан группой творческих учителей :Самойловой Н.И. и Хлыстун Г.П.
Цель: Формирование умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени на основе алгоритма, составленного детьми.
Задачи:
1. Совершенствовать знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; учить работать по алгоритму;
2. Развивать умения распознавать спряжение глаголов, расширять словарный запас учащихся;
3. Прививать любовь к литературе; учить видеть красоту родной природы.
Содержание урока:
1.Способ проверки слабой и сильной позиции гласных в окончании.
2.Глагол.
3.Спряжение.
4. Безударные окончания первого и второго спряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_v_4kl.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.
Ход урока
- Организационный момент
Кто много вид…т и слуша…т, тот много зна…т.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какими вы должны быть на уроке?
- Я желаю вам удачной работы.
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
- Почему я допустила пропуски?(хотели обратить внимание на эти гласные) Почему?(слабая позиция) Какие гласные бывают в слабой позиции? Что важно знать перед написанием этих гласных?(в какой части слова они находятся) Почему?(разный способ проверки)
- В какой части слова находится слабая позиция в данных словах?
-Вспомните способы проверки слабой позиции гласных в окончаниях, выполните задания в группах.
1гр. 2гр. 3гр.
на мороз… (в) снежн…м (уборе) украс…т
у снежинк… сверкающ…м (инеем) игра…м
о метелиц… (на) син…м (небе) замороз…шь
и т.д.
(При проверки выполненной работы учащиеся проговаривают алгоритм, по которому действовали)
- Что общего в работе всех трёх групп? (слабая позиция гласных проверяется сильной)
- Обратите ещё раз внимание на пословицу. Прочти слова с пропущенными буквами. Какой частью речи они являются?
- Какие личные окончания могут иметь глаголы? От чего это зависит?
- Что такое спряжение?
3. Возникновение ситуации «интеллектуального» конфликта. Постановка учебной задачи уч-ся.
- Запиши пословицу в тетрадь. Пусть она станет нашим сегодняшним девизом.
- На какой вопрос вы должны ответить? (писать Е или И). Почему? Покажите задачу схемой
- Объясните свои действия при выборе нужной буквы (повторение алгоритма определения спряжения глагола)
- Проверьте, как быстро вы можете действовать по этому алгоритму самостоятельно(работа с тренажёром)
Закрут…т, черн…т, постара…мся, игра…шь, сверка…т, и т.д.
(при проверке выясняется количество слов у нескольких уч-ся)
- Почему каждый выполнил разное количество слов? (выдвигается предположение о каком-то другом алгоритме, который помогает выполнить эту работу быстрее)
- Попробуйте найти новый способ проверки безударных личных окончаний
4. Конструирование нового способа действий(дискуссия в группах)
- распределение ролей(выбор лидера)
- Какие знания могут помочь (глаголы; слабая позиция гласных; в окончании, спряжение(«два набора окончаний»: либо Е, либо И), форма 3л. мн.ч.
Способ проверки: Чтобы правильно написать безударную гласную в окончаниях глаголов наст. и буд. времени, надо определить спряжение. Для этого поставь глагол в форму 3 лица мн.числа, если –ат,-ят, то это глагол второго спряжения и надо писать И. Если –ут, -ют, то это глагол первого спряжения, надо писать Е
5. Решение частных задач открытым способом
А) – Послушайте стихотворение С.Есенина (портрет) и выпишите глаголы. Если гласные в окончаниях нельзя писать на слух, пропустите.
Поёт зима – аука..т,
Мохнатый лес баюка…т
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стел…тся,
Но больно холодна.
- Какие глаголы записали без пропуска? Почему?
- В каких пропустили? Почему? Для объяснения примените свой выведенный способ проверки. (проблема: стел…тся в 3л.мн.ч. стелЯтся или стелЮтся)
- Сделайте вывод. (этот способ не всегда может помочь)
Б). Н.Некрасов тоже очень любил писать о зиме:
Сыплет с неба белый пушок,
И скрипит под ногами снежок.
Санки быстрые с горки летят,
Ёлки в белом наряде стоят.
- Продолжение на доске
- Проверь действие алгоритма при написании глаголов.
Снова прав…т хозяйка – зима!
Серебром посыпа…т она
Крыши, улицы, лес и нас всех
Под ребячий заливистый смех.
- Найдите эпитеты. Подберите синонимы. Что зимой может вызвать заливистый смех? Давайте тоже отдохнём и поиграем
6. Физминутка Игра «Снежки» (под музыку)
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Нам в снежки играть не лень,
Мы играли б целый день!
Хлоп, хлоп – не зевай,
Ты быстрее убегай.
Хлоп, хлоп – не зевай,
А теперь в меня бросай!
В) – А теперь послушайте стих-ие А.С.Пушкина (портрет) «Зимнее утро» (звучит музыка ,демонстрируются картины зимнего пейзажа, ученик читает наизусть, последние строки на доске):
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Объясните орфограммы
- Прочитайте орфографически
- Закройте глаза, повторите, как будете писать.
- Напишите эти строки по памяти(звучит спокойная музыка)
- Подчеркните основу предложения, сделайте вывод, покажите это на схеме.
7. Творческая работа. Техника учения «Паучок»
- Может кто-то из вас тоже станет знаменитым поэтом , но начнём с прозы.
- Опишите зимнюю картину только глаголами в наст. и будущ. времени.
- Выделите окончания и определите спряжение (картина и спокойная музыка)
8. Дом.задание.
- Творчество продолжите дома. Напишите эссе на тему «Зима», используя глаголы во 2 лице ед.ч.(если возникнут трудности, то форму глагола можно изменить).
9. Итог урока
- Какие умения сегодня на уроке мы совершенствовали?
- А что было сложнее всего?
- Появились ли новые знания? Какие?
- Как проверить безударную гласную в личных окончаниях глагола?
10. Оценка работы учащихся.
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)...
Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"
Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....
Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя:развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени...