" Явление природы" интегрированный урок по теме " Письмо разделительного мягкого знака"
план-конспект урока (1 класс) на тему
На уроке используется произведение П.И. Чайковского " Времена года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavleniya_prirody.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Явления природы
(П.И. Чайковский «Времена года»)
Интеграция предметов: обучение грамоте и письму, ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Письмо разделительного мягкого знака».
Цели урока: учить детей различать слова с разделительным мягким знаком, писать слова с мягким знаком; развивать навык красивого правильного письма4 формировать умение писать по памяти; воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру.
Оборудование: цветные карандаши, аудиозапись музыки П. Чайковского «Времена года».
Ход урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
- Что вы знаете о согласных звуках?
- Почему одни из них произносятся твёрдо, а другие мягко?
- От чего зависит мягкость согласного звука в слове и слоге?
- Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твёрдый характер?
- Какой характер у вас?
- Все ли буквы, обозначающие мягкость согласного звука, мы уже умеем писать?
2. Физкультминутка
(Упражнения для пальчиков.)
Меж еловых мягких лап,
Дождик кап-кап-кап!
Где сучок дивно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Ктонашёл его друзья?
Это я ,я, я!
3. Штриховка «Тучка»
Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (Дождевая туча.)
- На доске нарисована тучка. Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождём.
(Дети штрихуют в альбомах тучку, рисуют капельку дождя. Звучит музыка.)
- Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я её не выпущу и оставлю в классе, пусть она посмотрит, как умеем красиво писать, пусть она послушает, как умеем читать, рассказывать. Сегодня на уроке буднем учиться писать разделительный мягкий знак, слова с этой буквой.
4. Работа в прописях
- Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть?
- Откройте прописи и нарисуйте капельку дождя, которая наша гостья подарила каждому.
- На какую букву похожи капельки воды?
- Обведите травку, которую поливает дождик.
(Ученики работают в тетради.)
Тучки по небу плывут,
Дождик летний нам несут.
Тучки в тучку собрались,
Ливнем сильным пролились.
Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!
А. Кочергина
- Ребята! Прошёл дождь, везде лужи. А куда потом дождевая вода девается? (Часть впитывается в землю, часть сбегает в ручьи, реки и озёра а часть испаряется в воздух от тепла и солнца.)
- Та вода, которая от тепла превращается в пар и поднимается в виде пара высоко в небо, вновь на большой высоте превращается сначала в облачко, облачко попадает в холодные потоки воздуха, пар от этого превращается в капельки воды, и вновь выпадает дождь. Таким образом происходит круговорот воды в природе.
- Ребята, у вас на партах лежат вырезанные из альбомных листов мягкие знаки.
(Размер 6*7 см).
- Предлагаю их красиво заштриховать в различных направлениях. А это время для вас будет звучать музыка П. Чайковского из цикла «Времена года».
- Как вы думаете, какое время года можно связать с прослушанной вами музыкой? Почему вы решили, что это летние мелодии?
- В музыке композитора П.И. Чайковского ярко выразилась его любовь к родине, народу и природе, вера в духовную красоту человека. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта. В поэтическом цикле фортепьянных пьес «Времена года», с мудрой и гениальной простотой охвачен круговорот жизни природы и человека. Поэтические образы родной природы в пьесах летних месяцев связаны с крестьянским трудом. Июль и август – время уборки урожая сельская страда. «Песнь косаря» отличается о других пьес «Времен года» размеренный ритм, напоминающий чёткие движения косаря, характер пьесы бодрый, жизнерадостный, мелодия близка к народной песне.
1. Письмо и анализ буквы Ь.
(При написании элементов буквы Ь и самой буквы тихо продолжает звучать музыка.)
2. Письмо слов с разделительным Ь.
(Учитель говорит под мелодию весенних пьес П. Чайковского.)
- Дождевая капелька зовёт нас в весенний лес. Как приятно вдыхать запах первых весенних цветов, слушать жужжание пчёл, смотреть суету муравьёв и птиц.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все букашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево.)
- «Дерево – деревья». Прочитайте первое слово, определите сколько слогов в этом слове?
- Назовите ударную гласную?
- Назовите безударные гласные? Обратите на них внимание. (Аналогичная работа со словом «деревья».)
- В каком слове согласный звук не сливается с гласным?
- Какой буквой это покажем на письме?
- Запишите эти слова. В каком месте при написании данных слов легко допустить ошибку?
- Ребята! Я прочитаю стихотворение А. Кочергиной «Апрель». А вы затем назовёте слова, в которых бы написали мягкий знак.
Набухают почки,
Появляются листочки.
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришёл апрель.
- И у П. Чайковского есть небольшая пьеса «Апрель». Прослушайте её.
- Какие чувства вам навеяла эта мелодия?
- Напишем предложение: «Пьеса это апрель».
(Аналогичная работа проводится со словами лист – листья.)
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
- Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова:
пей – пью
лей – лью
- Запишите слова с комментированием.
- Как понимаете значение этих слов?
- Составьте предложение со словами «пьют», «льют», «вьют».
- Разделительный Ь показывает, что при произношении согласный звук перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю не сливается с гласными звуками.
3. Письмо сочетаний букв ЛЬЁ, ЛМЬЁ, НЬЕ, ТЬЯ, ТЬЁ, ШЬЁ, РЬЯ, ПЬЯ, ЧЬИ.
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
6. Работа над предложением
- Прочитайте предложение и подумайте, о чём в нём говорится?
«У воробья перья серые».
(Разбор орфограмм. Запись предложения с проговариванием. Проверка.)
7. Работа над формой букв Ь, О, Д, Я.
- Найдите общий элемент.
- Запишите по 4 буквы.
8. Итог урока
- Что нового узнали о Ь?
- Когда пишется разделительный Ь?
- Какую роль в слове играет мягкий знак?
- Кто запомнил, как образуется дождь?
- Почему бывают грозы?
- А кто знает, почему бывает роса на траве?
- Уроки ознакомления с окружающим миром, литературное чтение помогут нам больше узнать об окружающей нас действительности. Помогут вам в этом и уроки музыки. В 1876 году, почти 140 лет тому назад были написаны композитором пьесы «Времена года», но до сих пор они являются любимыми произведениями музыкантов и слушателей всего мира. Они близки и дороги нам потому, что прежде всего мы в них ощущаем горячую любовь композитора к родной природе, земле и народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"
Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....
Урок по русскому языку "Разделительный мягкий знак" в 2 классе (Занков)
Урок с применением технологии развития критического мышления, интерактивных методов обучения....
Использование на письме разделительного мягкого знака.
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...
Использование на письме разделительного мягкого знака. Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка....
план к уроку русского языка 2 кл по теме "Правописание разделительного мягкого знака"
план к уроку русс.яз 2 кл по теме правописание раздеительного мягкого знака...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....