2 класс Русский язык "Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Андреева Надежда Анатольевна

Тип урока: урок решения исследовательских задач.

Обучающиеся  овладеют  умением самостоятельно проводить исследование  по выявлению  причин обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию, овладеют умением использовать на письме разделительный  мягкий знак,  выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс 2

Русский язык

Раздел: Звуки и буквы

Тема урока: Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака.

Номер урока в разделе (теме): 48            

Тип урока: урок решения исследовательских задач

Цель урока: обеспечить организационно-педагогические условия для самостоятельного выявления обучающимися причин обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь в процессе индивидуальной и парной учебно-исследовательской деятельности.

Прогнозируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

(объем освоения и уровень владения компетенциями): обучающиеся  овладеют  умением самостоятельно проводить исследование  по выявлению  причин обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию, овладеют умением использовать на письме разделительный  мягкий знак,  выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь; логические – осуществление поиска необходимой информации (в учебных пособиях, из собственного жизненного опыта, результатов эксперимента и т. д.); исследовательские – умение определять проблему, гипотезу исследования, осуществлять эксперимент, формулировать и фиксировать выводы.

Регулятивные: принятие и сохранение учебно-исследовательской задачи; оценивание результатов своих действий; прогнозирование результата уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении и исследовании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в индивидуальной и парной работе, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные грамотные речевые высказывания.

освоение роли ученика-исследователя;  формирование навыка сотрудничества.

Используемая педагогическая технология:  ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Образовательный ресурс.

Дидактические средства

для учителя

для учащихся

Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. -5-е изд. -М.: Просвещение, 2015. – 143 с.: ил. – (Школа России); компьютер, презентация, документ-камера,  

Учебник, тетрадь, линейка, ручка, карандаш

Характеристика этапов урока

Этапы

урока

Дидактические задачи

этапа урока

Виды работ, педагогические формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Показатели решения дидактических задач (результаты)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Предметные

УУД

I.

Организационное начало

 (этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально-положительной обстановки  в классе.

Беседа

Слайд1.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 - Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

- Откройте тетради. Запишите число. – Напишите слова «Классная работа».

- Сегодня мы вновь отправимся в увлекательный мир русского языка. Я уверена в том, что и на этом занятии вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить на практике.

Слушают и осмысливают речь учителя.

Настраиваются на работу.

– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Записывают в тетрадях.

Личностные:

внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

II.Актуализация знаний

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Отгадывание загадки о букве

Слайд 2

Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию проблемного вопроса урока.

Словарная работа

Слайд 3-8

Взаимопроверка по образцу.

Слайд 9

Догадайтесь, какую о какой букве идёт речь?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

   -Что вы знаете о букве- мягкий знак? Какая особенность у этой буквы?

- Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.

Что это за слова?

-Почему их так называют?

Взаимопроверка по образцу:

-смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

- На какие 2 группы можно разделить?

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?

-Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

-Буква ь не обозначает звука.

- Указывает на мягкость предшествующего согласного

-словарные слова.

- во всех словах есть непроверяемый безударный гласный звук.

Выполняют взаимопроверку.

Отвечают на вопросы учителя

- Указывает на мягкость предшествующего согласного.

- после буквы, обозначающей согласный звук на конце слова или между буквами,

обозначающими согласные звуки .

- способность по характерным признакам определять букву;

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой, ставить ударение. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по образцу, проводить графическую самопроверку.

Метапредметные

регулятивные:

-способность осуществлять самоконтроль;

 -умение прогнозировать необходимые действия и возможные результаты; Коммуникативные: 

- способность слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Работа в парах.

Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию темы урока и проблемного вопроса урока.

Слайд10

Прочитайте слова. Деньки, вьюга, коньки, ружьё, листья, пеньки, платье. 

(Слова записаны на доске)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Обсудите в паре, на какие группы можно разделить эти слова и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы и выполните это задание.

- Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скреплённые руки – это сигнал готовности пары.

 - Работаем.

 - Кто представит свою работу классу?

- Давайте посмотрим, что у тебя получилось. Расскажи, почему именно на такие группы ты разделил эти слова.

Какие это группы?

-В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.

А во втором…?

Докажите.

Значит в чём затруднение?

Сформулируйте проблему?

- Это – проблемный вопрос нашего урока.

Есть ли у вас предположение, гипотеза, почему в словах пишется разделительный мягкий знак?  

Записывает выдвинутые гипотезы на доске.

- Прочитайте тему нашего урока (предварительно записана на доске и закрыта)

– Составим план урока.

1.Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак? 

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

Читают слова на карточках.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

- во всех словах в середине пишется ь

Обсуждают на какие группы можно разделить эти слова, выполняют это задание

Ученик представляет классу свою работу.

Рассказывает, почему именно на такие группы разделил эти слова.

Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости

Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется после буквы, обозначающей согласный звук на конце слова или между буквами,

обозначающими согласные звуки, поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости

- Слова с разделительным ь знаком.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы с правилом правописания слов с разделительным ь.

- не знаем правило правописания слов с разделительным ь.

Выдвигают гипотезы.

- в словах разделительный ь

пишется после буквы, обознающей согласный звук;

- разделительный ь разделяет буквы гласных и буквы согласных

Читают тему урока.

Составляют план урока.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные:

- способность принимать

и сохранять цели и задачи учебно-исследовательской деятельности,

- умение осуществлять поиск средств осуществления учебно-исследовательской деятельности;

- формулировать тему урока;

-  прогнозировать предстоящую работу;

Коммуникативные:

- способность к осознанному построению речевых высказываний

в соответствии с задачами коммуникации.

IV. Работа по теме урока

Выяснить роль разделительного мягкого знака в словах.

1. Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 51 на с. 31 Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске.

 Диалог с детьми.

2.Звуко-буквенный анализ слов.

3. Наблюдение над написанием ь в словах в упр. 52

Слайд11

4. Работа с правилом на 32 странице.

– Прочитайте пары слов: полю-полью, солю-солью

– Чем они похожи и в чём отличие?

Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.

Что заметили?

Проведём эксперимент.

- Прочитайте слова без ь.

-Что произошло?

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?

– Произведите звуко-буквенный анализ первой пары слов: полю

– Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами.

Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?

Давайте сверим с учебником.с.31

- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

 Прочитайте задание.

- Что надо сделать?

Сделайте вывод: где пишется разделительный ь знак?

Составление опоры:

 Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

Сравните свои выводы и правило.

– Что нового из него вы узнали?

– Приведите пример с этой буквой .

Ученик читает.

Отвечают:

 -Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.

Читают слова.

 

-слова как-будто разделились на 2 части.

- буквы слились, слово потеряло смысл.

-разделяет буквы гласных и буквы согласных.

Выполняют разбор.

[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.

-Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].

- Читают вывод в учебнике.

Читают задание.

- прочитать слова, найти буквы перед какими пишется разделительный мягкий знак, списать слова, подчеркнуть ь одной чертой, двумя чертами –буквы перед которыми он пишется

Выполняют в тетради.

-после согласных , - перед гласными е, ё, и, ю, я.

Читают правило.

-Разделительный ь пишется в корне слова перед буквами  и,е,ё, ю,я..

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму. Обозначать графически выбор написания.

Регулятивные:

- способность принимать

и сохранять цели и задачи учебно-исследовательской деятельности,

- умение осуществлять поиск средств осуществления учебно-исследовательской  деятельности.

Познавательные:

- способность осуществлять операции сравнения, сопоставления слов, выявления отличительных признаков, формулировки выводов и обобщений.

Коммуникативные:

- способность к осознанному построению речевых высказываний

в соответствии с задачами коммуникации.

Физкультминутка

Провести физкультминутку в виде игры

Игра «Будьте внимательны»

 Встали около парт, если слышим, что в слове надо написать разделительный ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.

- Молодцы, вы были внимательны.

Выполняют физкультурные упражнения.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

 -  умение осуществлять наблюдение, анализ.

Личностный:
Формирование установки на здоровый образ жизни.

V.  Предъявление и закрепление новых умений, знаний и способов действий

Применение  умений использовать на письме разделительный  мягкий знак

Работа в паре.

Слайд12 

 Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.

 - Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них

1 группа. Выписать слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме.

2 группа. Выписать слова с разделительным мягким знаком.

Договоритесь между собой, какую группу слов, вы будете записывать. - Работаем.

 - Кто представит свою работу классу?

- Давайте посмотрим, что у тебя получилось.

Выполняют работу в тетради.

Представляют выполненное задание.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму. Обозначать графически выбор написания.

Познавательные:

 -  умение осуществлять наблюдение, анализ. 

- умение применять новые знания, используя информацию,

полученную на уроке.

Коммуникативные:

- способность к осознанному построению речевых высказываний

в соответствии с задачами коммуникации.

VI. Формирование алгоритма самооценки

Формировать основу  умений осуществлять самооценку

Диалог учителя с детьми, направленный  на формирование алгоритма самооценки

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всю работу сам или тебе кто-то помогал?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Молодец!

Отвечает на вопросы учителя.

Регулятивные:

- способность к формулированию логически последовательных осознанных ответов на вопросы, обеспечивающие освоение алгоритма самооценки.

VII.  Подведение итогов занятия.  Рефлексия

Организовать рефлексию деятельности.

Повторить и закрепить знания, полученные на уроке.

Диалог учителя с детьми.

- Вспомните тему нашего урока.

- Над каким проблемным вопросом мы сегодня работали?

 - Какую гипотезу вы выдвигали?

-Подтвердилась ваша гипотеза?

 Отвечают на вопросы учителя.

- умение формулировать выводы о достижении поставленных целей деятельности.

Регулятивные:

-опыт оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно).

Коммуникативные:

-способность строить монологическое высказывание;

Познавательные:  

- способность обобщать  знания и формулировать  выводы, полученные   в ходе различных мыслительных операций и способов действий  с изучаемыми объектами окружающего мира.

VIII. Информация о домашнем задании

Инструктаж по  выполнению задания

Итоговое высказывание учителя.

Слайд13.

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке.

 Домашнее задание на с. 32 упр. 53

- Спасибо за работу!

Коммуникативные:

- способность строить монологическое высказывание на заданную тему;

Личностные:

-опыт общения с  людьми в развитие  темы урока, расширяя свои представления  об окружающем мире природы и социума в его единстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"

Отработка правил употребления мягкого знака в словах...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

Использование на письме разделительного мягкого знака.

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...