Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 3 класса, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Общие цели предмета
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 136 ч. в год, 4 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МАОУ «СОШ №54 г. Улан-Удэ» на 2017-2018учебный год.
УМК
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
- CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 |
3 | Слово в языке и речи | 18 |
4 | Состав слова | 14 |
5 | Правописание частей слова | 23 |
6 | Части речи | 61 |
7 | Повторение | 7 |
ИТОГО | 136 |
Содержание предмета
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (14 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (23)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (27 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (15ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (14 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (7 ч)
Формы организации учебных занятий
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определѐнного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Виды учебной деятельности
Списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведе ния |
Язык и речь (2ч) | |||
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | |
2 | Наш язык | 1 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (11ч) | |||
3 | Текст. Типы текстов | 1 | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
5 | Виды предложений по интонации | 1 | |
6 | Предложения с обращением | 1 | |
7,8 | Главные и второстепенные члены предложения | 2 | |
9,10 | Простое и сложное предложения | 2 | |
11,12 | Словосочетание | 2 | |
13 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | |
Слово в языке и речи (18ч) | |||
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | |
15 | Синонимы и антонимы | 1 | |
16 | Омонимы | 1 | |
17 | Слово и словосочетание | 1 | |
18 | Фразеологизмы | 1 | |
19 | Обучающее изложение | 1 | |
20 | Части речи | 1 | |
21 | Имя существительное | 1 | |
22 | Имя прилагательное | 1 | |
23 | Глагол | 1 | |
24 | Что такое имя числительное? | 1 | |
25 | Однокоренные слова | 1 | |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | |
29 | Обучающее изложение | 1 | |
30 | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове» | 1 | |
31 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | |
Состав слова (14 ч) | |||
32 | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | |
33 | Сложные слова | 1 | |
34 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | |
35 | Окончание слова | 1 | |
36 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | |
37 | Значения приставок | 1 | |
38 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | |
39 | Значения суффиксов | 1 | |
40 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | |
41 | Что такое основа слова? | 1 | |
42 | Обобщение изученного | 1 | |
43 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | |
44 | Обучающее изложение | 1 | |
45 | Проект «Семья слов» | 1 | |
Правописание частей слова (23 ч) | |||
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | |
47,48 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 2 | |
49,50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 2 | |
51 | Обучающее изложение | 1 | |
52,53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 | |
54,55 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | |
56 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | |
57 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» | 1 | |
58-60 | Правописание суффиксов и приставок | 3 | |
61,62 | Правописание приставок и предлогов | 2 | |
63 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | |
64 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | |
65,66 | Разделительные твердые и мягкие знаки | 2 | |
67 | Обучающее изложение | 1 | |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | |
Части речи (61 ч) | |||
Имя существительное (27ч) | |||
69,70 | Значение и употребление имен существительных в речи | 2 | |
71 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |
72 | Обучающее изложение | 1 | |
73 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |
74 | Проект «Тайна имени» | 1 | |
75,76 | Число имен существительных | 2 | |
77,78 | Род имен существительных | 2 | |
79,80 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 2 | |
81 | Обучающее изложение | 1 | |
82 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |
83 | Склонение имен существительных | 1 | |
84 | Падеж имен существительных | 1 | |
85 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка» | 1 | |
86 | Именительный падеж | 1 | |
87 | Родительный падеж | 1 | |
88 | Дательный падеж | 1 | |
89 | Винительный падеж | 1 | |
90 | Творительный падеж | 1 | |
91 | Предложный падеж | 1 | |
92 | Обучающее изложение | 1 | |
93 | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка» | 1 | |
94 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | |
95 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |
Имя прилагательное (15 ч) | |||
96,97 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 2 | |
98 | Роль прилагательных в тексте | 1 | |
99 | Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» | 1 | |
100 | Род имен прилагательных | 1 | |
101,102 | Изменение имен прилагательных по родам | 2 | |
103 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
104,105 | Число имен прилагательных | 2 | |
106,107 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | |
108 | Обобщение изученного | 1 | |
109 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | |
110 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | |
Местоимение (5ч) | |||
111 | Личные местоимения | 1 | |
112 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | |
113 | Местоимение | 1 | |
114 | Обучающее изложение | 1 | |
115 | Проверочная работа | ||
Глагол (14 ч) | |||
116,117 | Значение и употребление глаголов в речи | 2 | |
118,119 | Неопределенная форма глагола | 2 | |
120 | Число глаголов | 1 | |
121 | Времена глаголов | 1 | |
122 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов | 1 | |
123,124 | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение | 2 | |
125 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | |
126 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | |
127,128 | Обобщение изученного | 2 | |
129 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
Повторение (7ч) | |||
130 | Части речи | 1 | |
131 | Обобщение изученного о словах, предложениях | 1 | |
132 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | |
133 | Правописание приставок и предлогов | 1 | |
134 | Правописание безударных гласных | 1 | |
135 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |
136 | Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 |
Список литературы (основной и дополнительной).
1. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: тесты / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2014.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2–ух ч. – М.: «Просвещение», 2014.
4. Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
5. Интерактивная доска..
6. Компьютер.
7. Таблицы по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...