Использование на письме разделительного мягкого знака.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нетёсова Лариса Петровна

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_netyosovoy_l.p.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема: Использование на письме разделительного мягкого знака.

Цель : создать условия для формирования  у учащихся представления  об употреблении разделительного ь знака и правописании слов с разделительным ь знаком, развивать память, мышление, умение рассуждать, воспитывать доброе отношение к другим уч-ся, внимание, аккуратность.

 Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Формирование УУД

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • выявлять и корректировать причины собственного затруднения;
  • структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

  • осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
  • работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
  • участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

  • планировать решение учебной задачи;
  • уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
  • находить и исправлять собственные ошибки;

Личностные:

  • формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
  • применять правила делового сотрудничества;

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, схемы- помощницы.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие.

Этапы урока (цель этапа)

Деятельность учителя и учащихся.

Формируемые УУД

1.Организационный момент

а) Проверка готовности к уроку.

б) Мотивационный настрой на урок.

в) Постановка УЗ

( Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей) 

- Дорогие, ребята! Здравствуйте!

Встаньте все. Вопрос мой краток:

Вы готовы? У вас порядок?

- Можно садиться.

- Улыбнитесь тому, кто рядом, возьмитесь за руки  хороводом в группе по 4 человека, похлопайте по плечу того, кто напротив вас в группе, хлопните ладошками с тем, кто в группе по диагонали. Помашите мне рукой, кто работать готов со мной! (выполняют задания)

-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Перед вами план урока. Сегодня НА УРОКЕ  (план на доске)

Напишем красиво…

Анализируем слово…

Узнаем новое…

Редактируем новые знания…

Они пригодятся…

Контроль и оценка…

Если надо, значит сделаем…

- Ну что начинаем?

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать?(ь)

Что вы знаете о букве мягкий знак? ЗНАЕМ…

- Перед вами текст, у вас на партах -  слова помощники. Посовещайтесь в паре рядом. (Слайд 1)

Эта буква не обозначает ….. . Она указывает на  ….  согласного. Ь – показатель мягкости пишется  в …. после  …. согласного на …. слова или в  …. слова  после ….. согласного перед мягким или твёрдым ….. .

(слова помощники: звук, твёрдость, корень,  конец, мягкий, середина, твёрдый, согласный)

Открывается первая табличка (показатель мягкости)

 УЗНАЕМ  (О второй роли ь. Когда и где в словах пишется разделительный ь?) открывается только верхняя часть ( разделительный ь)

Чему НАУЧИМСЯ? (правильно писать слова с разделительным ь)

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

а)Минутка чистописания

б) Словарно- орфографическая работа.

 бьи вью пьё лье зья  (Слайд 2)

- Давайте повторим как ь соединяется с другими буквами. (верхним соединением с согласными и с  гласной и, ю , средним с гласными е, ё , волной с я.

- Напишите красиво  эти соединения.

-Придумайте слово с последним сочетанием букв (зья). Если затрудняются, загадываю загадку.

За него в огонь и в воду…

С ним в разведку и в походы…

Старый…  стоит новых двух.

Он -   приятель, верный  (друзья)

В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно …  (обезьяна)

Анализируем слово. -Что вы об этом слове можете сказать? (значение, вопрос, одуш,  ударение, б/гл)

- Попробуйте проверить б/гл. о е.

Раз проверить тут нельзя, запомните его друзья! Запишите в тетрадь и подчеркните б/гл.

 Отгадайте остальные слова.

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(снегирь) 

Мчусь как пуля я вперед, 
Лишь поскрипывает лед, 
Да мелькают огоньки. 
Что несет меня?

(коньки)

Чтоб  зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки , платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ... !

(пальто)  

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Никого знать не хочу.

Вдоль дороги пробегаю,

И сугробы наметаю.

 (метель) 

- Чем похожи слова? (ь, словарные, написание их надо запомнить)  Какое слово лишнее? Почему? (обезьяна – три слога, разделительный ь)

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

3. Первичное усвоение новых знаний.

а) Постановка проблемы  

б)Построение проекта выхода из затруднения.

в) Первичная проверка понимания

Узнаем новое.

 - Прочитайте пары слов. Как произносятся  выделенные пары слов. (Слайд 3)

полёт                         солю              тюлени

польёт                      солью             тюленьи

- Послушайте, как звучат эти слова( медленно поизношу слова)

- Что заметили?( слова как- будто разделили на две части).

Внимание! Когда мы произносим слова солью, полью, то после согласного звука (л,) слышим звук? (й,) затем звук (у) -  слияние (й,у).

ФИЗМИНУТКА

Редактируем новые знания.   (Слайд 4)

Перед вами слова  два столбика. Они помогут нам открыть новое правило.

коньки     обезьяна

пальто     воробьи

снегирь    зимовьё

метель        счастье      

                 полью                        

-По какому принципу  разделены  слова в столбики?

По «малой вертушке» подчеркните соседей ь знака.

Посмотрите внимательно на слова второго столбика, посовещайтесь в группе и приготовьтесь ответить, когда же пишется разделительный ь знак?

- В каком столбике ь  только показатель мягкости? Как узнали? ответы групп. (плакат)

-  А с разделительным мягким знаком?

Проверка (Слайд 5)

 -  Когда пишется разделительный ь? ответ группы  (плакат)

Запомните: Разделительный ь – это орфограмма.

Они пригодятся.

- Образуйте слова с разделительным ь (Слайды 6,7)

Лист – листья, муравей – муравьи, дерево- деревья, воробей – воробьи.

Применять правила делового сотрудничества

Применять правила делового сотрудничества

Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Работа в группе.

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

4.  Первичное закрепление

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

б). Работа по учебнику.

I.Белая карточка одна на группу.

Отгадайте и запишите в тетрадь слова. С последним словом составьте и запишите предложение.

1.Домики для пчел. (…….)

2.Снежная буря (……..)

3.Мать, отец, дети. ( …….)

4. Ягоды, сваренные в сиропе (……….)

5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (……………..)

Проверка: сверка с образцом.   (Ульи, вьюга, семья, варенье, обезьяна.)

-Зачитайте предложение .(со словом обезьяна)

Контроль и самооценка. II. Задания по выбору:

а) Синяя карточка. Разделите слова на 2 группы, уберите лишние.

Лист . я, обез . яна, пал . цы, Вас . я,

 кол . цо, снегир . , кол . я,

 в . юга, пис . мо, пол . е.       Взаимопроверка.        (Слайд 8)  

б) Красная карточка: Допиши слог.

Пла…, воро…, коло…, соле…, пече…, безде…, чирика…, весе…, новосе…, уче… . (нье, сья,тье, лье, бьи) самопроверка в паре.

III. Упражнение 56.

(Слайд  9)   Повторим когда пишется разделительный ь.

Работа в группе.

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Индивидуальная работа

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Взаимопроверка в парах рядом.

6. Итог урока. рефлексия.

 Если надо значит надо.

  • Что вам больше всего понравилось на уроке?
  •  Какие трудности у вас возникли на уроке?
  •  С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание по выбору: карточку одну из двух.

Уровень А

  ь - мягкий знак                                                                разделительный ь

деньки

ученье

огоньки

льёт

пальцы

вьюга

письмо

соловьи

Уровень Б

Кол…я принёс домой кол…я для забора.

Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

или упр.56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"

Отработка правил употребления мягкого знака в словах...

" Явление природы" интегрированный урок по теме " Письмо разделительного мягкого знака"

На уроке используется произведение П.И. Чайковского " Времена года"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...