УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Педагогические задачи | Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 74.23 КБ |
kartochki.docx | 13.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК УРОК
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ
Педагогические задачи | Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания. | Выполняют чистописание. На лужайке растет красный мак, а рядом покачивает головкой колокольчик. Выпиши из предложения все формы имён существительных. . Укажи число, род(если есть), падеж одной из форм имени сущесвтельного(на выбор). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. 1.– Отгадайте загадку. Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой зимой, Вся в сережках весной, Сарафан зеленый летом, В день осенний в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. (Береза.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «береза» 2.Словарная работа | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки. – Прочитайте тему урока. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение». Склонение – изменение имен существительных по падежам | Принимать и сохранять учебную цель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании имен существительных 2–го склонения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 166) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже? – В каких падежах и у каких имен существительных 2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание -е.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным окончаниям имен существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения: о слоне – о крокодиле | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 167) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль». – Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания. – Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Склоняют имена существительные. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа Обобщение изученного имен существительных». | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.
– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.) – Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных». | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Читают и расшифровывают телеграмму.
| Понимать | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. | – Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.
| Выполняют задание 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. | – Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения. Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза. | Выполняют задание 2. Дедушка – дед, яблоня – яблоко, картошка – картофель, коза – козел, роза – розарий. | вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3. | – Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр). – Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания. | Выполняют задание 3. Бурый медведь любит малину, мед⬜ (В. п.). Барсук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. | Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения. В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне. – Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. | Выполняют задание 4. В начале (П. п.) лета, живем в городе (П. п.), в шуме (П. п.) леса, рассказ о друге (П. п.), идти в начале (П. п.), о подвиге (П. п.) товарища, жить в мире (П. п.), на юге (П. п.) страны, в ответе (П. п.) ученика, песня о мире (П. п.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5. | – Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения. Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. Вежливость не купишь на базар.. . Не в сил.. сила, а в правд.. . | Выполняют задание 5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| При солнышк.. тепло, а при матери д..бро. Не покажись слов.., а покажись дел.. . Ястреб с голуб.. не друзья. Красна птица пени.. , а человек – умени.. . Мир красен солнц.. , а человек образовани.. . | Обозначают падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6 | – Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных. Прим..рили (брат, сестра). Прим..рили (кофта, костюм). Сп..шу на (фабрика, завод. Сп..шу (задача, пример) | Выполняют задание 6. Примирили брата (2 скл., В. п.) с сестрой (1 скл., Т. п.). Примерили кофту (1 скл., В. п.) с костюмом (2 скл., Т. п.). Спешу на фабрику (1 скл., В. п.), на завод (2 скл., В. п.). Спишу задачу (1 скл., В. п.) и пример (2 скл., В. п.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики. – Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Читают письмо госпожи Грамматики. Вы ищете клад – золотые монеты. Но ваше богатство, поверьте, не в этом. Вы этим богатством владеете, дети! Ведь русский язык самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята! | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| – На следующем уроке мы отправимся дальше в плавание по морю госпожи Грамматики. Как вы думаете, какой причал ждет нас впереди? (Причал Существительных 3-го склонения и их падежных окончаний.) – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Вы эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет ваш класс И русский язык станет другом для вас! Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 168 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Предварительный просмотр:
Задание 1. | – Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.
| ||||||||
Задание 2. | – Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения. Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза. | ||||||||
Задание 3. | – Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр). – Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания. | ||||||||
Задание 4. | Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения. В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне. – Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. |
Задание 1. | – Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.
| ||||||||
Задание 2. | – Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения. Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза. | ||||||||
Задание 3. | – Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр). – Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания. | ||||||||
Задание 4. | Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения. В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне. – Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. |
Задание 5. | – Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения. Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. Вежливость не купишь на базар.. . Не в сил.. сила, а в правд.. . |
Задание 6 | – Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных. Прим..рили (брат, сестра). Прим..рили (кофта, костюм). Сп..шу на (фабрика, завод. Сп..шу (задача, пример) |
Задание 5. | – Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения. Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. Вежливость не купишь на базар.. . Не в сил.. сила, а в правд.. . |
Задание 6 | – Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных. Прим..рили (брат, сестра). Прим..рили (кофта, костюм). Сп..шу на (фабрика, завод. Сп..шу (задача, пример) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения."
конспект урока, презентация к уроку и карточка с заданиями...
Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ
Конспект урока по теме: "УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"....
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...
ТЕМА «Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонение»
Конспект урока русского языка...
Конспект урока :"УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"
Открытый урок в 4 классе....