Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое глагол?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_glagol.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 

Школа: МБОУ лицей №3                                                                                                   Учитель: Байгазова Е.Н.

Класс: 2-в                                                                                                                Методист:Кондратьева И.И                  

Кабинет: 30                                                                                                          Студентка: Калимуллина И.Г. 42 гр.

Урок № 1                                                                                                                    

Дата: 13.03.18.                                                                                                

                                                                                

Тема: «Что такое глагол?»

Цели деятельности учителя:

- способствовать знакомству с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; содействовать  развитию речи, коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: программа: Школа России, учебник русского языка 2 класс/2 часть, Канакина В.П.; презентация, карточки.  

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Словесный: слово учителя.

Рифмованное начало урока

1 мин.

Громко прозвенел звонок

Давайте настроимся все на урок

Улыбнёмся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаю всем вам!

Приветствовать учителя.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Мотивационный

Практический: словарный диктант

Словесный: учебный диалог.

5 мин.

 Словарная работа   Слайд №2

-Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

           

В...Р...БЕЙ

Б…РЁЗА

ОБЛ…КО

Ш…Л

Л…ГУШКА

 - А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде.  (Самопроверка)

-  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 -  Почему оно лишнее?

  - Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие бывают существительные?
  • Назовите одушевлённые имена существительные.

Списывать словарные слова вставляя пропущенные буквы.

Самопроверка по слайду.

Анализ данных слов.

Вспоминать изученные темы.

Ответить на вопросы.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: строить высказывание в устной форме

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Объяснительно иллюстративный: объяснение работы над филфордом

Частично-поисковый: отгадай загадки

Словесный: ответы учеников

Частично-поисковый: яркое пятно

Целеполагание

Проблемный: работа с текстом

Практический: анализ предложений.

Словесный: учебный монолог.

Частично-поисковый: выдвижение гипотез

Наглядный: рассмотрение иллюстраций.

Объяснительно-иллюстративный: рассказ учителя.

Языковой анализ: определение части речи

15 мин.

Работа с  филвордом (Слайд 3)  Повернулись.

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

Работа в группах

 Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (
Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (
существительное).

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

- Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

- Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

- Что мы должны выяснить об этих словах на уроке?

-Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают?  

1) - Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».

( На парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»

  слайд №4

                               Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

- Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+)  напротив того, что вам уже известно. Поставьте  (-)  напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.

 слайд № 5

( + ) – мне это известно

( - ) -  мне это  неизвестно

( ? ) – об этом я хочу спросить

- О чём рассказывается в тексте?

- Что было известно?

 «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»

 «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», « Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», « По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»

- Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?

 Хотим узнать всё о времени глагола

- Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам», но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.

Слайд 6

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Сравнение со сведениями о языке данными в учебнике. (НА ДОСКУ)

 2)  Назвать глаголы по рисунку

В мире Части речи жили-были одни существительные. Плохо им жилось, скучно. Деревья.  Лягушки. Бабочки. Солнце. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Что же произошло. Да просто пришли глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать.

 Слайд 7

-Что делают предметы?

6.Первичное закрепление во внешней речи (Слайд 8)

  • Добро пожаловать в страну, которой правит Глагол Глаголыч!
  • Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день:

бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там достроит,

там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли

вовремя,  смогу ли все трудности преодолеть.

Слайд № 9

  • Дядюшка Глагол делает так много дел сразу: «Такой уж у меня характер

деятельный. Я все время что-нибудь ДЕЛАЮ».

  • Слайд № 10

Распознавание глаголов среди других частей речи.

- Выпишите только глаголы.

Я - страшное дело - какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

-Что значит "Ухожу с головой" (Целиком, полностью посвятить себя  какому-либо делу)

Слушать учителя.

Отгадывать загадки.

Составлять из оставшихся букв слово.

Определять тему и цель урока.

Читать отрывок.

Читать предложения.

Анализировать текст.

Отвечать на вопросы.

Сделать вывод.

Сравнить вывод с учебником.

Называть действия по картинке.

Слушать учителя.

Выписать глаголы.

Высказывать своё мнение.

Р: целеполагание

П: выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: выразительное чтение

П: построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

П: строить высказывание в устной форме

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль, коррекция

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: строить высказывание в устной форме

П: выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: выразительное чтение

П: построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

П: строить высказывание в устной форме

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль, коррекция

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

4.

Физминутка

2 мин.

Игра на внимание: «Услышав глагол, хлопайте в ладоши».

Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол:

«…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал,

самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил,

вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Выполнять движения под слова.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

5.

Решение частных задач

Имитативный: найди пару

Практический: работа по учебнику.

Аналитический: восстанови текст.

Репродуктивный: применение изученного материала

20 мин.

 Заменить фразеологизмы одним словом – глаголом.

Клевать носом                                         замолчать

Зарубить на носу                                     болтать

Закрыть рот на замок                               запомнить

Чесать языком                                           засыпать

1)  Работа с учебником

Упр 118, страница.

Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно?

Птицы зажужжали.

Лошади заржали.

Мухи зачирикали.

Лягушата крякают.

А утята квакают.

Поросята хрюкают.

-Запишите предложения правильно.

-Из какой сказки взят отрывок?

2)  По действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать:

Летает, порхает, кружится …

Растёт, цветёт, пахнет …

Шипит, ползает, извивается …

-Выпишите только глаголы (Слайд 14)

Желтеть, жёлтый, желток, пожелтел.

Тёмный, темнота, темно, потемнело.

Пишут, письмо, пишу, письменный.

Печь, печенье, печёт, печёный.

Самостоятельно выполнять задания.

Прочитать стихотворение.

Записывать предложения правильно.

Отвечать на вопросы.

Выписывать глаголы.  

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Р: самоконтроль

6.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: слово учителя

Древо чувств

  1. мин.

Что обозначают глаголы?  На какие вопросы отвечают глаголы?

Если чувствовали себя на уроке хорошо, комфортно, то вешаете на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Дз:упражнение 120, страница 70.

Отвечать на вопросы.

Самоанализ.

Записывать домашнее задание.

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Что такое синонимы?"

План - конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...