"Разделительный мягкий знак. Использование на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Отработка правил употребления мягкого знака в словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема: Разделительный мягкий знак (Ь). Использование на письме.
Цель: Создание условий для самостоятельного выведения правила употребления мягкого знака в словах в процессе исследовательской деятельности. Создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна.
Планируемые результаты: (предметные) овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению нового материала
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: обще-учебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – уметь выделить существенную информацию из учебного текста.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, работая в группе.
(Учащиеся работают в группах по 4 человека, где удобно работать и в паре, всего 7 групп по 4 человека, в каждой группе ребятами выбран капитан, который направляет работу группы).
Задачи для детей:
- Увидеть проблему с написанием слов с разделительным ь мягким знаком.
2. Исследовать проблему (соотнося написание слова с произношением), вывести правило употребления разделительного ь мягкого знака. С помощью графического кодирования информации (символов, сокращений слов) записать выведенное правило и уметь его перекодировать. Обратить внимани, что слова сокращать надо на согласных звуках, не забывать ставить точки при сокращениях. Показать рациональность этих приёмов.
3. Развивать личностные качества: наблюдательность. внимательность, логическое мышление.
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Сегодня на уроке у нас будет проектно-исследовательская деятельность.
- Что же мы будем исследовать?
- Отгадайте загадку, попробуйте определить объект исследования?
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай,
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - (мягкий знак)
2. Постановка учебной задачи:
- Правильно, ребята, всё будет посвящено ему - этому хитрому знаку. Наш класс превращается в исследовательскую лабораторию, а мы с вами – в маленьких учёных-исследователей и откроем новую орфограмму, сформулируем новое правило о мягком знаке и построим модель-схему (опору) для этого правила.
3. Актуализация знаний:
В начале давайте подготовимся к новому открытию: вспомним известную нам информацию об этом знаке.
- Прочитайте: (на доске таблички) н – нь
л – ль
м – мь
т – ть
- Исследуйте:
1. Чем похожи? (одинаковые буквы) Назовите их.
2. Чем отличаются? (произношением, согласный произносится мягко, есть Ь мягкий знак)
В 1 столбике – согласные буквы, обозначают твёрдые согласные звуки,
во 2 столбике согласные буквы, обозначают мягкие согласные звуки.
- Что указывает на мягкость согласного? (мягкий знак)
3. Какую роль играет Ь знак? (Показатель мягкости согласных)
- На доске открывается новая табличка Ь
- В тетрадке записываем н - нь
л - ль
Учитель: Нам пришла радиограмма от мягкого знака. Вы должны её расшифровать,для этого исследуйте звуковую схему слова и прочитайте:
[п а л' т о] - пальто - отвечает ученик
[к а н' к' и] - коньки - отвечает ученица
[а г о н']- огонь - отвечает ученик
[п' э н'] - пень - отвечает ученик
1. Что общего в этих словах? ( во всех есть Ь)
2. Какую роль играет ь? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
4. Что интересного можно сказать про буквы и звуки в этих словах? (букв больше, чем звуков)
4. Усвоение новых знаний и способов действий:
Вывод: стихотворение про Ь знак (читают 3 ученика )
Хитрый знак
Мягкий знак - хитрый знак
без него нельзя никак,
он не произносится,
Но в слово часто просится.
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо "шесть" получим "шест",
Вместо "есть" получим "ест",
Станут "пенками" - "пеньки".
"Уголками" - "угольки".
"Банька" в "банку" превратится,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
- Одну хитрость мягкого знака усвоили.
- Какую? (Показатель мягкости согласного звука)
- Продолжим исследование и узнаем, какую ещё важную роль играет мягкий знак. Решить эту проблему поможет странное письмо, которое нам прислал ь знак.
Группам раздаются листочки, на которых кроссворд.
- Снежная буря - ____________ (вьюга)
- Домики для пчёл - ______________(ульи)
- Мать, отец, дети - _______________(семья)
- Орудие для охоты - _____________(ружьё)
- Верхняя одежда для девочек - __________(платье)
(У доски выходит работать один ученик из любой группы по желанию, все группы высказывают согласны они или нет)
- Проведём исследование по плану:
(Другой ученик читает план со сайда)
1. Подчеркнуть Ь и буквы, которые стоят рядом с ним. Ь знак - одной чертой, соседние буквы двумя чертами. (первый ученик выполняет задание, группы анализируют выполнение работы)
2. Попробуйте закрыть Ь знак в словах и прочитать слово. (другой ученик закрывает листочком ь знак, учащиеся читают про себя, потом один в слух)
3. Что произошло? (согласный звук сливается с гласным и образуется слияние согласного с гласным, слова не получаются)
(Убираются листочки, слова читаются с Ь знаком)
4. Какую роль играет мягкий знак в этих словах? ( Ь знак отделяет одну букву от другой буквы)
- Верно, разделяет. Какое научное название присвоим Ь знаку?
(Разделительный Ь знак) - Мы открыли новую орфограмму.
5. После каких букв пишется разделительный Ь знак? (Дети читают: вэ, эль, эм, жэ, тэ) Какие это буквы? (согласные)
6. Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак? (Перед гласными)
- Назовите их. (Е ,Ё, Ю, Я, И) Какие из этих букв особенные? Почему?( буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука йэ, йо, йу, йа.
- Что показывает разделительный ь знак? (Что согласный не сливается с гласным)
7. В какой части слова пишется разделительный Ь знак? (на доске таблички с частями слов
(Дети называют части слов)
- Решить проблему нам поможет (слайд с изображением обезьяны с детёнышем в питомнике)
- Кто это? (Обезьяны)
- Запишем в нашу тетрадь слово. Это наше новое словарное слово, которое надо вам записать в словарик и запомнить его написание.
Какая орфограмма в нем есть? (разделительный мягкий знак)
- Для чего он нужен в слове? (Чтобы согласный не сливался с гласным).
- Кто расположился рядом с большой обезьяной? (маленькая обезьянка)
Запишем в нашу тетрадь слово обезьянка.
Где находятся обезьяны? (Дайте лексическое значение слову "питомник"?)
(питомник – место разведения животных или растений) Какой это питомник?(Обезьяний)
- Запишем это слово в тетрадь.
- Как можно назвать такие слова? (родственные или однокоренные)
- Найдите в них общую часть. Выделите её.
- Как она называется? (корень).
- В какой части слова находится разделительный ь знак? (В корне слова). Слово "обезьяна" надо записать в словарик, т.к. это словарное слово.
- Ещё одну тайну нашей орфограммы мы разгадали. Осталось совсем маленькое открытие сделать. Нам в этом помогут два слова: (на доску прикрепляет слова на карточках: ПОЛЮ ПОЛЬЮ
- Учащиеся читают хором - Чем отличаются эти слова:
- По значению:
полю - очищаю от сорняков;
полью - увлажнять что-то
- По произношению. Дети произносят, а учитель рядом с каждым словом пишет транскрипцию.
полю - [п а л' у]
полью - [п а л' й' у] Что интересного заметили? (Появился новый звук [й])
- Сравним по написанию. (во втором слове написан Ь знак) Какой это знак? (Разделительный)
- Что он разделяет?( Согласный звук от гласного звука)
- Какой звук рождается при произнесении слова с ь знаком? [й]
Давайте проверим по нашим словам из кроссворда. Дети читают и выделяют звук [й]. Вывод: разделительный Ь знак
- влияет на значение слова;
- на произношение.
- А теперь самое главное наше научное открытие: сформулируем правило написания разделительного мягкого знака, для этого повторим ещё раз.
1. В какой части слова находится разделительный Ь знак?
2. После каких букв употребляется разделительный ь знак? (после согласных)
3.Какой звук рождается при произношении разделительного Ь? [й]
4. Перед какими буквами пишется Ь знак? (е, ё. ю, я, и)
5. Значение разделительного ь знака?
Каждой группе даётся текст с правилом , в котором пропущены слова, которые надо вставить по смыслу, чтобы получилось законченное правило.
Разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е ,ё , ю, я, и, если в этих словах слышится звук [й]. Разделительный Ь знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
- Теперь самое главное в нашем открытии: составление схемы-опоры нового правила. Детям даются заготовки из которых они группой должны смоделировать правило.
1) Найдите объект исследования, покажите: Ь
- Какое научное название он получил? (разделительный мягкий знак)
2) В какой части слова он пишется? ( в корне) Найдите значок и добавьте в схему. Ь
3) После каких букв пишется? ( после согласных)
- Как можно сократить слово "согласных", чтобы было кратко и понятно? (согл.) Мы сократили слово на согласном звуке и поставили точку.
Дети находят заготовку сокращенного слова ( согл.) и добавляют в схему:
СОГЛ. Ь
4) Перед какими буквами пишется Ь знак? Перед гласными 2 ряда.
- Как сократить слово"гласные" кратко и понятно? ГЛ.
- Назовите все эти гласные?(Дети называют и находят заготовку с буквами, добавляя в схему-опору)
СОГЛ. Ь ГЛ. Е, Ё, Ю, Я, И
5) Какой звук рождается при произношении? (Дети находят заготовку [й])
Готовая схема-опора появляется у всех групп и на доске:
[й]
СОГЛ. Ь ГЛ. Е, Ё, Ю, Я, И
- Давайте расскажем правило "Когда пишется разделительный Ь знак?" по схеме-опоре. Учитель показывает символы, а дети озвучивают эти символы.
Разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е.ё, б, я, и, если слышится звук [й]. Разделительный Ь знак показывает, что согласный не сливается с гласным.
- Какие строчки из стихотворения про Ь знак подойдут?
Мягкий знак - хитрый знак
Без него нельзя никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
5. Закрепление новых знаний и способов действий.
1) Игра "Хороший слух" (Если есть орфограмма разделительный мягкий знак, то вы должны захлопать в ладоши.
Учитель читает слова:
Листья, пень, здоровье, сосулька, пьёт, гвоздь, воробьи, коньки, колья, стулья, жить, жильё.
2) Игра "Зоркий глаз" ( На слайде показаны слова, учащиеся должны встать, если в слове есть разделительный мягкий знак)
Друз…я, пен...ки, олен…и, пал…то, пол…ю, стул…я, пал…ма, мурав…и, пол…ю, мал…чик, л…вёнок, скам…я, пал…чик, колокол…чик, весел…е, л…дина, олен…и.
- Какие слова у нас остались? ( пол… ю - пол..ю, олен…и - олен…и)
- Почему ?
(Эти слова имеют два варианта написания слова: полю - полью, олени - оленьи)
- Объясните лексическое значение слова "олени"?
(Олени - копытные животные с ветвистыми рогами)
- Как вы понимаете значение слова "оленьи"?
(Значит принадлежат оленю)
- А что может принадлежать оленю?
( Оленьи следы, оленьи рога)
6. Физкультминутка: (дети выполняют со словами под музыкальное сопровождение)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук - тук –тук, - дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай!
7. Закрепление знаний. (развитие речи)
На слайде появляется картина, на которой изображены северные олени.
- Кто изображён на картине?
(Олени)
- Можно ли по ним увидеть, где обитают эти животные?
(Да, кругом снег. У оленей крепкие ноги )
- Составьте предложение , в котором будет слово "олени".и предложение, в котором будет слово"оленьи".
(Ученик предлагает : Олени живут на севере.)
Дети записывают это предложение в тетради.
- Дайте характеристику этому предложению .
(Предложение простое, распространённое, невосклицательное).
- Как можно сократить слово "простое"? (прост.)
- Как можно сократить слово "распространённое"? (распр.)
- Как можно сократить слово" невосклицательное"? (невоскл.)
Дети находят грамматическую основу предложения и указывают какой частью речи выражено каждое слово в предложении.
- Подлежащее "олени" выражено какой частью речи? (Существительным)
- Как можно сократить написание этого слова? (сущ.)
- Сказуемое "живут" выражено какой частью речи? (Глаголом)
- Как можно сократить написание этого слова? (гл.)
- Составьте второе предложение по картине.
(Ученик предлагает : Оленьи рога красивые.)
- Что получилось?
(Текст)
- Докажите свое мнение?
(Предложения связаны по смыслу.)
Какими предложениями можно продолжить текст?
( Оленье стадо - богатство северных жителей.)
8. Первичная проверка усвоенного материала.
Детям дается тест. Работа идёт в группах.
Тест.
Выполняли __________________________________________
1. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком:
1) колья 2) сосулька 3) здоровье 4) гвоздь 5) бьют
2. Зачеркните лишнее слово в каждой строке:
1) Татьяна, Ольга, Илья, Дарья
2) Сыновья, сеть, олень, сосулька
3. Соедини части слов с разделительным мягким знаком:
воро нье
варе рья
ска вьи
мура лья
кры мья
пе бьи
4. Укажите номера слов, где не пишется разделительный мягкий знак.
- враньё 4. пыльца
- пальцы 5. ручьи
- ателье 6. борьба
5. Когда пишут разделительный мягкий знак?
- После согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И
- После согласных перед гласными А, О, У, Ы, Э
- Перед любыми гласными.
6. Для чего нужен мягкий знак?
- Он показывает, что согласный не сливается с гласным и сохраняет звук [й] в словах.
- Он показывает, что предыдущий согласный мягкий.
Идёт проверка заданий теста . Даётся возможность ответить группам, которые первые выполнили задания. Остальные проверяют и если есть ошибки исправляют их.
В конце спрашивается :
- У какой группы не было ошибок?
- У какой группы были ошибки в 1 задании?
- У какой группы были ошибки во 2 задании?
- У какой группы были ошибки в 3 задании?
Группа, которая выполнила всё без ошибок, удостаивается аплодисментов.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог):
- Какое правило мы вывели в процессе исследовательской работы?
- Прочитайте его по схеме -опоре?
- Прочитайте его в учебнике?
- Какое правило вам легче запомнить? Объясните почему?
( Правило-схема составлена нами, она более краткая, что легче запоминается всем.)
- Какой вывод можно сделать? Если у нас много информации, которую надо запомнить, то что надо делать?
(Уметь найти главные или опорные слова и сократить запись, сокращая слова и используя значки)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
( Дети показывают "смайлики", которые улыбаются.)
- Какой вид работы понравился вам больше всего?
( Одним понравилось отгадывать кроссворд, другим самим выводить правило - схему, третьим работать группой над тестом и тестом, потому что вместе легче выполнить трудное задание)
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать? (Дети ответили: учиться правильно и понятно сокращать слова)
10. Домашнее задание:
составить предложение с новым словарным словом "обезьяна";
выписать из орфографического словаря ещё 8-10 слов с разделительным мягким знаком
- Слова читает учитель:
Учите русский годы к ряду
С трудом, с усердием. с умом.,
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом.
Если останется время, выполняется фонетический разбор слова "скамья", где закрепляется не только умение давать характеристику звукам, но и умение сокращать слова.
скамья - 2 слога
с - [с] - согл., глух. парн., тв. парн.
к - [к] - согл., глух. парн., тв. парн.
а - [а] - гл., безуд.
м - [м'] - согл.,зв. непарн., мягк.парн., сон.
ь - [ - ] - зв. нет
[й'] - согл., зв. непарн., мягк.парн., сон.
я -
[а] - гл., уд.
6 б. 6 зв.
- Когда буква Я даёт два звука вспомните?
1) в начале слова
2) после гласной
3) после разделительного Ь знака
Можно дать и второй вариант схемы-опоры:
Е
[й] Ё
согл. Ь Ю
Я
И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Использование на письме разделительного мягкого знака.
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа Росии"...
Использование на письме разделительного мягкого знака. Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка....
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...