УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тыщенко Татьяна Валериевна

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx74.23 КБ
Файл kartochki.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК   УРОК

УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Выполняют чистописание.

На лужайке растет красный мак, а рядом покачивает головкой колокольчик.

Выпиши  из  предложения  все  формы  имён существительных. . Укажи число, род(если есть), падеж одной из форм имени сущесвтельного(на выбор).

 Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

1.– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

2.Словарная работа

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Б

Б

Е

Р

Е

З

А

Л

Ы

Й

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

 

– Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании имен существительных 2–го склонения

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 166)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают вывод: ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным окончаниям имен существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения: о слоне – о крокодиле

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 167)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Склоняют имена существительные.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Обобщение изученного
по теме «Второе склонение

имен существительных».

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

остров на пираты клад закопали

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Читают и расшифровывают телеграмму.

Пираты закопали на острове клад.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использо-

Задание 1.

– Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.

в доме

Р. п.

на коня

Т. п.

с другом

П. п.

из дыма

В. п.

Выполняют задание 1.

 Задание 2.

– Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

Выполняют задание 2.

Дедушка – дед, яблоня – яблоко, картошка – картофель, коза – козел, роза – розарий.

вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы.

Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Задание 3.

– Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Выполняют задание 3.

Бурый медведь любит малину, мед (В. п.). Барсук
с удовольствием съест мышку, лягушку, виноград
 (В. п.). Мышка с аппетитом грызет крупу,  (В. п.), хлеб (В. п.), сыр (В. п.).

Задание 4.

Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

Выполняют задание 4.

В начале (П. п.) лета, живем в городе (П. п.), в шуме (П. п.) леса, рассказ о друге (П. п.), идти в начале (П. п.), о подвиге (П. п.) товарища, жить в мире (П. п.), на юге (П. п.) страны, в ответе (П. п.) ученика, песня о мире (П. п.).

Задание 5.

– Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения.

Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью.

Вежливость не купишь на базар.. .

Не в сил.. сила, а в правд.. .

Выполняют задание 5.

 

При солнышк.. тепло, а при матери д..бро.

Не покажись слов.., а покажись дел.. .

Ястреб с голуб.. не друзья.

Красна птица пени.. , а человек – умени.. .

Мир красен солнц.. , а человек образовани.. .

Обозначают падежи имен существительных 1-го

и 2-го склонения.

Задание 6

– Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных.

Прим..рили (брат, сестра).

Прим..рили (кофта, костюм).

Сп..шу на (фабрика, завод.

Сп..шу (задача, пример)

Выполняют задание 6.

Примирили брата (2 скл., В. п.) с сестрой (1 скл.,

Т. п.).

Примерили кофту (1 скл., В. п.) с костюмом (2 скл.,

Т. п.).

Спешу на фабрику (1 скл., В. п.), на завод (2 скл.,

В. п.).

Спишу задачу (1 скл., В. п.) и пример (2 скл., В. п.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

– На следующем уроке мы отправимся дальше в плавание по морю госпожи Грамматики. Как вы думаете, какой причал ждет нас впереди? (Причал Существительных 3-го склонения и их падежных окончаний.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 168 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи



Предварительный просмотр:

Задание 1.

– Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.

в доме

Р. п.

на коня

Т. п.

с другом

П. п.

из дыма

В. п.

 Задание 2.

– Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

Задание 3.

– Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Задание 4.

Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

Задание 1.

– Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.

в доме

Р. п.

на коня

Т. п.

с другом

П. п.

из дыма

В. п.

 Задание 2.

– Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

Задание 3.

– Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Задание 4.

Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

Задание 5.

– Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения.

Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью.

Вежливость не купишь на базар.. .

Не в сил.. сила, а в правд.. .

Задание 6

– Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных.

Прим..рили (брат, сестра).

Прим..рили (кофта, костюм).

Сп..шу на (фабрика, завод.

Сп..шу (задача, пример)

Задание 5.

– Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения.

Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью.

Вежливость не купишь на базар.. .

Не в сил.. сила, а в правд.. .

Задание 6

– Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных.

Прим..рили (брат, сестра).

Прим..рили (кофта, костюм).

Сп..шу на (фабрика, завод.

Сп..шу (задача, пример)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения."

конспект урока, презентация к уроку и карточка с заданиями...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ

Конспект урока по теме: "УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"....

Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса

Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...