Конспект урока «Изменение глаголов по числам» 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Искандярова Каралина Алексеевна

 4 класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_marta_russkiy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         01.03.18                                                                                        Учитель: Тимофеева Н.И.                                

Класс: 4                                                                                                Студентка: Искандярова К.А.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя:  осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным; уметь отличать глагол единственного числа от множественного.

Планируемые результаты

Предметные: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным.

Личностные: формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование: учебник  «Русский язык» 4 класс, 2 часть «Гармония», презентация, раздаточный материал.        

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Слов.: слово учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каралина Алексеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация знаний

Нагл.: уч. презентация

Сл.: уч. диалог

Пр.: словарный диктант, самостоятельная работа

Пр.: самопроверка по слайду

Слов.: уч. диалог

10 мин

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

Словарный диктант

 Оставьте место еще для одного слова.

Красивый           прелестный                   красота

 Найдите в словаре школьника значение слова "прелестный".

Прелестный – вызывающий восхищение, очаровательный.

 Назовите орфограммы в этом слове. (Приставка –при-пре)

Повторение изученного

- С какими частями речи вы уже знакомы?

Молодцы!  Словарная  работа.( Слайд №4.)

Картинный диктант. 

Молоток, платок, сорока, помидор, собака, малина, а теперь проверьте у соседа по парте, правильно ли он написал? Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки?

- Чтобы узнать тему нашего урока, давайте  разгадаем ключевое слово в кроссворде (слайд). На парте у вас лежат листочки, на слайде вопросы, отгадываем и пишем в кроссворд .

Крупный населенный пункт. (Город)

Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. (Пальто)

Лесной житель. Летом – серый, зимой – белый. (Заяц)

На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков … (Горох)

Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи)

Как называется лесная ягода, которая состоит из множества малых ягодок. (Малина)

-  Какое же это слово, ребята? (глагол)

 - Что такое глагол?  Приведите пример.

- Его роль в предложении?

- А хотели бы вы узнать еще кое- что про глагол? Я предлагаю открыть вам учебник на странице 110 и прочитать тему урока, запишите ее в тетрадь.

Ребята, а кто мне ответит, какие цели сегодня мы преследуем на уроке? А какие задачи? Вы совершенно правы, посмотрите на слайд ,правильно ли мы определили цели и задачи?

Открывать тетради

Записывать число, классная работа

Записывать словосочетания в тетрадь

Отвечать на вопросы

Воспроизводить знания

Вести диалог с учителем

Приводить примеры

Формулировать тему и задачи урока

Р: планирование последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: осознавать познавательную задачу;

преобразование учебного материала, действия;

К: владеть диалогической формой коммуникации;

Решение частных задач

Пр.: вставлять орфограммы, работа с учебником

Нагл.: уч. презентация

Слов.: беседа

15 мин

Учебник на странице 110 ,упражнение 191.(слайд ) 

В траве трещ..т кузнечики скрип..т жук ворку..т дикие голуби стуч..т по деревьям дятлы пищ..т рябчики жужж..т золотая пчёлка по..т певчие дрозды

Спишите, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов.

Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

В траве трещат (мн.ч) кузнечики. Скрипит(ед ч) жук.  Воркуют (мн.чл) дикие голуби. Стучат(ед.ч) по деревьям дятлы. Пищат (мн.ч) рябчики. Жужжит (ед ч) золотая пчёлка. Поют (мн.ч)певчие дрозды. Трещит (ед.ч)сойка. 

Определите сколько здесь предложений - 8 предлож
Укажите число глаголов - 8 глаголов.
Назовите глаголы,которые передают звуки,издаваемые птицами и насекомыми - трещат, воркуют, скрипит, стучат, трещит, жужжит, пищат, поют.

Сначала прочитайте задание каждый про себя.

- Что нужно нам сделать? ( определить, сколько предложений в тексте, вставить пропущенные буквы)

- Прочитайте текст про себя.  

-Прочитайте задание под текстом, объясните , что нужно сделать?. Ребята, выполните в тетради это упражнение, проверяем в парах. (Видео)

Учебник на странице 110 ,упражнение 192.(слайд )

Край неба алеет(алый). Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют(зелень) поля. (И. Тургенев)

Потемнели(темень) на полях дороги, посинел(синий) на реке лёд. (И. Соколов-Микитов)

Спишите. Объясните написание выделенных орфограмм.

Назовите глаголы, которые передают цвета окружающих предметов.

Алеет, белеют, зеленеют, потемнели, посинел.

Дети, для начала что нам нужно сделать? Кто прочитает мне задание и сам текст?

Выполняем задание самостоятельно, один к доске. Молодцы, ребята, мы прекрасно справились с этим заданием.

 

Упражнение 193 выполняем самостоятельно, один у доски.

193. Прочитайте стихи В. Берестова.

Весенняя сказка

Дружноударились (мн.ч.)
Рыбы 
Об 
Лёд— 
И на реке начался (ед.ч.) ледоход.

Объясните название стихотворения.

Запишите по памяти. Проверьте себя. Укажите число глаголов.

- Ребята, что нам нужно сделать ?

- Какие слова непонятны?(Ледоход-таяние льда в реках,наступает весной.)

- Объясните название стихотворения? О чем он? (о наступлении весны)

Сейчас, я даю вам 3 минуты на заучивание этого стихотворения, далее, пишем по памяти, глаголы, которые встречаются  в тексте, выписываем, указываем число.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Нагл.: видео

1 мин

Физминутка. Ребята, встаньте со своих мест. Слова во множ .числе- хлопок в ладоши, в ед. числе- приседаем

Фрукты, светлый, лампа, бегает, молодые, прыгают, заплел, проспали, договорились.

 

Повторять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Сл.: уч. Диалог

Пр.: работа над текстом

Пр.: чтение текста

Сл.: уч. диалог

Пр.: списывание текста

Пр.: задания к тексту

Пр.: самопроверка

Нагл.: уч. презентация

Работа по вариантам

20 мин

Упражнение 194.

194. Прочитайте.

1. После, реки, разлива, на, осталась, лужица, большая, лугу. 2. Рыбёшки, там, плавали, мелкие. 3. Сюда, день, каждый, петух, приходил, рыбалку, на. 4. Доставал, в, он, заходил, и, рыбу, клювом, воду. 5. Всегда, уловом, с, курами, делился, рыбак. 6. Они, на, ожидали, берегу, угощение.

(В. Фёдоров)

В каких значимых частях слова выделены орфограммы? Объясните их написание.

Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст. Запишите заголовок и текст.

- Посмотрите на это упражнение, что нам нужно сделать? Кто прочитает мне задание? Ребята, это задание вы делаете самостоятельно, проверяем потом все вместе.

А сейчас по цепочке каждый читает по предложению из текста и объясняет орфограмму. После разлива реки (речка) на лугу осталась большая лужица.

Там плавали мелкие рыбёшки.

Сюда каждый день на рыбалку приходил петух(непроверяемая гласная в корне е).

Он заходил (безударна гласная в приставки ЗА, проверочное слово ХОДИТ)в воду и клювом доставал рыбу.

Рыбак всегда делился(безударная гласная в корне, проверочное слово дЕлится)уловом с курами.

Они на берегу(безударная гласная в корне, проверочное слово бЕрег) ожидали угощения.

- Кто прочтет еще раз полностью весь текст? Остальные внимательно следят и проверяют.

- Давайте подумаем, как можно назвать этот текст? Придумаем название текста.

(Петух-рыбак)

- Запишите в следующей строчке после упражнения название текста.

Спишите текст, заполняя пропуски с выделением орфограмм.

- Как будем выделять орфограммы? ( подчеркивать)

А сейчас посмотрите на слайд, прочитайте предложения со слайда. Ваша задача сейчас найти все глаголы, которые даны в предложениях и если этот глагол в мн.чл. то вам нужно поставить в ед.чл., и наоборот, задание понятно? Выполняем. Кто первый выполнит, подходит ко мне на проверку.( На стене корабля висит картина. На ней светит яркое солнце. Длинные дороги ведут к замку. Художник изобразил красивый пейзаж. Висит – висят, светит- светят, ведет- ведут, изобразил – изобразили.) Посмотрите на слайд, у всех выполнено правильно?

Работать с текстом упражнения

Работать с иллюстрацией

Заполнять пропуски

Чтение текста

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки

Размышлять над названием текста

Списывать текст

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

Р: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения;

Рефлексивный

3 мин

Подведем итог нашего урока. Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы. Кто сможет мне ответить?

Отвечать на поставленные вопросы.

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

1 мин

Информация о домашнем задании

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Пр.: самооценка

1 мин

- Какая тема  урока сегодня была? Какую цель ставили? Добились ее?
У вас на партах лежат карточки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, не интересно

2-было не всё понятно        

3-всё понял, многому научился, всё понравилось

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл.

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл....

Конспект урока "Изменение глагола по числам" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация по русскому языку для 2 класса, на тему "Изменение глагола по числам", УМК "Школа России"...

Конспект урока "Изменение глаголов по числам" ("Перспектива",3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения изменять глаголы по числам; определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - знать правило определения числа глаголов;- уметь определять число...

Конспект урока "Изменение глаголов по числам" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать, что такое «глагол»;-уметь определять глагол с...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Изменение глаголов по числам

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов,  изменять глаголы по числам. Планируемые результаты:   Предметные:уметь изменять глаголы по числам;уметь р...