3. | Постановка учебной задачи и её решение
Объяснительно иллюстративный: объяснение работы над филфордом
Частично-поисковый: отгадай загадки
Словесный: ответы учеников
Частично-поисковый: яркое пятно
Целеполагание
Проблемный: работа с текстом
Практический: анализ предложений.
Словесный: учебный монолог.
Частично-поисковый: выдвижение гипотез
Наглядный: рассмотрение иллюстраций.
Объяснительно-иллюстративный: рассказ учителя.
Языковой анализ: определение части речи | 15 мин. | Работа с филвордом (Слайд 3) Повернулись. Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н | А | А | А | Л | С | И | Л | О | В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е | И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работа в группах Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. (Алфавит) - Ищем второе слово: Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытие Это удивительное? Помогло нам всем ответить Имя… (существительное). - Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). (Речь). - Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
- Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? - Что мы должны выяснить об этих словах на уроке? -Что обозначают? - На какие вопросы отвечают?
1) - Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы». ( На парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка» слайд №4
Удивительные глаголы Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных. - Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно. Поставьте (-) напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить. слайд № 5 ( + ) – мне это известно ( - ) - мне это неизвестно ( ? ) – об этом я хочу спросить - О чём рассказывается в тексте? - Что было известно? «…существуют слова, обозначающие действия предметов…» «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», « Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», « По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»
- Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить? Хотим узнать всё о времени глагола - Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам», но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.
Слайд 6 - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает?
- Сравнение со сведениями о языке данными в учебнике. (НА ДОСКУ)
2) Назвать глаголы по рисунку В мире Части речи жили-были одни существительные. Плохо им жилось, скучно. Деревья. Лягушки. Бабочки. Солнце. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Что же произошло. Да просто пришли глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать. Слайд 7
-Что делают предметы?
6.Первичное закрепление во внешней речи (Слайд 8) - Добро пожаловать в страну, которой правит Глагол Глаголыч!
- Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день:
бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть.
Слайд № 9 - Дядюшка Глагол делает так много дел сразу: «Такой уж у меня характер
деятельный. Я все время что-нибудь ДЕЛАЮ».
Распознавание глаголов среди других частей речи. - Выпишите только глаголы.
Я - страшное дело - какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. -Что значит "Ухожу с головой" (Целиком, полностью посвятить себя какому-либо делу) | Слушать учителя.
Отгадывать загадки.
Составлять из оставшихся букв слово.
Определять тему и цель урока.
Читать отрывок.
Читать предложения.
Анализировать текст.
Отвечать на вопросы.
Сделать вывод.
Сравнить вывод с учебником.
Называть действия по картинке.
Слушать учителя.
Выписать глаголы.
Высказывать своё мнение. | Р: целеполагание
П: выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
П: выразительное чтение П: построение речевого высказывания П: выполнение учебного действия
П: строить высказывание в устной форме Р: контроль, коррекция ошибок; выполнение пробного учебного действия; контроль, коррекция
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
П: строить высказывание в устной форме
П: выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
П: выразительное чтение П: построение речевого высказывания П: выполнение учебного действия
П: строить высказывание в устной форме Р: контроль, коррекция ошибок; выполнение пробного учебного действия; контроль, коррекция
Р: контроль, коррекция ошибок
П: выполнение учебного действия
|
4. | Физминутка | 2 мин. | Игра на внимание: «Услышав глагол, хлопайте в ладоши». Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол: «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок». | Выполнять движения под слова. | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
5. | Решение частных задач Имитативный: найди пару
Практический: работа по учебнику.
Аналитический: восстанови текст.
Репродуктивный: применение изученного материала
| 20 мин. | Заменить фразеологизмы одним словом – глаголом. Клевать носом замолчать Зарубить на носу болтать Закрыть рот на замок запомнить Чесать языком засыпать 1) Работа с учебником Упр 118, страница. Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно? Птицы зажужжали. Лошади заржали. Мухи зачирикали. Лягушата крякают. А утята квакают. Поросята хрюкают. -Запишите предложения правильно. -Из какой сказки взят отрывок? 2) По действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать: Летает, порхает, кружится … Растёт, цветёт, пахнет … Шипит, ползает, извивается … -Выпишите только глаголы (Слайд 14) Желтеть, жёлтый, желток, пожелтел. Тёмный, темнота, темно, потемнело. Пишут, письмо, пишу, письменный. Печь, печенье, печёт, печёный. | Самостоятельно выполнять задания.
Прочитать стихотворение.
Записывать предложения правильно.
Отвечать на вопросы.
Выписывать глаголы. | П: выполнение действий по алгоритму
Р: контроль, коррекция ошибок
П: выполнение учебного действия
Р: самоконтроль |