“Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
консультация (1 класс) по теме
В этой статье вы узнаете о трудностях в школе в первые месяцы, которые поджидают будущих первоклассников. Причины их возникновения. Способы профилактики и коррекции. Тест для родителей на определение "Психологической готовности ребёнка к школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_._-_budushch._1_kl.docx | 288.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «С (К) н ш –д с III-IV видов»
Консультация на
тему: “Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
(для родителей будущих первоклассников)
Педагог-психолог:
Задонская Е.А.
г. Ефремов
апрель 2013 года
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Чем станет для ребёнка школа – волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заключения – во многом зависит от близких ему людей.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё несколько месяцев”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребёнок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к режиму;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность ребенка к школе
Предлагаем тест, который поможет вам определить, готов ли ваш ребенок к школе. Оценивайте каждый вопрос по пятибалльной системе таким образом:
5 баллов - так бывает всегда;
4 балла - иногда бывает иначе;
3 балла - данные умения и способности развиты слабо;
2 балла - данные умения и способности проявляются очень редко;
1 балл - задание выполняется только с помощью взрослого.
Психологическая готовность к школе:
- ребенок легко вступает в контакт с одногодками и взрослыми;
- ребенок знает, какие поступки допустимы, какие нет, он не драчлив, не проявляет агрессию;
- не стесняется обратиться с вопросом к незнакомому человеку, взрослому или сверстнику;
- ориентируется в том, как к нему относятся окружающие, умеет оценить их настроение, эмоции;
- легко переносит смену обстановки.
Организованность и дисциплинированность:
- ребенок хорошо понимает задание и умеет доводить работу до конца без напоминаний и контроля со стороны взрослого;
- умеет завершить работу и оценить качество;
- умеет находить ошибки и исправлять их самостоятельно;
- при неудачах не раздражается и не замыкается в себе, доброжелательно принимает помощь взрослых;
- работает над заданием без перерыва не менее 15 минут, не отвлекаясь.
Интеллект:
- ребенок умеет выделить сходные и различные черты явлений, предметов, процессов;
- с интересом воспринимает новую информацию и задает вопросы;
- хорошо запоминает и воспроизводит последовательность событий в реальной жизни, в рассказах, рисунках;
- у ребенка есть элементарный запас информации о себе и окружающем мире;
- ребенок умеет использовать информацию о себе и окружающем мире.
Теперь посчитайте количество баллов за каждый блок вопросов в отдельности.
Если ребенок набрал по 20-25 баллов за блок, то он полностью готов к школе.
При количестве от 10 до 19 баллов за блок - с ребенком нужно серьезно позаниматься перед школой.
Если оценка каждого блока вопросов ниже 10 баллов - ребенку необходима консультация с детским психологом и педагогом. Такому ребенку лучше не спешить отправляться в первый класс.
Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.
"Портрет" первоклассника, неготового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для вас я подготовила рекомендации и оформили их в виде буклета, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, радоваться своим успехам.
Раздаются родителям буклеты «Скоро в школу»
«Скоро в школу»
Советы родителям, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
- Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к школе: поощряйте его потребности задавать вопросы. Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
- Показывайте ребёнку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники (если они у вас сохранились), рассказывайте о своих школьных товарищах.
- Постарайтесь узнать мнение ребёнка о том, что в школе похоже на детский сад, а что отличается. При необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
- Спросите ребёнка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если не сможет найти в раздевалке свою шапку.
- Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
- Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
- Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
- Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
- Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
- Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
- Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Удачи Вам и Вашему ребёнку!
Счастливого пути по дорогам знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».
Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны инф...
Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции
Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения. Часто детей с симптомами этого заболевания наз...
Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала
В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учеб...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
Разработка к собранию "Причины и способы профилактики детской лжи"
Причины и спосбы профилактики детской лжи...
Логопедическая работа по профилактике и коррекции учебных трудностей детей-билингвистов из семей мигрантов
Логопедическая работа по профилактике и коррекции учебных трудностей детей-билингвистов из семей мигрантов...