Конспект урока :"УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_raspoznavanie_3_sklonenie.docx | 434.55 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России»
Тема: «УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ».
Тип урока: урок изучения нового материала .
Оборудование: лист самооценки, алгоритм ,карточки исследователя.
Цель | Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения, изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 3-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения. |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, одноклассников; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
I. Оганизация начала урока | Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите потрудиться. Мохаммед Али | ||
II. Чистописание. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. | II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация) Чистописание Запишите каллиграфическим почерком: Окончание в слове везучие - ие Частица в предложении Ни пуха, ни пера.- ни Приставка в слове несложная – не Суффикс в слове русский- ск Первый слог в слове логичный –ло -Какое слово получилось? (Склонение) -Что такое склонение? (Изменение по падежам) - В каких случаях может возникнуть проблема в определении склонения? - Как определить склонение имени существительного? Вспомним алгоритм! Запишите предложение, подчеркните грам. основу, над всеми словами укажите части речи, указать склонение существительных. В широкой кровати мама увидела сонного малыша. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают выполненное задание. Алгоритм действий при определении склонений имён существительных: 1. Поставить слово в именительный падеж, единственное число. 2. Определить род имени существительного. 3. Посмотреть на окончание имени существительного. 4. Определить склонение. У доски работает ученик, остальные на местах. В широкой кровати мама мама увидела сонного малыша. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Посмотрите на записанные предложения. Ребенок тихонько лежал в кроватке. Выпишите и разберите по составу слово, в котором звуков меньше, чем букв. – Найдите однокоренные имена существительные. В каком падеже они стоят? Выделите окончания. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. | Принимать и сохранять учебную цель |
Возникает проблема: почему в однокоренных именах существительных, которые стоят в предложном падеже, разные окончания? От чего зависит написание окончания (-е или -и)? – Ребята, какова тема нашего урока? – Сегодня на уроке будем учиться распознавать имена существительные 3-го склонения | – Окончание зависит от типа склонения | в устной форме | |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 174 стр. 98) Стр. 99. | -Откройте учебник на стр.99 – Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Есть ли разница в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже? – В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите их. (Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание –и.) - Прочитайте рубрику «Обратите внимание!». Для третьего склонения словом помощником у нас будет слово – печь. | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод о том, что ударные и безударные окончания имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имен существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных этого же склонения. | Осуществлять анализ таблицы |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 175) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Просклоняйте данные имена существительные, пользуясь таблицей. – Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания. – Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных. (Проверка в парах). | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Склоняют имена существительные. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Физкультминутка. Производственная гимнастика «Падежи» Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный в ладоши хлопнул, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны! Итак, ребята, сейчас вы потренировались в склонении сущ. 3скл., а теперь выполним самостоятельную работу на карточках. | Изображают схему «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Работают в парах, осуществляют взаимопроверку. | ||
VI. Дальнейшая работа Работа по карточкам | Организует индивидуальную работу по карточкам.( Задания у вас разные, у кого то полегче, потому что этим ребятам надо ещё потренироваться. Другим учащимся я предлагаю задания посложнее. Достигайте новых вершин, выполняя задания.) Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания. На лошад.. , на лошадк.., на постельк.., на постел.., в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. . | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Ключи Карточка 1. На лошади (3 скл., П. п.), на лошадке (1 скл., П. п.), на постельке (1 скл., П. п.), на постели (3 скл, П. п.), в колыбельке (1 скл., П. п.), в колыбели (3 скл., П. п.), о медальке (1 скл., П. п.), о медали (3 скл, П. п.), к ёлке (1 скл., Д. п.), к ели (3 скл., Д. п.), по тетрадке (1 скл., Д. п.), по тетради (3 скл., Д. п.), в горсточке (1 скл., П. п.), в горсти (3 скл., П. п.), | Понимать |
Карточка 2. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Обозначьте падежи имен существительных третьего склонения. И песню раннюю запел в (лазурь) _______ жаворонок звонкий. (Вежливость) ______ открываются все двери. Азбука – к (мудрость) ______ ступенька. При солнышке тепло, при (мать) _______ добро. Всякой (вещь) ______ свое место. | о косточке (1 скл., П. п.), о кости (3 скл., П. п.). Карточка 2. И песню раннюю запел в лазури (П. п.) жаворонок звонкий. Вежливостью (Т. п.) открываются все двери. Азбука – к мудрости (Д. п.) ступенька. При солнышке тепло, при матери (П. п.) добро. Всякой вещи (Д. п.) свое место. | Формулировать свое мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Напишите 3 слова относящиеся к теме : «Распознавание имен существительных 3- склонения» . Проводит беседу по вопросам: – Что узнали о падежных окончаниях имён существительных 3-го склонения? - Одинаково ли пишутся окончания существительных одного рода? Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите потрудиться Самое приятное — достичь своих целей. Потом усмехаясь смотреть с высоты успеха на тех, кто в тебя не верил. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результата или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной дея- тельности |
Домашнее задание | – Выполнить задание по карточке. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения."
конспект урока, презентация к уроку и карточка с заданиями...
Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ
Конспект урока по теме: "УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"....
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...
ТЕМА «Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонение»
Конспект урока русского языка...
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ
Педагогические задачиСоздать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существ...