"Помогай-ка" по русскому языку
картотека по русскому языку на тему

Шакурова Олеся Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie.docx148 КБ

Предварительный просмотр:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=630x10000:format=jpg/path/s703ac60b8ca62ece/image/i07fd321b4fc79e9c/version/1355402131/image.jpg

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

 (вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное 

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

!

C:\Users\0DDE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.083\764380.jpg

                                               Гласные звуки

  1. их 6:                   2) только из голоса,     3) ударный или        4) образуют слоги

[а], [о], [э],            шума нет                        безударный

[и], [ы], [у]

                                                     ВЫВОД:

                                           

                           сколько гласных звуков, столько и слогов:

                                у – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:

  • безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
  • безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
  • после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

   Гласные                                         «Хитрые»

буквы – звуки                                           гласные буквы      

а    –    [а]                                      е –  [й΄ ]       я –   [й ΄]                                                      

я    –    [а]                                            [э]                  [а]                                           

э    –    [э]                                 ё –  [й ΄]        ю – [й΄ ]                                   

е    –    [э]                                             [о]                  [у]

о    –    [о]                              1. в начале слова – якорь                           

ё    –    [о]                          2. в середине слова после                  

у    –    [у]                                      разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью                               

ю    –   [у]                          3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, 

и    –    [и]                                                                                                     поём

ы    –   [ы]                                   

10  –   [6] 

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

        Способы обозначения звука [щ΄]:

  • щавель - [щ΄ив΄эл΄];                                  щ

счёты - [щ΄оты];                                          сч                [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄];                                         зч

мужчина - [мущ΄ина].                                    жч

        Способы обозначения звука [ц]:

  • цирк - [цырк];                                         ц

купаться - [купаца];                                 тьс                [ц]        

дерётся - [д΄ир΄оца].                                 тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб -  [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

        

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

        

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

        

             Суффиксы

Суффиксы

Значение суффиксов

Правило применения

Примеры

-анан-, -янин-,

-ан-,  -ян-

Житель (жители) какой-либо страны, города, края

Запомнить

парижанин, россиянин

парижане, россияне

-ушк-, -юшк-,

- к-, -ок-, -ёк-,

-чик-, -еньк-,

-ечк-, -очк-

Уменьшительно-ласкательное значение

Запомнить

бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка

-ник-, -ниц, -чик-, -щик-,

-ик-, -ист-, -арь-,

-а-тель, -и-тель

Профессия или род занятий

Запомнить

дворник,  учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель 

-евн-, -евич-,

-ич-, -иничн-,

-овн-, -ович-

Отчества людей

Запомнить

Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович 

-оват, -еват-

Оттенок какого-либо цвета

Запомнить

красноватый, синеватый

-иц-, -их-

Названия животных-мам

Запомнить

волчица, зайчиха

-ёнок-

-онок-

Детёныши животных

  • После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс  -ёнок-.
  • После твёрдых согласных и

[ ч' ] пишется суффикс -онок-.

лисёнок, тигрёнок

зайчонок, волчонок

-ик-

-ек-

Уменьшительно-ласкательное значение

  • Суффикс  -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает»
  • Суффикс  -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает».

ключик  – нет ключика

замочек  –  нет замочка

-ость-

В суффиксе -ость- всегда пишется буква о.

глупость, вежливость

-ив-

-ев-

  • Под ударением пишется суффикс -ив-.
  • Без ударения пишется суффикс

-ев-.

красивый, игривый

волевой, боевой

-лив-, -чив-

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и.

пугливый, доверчивый

ПРИСТАВКИ

Виды и правописание приставок

Состоят из одного звука (буквы)

с-, в-, у-, о-

Неизменяемые приставки

вы-

Пишутся с гласной -о-

во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-

 

Исключения: приставки па-, пра-. 

паводок, прабабушка, прадедушка

Пишутся с гласной -а-

за-, на-, над-, раз-//рас-

Пишутся с согласной -д-

под-, над-, перед-, пред-

Пишутся с согласной -т-

от-

Приставки, оканчивающиеся на  з//с

раз-//рас-,      из-//ис-,     без-//бес-

Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.

Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.

План фонетического разбора

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

        Если звук согласный определяете:

  • парный или непарный по звонкости-глухости
  • звонкий или глухой
  • парный или непарный по твёрдости-мягкости
  • твёрдый или мягкий

        Если звук гласный определяете:

  • ударный или безударный

5. Определить количество букв и звуков.


[ г // ж ]

книга – книжный

[ с // ш ]

носить – ноша

[ к // ч' ]

жук – жучок

[ щ' // ск]

тащу – таскать

[ х // ш ]

пух – пушок

[ м // мл']

кормить – кормлю

[ з // ж ]

мазать – мажет

[ б // бл' ]

любить – люблю

[ д // ж ]

обида – обижать

[ в // вл']

ловить – ловлю

[ ц // ч' ]

заяц – зайчонок

[ п // пл' ]

купить – куплю

СОСТАВ СЛОВА

  1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг  – другу, друга, другом, о друге

        умный  – умная, умную, умные, умное

        пришёл  – пришла, пришло, пришли

  1. ОСНОВА СЛОВА -  это всё слово без окончания.

незабудка, прелестный, убегает

  1. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать -  поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

  1. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

выход – вход, уход, приход, ходит

  1. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...