Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litvinova_g.v._sam.rab_._4.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Самостоятельная работа № 4
«Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала»
Литвиновой Галины Валентиновны,
учителя начальной школы
МБОУ №21 г. Солнечногорска
Место проведения занятий
АСОУ
2018 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Поэтому содержание и виды занятий построения предмета «Русский язык» по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. в начальных классах, по которому я работаю, обеспечивает учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитывает у них высокую культуру речи, учит их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства.
Я считаю, что содержание этого курса нацелено:
а) на развитие устной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;
б) на обучение детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;
в) на изучение литературной нормы — орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;
г) на изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;
д) на приобщение школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.
О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия со взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество.
Поэтому три типа учебных заданий в учебном сотрудничестве с учителем предлагается Канакиной В.П., Горецким В.Г.:
-воспитывающие не имитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;
-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;
-формирующие умение - запрашивать у учителя необходимую информацию.
К I группе заданий, относятся:
задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
задания - «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику. Некритичное, не основанное на полном понимании принятия позиции учителя не вытесняет полностью собственную, житейскую, плохо осознаваемую точку зрения ребенка на слово о тех пор, пока обе эти точки зрения не будут выведены «в поле ясного сознания» через из прямое, явное противопоставление. Житейская точка зрения на слово плохо различает форму и значение слова (например, слово «змея» с житейской точки зрения длиннее, чем слово «червячок»). Лишь за счет обнажения этой плохо осознаваемой житейской логики, обнаруживая ее противоречия с логикой научных понятий, ребенок может по-настоящему изжить. И только тогда он добровольно и сознательно (а не под давлением учительского авторитета) примет иную - понятийную точку зрения на слово.
Ко второй группе относятся:
задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад;
задания, учитывающие границы применения правила, проверки безударных гласных в корне слова;
задания, имитирующие позицию учителя;
задания разнообразившие орфографическую тренировку. К третье группе относятся;
задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных - достроить саму возможность предстоящего действия, что позволяет использовать схемы, которые необходимо уточнять с помощью дополнительных вопросов;
задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимые задания, переворачивающие традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми;
задания, при которых ребенок не только овладевает самой вопросной формой (в ситуации прямого требования спрашивать), но и сам идёт, о чем надо спрашивать; где нужны ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. И эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, я считаю, в учебниках Канакиной В.П., Горецкого В.Г решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности. А главная цель этого комплекта – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течении всей жизни.
Список использованной литературы:
1. Монахова Г. А. Проектирование учебного процесса и технологических учебников // Школьные технологии – № 1. – 2001. – С. 77-95
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку»
выступление на МО...
“Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
В этой статье вы узнаете о трудностях в школе в первые месяцы, которые поджидают будущих первоклассников. Причины их возникновения. Способы профилактики и коррекции. Тест для родителей на определение ...
Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку
В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....
Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"
Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала
В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения данной темы...
Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала.
Коррекционно-развивающие планы позволяют формировать понятия последовательно, замещая чувственные представления (что характерно для младших школьников) формально-теоретическими знаниями. В данной стат...