Конспект урока "Знакомство с падежами" (3 класс, УМК "Планета Знаний")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Краснопёрова Арина Андреевна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_znakomstvo_s_padezhami.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по русскому языку

Выполнила студентка 43 гр.

Окорокова Арина

Проверила: Журавлева Н.В.

Отметка: _______________

                                                                                      Дата: 05.03.2018

Челябинск, 2018


Дата: 05.03.2018 г.                                                                                                        Учитель: Журавлева Н.В.

Школа: №93                                                                                                        

Класс: 3д                                                                                                                Студентка: Окорокова А., 43 гр.

Урок: 1

Конспект урока по  русскому языку

Тема: «Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений»

Цели деятельности учителя: способствовать усвоению нового материала, знакомить с падежами имен существительных, имен прилагательных, местоимений; знакомить с падежными вопросами; формировать умение определять падежи с помощью упражнений.

Планируемые результаты

Предметные:   усваивать новый материал, знакомиться с падежами имен существительных, имен прилагательных и местоимений; знакомиться с падежными вопросами; учиться определять падежи.

Личностные: формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник  «Русский язык» 3 класс, 2 часть «Планета знаний», презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Слов.: слово учителя

14:00-14:01

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему, а теперь тихо садитесь. Молодцы, а теперь посмотрите на меня, сядьте правильно, руки положите перед собой. Я вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Актуализация знаний

Нагл.: уч. презентация

Сл.: уч. Диалог

Пр.: минутка чистописания, самостоятельная работа

Слов.: уч. диалог

Пр.: взаимопроверка

14:01-14:06

Повторение изученного

Для начала давайте вспомним, чему мы научились в пятницу? (определять зависимое слово и главное в словосочетаниях, отличать грамматическую основу от словосочетания)

Молодцы!

Так чем же отличается грамматическая основа от словосочетания?

Также мы вчера выяснили, могут ли зависимые слова из словосочетаний стать главными в предложении. Скажите, могут? (нет)

Хорошо!

Перед тем, как мы начнем новую тему, я предлагаю провести минутку чистописания.

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, сегодня 5 марта, классная работа.

Минутка чистописания

Сегодня мы постараемся написать как можно красивее слог га. Посмотрите, как его нужно правильно писать. Запишите этот слог с новой строки до середины строки. Выберете тот, который у вас получился лучше всего, и обведите его простым карандашом, теперь до конца строки. Теперь из этих слогов снова выберите слог, который у вас получился лучше всего, обведите его простым карандашом. Молодцы! Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга, если написано красиво, чисто, выделен самый красивый слог, поставьте 5, если все выполнено, но есть помарки – поставьте 4, если есть ошибки в соединениях и не выделено ничего, поставьте 3, если написано грязно и неправильно, поставьте 2.

Верните друг другу тетради. Поднимите руки, у кого 5/4/3/2.

Молодцы!

Открывать тетради

Записывать число, классная работа

Прописывать правильно и красиво буквы

Отвечать на вопросы

Воспроизводить знания

Вести диалог с учителем

Приводить примеры

Р: планирование последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: осознавать познавательную задачу;

К: владеть диалогической формой коммуникации;

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: уч. презентация

Слов.: слово учителя, беседа

Пр.: списывание словосочетаний

14:06-14:10

Целеполагание

Какое слово вы знаете, которое начинается на слог га? (газета)

Скажите, какой бывает газета? (дети называют варианты, останавливаемся на варианты – свежая)

А что еще бывает свежим? (рыба, ветер, хлеб)

Посмотрите на слайд, вы видите названные словосочетания.

Скажите, в каких словосочетаниях слово свежий употреблено в переносном значении? (свежая газета, свежий ветер)

Молодцы, замените слово свежий синонимом в каждом словосочетании. (новая газета, прохладный ветер)

Посмотрите на слайд, скажите, по какому признаку изменяется слово газета в первом столбике? (газета, газеты)  (по числу)

Теперь посмотрите на второй столбик. (газета, газет, газете, газету, газетой, о газете) По какому признаку изменяется слово газета в этом столбике? (по падежам)

Молодцы!

Мы это выяснили на слове газета, а это какая часть речи? (существительное)

Как вы думаете, по падежам может изменяться только существительное? (нет)

Какие еще части речи можно изменить по падежам?

Это нам и предстоит выяснить.

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? («Знакомство с падежными формами русского языка»)

Молодцы.

Какие задачи мы можем поставить на урок?

-узнать, какие части речи изменяются по падежам;

-узнать, какие существуют падежи;

-знакомиться с особенностями каждого падежа.

Отвечать на вопросы учителя

Записывать словосочетания

Обозначать главное и зависимые слова

Заменять слово синонимами

Определять, по какому признаку изменено существительное

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и задачи урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию;  формулирование познавательной цели и задач.

Решение частных задач

Пр.: работа с учебником

Нагл.: уч. презентация

Слов.: беседа

Пр.: списывание словосочетаний

Пр.: работа в парах

14:10-14:23

Работа с учебником

Кто-то уже знает, сколько в русском языке падежей? (6)

Кто может их назвать?

Спасибо.

Изменение слов по падежам, что это за изменение?

И как же называют изменение частей речи по падежам?

Чтобы проверить, правильно ли мы ответили на эти вопросы, давайте откроем учебники на странице 79 и прочитаем правило в рамочке. Прочтите про себя, а теперь в полголоса хором.

Прежде, чем мы познакомимся ближе с падежами, давайте посмотрим на страницу 78, что нам говорит наш помощник. Прочитайте. Какой вывод мы можем сделать? (Зависимые имена прилагательные подчиняются главным словам, т.е. принимают их форму рода и числа, а зависимые имена существительные изменяют свою форму в зависимости от вопроса, который задают от главного слова)

Молодцы!

Посмотрите на слайд, что вы видите? (неполные словосочетания)

Я предлагаю вам дополнить их записать их в тетрадь, что нужно сделать, чтобы дополнить их? (просклонять слово книга). Давайте вместе просклоняем его, смотря на табличку. И с помощью этой же таблички вам нужно определить падеж существительного, записать его и указать падеж. (дружу (с чем?) в книгой, нет (чего?) книги, думаю (о чем?) о книге, отдать (что?) книгу, быть верным (чему?) книге)

Как называется изменение частей речи по вопросам? (склонение)

Прочитайте задание 103.  Что нам нужно сделать в этом упражнении?  Поработайте в парах, образуйте словосочетания, а затем запишите их с красной строки, через запятую. Не забудьте написать вопросы, которые вам уже даны в упражнении.

Готовы?

Молодцы.

Что вы делали в этом упражнении?

Чему оно нас научило?

Хорошо!

Отвечать на вопросы учителя

Открывать учебники и читать правило

Читать информацию о словосочетаниях

Делать вывод

Читать задание

Образовывать словосочетания

Записывать словосочетания

Отвечать на вопросы

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Нагл.: видео

14:23-14:24

Физминутка

Ребята, встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Повторять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Пр.: работа с учебником

Нагл.: презентация

Сл.: уч. диалог

Пр.: списывание словосочетаний

Сл.: уч. диалог

Пр.: самопроверка/взаимопроверка

Нагл.: уч. презентация

14:24-14:38

Работа с учебником

Прочитайте задание 104. Что нам нужно сделать?

Познакомьтесь с таблицей самостоятельно и задайте вопросы по ней. Что непонятно?

Итак, ответьте на вопрос, какие признаки каждого падежа отмечены в этой таблицы? (с какими предлогами употребляется, на какие вопросы отвечает, косвенный или прямой)

Сколько у нас косвенных падежей?

Сколько прямых?

Какой падеж всегда употребляется без предлогов? Какой падеж употребляется всегда с предлогами?

Хорошо.

Вы выписали словосочетания 103 упражнения. Давайте укажем их падежи. Посмотрите, как это нужно делать. (показ на доске)

Давайте проверим. (фронтальная проверка)

Посмотрите на слайд, что вы на нем видите? (словосочетания с вопросами)

Что вы еще заметили? (что вопросы заданы неверно)

Хорошо, я предлагаю вам записать эти словосочетания с красной строки через запятую, задавая правильные вопросы и указывая падеж имен существительных так, как мы сегодня учились.

(продать (кого?) шкаф, говорить (с чем?) с другом, плыть (чем?) к берегу, думать (кого?) о маме, лезть (как?) по канату)

_______, сдайте, пожалуйста, свои тетради на проверку. Остальные поменяйтесь тетрадями и сверьте работу вашего соседа со слайдом. 1 ош. – 4, 2 ош- 3, 3 ош – 2.

Поднимите руки, у кого 5/4/3/2.

Хорошо.

Читать задание

Знакомиться с таблицей

Задавать вопросы

Отвечать на вопросы

Указывать падежи в выписанных словосочетаниях

Смотреть на слайд, отвечать на вопросы

Выписывать словосочетания с верными вопросами и указывать падежи имен существительных

Проводить взаимопроверку

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Домашнее задание

14:38-14:39

Учебник – стр. 79 упр.105. Давайте рассмотрим это упражнение. Что вам нужно будет сделать? Мы выполняли подобную работу на уроке? Значит, у вам есть пример, как нужно его оформить и выполнить.

Записывать домашнее задание

Пр.: самооценка

14:39-14:40

- Какая тема  урока сегодня была? Какие задачи ставили? Решили их?

С каким правилом познакомились? Давайте повторим его.
Посмотрите на слайд, и скажите, что вам понравилось на уроке, что получилось, а над чем еще нужно поработать.

(На слайде:

- Мне понравилось…

-У меня получилось…

-Мне еще нужно поработать над…

Спасибо за урок.

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

Конспект занятия для 2 класса "День знаний"

Классный час во 2 классе, посвященный Дню знаний...

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...

План-конспект урока русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о падежах имён существительных"

Модель урока русского языка в 4 классе "Обобщение знанийй о падежах имён существительных". Материал может быть полезен учителям начальной школы. Урок проводится в конце изучения темы "С...

Конспект урока русского языка в 3 классе «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: закрепление знаний о системе падежей русского языка. Задачи: отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложе...