"Помогай-ка" по русскому языку
картотека по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Предложение | Знак в конце предложения | |
по цели высказывания | по интонации | |
Повествовательное (рассказ, повествование) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
Вопросительное (вопрос) | Невосклицательное | ? |
Восклицательное | ? ! | |
Побудительное (приказ, просьба) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! |
Гласные звуки
- их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги
[а], [о], [э], шума нет безударный
[и], [ы], [у]
ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов:
у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
- безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
- безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
- после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]
Гласные «Хитрые»
буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ ] я – [й ΄]
я – [а] [э] [а]
э – [э] ё – [й ΄] ю – [й΄ ]
е – [э] [о] [у]
о – [о] 1. в начале слова – якорь
ё – [о] 2. в середине слова после
у – [у] разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – [у] 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,
и – [и] поём
ы – [ы]
10 – [6]
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
- щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]
возчик - [вощ΄ик΄]; зч
мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
- цирк - [цырк]; ц
купаться - [купаца]; тьс [ц]
дерётся - [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].
Суффиксы
Суффиксы | Значение суффиксов | Правило применения | Примеры |
-анан-, -янин-, -ан-, -ян- | Житель (жители) какой-либо страны, города, края | Запомнить | парижанин, россиянин парижане, россияне |
-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк- | Уменьшительно-ласкательное значение | Запомнить | бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка |
-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель | Профессия или род занятий | Запомнить | дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель |
-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- | Отчества людей | Запомнить | Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович |
-оват, -еват- | Оттенок какого-либо цвета | Запомнить | красноватый, синеватый |
-иц-, -их- | Названия животных-мам | Запомнить | волчица, зайчиха |
-ёнок- -онок- | Детёныши животных |
[ ч' ] пишется суффикс -онок-. | лисёнок, тигрёнок зайчонок, волчонок |
-ик- -ек- | Уменьшительно-ласкательное значение |
| ключик – нет ключика замочек – нет замочка |
-ость- | В суффиксе -ость- всегда пишется буква о. | глупость, вежливость | |
-ив- -ев- |
-ев-. | красивый, игривый волевой, боевой | |
-лив-, -чив- | В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. | пугливый, доверчивый |
ПРИСТАВКИ
Виды и правописание приставок | |
Состоят из одного звука (буквы) | с-, в-, у-, о- |
Неизменяемые приставки | вы- |
Пишутся с гласной -о- | во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-
|
Исключения: приставки па-, пра-. | паводок, прабабушка, прадедушка |
Пишутся с гласной -а- | за-, на-, над-, раз-//рас- |
Пишутся с согласной -д- | под-, над-, перед-, пред- |
Пишутся с согласной -т- | от- |
Приставки, оканчивающиеся на з//с | раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес- Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук. |
План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.
2. Показать место ударения.
3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.
4. Дать характеристику звуков:
Если звук согласный определяете:
- парный или непарный по звонкости-глухости
- звонкий или глухой
- парный или непарный по твёрдости-мягкости
- твёрдый или мягкий
Если звук гласный определяете:
- ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков.
[ г // ж ] | книга – книжный | [ с // ш ] | носить – ноша |
[ к // ч' ] | жук – жучок | [ щ' // ск] | тащу – таскать |
[ х // ш ] | пух – пушок | [ м // мл'] | кормить – кормлю |
[ з // ж ] | мазать – мажет | [ б // бл' ] | любить – люблю |
[ д // ж ] | обида – обижать | [ в // вл'] | ловить – ловлю |
[ ц // ч' ] | заяц – зайчонок | [ п // пл' ] | купить – куплю |
СОСТАВ СЛОВА
- ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.
Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.
друг – другу, друга, другом, о друге
умный – умная, умную, умные, умное
пришёл – пришла, пришло, пришли
- ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.
незабудка, прелестный, убегает
- КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.
Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.
опоздать - поздний, опоздание
книга – книжный, книголюб
- ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.
выход – вход, уход, приход, ходит
- СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.
Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.
котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....