Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. в начальных классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_g.v._sam.rab_._4.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

        

Самостоятельная работа № 4

«Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала»

Литвиновой Галины Валентиновны,

учителя начальной школы

МБОУ №21 г. Солнечногорска

Место проведения занятий

АСОУ

2018 г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Поэтому содержание и виды занятий построения предмета «Русский язык» по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. в начальных классах, по которому я работаю, обеспечивает учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитывает у них высокую культуру речи, учит их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства.

Я считаю, что содержание этого курса нацелено:

а) на развитие устной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

б) на обучение детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;

в) на изучение литературной нормы — орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;

г) на изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку; 

д) на приобщение школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия со взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество.

Поэтому три типа учебных заданий в учебном сотрудничестве с учителем предлагается Канакиной В.П., Горецким В.Г.:
-воспитывающие не имитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;
-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;
-формирующие умение - запрашивать у учителя необходимую информацию.

К I группе заданий, относятся:

задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.

задания - «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику. Некритичное, не основанное на полном понимании принятия позиции учителя не вытесняет полностью собственную, житейскую, плохо осознаваемую точку зрения ребенка на слово о тех пор, пока обе эти точки зрения не будут выведены «в поле ясного сознания» через из прямое, явное противопоставление. Житейская точка зрения на слово плохо различает форму и значение слова (например, слово «змея» с житейской точки зрения длиннее, чем слово «червячок»). Лишь за счет обнажения этой плохо осознаваемой житейской логики, обнаруживая ее противоречия с логикой научных понятий, ребенок может по-настоящему изжить. И только тогда он добровольно и сознательно (а не под давлением учительского авторитета) примет иную - понятийную точку зрения на слово.

Ко второй группе относятся:

задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад;

задания, учитывающие границы применения правила, проверки безударных гласных в корне слова;

задания, имитирующие позицию учителя;

задания разнообразившие орфографическую тренировку. К третье группе относятся;

задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных - достроить саму возможность предстоящего действия, что позволяет использовать схемы, которые необходимо уточнять с помощью дополнительных вопросов;

задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимые задания, переворачивающие традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми;

задания, при которых ребенок не только овладевает самой вопросной формой (в ситуации прямого требования спрашивать), но и сам идёт, о чем надо спрашивать; где нужны ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают.

Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. И эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, я считаю, в учебниках Канакиной В.П., Горецкого В.Г решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности. А главная цель этого комплекта – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течении всей жизни.

Список использованной литературы:

1. Монахова Г. А. Проектирование учебного процесса и технологических учебников // Школьные технологии – № 1. – 2001. – С. 77-95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

В этой статье вы узнаете о трудностях в школе в первые месяцы, которые поджидают будущих первоклассников. Причины их возникновения. Способы профилактики и коррекции. Тест для родителей на определение ...

Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку

В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....

Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"

Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.

Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...