Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Горбач Ксения Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_iskusstvo_slova_3_klass_gorbach_k.a.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

_______________                                              

Дзамоева И.Р.

_______________________2017 г.                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Искусство слова»

направленность:социально-педагогическая

   уровень программы:ознакомительный

                                                       

                                                        Автор-составитель программы:                                                                        Горбач К.А., учитель, педагог дополнительного образования

                                    

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации:  1 год

Москва, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках кружка  по направлению развития личности «социально-педагогическая».

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Программа "Искусство слова" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Адресат программы – учащиеся от 8 до 10 лет.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Количество учащихся в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Всего по программе 36 часов за учебный год.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Искусство слова».

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

аудиовизуальные;

технические (проектор, компьютер);

учебное оборудование;

наглядные пособия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов и тем

Количество  часов

Формы аттестации\контроля

Дата

1

Речь. Выразительность речи.

1

Стартовый контроль

Диагностика

2

Многозначные слова.

1

Прогностический

контроль

3

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

Рефлексивный контроль

4

Фразеологизмы.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

5

Сравнения.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

6

Олицетворение.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

7

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

8

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

9

Откуда приходят слова

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

10

Этимология.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

11

Как тебя зовут?

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

12

Наши фамилии.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

13

Проект « Что в имени тебе моем…»

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

14

Топонимы.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

15

Устаревшие слова.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

16

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

17

Проверочная работа.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

18

Анализ проверочной работы

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

19

Типы текстов.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

20

Тема текста. Опорные слова.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

21

Связь предложений в тексте.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

22

Цепная связь предложений в тексте.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

23

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

24

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

25

Единый временной план текста.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

26

Стили речи.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

27

Научный стиль.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

28

Словари.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

29

Культура общения.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

30

Культура общения.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

31

Проверь себя.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

Прогностический контроль

Контроль по результату

32

Анализ проверочной работы

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

33

34

Повторение пройденного

2

Прогностический контроль

Контроль по результату

35

Итоговое занятие.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

36

КВН.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы циркового искусства»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Основы циркового искусства»...

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства "Я в художники пойду...&quo...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе («От звука к слову»)

Задачи:Обучающие:- Совершенствовать речь детей, как средство общения;- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;- Учить делить слова с открытыми слогами на части;- Учить составлять слова из с...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год

образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному искусству

Общеразвивающая образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников. 1-4 класс...