Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учителя начальных классов
Пилипенко Елены Николаевны
по русскому языку в 3 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс соз а на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011дан;
- Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2011;
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
- Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, о бъявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ
мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, состав слова, грамматика;
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
- Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Содержание курса
- Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Морфологический разбор глаголов. Частица не, её значение.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак в глаголах на -ться;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Место предмета в учебном плане
В третьем классе продолжительность курса русского языка составляет 170 ч (5 ч в неделю). Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 12 |
2. | Язык – главный помощник в общении. | 39 |
3. | Состав слова. | 16 |
4. | Части речи. | 3 |
5. | Имя существительное. | 38 |
6. | Местоимение. | 2 |
7. | Глагол. | 28 |
8. | Имя прилагательное. | 16 |
9. | Повторение в конце года. | 16 |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольное списывание | - | 1 | - | 1 | 2 |
Проверочная работа | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Контрольное изложение | - | - | - | 1 | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать:
— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
— проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
— обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
— отличать текст от набора предложений;
— определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
— устанавливать связи между предложениями в тексте;
— делить текст на части, устанавливать связи между ними;
— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
- правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
- грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
- писать слова с непроверяемыми буквами;
- - распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- - различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;
- - самостоятельно ставить ударение в словах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- - адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
- - создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- - соблюдать орфоэпические нормы;
- - передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
- - владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час. | ||||
I четверть (45 ч) Мир общения. Повторяем – узнаём новое. (11 часов) | |||||||
1,2 | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | 3 | |||||
3,4 | Культура устной и письменной речи. | 1 | |||||
5 | Текст. Тема и главная мысль текста. | 1 | |||||
6 | Типы текста. | 1 | |||||
7-8 | План текста. | 2 | |||||
9 | Виды текста. | 1 | |||||
10 | Тест по теме: «Мир общения. Текст». | 1 | |||||
11 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Язык -главный помощник в общении (39). | |||||||
12 | Язык — главный помощник в общении. | ||||||
13 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | |||||
14 | Деление слов на слоги. | 1 | |||||
15 | Ударение. | 1 | |||||
16 | Десять правил орфографии. | 1 | |||||
17 | Правописание имён собственных. | 1 | |||||
18 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |||||
19-20 | Способы проверки безударной гласной в корне слова. | 2 | |||||
21 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение. | 1 | |||||
22 | Правописание парных согласных. | 1 | |||||
23 | Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова. | 1 | |||||
24 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 | |||||
25 | Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. | 1 | |||||
26 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | |||||
27 | Правописание удвоенных согласных. | 1 | |||||
28-29 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. | 2 | |||||
30 | Перенос слова. | 1 | |||||
31 | Диктант по теме: «Повторение пройденного во 2 классе». | 1 | |||||
32 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
33-36 | Слово и его значение. Словарный диктант. | 4 | |||||
37-38 | Синонимы. | 2 | |||||
39 | Антонимы. | 1 | |||||
40 | Омонимы. | 1 | |||||
41 | Многозначные слова. | 1 | |||||
42 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | |||||
43 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
44-45 | Словосочетание. | 2 | |||||
II четверть (35 ч) | |||||||
46 | Предложение. | 1 | |||||
47-48 | Главные члены предложения. | 2 | |||||
49-50 | Однородные члены предложения. | 2 | |||||
51 | Тест на тему: «Предложение и словосочетание» | 1 | |||||
Состав слова (16 ч) | |||||||
52-54 | Состав слова. Корень. | 3 | |||||
55 | Правописание изученных орфограмм в корне слова. | 1 | |||||
56 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | |||||
57-58 | Приставка. | 2 | |||||
59 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |||||
60-61 | Суффикс. | 2 | |||||
62 | Окончание. | 1 | |||||
63 | Основа слова. | 1 | |||||
64 | Как образуются новые слова. | 1 | |||||
65 | Обобщение о составе слова. | 1 | |||||
66 | Диктант по теме: «Состав слова». | 1 | |||||
67 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Части речи (3 часа) | |||||||
68-69 | Части речи. | 2 | |||||
70 | Обобщение по теме: «Части речи» (проверочная работа). | 1 | |||||
Имя существительное (38 часов) | |||||||
71 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||||
72 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||||
73-74 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант. | 2 | |||||
75 | Контрольное списывание. | 1 | |||||
76-77 | Число имён существительных. | 2 | |||||
78 | Контрольный диктант за II четверть. | 1 | |||||
79 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
80 | Обучающее изложение. | 1 | |||||
III четверть (50 часов) | |||||||
81-84 | Род имён существительных. | 4 | |||||
85 | Развитие речи. Сочинение-описание. | 1 | |||||
86-89 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 4 | |||||
90 | Изменение существительных по падежам (склонение). | 1 | |||||
91 | Определение падежа имён существительных. | 1 | |||||
92-93 | Именительный падеж. | 2 | |||||
94-95 | Родительный падеж. | 2 | |||||
96 | Дательный падеж. | 1 | |||||
97-99 | Винительный падеж. | 3 | |||||
100 | Творительный падеж. | 1 | |||||
101 | Предложный падеж. | 1 | |||||
102 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 1 | |||||
103 | Проверочная работа по теме: «Склонение имён существительных». | 1 | |||||
104 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
105 | Повторение пройденного об имени существительном. | 1 | |||||
106 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||||
107 | Диктант по теме: «Имя существительное». | 1 | |||||
108 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Местоимение (2 часа) | |||||||
109-110 | Местоимение и его роль в предложении. | 2 | |||||
Глагол (28 часов) | |||||||
111-113 | Глагол. Роль глаголов в речи. | 3 | |||||
114-115 | Изменение глаголов по временам. | 2 | |||||
116-117 | Настоящее время глагола. | 2 | |||||
118-119 | Прошедшее время глагола. | 2 | |||||
120-121 | Будущее время глагола. | 2 | |||||
122 | Определение времени глагола. | 1 | |||||
123 | Диктант по теме: «Изменение глаголов по временам». | 1 | |||||
124 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
125 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |||||
126 | Неопределённая форма глагола. Словарный диктант. | 1 | |||||
127-128 | Изменение глаголов по числам. | 2 | |||||
129 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | |||||
130 | Повторение пройденного. | 1 | |||||
ІV четверть (40 часов) | |||||||
131-132 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 2 | |||||
133-134 | НЕ с глаголами. | 2 | |||||
135 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |||||
136 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||||
137 | Диктант по теме: «Глагол». | 1 | |||||
138 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Имя прилагательное (16 часов) | |||||||
139-141 | Имя прилагательное как часть речи. | 3 | |||||
142-145 | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 4 | |||||
146-149 | Изменение имён существительных по числам, родам и падежам. | 4 | |||||
150 | Развитие речи. Сочинение-описание. | 1 | |||||
151 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||||
152 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | |||||
153 | Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное». | 1 | |||||
154 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Повторение в конце года (16 часов). | |||||||
155-157 | Повторение по теме: « Предложение. Текст». | 3 | |||||
158 | Контрольное списывание. | 1 | |||||
159-161 | Повторение по теме: «Состав слова». | 3 | |||||
162 | Контрольное изложение. | 1 | |||||
163-166 | Повторение по теме: «Части речи». Словарный диктант. | 4 | |||||
167 | Итоговый диктант. | 1 | |||||
168 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
169-170 | Заключительные уроки «По океану Речи». | 2 |
Методическая литература
Для учителя | Для учащихся |
Васильева Н.Ю., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. - М.: ВАКО, 2014. | Русский язык. 3 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2012. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2013. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...