Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.docx | 176.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 55
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения, изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 3-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упражнение). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте стихотворение А. Абалихина в задании 130. Объясните, как вы поняли название стихотворения. – Назовите имена существительные 3-го склонения. Укажите склонение других имен существительных. – Прочитайте отрывок стихотворения Ф. Глинки из упражнения 173. – Какое слово употреблено в переносном значении? (Слово «золотой».) – Являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения? Как это определить? – Продолжите формулировку определения, данную в учебнике. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают выполненное задание. Вывод: Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо поставить слово в начальную форму, а затем определить род и выделить окончание. Читают стихотворение. Указывают имена существительные 3-го склонения. Выполняют синтаксический разбор предложения. (См. РМ, Приложение 2.) | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите народные приметы, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. | Выполняют чистописание. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Возникает проблема: почему в однокоренных именах существительных, которые стоят в предложном падеже, разные окончания? От чего зависит написание окончания (-е или -и)? Имеет ли здесь значение толщина тетради? – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться распознавать имена существительные 3-го склонения | – Окончание зависит от типа склонения | в устной форме | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 174) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Есть ли разница в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже? – В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите их. (Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод о том, что ударные и безударные окончания имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имен существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных этого же склонения | Осуществлять анализ таблицы |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 175) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Просклоняйте данные имена существительные, пользуясь таблицей. | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Склоняют имена существительные. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать уси- |
1 | 2 | 3 | 4 |
– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания. – Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных | Изображают схему «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». | лия по решению учебной задачи | |
VI. Дальнейшая работа Работа по карточкам | Организует индивидуальную работу по карточкам. Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. На лошад.. , на лошадк.., на постельк.., на постел.., в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. . Карточка 2. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Обозначьте падежи имен существительных третьего склонения. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Ключи Карточка 1. На лошади (3 скл., П. п.), на лошадке (1 скл., П. п.), на постельке (1 скл., П. п.), на постели (3 скл, П. п.), в колыбельке (1 скл., П. п.), в колыбели (3 скл., П. п.), о медальке (1 скл., П. п.), о медали (3 скл, П. п.), к ёлке (1 скл., Д. п.), к ели (3 скл., Д. п.), по тетрадке (1 скл., Д. п.), по тетради (3 скл., Д. п.), в горсточке (1 скл., П. п.), в горсти (3 скл., П. п.), | Понимать |
1 | 2 | 3 | 4 |
И песню раннюю запел в (лазурь) _______ жаворонок звонкий. (Вежливость) ______ открываются все двери. Азбука – к (мудрость) ______ ступенька. При солнышке тепло, при (мать) _______ добро. Всякой (вещь) ______ свое место. Карточка 3. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного «ель» во всех предложениях. В л..су на полян.. растет ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц. Карточка 4. Подчеркните имена существительные третьего склонения, выделите окончания. На реке Кубани у пристани стоял пароход. В Сибири в лесах много пушных зверей. Мы читали рассказы о храбрости и верности русских бойцов. Во всей окрестности не было холмов. Отблески солнца отражались в зеркальной глади реки. (См. РМ, Приложение 4.) | о косточке (1 скл., П. п.), о кости (3 скл., П. п.). Карточка 2. И песню раннюю запел в лазури (П. п.) жаворонок звонкий. Вежливостью (Т. п.) открываются все двери. Азбука – к мудрости (Д. п.) ступенька. При солнышке тепло, при матери (П. п.) добро. Всякой вещи (Д. п.) свое место. Карточка 3. В лесу на поляне растет ель (И. п.). На ели (П. п.) висят шишки. Часто на ель (В. п.) забирается белочка. Нередко к ели (Д. п.) прилетает дятел. Под елью (Т. п.) прячется пугливый зайчонок. Зимой около ели (Р. п.) увидишь на снегу следы зверей и птиц. Карточка 4. На реке стоял пароход. В в лесах много пушных зверей. Мы читали рассказы о рус-ских бойцов. Во всей не было холмов. Отблески солнца отражались в зеркальной реки. | нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, опреде- | Осуществлять самоконтроль учебной дея- |
1 | 2 | 3 | 4 |
Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Поставьте карточку со своим именем на ту ступеньку лесенки, на которой, по-вашему, вы сейчас находитесь | ляют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Ставят карточки на ступеньках. | тельности | |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 131 в рабочей тетради | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 56
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ ТРЕХ ТИПОВ СКЛОНЕНИЙ
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения распознавать имена существительных всех трех типов склонения; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена су- ществительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнять звуко-буквенный разбор слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 131. Как распределили слова в группы по склонениям? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Делят имена существительные на группы.
| Выделять существенную информацию | ||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. | Выполняют чистописание. С наступлением холодов водяные жучки, лягушки, рыбы прячутся на дно. | |||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку Юрия Чистякова. Вот сижу, смотрю в окно: Вдаль дорога вьется, За холмом ручей журчит, «Песнь» кукушки льется. На лугу табун коней, Рядом две коровы. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угадать, что вижу я, Вы, друзья, готовы? (Пейзаж.) (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «пейзаж» |
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову, составляют предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. • Упражняться в определении склонения и падежа имен существительных. • Развивать орфографическую зоркость. • Обогащать словарный запас, развивать речь | Принимать и сохранять учебную цель щее и различия, делать выводы |
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Для чего нужны падежи? – А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи. Послушайте о нем стихотворение. – За что Лежебокин не любит падежи? – Как вы думаете, для чего нужно знать падежи? (Чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях.) – Чтобы не быть как Лежебокин, нам необходимо научиться определять склонение существительных косвенных падежей. – Проверим, как вы умеете определять падежи. Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово «дорожка» и определяете, в каком падеже стоит это слово. Дорожка домой Мне мила с детских лет, Дорожки знакомей, красивее нет! И если б зашел я Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Заранее подготовленные ученики инсценируют стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж». Спросили Лежебокина: А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассержено: – В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу. Трудиться, а тем более творить Я не хочу. Такой падеж, как дательный, Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Слу- |
1 | 2 | 3 | 4 |
Предлагает решить лингвистическую задачу «Неожиданные подарки». Митя и Коля – близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще два пакета: на одном надпись – «Подарок Мити», на втором – «Подарок Коли». Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля – пакет с надписью «Подарок Мити», оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, – перочинный ножик, а Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля. Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила: – Понравились вам мои подарки? – Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, – ответили Митя и Коля в один голос. – Да вот же они, – сказала Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски. Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. А почему оно произошло, как вы думаете? – Объясните смысл словосочетаний: «подарок Коле», «подарок Коли» | Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать, Какой-нибудь предлог. А на падеж винительный И вовсе я сердит, Отец во всякой мелочи Во всем меня винит. – Да, переделка кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? – Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец, Простительный. Объясняют смысл словосочетаний: «подарок Коле» (Д. п.); «подарок Коли» (Р. п.) | шать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 176). Работа по учебнику (упражне- ние 177) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения. – Выберите из словаря омонимов учебника по одному существительному каждого склонения. Запишите эти слова. – Составьте памятку «Как определить склонение имени существительного». – Прочитайте. Пользуясь таблицей «Склонение имен существительных» и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имен существительных в данных сочетаниях слов | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Дают характеристику именам существительным каждого склонения. Выписывают имена существительные из словарика омонимов.
Составляют памятку «Как определить склонение имени существительного». Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: 1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число); 2) определить род, выделить окончание; 3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение. Записывают сочетания слов и определяют склонение имен существительных. Букет (2-е скл.) сирени (3-е скл.). Иней (2-е скл.) на ветке (1-е скл.) ели (3-е скл.). Письмо (2-е скл.) от дедушки (1-е скл.). Капля (1-е скл.) дождя (2-е скл.). Варенье (2-е скл.) из вишни (1-е скл.). Русский пейзаж (2-е скл.) | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
1 | 2 | 3 | 4 |
VI. Дальнейшая работа Работа по учебнику (упражне- ние 178) | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте отрывок стихотворения В. Берестова. – Как вы поняли главную мысль стихотворения? – Найдите имена существительные в единственном числе. – Объясните, как определить их склонение | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «любовь». Указывают склонение имен существительных. (См. РМ, Приложение 3.) | Понимать |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 132 в рабочей тетради, упражнение 179 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 58
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПЕРВОГО,
ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тип урока | Поиск и открытие нового способа действия |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). Минутка чистописания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 133. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Запишите слова группами. – Допишите в каждую группу еще по три слова. – Подчеркните в словах изучаемые орфограммы. – Составьте и запишите предложение с любым именем существительным. Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословиц. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Делят имена существительные на группы.
Выполняют чистописание. Не спеши языком, торопись делом. Малое слово большую обиду творит. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с це- |
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь.) (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «медведь» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения | левой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Опреде- | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Послушайте стихотворение Ю. Карасева «Прик- | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. | Принимать и сохранять учебную цель |
1 | 2 | 3 | 4 |
ление целей урока | лючения зеленого листа» и определите, в каких падежах стоит слово «лист». – Вставьте пропущенные буквы: на х..лме, ч..совой, б..лизна, пос..нел. – Как вы проверяете безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.) – Вставьте пропущенные гласные в следующих словах: в речк.., у печк.. . – Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, как проверять безударную гласную в окончании.) – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных | Определяют падеж слова «лист». Как-то раз с большого клена Оторвался лист (И. п.) зеленый И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зеленого листа (Р. п.). Ветер нес его и нес. Бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес Шмыг – к зеленому листу (Д. п.), Лапой – хвать зеленый лист (В. п.), Дескать, поиграем. «Не хочу» – парашютист Головой качает… Ветер вмиг с листом (Т. п.) зеленым Над землей взметнулся снова, Но шалун листок упал… Я пишу в саду под кленом Стих о том листе (П. п.) зеленом | и задачу. Планировать свое действие в соответствии и условиями ее реализации. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите таблицу «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения». – Сравните падежные окончания имен существи- | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: имена существительные 1-го | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражне- ние 181) | тельных всех трех склонений. В каких падежах они имеют одинаковые окончания? – Устно просклоняйте имена существительные любого склонения парами. Проверяйте безударные падежные окончания по таблице | и 2-го склонения имеют одинаковое окончание -е в дательном и предложном падеже. Имена существительные 1-го и 3-го склонения имеют одинаковое окончание -и в родительном падеже | |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 182) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Расскажите по таблице «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных» о способах проверки. – Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имен существительных в данных предложениях? – Как проверяем безударную гласную в корне слова? (Ставим ее под ударение, подбираем проверочное слово.) – Какие у вас есть предположения, как определить, какую гласную нужно писать в безударных окончаниях имен существительных? (Надо подобрать проверочное слово, у которого окончание ударное.) – Какое слово может быть проверочным? (Проверочное слово должно быть того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Проверяют написание безударных падежных окончаний. Выполняют синтаксический разбор предложения. На полянке под осиной вырос подосиновик. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) вырос (где?) на дороге вырос (где? под чем?) под осиной Составляют алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова. | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату |
1 | 2 | 3 | 4 |
– Какое существительное выберем для проверки безударных окончаний существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го склонения? – Определите, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным окончанием | Алгоритм проверки: 1. Поставить слово в начальную форму. 2. Определить склонение и подобрать проверочное слово. 3. Поставить проверочное слово в нужный падеж. 4. Написать такое же окончание, как в проверочном слове | ||
VI. Дальнейшая работа Работа по учебнику (упражне- ние 184). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте. Определите падеж выделенных имен существительных. Как вы думаете, одинаковыми или различными будут окончания этих существительных в данном падеже? Почему? – Как вы будете решать следующую орфографическую задачу: какое окончание и почему нужно писать в каждом имени существительном? – Запишите предложения, вставляя пропущенные окончания. Организует работу по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных. – Мальчик-иностранец не воспользовался памяткой «Как определить букву в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают предложения, вставляют пропущенные окончания. Давно облетели осенние листья клена (2-е скл. Р. п.), липы (1-е скл., Р. п.), тополя (2-е скл., Р. п.), березки (1-е скл., Р. п.). Только иглы ели (3-е скл., Р. п.), кедра (2-е скл., Р. п.), пихты (1-е скл., Р. п.) остались зелеными. Выполняют синтаксический разбор предложения. Давно облетели листья клена, липы, тополя, березки. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) облетели (когда?) давно листья (какие?) осенние листья (чего?) клена, липы, тополя, березки Исправляют ошибки. | Понимать тировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне- |
Урок 59
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; выполнять морфологический разбор слова; определять склонение и падеж выделенных имен существительных |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
II. Актуализация знаний, необходимых. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). Минутка чистописания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 135. Прочитайте правильные ответы. – Назовите выделенные неизменяемые имена существительные. – Объясните написание окончаний в именах существительных. – Прочитайте отрывок стихотворения Саши Черного из упражнения 183. Объясните, почему окончания в выделенных именах существительных надо проверять. Докажите, что вы правильно записали эти окончания. Проводит минутку чистописания. – Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква? (Буква «к».) – Вторая буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в именительном падеже. Какая это буква? (Буква «а».) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают пропущенные слова. Объясняют написание безударных падежных окончаний имен существительных. Определяют склонение, падеж имен существительных. (См. РМ, Приложение 2.) Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания, слово «отметка» в падежных формах. Ка Ку Ак Ау Ук Уа кау куа уак ука аку аук | Выделять существенную информацию актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Третья буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в винительном падеже. Какая это буква? (Буква «у».) – Напишите данный ряд букв в указанном порядке: – Запишите формы имени существительного «отметка» в порядке склонения. | Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Прочитайте ребусы. Назовите данные предметы одним словом.
(См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «мебель» | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться различать именительный и винительный падежи | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель |
1 | 2 | 3 | 4 |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 185) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. – В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные? | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. – В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом. – У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 186). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина. Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ. – Выберите любое четверостишие и запишите его по памяти. Проверьте себя. | Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Определяют падеж имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.) Определяют, что падежные окончания имен существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах не различаются. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии и условиями ее реализации. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 187) | – Прочитайте. Спишите первые два предложения. Чем они интересны? – Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имен существительных в этих предложениях? | Записывают предложения. Разбирают их по членам предложения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных. – Различаются ли падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах? | Определяют склонение и падеж выделенных имен существительных. Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4.) | ||
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 188). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имен существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения. – Подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж имен существительных. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают предложения. Подчеркивают в предложениях главные члены. Указывают падеж имен существительных. На праздничную площадь (В. п.) вышли люди. Перед нашим взором предстает нарядно украшенная площадь (И. п.) | Понимать |
Работа по учебнику (упражне- ние 189). | – Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже. – Укажите падеж имен существительных, выделите окончания, подчеркните предлоги. – Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните главные члены предложения. | Записывают, раскрывают скобки. Составляют предложение с любым сочетанием слов, подчеркивают главные члены предложения. Дедушка воткнул лопату в землю. (См. РМ, Приложение 5.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа в тет- ради (зада- ние 136) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения: в первом выделенное имя существительное употребите в именительном падеже, а во втором – в винительном падеже. Запишите предложения | Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают предложения. На огромный тополь (В. п.) опустилась стайка воробьев. На берегу озера стоял тополь (И. п.). | Адекватно использовать речевые сред- ства для реше- ния различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какое задание оказалось для вас самым сложным? Почему? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Достигли мы намеченной цели? Я попрошу вас ответить мне на этот вопрос с помощью сигнальных карточек: если считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи, то поднимите карточку, которая «улыбается»; не уверены в своих знаниях – карточку с «нейтральными эмоциями», а если вы материал не поняли – «грустную карточку» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи | Делать выводы, извлекать информацию |
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 137 в рабочей тетради, упражнение 190 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Урок 60
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в родительном падеже; научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня любви. Мы желаем сегодня друг другу успеха. Если тебе будет трудно, я тебе помогу | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | Принимать |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 137. Вставьте пропущенные буквы. – Составьте два предложения: в первом предложении употребите любое имя существительное в винительном падеже, а во втором – в именительном. Запишите предложения. – Прочитайте задание в упражнении 190. Составьте два предложения с однородными членами, употребляя выделенные имена существительные в винительном падеже. Можете использовать и другие слова. Запишите. – Объясните, почему в одних предложениях вы употребили глагол «одела», а в других – «надела». (См. РМ, Приложение 1.) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Составляют предложения. Мы посадили морковь (В. п.). У деда выросла крупная морковь (И. п.). Составляют предложения с однородными членами. Бабушка надела шапку (В. п.) и пальто (В. п.). Девочка одела брата (В. п.) и сестренку (В. п.). | Выделять существенную информацию |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Продолжите ряд родственных слов. – Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. | Выполняют чистописание. Мы уходим все дальше в лес. Под ногами пышным ковром лежит мох, костяника сверкает в траве, а грибы дразнят крепким запахом. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. Где дорогу проложить? Из чего деталь отлить? Как конфеты начинить? Сколько пуговиц пришить? Кто на это даст ответ, Чей поможет нам совет? Первым кто найдет решение, Кто проверит исполнение? Знай, малыш, бери пример, Заводской он … (инженер). (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
– Подберите однокоренные слова к слову «инженер» | Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом | ||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? – С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? – Чем являются в предложении существительные в родительном падеже? – Вспомните, какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться правильно писать окончания имен существительных в родительном падеже | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Падежные вопросы: «кого?», «чего?». Смысловые вопросы: «где?», «откуда?». – От, до, из, без, у, для, около, с. – Второстепенным членом | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 191) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. – У имен существительных какого склонения в родительном падеже может быть окончание -и? – Как проверить написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Вставляют пропущенные окончания. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен существительных в данном предложении | |||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 192). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее. – Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания. | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают. Указывают имена существительные в родительном падеже. Выделяют их окончания. Дверца узкая под крышей – (3-е скл., Р. п.), Не для вешнего (2-е скл., Р. п.), Говорливого (2-е скл., Р. п.). (Почтовый ящик.) | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Работа по учебнику (упражне- ние 193) | – Прочитайте. Назовите произведение С. Михалкова. («А что у вас?».) – Спишите, вставляя пропущенные окончания. – Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание -и, а у других – -ы. (См. РМ, Приложение 3.) | Списывают, вставляя пропущенные окончания. Вот у Коли (1-е скл., Р. п.), например, Мама – милиционер. А у Толи (1-е скл., Р. п.) и у Веры (1-е скл., Р. п.) Обе мамы – инженеры. А у Левы (1-е скл., Р. п.) мама – повар | |
VI. Дальнейшая работа ний и умений. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Выпишите из упражнения 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение. – Обсудите: какую профессию вы считаете самой важной? Почему? | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Работают в парах. Объясняют значение слов-названий профессий. | Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному |
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражне- ние 194). | – А кем бы вы хотели стать и почему? Составьте на эту тему текст. | Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 4, 5.) | эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Работа в тет- ради (зада- ние 138) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Подчеркните основу предложения. – Укажите над именами существительными падеж. Выпишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже | Выполняют задание в рабочей тетради. Перед праздником (Т. п.) зима (И. п.) Для зеленой елки (Р. п.) Платье (В. п.) белое сама Сшила без иголки (Р. п.). Сшила (без кого? без чего?) без иголки, сшила (для кого? для чего?) для елки | |
VII. Итог уро-ка. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие окончания у существительных в родительном падеже? (1-е скл. – -и, -ы; 2 скл. – -а,-я; 3 скл. – -и.) – Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. (От, до, из, без, для, около, у, с.) – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 139 в рабочей тетради, упражнение 195 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
– Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел? (Проверочное слово и проверяемое должны быть одного склонения.) – Найдите окончания некоторых слов в поговорках. Окончание – изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение. Собирай по ягодк.. – наберешь кузовок. Без букваря и грамматик.. не учатся и математик.. . Капля по капл.. и камень точит. Азбука – к мудрост.. ступенька. – Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных? |
| ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |||
Работа в тет- ради (зада- ние 134) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте присказку из сказки «Царевна-лягушка». Вставьте пропущенные буквы. | Выполняют задание в рабочей тетради. |
1 | 2 | 3 | 4 |
– Найдите в тексте имена существительные с безударными окончаниями. Укажите падеж, выделите окончания. – Выделите в однокоренных словах корень | Находят в тексте имена существительные с безударными окончаниями. Указывают падеж, выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 3.) В однокоренных словах выделяют корень | ||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что называется именем существительным? – Как изменяется имя существительное? – Как определить тип склонения имени существительного? Как проверить безударное окончание имен существительных? Как определить падеж существительных в предложении? – Сколько падежей в русском языке? – Как определить безударную гласную в окончании имени существительного? – Давайте попробуем понять, что мы чувствуем после этого урока. На листочках записаны вопросы. Каждый отвечает на них кратко и четко. 1. Что было самым легким? 2. Что было самым трудным? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я приобрел… • Я научился… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 135 в рабочей тетради, упражнение 183 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения."
конспект урока, презентация к уроку и карточка с заданиями...
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ
Конспект урока по теме: "УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"....
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...
ТЕМА «Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонение»
Конспект урока русского языка...
Открытый урок по русскому языку на тему «Род имени существительного» 3 А класс
Педагогические цели-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;Тип урокаУр...
Конспект урока :"УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"
Открытый урок в 4 классе....
План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"
План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"...