"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Щукарева Елена Валерьевна

Отработка правил употребления мягкого знака в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Разделительный мягкий знак (Ь). Использование на письме.

Цель: Создание условий для самостоятельного выведения правила употребления мягкого знака в словах в процессе исследовательской деятельности. Создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна.

Планируемые результаты: (предметные) овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению нового материала

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: обще-учебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – уметь выделить существенную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, работая в группе.

(Учащиеся работают в группах по 4 человека, где удобно работать и в паре, всего 7 групп по 4 человека, в каждой группе ребятами выбран капитан, который направляет работу группы).

Задачи для детей:

  1. Увидеть проблему с написанием слов с разделительным ь мягким знаком.

2.        Исследовать проблему (соотнося написание слова с произношением), вывести правило употребления разделительного ь мягкого знака. С помощью графического кодирования информации (символов, сокращений слов) записать выведенное правило и уметь его перекодировать. Обратить внимани, что слова сокращать надо на согласных звуках, не забывать ставить точки при сокращениях. Показать рациональность этих приёмов.

3.         Развивать личностные качества: наблюдательность. внимательность, логическое мышление.

1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Сегодня на уроке у нас будет проектно-исследовательская деятельность.

 - Что же мы будем исследовать?

 - Отгадайте загадку, попробуйте определить объект исследования?

Я волшебник. Захочу -

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник - отгадай,

Выше руку поднимай,

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква  - (мягкий знак)

2. Постановка учебной задачи:

 - Правильно, ребята, всё будет посвящено ему - этому хитрому знаку. Наш класс превращается в исследовательскую лабораторию, а мы с вами – в маленьких учёных-исследователей и откроем новую орфограмму, сформулируем новое правило о мягком знаке и построим модель-схему (опору) для этого правила.

3. Актуализация знаний:

В начале давайте подготовимся к новому открытию: вспомним известную нам информацию об этом знаке.

 - Прочитайте: (на доске таблички)   н – нь

                                                        л – ль

                                                        м – мь

                                                        т – ть

 - Исследуйте:

1. Чем похожи? (одинаковые буквы) Назовите их.

2. Чем отличаются? (произношением, согласный произносится мягко, есть Ь мягкий знак)

 В 1 столбике – согласные буквы, обозначают твёрдые согласные звуки,

во 2 столбике согласные буквы, обозначают мягкие согласные звуки.

 - Что указывает на мягкость согласного? (мягкий знак)

3. Какую роль играет Ь знак? (Показатель  мягкости согласных)

 - На доске открывается новая табличка  Ь

 - В тетрадке записываем  н - нь  

                                           л - ль

Учитель: Нам пришла радиограмма от мягкого знака. Вы должны её расшифровать,для этого исследуйте звуковую схему слова и прочитайте:

[п а л' т о] - пальто  - отвечает ученик

[к а н' к' и] - коньки - отвечает ученица

[а г о н']- огонь - отвечает ученик

[п' э н'] - пень - отвечает ученик

1. Что общего в этих словах? ( во всех есть Ь)

2. Какую роль играет ь? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

4. Что интересного можно сказать про буквы и звуки в этих словах? (букв больше, чем звуков)

4. Усвоение новых знаний и способов действий:

Вывод: стихотворение про Ь знак                (читают  3 ученика )

Хитрый знак

Мягкий знак - хитрый знак

без него нельзя никак,

он не произносится,

Но в слово часто просится.

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо "шесть" получим "шест",

Вместо "есть" получим "ест",

Станут "пенками"  - "пеньки".

"Уголками" - "угольки".

"Банька" в "банку" превратится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

 - Одну хитрость мягкого знака усвоили.

 - Какую? (Показатель мягкости согласного звука)

 - Продолжим исследование  и узнаем, какую ещё важную роль играет мягкий знак. Решить эту проблему поможет странное письмо, которое нам прислал ь знак.

Группам раздаются листочки, на которых кроссворд.

  1. Снежная буря - ____________  (вьюга)
  2. Домики для пчёл - ______________(ульи)
  3. Мать, отец, дети - _______________(семья)
  4. Орудие для охоты - _____________(ружьё)
  5. Верхняя одежда для девочек - __________(платье)

(У доски выходит работать один ученик из любой группы по желанию, все группы высказывают согласны они или нет)

 - Проведём исследование по плану:

(Другой ученик читает план со сайда)

1. Подчеркнуть Ь и буквы, которые стоят рядом с ним. Ь знак - одной чертой, соседние буквы двумя чертами. (первый ученик выполняет задание, группы анализируют выполнение работы)

2. Попробуйте закрыть Ь знак в словах и прочитать слово. (другой ученик закрывает листочком ь знак, учащиеся читают про себя, потом один в слух)

3. Что произошло? (согласный звук сливается с гласным и образуется слияние согласного с гласным, слова не получаются)

(Убираются листочки, слова читаются с Ь знаком)

4. Какую роль играет мягкий знак в этих словах? ( Ь знак отделяет одну букву от другой буквы)

 - Верно, разделяет.  Какое научное название присвоим Ь знаку?

(Разделительный Ь знак)  - Мы открыли новую орфограмму.

5. После каких букв пишется разделительный Ь знак? (Дети читают: вэ, эль, эм, жэ, тэ) Какие это буквы? (согласные)

6. Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак? (Перед гласными)

 - Назовите их. (Е ,Ё, Ю, Я, И) Какие из этих букв особенные? Почему?( буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука йэ, йо, йу, йа.

 - Что показывает разделительный ь знак? (Что согласный не сливается с гласным)

7. В какой части слова пишется разделительный Ь знак? (на доске таблички с частями слов                  

(Дети называют части слов)

 - Решить проблему нам поможет (слайд с изображением обезьяны с детёнышем в питомнике)

 - Кто это? (Обезьяны)

 - Запишем в нашу тетрадь слово. Это наше новое словарное слово, которое надо вам записать в словарик и запомнить его написание.

 Какая орфограмма в нем есть? (разделительный мягкий знак)

 - Для чего он нужен в слове? (Чтобы согласный не сливался с гласным).

 - Кто расположился рядом с большой обезьяной? (маленькая обезьянка)

Запишем в нашу тетрадь слово обезьянка.

Где находятся обезьяны? (Дайте лексическое значение слову "питомник"?)

(питомник – место разведения животных или растений) Какой это питомник?(Обезьяний)

 - Запишем это слово в тетрадь.

 - Как можно назвать такие слова? (родственные или однокоренные)

 - Найдите в них общую часть. Выделите её.

 - Как она называется? (корень).

 - В какой части слова находится разделительный ь знак? (В корне слова). Слово "обезьяна" надо записать в словарик, т.к. это словарное слово.

 - Ещё одну тайну нашей орфограммы мы разгадали. Осталось совсем маленькое открытие сделать. Нам в этом помогут два слова: (на доску прикрепляет слова на карточках: ПОЛЮ                ПОЛЬЮ

 - Учащиеся читают хором   - Чем отличаются эти слова:

  1. По значению:

полю - очищаю от сорняков;

полью - увлажнять что-то

  1. По произношению. Дети произносят, а учитель рядом с каждым словом пишет транскрипцию.

полю - [п а л' у]

полью - [п а л' й' у]           Что интересного заметили? (Появился новый звук [й])

  1. Сравним по написанию. (во втором слове написан Ь знак) Какой это знак? (Разделительный)

 - Что он разделяет?( Согласный звук от гласного звука)

 - Какой звук  рождается при произнесении слова с ь знаком?        [й]

Давайте проверим по нашим словам из кроссворда. Дети читают и выделяют звук [й]. Вывод: разделительный Ь знак

 - влияет на значение слова;

 - на произношение.

 - А теперь самое главное наше научное открытие: сформулируем правило написания разделительного мягкого знака, для этого повторим ещё раз.

1. В какой части слова находится разделительный Ь знак?  

2. После каких букв употребляется разделительный ь знак?  (после согласных)

3.Какой звук рождается при произношении разделительного Ь?                [й]

4. Перед какими буквами пишется Ь знак?                 (е, ё. ю, я, и)

5. Значение разделительного ь знака?

Каждой группе даётся текст с правилом , в котором пропущены слова, которые надо вставить по смыслу, чтобы получилось законченное правило.

Разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е ,ё , ю, я, и, если в этих словах слышится звук [й]. Разделительный Ь знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

 - Теперь самое главное в нашем открытии: составление схемы-опоры нового правила. Детям даются заготовки из которых они группой должны смоделировать правило.

1) Найдите объект исследования, покажите:        Ь

 - Какое научное название он получил?        (разделительный мягкий знак)

2) В какой части слова он пишется?                 ( в корне) Найдите значок и добавьте в схему.                  Ь                

3) После каких букв пишется?         ( после согласных)

 - Как можно сократить слово "согласных", чтобы было кратко и понятно?        (согл.)  Мы сократили слово на согласном звуке и поставили точку.

Дети находят заготовку сокращенного слова ( согл.) и добавляют в схему:

СОГЛ.             Ь

4) Перед какими буквами пишется Ь знак? Перед гласными 2 ряда.

 - Как сократить слово"гласные" кратко и понятно?  ГЛ.

 - Назовите все эти гласные?(Дети называют и находят заготовку с буквами, добавляя в схему-опору)

СОГЛ.             Ь      ГЛ. Е, Ё, Ю, Я, И

5) Какой звук рождается при произношении?  (Дети находят заготовку [й])

 Готовая схема-опора появляется у всех групп и на доске:

                [й]

СОГЛ.             Ь      ГЛ. Е, Ё, Ю, Я, И

 - Давайте расскажем правило "Когда пишется разделительный Ь знак?" по схеме-опоре. Учитель показывает символы, а дети озвучивают эти символы.

Разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е.ё, б, я, и, если слышится звук [й]. Разделительный Ь знак показывает, что согласный не сливается с гласным.

 - Какие строчки из стихотворения про Ь знак подойдут?

Мягкий знак  - хитрый знак

Без него нельзя никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

5. Закрепление новых знаний и способов действий.

1) Игра "Хороший слух" (Если есть орфограмма разделительный мягкий знак, то вы должны захлопать в ладоши.

Учитель читает слова:

        Листья,  пень,  здоровье,  сосулька,  пьёт,  гвоздь,  воробьи,  коньки, колья, стулья, жить,  жильё.

2) Игра "Зоркий глаз" ( На слайде показаны слова, учащиеся должны встать, если в слове есть разделительный мягкий знак)

                Друз…я,  пен...ки,  олен…и,  пал…то,  пол…ю,  стул…я,  пал…ма,  мурав…и,  пол…ю,  мал…чик,  л…вёнок,  скам…я,  пал…чик,  колокол…чик,  весел…е,  л…дина,  олен…и.

 - Какие слова у нас остались? ( пол… ю - пол..ю, олен…и - олен…и)

 - Почему ?

(Эти слова имеют два варианта написания  слова: полю - полью, олени - оленьи)

 - Объясните лексическое значение слова "олени"?

(Олени - копытные животные с ветвистыми рогами)

 - Как вы понимаете значение слова "оленьи"?

(Значит принадлежат оленю)

 - А что может принадлежать оленю?

( Оленьи следы, оленьи рога)

6. Физкультминутка: (дети выполняют со словами под музыкальное сопровождение)

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук - тук –тук, - дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай!

7. Закрепление знаний. (развитие речи)

На слайде появляется картина, на которой изображены северные олени.

 - Кто изображён на картине?

(Олени)

 - Можно ли по ним увидеть, где обитают эти животные?

(Да, кругом снег. У оленей крепкие ноги )

 - Составьте предложение , в котором будет слово "олени".и  предложение,  в котором будет слово"оленьи".

(Ученик предлагает : Олени живут на севере.)

Дети записывают это предложение в тетради.

 - Дайте характеристику этому предложению .

(Предложение простое, распространённое, невосклицательное).

 - Как можно сократить слово "простое"?        (прост.)

 - Как можно сократить слово "распространённое"?        (распр.)

 - Как можно сократить слово" невосклицательное"?        (невоскл.)

Дети находят грамматическую основу предложения и указывают какой частью речи выражено каждое слово  в предложении.

 - Подлежащее "олени" выражено какой частью речи? (Существительным)

 - Как можно сократить написание этого слова?        (сущ.)

 - Сказуемое "живут" выражено какой частью речи?        (Глаголом)

 - Как можно сократить написание этого слова?        (гл.)

 - Составьте второе предложение по картине.

(Ученик предлагает : Оленьи рога красивые.)

 - Что получилось?

(Текст)

 - Докажите свое мнение?

(Предложения связаны по смыслу.)

Какими предложениями можно продолжить текст?

( Оленье стадо - богатство северных жителей.)

8. Первичная проверка усвоенного материала.

Детям дается тест. Работа идёт в группах.

Тест.

                Выполняли __________________________________________

1. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком:

1) колья        2) сосулька        3) здоровье        4) гвоздь        5) бьют

2. Зачеркните лишнее слово в каждой строке:

1) Татьяна, Ольга, Илья, Дарья

2) Сыновья, сеть, олень, сосулька

3. Соедини части слов с разделительным мягким знаком:

воро                нье

варе                рья

ска                вьи

мура                лья

кры                мья

пе                бьи

4. Укажите номера слов, где не пишется разделительный мягкий знак.

  1. враньё                        4. пыльца
  2. пальцы                        5. ручьи
  3. ателье                        6. борьба

5. Когда пишут разделительный мягкий знак?

  1. После согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И
  2. После согласных перед гласными А, О, У, Ы, Э
  3. Перед любыми гласными.

6. Для чего нужен мягкий знак?

  1. Он показывает, что согласный не сливается с гласным и сохраняет звук [й] в словах.
  2. Он показывает, что предыдущий согласный мягкий.

Идёт проверка заданий теста . Даётся возможность ответить  группам, которые первые выполнили задания. Остальные проверяют и если есть ошибки исправляют их.  

В конце спрашивается :

 - У какой группы не было ошибок?

 - У какой группы были ошибки в 1 задании?

 - У какой группы были ошибки во 2 задании?

 - У какой группы были ошибки в 3 задании?

Группа, которая выполнила всё без ошибок, удостаивается аплодисментов.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог):

 - Какое правило мы вывели в процессе исследовательской работы?

- Прочитайте его по схеме -опоре?

 - Прочитайте его в учебнике?

 - Какое правило вам легче запомнить? Объясните почему?

( Правило-схема составлена нами, она более краткая, что легче запоминается всем.)

 - Какой вывод можно сделать? Если у нас много информации, которую надо запомнить, то что надо делать?

(Уметь найти главные или опорные слова и сократить запись, сокращая слова и используя значки)

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

( Дети показывают "смайлики", которые улыбаются.)

 - Какой вид работы понравился вам больше всего?

( Одним понравилось отгадывать кроссворд, другим самим выводить правило  - схему, третьим работать группой над тестом и тестом, потому что вместе легче выполнить трудное задание)

 - Что получилось хорошо?

 - Над чем следует поработать? (Дети ответили: учиться правильно и понятно сокращать слова)

10. Домашнее задание:

 составить предложение с новым словарным словом "обезьяна";

выписать из орфографического словаря ещё 8-10 слов с разделительным мягким знаком

- Слова читает учитель:

Учите русский годы к ряду

С трудом, с усердием. с умом.,

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом.

Если останется время, выполняется фонетический разбор слова "скамья", где закрепляется не только умение давать характеристику звукам, но и умение сокращать слова.

скамья - 2 слога

с - [с] - согл., глух. парн., тв. парн.

к - [к] - согл., глух. парн., тв. парн.

а - [а] - гл., безуд.

м - [м'] - согл.,зв. непарн., мягк.парн., сон.

ь - [ - ] - зв. нет

        [й'] - согл., зв. непарн., мягк.парн., сон.

я -

        [а] - гл., уд.

6 б.   6 зв.

 - Когда буква Я даёт два звука вспомните?

1) в начале слова

2) после гласной

3) после разделительного Ь знака

Можно дать и второй вариант схемы-опоры:

                         Е

        [й]                 Ё

согл.        Ь                   Ю

                         Я

                                И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Использование на письме разделительного мягкого знака.

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...