2 класс Русский язык "Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Тип урока: урок решения исследовательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тип урока: урок решения исследовательских задач | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс 2
Русский язык
Раздел: Звуки и буквы
Тема урока: Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака.
Номер урока в разделе (теме): 48
Тип урока: урок решения исследовательских задач
Цель урока: обеспечить организационно-педагогические условия для самостоятельного выявления обучающимися причин обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь в процессе индивидуальной и парной учебно-исследовательской деятельности.
Прогнозируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
(объем освоения и уровень владения компетенциями): обучающиеся овладеют умением самостоятельно проводить исследование по выявлению причин обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию, овладеют умением использовать на письме разделительный мягкий знак, выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах обозначения звука [й'] после согласных перед гласными с помощью ь; логические – осуществление поиска необходимой информации (в учебных пособиях, из собственного жизненного опыта, результатов эксперимента и т. д.); исследовательские – умение определять проблему, гипотезу исследования, осуществлять эксперимент, формулировать и фиксировать выводы. Регулятивные: принятие и сохранение учебно-исследовательской задачи; оценивание результатов своих действий; прогнозирование результата уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении и исследовании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в индивидуальной и парной работе, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные грамотные речевые высказывания. | освоение роли ученика-исследователя; формирование навыка сотрудничества. |
Используемая педагогическая технология: ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Образовательный ресурс.
Дидактические средства | |
для учителя | для учащихся |
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. -5-е изд. -М.: Просвещение, 2015. – 143 с.: ил. – (Школа России); компьютер, презентация, документ-камера, | Учебник, тетрадь, линейка, ручка, карандаш |
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи этапа урока | Виды работ, педагогические формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Показатели решения дидактических задач (результаты) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные | УУД | |||
I. Организационное начало (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально-положительной обстановки в классе. | Беседа Слайд1. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Долгожданный дан звонок – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? - Откройте тетради. Запишите число. – Напишите слова «Классная работа». - Сегодня мы вновь отправимся в увлекательный мир русского языка. Я уверена в том, что и на этом занятии вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить на практике. | Слушают и осмысливают речь учителя. Настраиваются на работу. – Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным… Записывают в тетрадях. | Личностные: внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебно-исследовательской деятельности. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других | |
II.Актуализация знаний | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Отгадывание загадки о букве Слайд 2 Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию проблемного вопроса урока. Словарная работа Слайд 3-8 Взаимопроверка по образцу. Слайд 9 | Догадайтесь, какую о какой букве идёт речь? Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать. -Что вы знаете о букве- мягкий знак? Какая особенность у этой буквы? - Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак? Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука. Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их. К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь. Что это за слова? -Почему их так называют? Взаимопроверка по образцу: -смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища. - На какие 2 группы можно разделить? -Какую работу выполняет ь знак в этих словах? -Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости? -Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие? -Хотите узнать? -Тогда за работу! | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. -Буква ь не обозначает звука. - Указывает на мягкость предшествующего согласного -словарные слова. - во всех словах есть непроверяемый безударный гласный звук. Выполняют взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя - Указывает на мягкость предшествующего согласного. - после буквы, обозначающей согласный звук на конце слова или между буквами, обозначающими согласные звуки . | - способность по характерным признакам определять букву; Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой, ставить ударение. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по образцу, проводить графическую самопроверку. | Метапредметные регулятивные: -способность осуществлять самоконтроль; -умение прогнозировать необходимые действия и возможные результаты; Коммуникативные: - способность слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Работа в парах. Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию темы урока и проблемного вопроса урока. Слайд10 | Прочитайте слова. Деньки, вьюга, коньки, ружьё, листья, пеньки, платье. (Слова записаны на доске) - Что вы можете сказать об этих словах? - Обсудите в паре, на какие группы можно разделить эти слова и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы и выполните это задание. - Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скреплённые руки – это сигнал готовности пары. - Работаем. - Кто представит свою работу классу? - Давайте посмотрим, что у тебя получилось. Расскажи, почему именно на такие группы ты разделил эти слова. Какие это группы? -В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите. А во втором…? Докажите. Значит в чём затруднение? Сформулируйте проблему? - Это – проблемный вопрос нашего урока. Есть ли у вас предположение, гипотеза, почему в словах пишется разделительный мягкий знак? Записывает выдвинутые гипотезы на доске. - Прочитайте тему нашего урока (предварительно записана на доске и закрыта) – Составим план урока. 1.Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак? 2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь. | Читают слова на карточках. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. - во всех словах в середине пишется ь Обсуждают на какие группы можно разделить эти слова, выполняют это задание Ученик представляет классу свою работу. Рассказывает, почему именно на такие группы разделил эти слова. Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется после буквы, обозначающей согласный звук на конце слова или между буквами, обозначающими согласные звуки, поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости - Слова с разделительным ь знаком. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы с правилом правописания слов с разделительным ь. - не знаем правило правописания слов с разделительным ь. Выдвигают гипотезы. - в словах разделительный ь пишется после буквы, обознающей согласный звук; - разделительный ь разделяет буквы гласных и буквы согласных Читают тему урока. Составляют план урока. | Группировать слова с изученными орфограммами. | Познавательные: - на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные: - способность принимать и сохранять цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, - умение осуществлять поиск средств осуществления учебно-исследовательской деятельности; - формулировать тему урока; - прогнозировать предстоящую работу; Коммуникативные: - способность к осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
IV. Работа по теме урока | Выяснить роль разделительного мягкого знака в словах. | 1. Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 51 на с. 31 Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске. Диалог с детьми. 2.Звуко-буквенный анализ слов. 3. Наблюдение над написанием ь в словах в упр. 52 Слайд11 4. Работа с правилом на 32 странице. | – Прочитайте пары слов: полю-полью, солю-солью – Чем они похожи и в чём отличие? Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат. Что заметили? Проведём эксперимент. - Прочитайте слова без ь. -Что произошло? – Предположите, какая роль у ь знака в этих словах? – Произведите звуко-буквенный анализ первой пары слов: полю – Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами. – Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? Давайте сверим с учебником.с.31 - Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе. Прочитайте задание. - Что надо сделать? Сделайте вывод: где пишется разделительный ь знак? Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________) Сравните свои выводы и правило. – Что нового из него вы узнали? – Приведите пример с этой буквой . | Ученик читает. Отвечают: -Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением. Читают слова.
-слова как-будто разделились на 2 части. - буквы слились, слово потеряло смысл. -разделяет буквы гласных и буквы согласных. Выполняют разбор. [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. -Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']. - Читают вывод в учебнике. Читают задание. - прочитать слова, найти буквы перед какими пишется разделительный мягкий знак, списать слова, подчеркнуть ь одной чертой, двумя чертами –буквы перед которыми он пишется Выполняют в тетради. -после согласных , - перед гласными е, ё, и, ю, я. Читают правило. -Разделительный ь пишется в корне слова перед буквами и,е,ё, ю,я.. | Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму. Обозначать графически выбор написания. | Регулятивные: - способность принимать и сохранять цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, - умение осуществлять поиск средств осуществления учебно-исследовательской деятельности. Познавательные: - способность осуществлять операции сравнения, сопоставления слов, выявления отличительных признаков, формулировки выводов и обобщений. Коммуникативные: - способность к осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
Физкультминутка | Провести физкультминутку в виде игры | Игра «Будьте внимательны» | Встали около парт, если слышим, что в слове надо написать разделительный ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза. Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень. - Молодцы, вы были внимательны. | Выполняют физкультурные упражнения. | Регулятивные: - умение работать по предложенному учителем плану; Познавательные: - умение осуществлять наблюдение, анализ. Личностный: | |
V. Предъявление и закрепление новых умений, знаний и способов действий | Применение умений использовать на письме разделительный мягкий знак | Работа в паре. Слайд12 | Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом. - Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них 1 группа. Выписать слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. 2 группа. Выписать слова с разделительным мягким знаком. Договоритесь между собой, какую группу слов, вы будете записывать. - Работаем. - Кто представит свою работу классу? - Давайте посмотрим, что у тебя получилось. | Выполняют работу в тетради. Представляют выполненное задание. | Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму. Обозначать графически выбор написания. | Познавательные: - умение осуществлять наблюдение, анализ. - умение применять новые знания, используя информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - способность к осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
VI. Формирование алгоритма самооценки | Формировать основу умений осуществлять самооценку | Диалог учителя с детьми, направленный на формирование алгоритма самооценки | – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты выполнил всю работу сам или тебе кто-то помогал? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Молодец! | Отвечает на вопросы учителя. | Регулятивные: - способность к формулированию логически последовательных осознанных ответов на вопросы, обеспечивающие освоение алгоритма самооценки. | |
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия | Организовать рефлексию деятельности. Повторить и закрепить знания, полученные на уроке. | Диалог учителя с детьми. | - Вспомните тему нашего урока. - Над каким проблемным вопросом мы сегодня работали? - Какую гипотезу вы выдвигали? -Подтвердилась ваша гипотеза? | Отвечают на вопросы учителя. | - умение формулировать выводы о достижении поставленных целей деятельности. | Регулятивные: -опыт оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно). Коммуникативные: -способность строить монологическое высказывание; Познавательные: - способность обобщать знания и формулировать выводы, полученные в ходе различных мыслительных операций и способов действий с изучаемыми объектами окружающего мира. |
VIII. Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению задания | Итоговое высказывание учителя. Слайд13. | -Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Домашнее задание на с. 32 упр. 53 - Спасибо за работу! | Коммуникативные: - способность строить монологическое высказывание на заданную тему; Личностные: -опыт общения с людьми в развитие темы урока, расширяя свои представления об окружающем мире природы и социума в его единстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"
Отработка правил употребления мягкого знака в словах...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
Использование на письме разделительного мягкого знака.
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...
Использование на письме разделительного мягкого знака. Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка....
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...