Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
_______________
Дзамоева И.Р.
_______________________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Искусство слова»
направленность:социально-педагогическая
уровень программы:ознакомительный
Автор-составитель программы: Горбач К.А., учитель, педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Москва, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках кружка по направлению развития личности «социально-педагогическая».
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.
Программа "Искусство слова" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Адресат программы – учащиеся от 8 до 10 лет.
Цель программы:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции
Задачи:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Количество учащихся в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Всего по программе 36 часов за учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Искусство слова».
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
аудиовизуальные;
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;
наглядные пособия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации\контроля | Дата |
1 | Речь. Выразительность речи. | 1 | Стартовый контроль Диагностика | |
2 | Многозначные слова. | 1 | Прогностический контроль | |
3 | Омонимы, омоформы и омофоны. | 1 | Рефлексивный контроль | |
4 | Фразеологизмы. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
5 | Сравнения. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
6 | Олицетворение. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
7 | Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
8 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
9 | Откуда приходят слова | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
10 | Этимология. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
11 | Как тебя зовут? | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
12 | Наши фамилии. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
13 | Проект « Что в имени тебе моем…» | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
14 | Топонимы. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
15 | Устаревшие слова. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
16 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
17 | Проверочная работа. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
18 | Анализ проверочной работы | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
19 | Типы текстов. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
20 | Тема текста. Опорные слова. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
21 | Связь предложений в тексте. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
22 | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
23 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
24 | Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
25 | Единый временной план текста. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
26 | Стили речи. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
27 | Научный стиль. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
28 | Словари. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
29 | Культура общения. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
30 | Культура общения. | 1 | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | |
31 | Проверь себя. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату Прогностический контроль Контроль по результату | |
32 | Анализ проверочной работы | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
33 34 | Повторение пройденного | 2 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату | |
36 | КВН. | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690601-1445162914.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы циркового искусства»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Основы циркового искусства»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-175831-1381658704.jpg)
РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства "Я в художники пойду...&quo...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе («От звука к слову»)
Задачи:Обучающие:- Совершенствовать речь детей, как средство общения;- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;- Учить делить слова с открытыми слогами на части;- Учить составлять слова из с...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-990996-1514908212.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Ансамбль пианистов «Шанс»
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-990996-1514908212.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год
образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1080168-1541786844.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному искусству
Общеразвивающая образовательная программа по художественному творчеству для младших школьников. 1-4 класс...